Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с онр по теме «ДЕРЕВЬЯ»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе
для детей с онр по теме: «ДЕРЕВЬЯ»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе
для детей с онр по теме: «ДЕРЕВЬЯ»
Цели и задачи
В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:
- Активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов по теме «Деревья»
- Учить образовывать относительные прилагательные,
- Упражнять в правильном употреблении предлогов НА, ПОД,
- в образовании множественного числа существительных в родительном падеже, в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- Развивать фонематические процессы слуховое внимание и восприятие, память
- Развивать мелкую, общую моторику.
- Формировать память и мышление.
- Расширять кругозор.
- Воспитывать любознательность, взаимопомощь.
Оборудование
- Музыкальные инструменты: дудочка, трещётка, колокольчик, свисток, погремушки, бубен, палочки, колотушка;
- Предметные картинки: деревья, берёза, клён, рябина, липа, дуб,
- Панно к д/игре «Один-много»
- Листья деревьев берёзы, клёна, рябины, липы, дуба, осины, ивы
- Шишки, жёлуди, грибы, ели, пень
- Наборное полотно
- Стульчики по количеству детей
Предварительная работа:
-Познавательное занятие воспитателя по теме «Деревья»,
-Целевая прогулка в парк,
- рассматривание иллюстраций
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности. |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Здравствуйте, дети! -Ребята, у нас сегодня гости. Посмотрите, какие ласковые и добрые лица у наших гостей. Давайте и мы улыбнемся им. Оргмомент. Игра «Угадай, что звучит?» Инструкция: «Слушайте внимательно, скажите, что звучит». Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик. - Назовите эти инструменты (погремушка, колокольчик, бубен) Логопед: Я предлагаю вам сделать дых. упражнение, которое называется «Листочек». |
Физическое развитие | Двигательная деятельность | 2. Дыхательное упражнение «Листочек» Логопед: Осенью много красок у нас под ногами. Это опавшие листья. И ваши ладошки похожи на листочек ю. Покажите их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах! » с восклицательной интонацией, и сдуйте листок -ладошку . (Дети повторяют упражнение 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха). |
Речевое развитие | Речевая деятельность | II Введение в тему. - Рассмотрим инструменты, из чего они сделаны? (из дерева) - Возьмите только деревянные. Почему они так называются? (они сделаны из дерева) - Что еще вокруг сделано из дерева, деревянное? (деревянный стол, деревянный стул) Логопед: Вот и поговорим сегодня о деревьях, раз вокруг так много деревянного. На наборном полотне выставлены 4 дерева. -Рассмотрите картинки назовите каждый предмет (берёза, клён, рябина..) - Назовите одним словом что это? (деревья). - Какие деревья вы ещё знаете? (липа, дуб, сосна, и т.д.) По мере называния логопед выставляет картинки. - Где растут деревья? (в лесу, в саду, в парке, на улице) - Мы были с вами в саду, в огороде, а вот в лес ещё не ходили. Хотите? (да) - Поедем мы на поезде.
|
Речевое развитие | Речевая деятельность | III Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Игра “Назови ласково” - Сядет в вагон тот, кто назовет дерево ласково Рябина - рябинка Береза - березка Осина - осинка Ель - елочка Сосна - сосенка Клен - кленок Дуб - дубок Тополь - тополек Дерево - деревце Ветка - веточка Лист - листочек -Молодцы, все заняли свои места? Отправляемся. Поезд наш едет, колеса стучат, В лес, он везет хороших ребят. |
Социально-коммуникативное развитие | Игровая деятельность, речевая деятельность | IV Образование множественного числа существительных в родительном падеже Игра « Один - много» - Посмотрите в окно вагона, вдали виден лес. -Назовите чего много в лесу? (много берёз, много рябин, много, много осин, деревьев, берез, дубов, клёнов и т.д.) -Внимание остановка, выходите из вагона -По узкой тропинке мы шагаем, тут корни деревьев и ноги мы с вами высоко поднимаем. -Мы пришли на полянку -Чего много на поляне? (много ёлок, листьев, грибов, шишек, желудей.) - чего много в лесу? |
Социально-коммуникативное развитие | Игровая деятельность, речевая деятельность | V. Образование относительных прилагательных Игра « Какой лист?». - Осенью ветер срывает с деревьев листья. Листья кружатся и падают на землю. Как называется это явление? (листопад) -Возьмите тот лист, который вам нравится больше всех. -У меня лист клена, он называется кленовый лист. -У тебя какой лист? Назови! - А у тебя? (с липы - липовый) А у тебя? (с рябины - рябиновый)…… (дубовый, рябиновый, липовый, березовый) - С каких деревьев упали ваши листья. -Мой лист упал с клена, а у тебя? (с дуба, липы, рябины, с клена) |
Физическое развитие | Двигательная деятельность | VI. Физминутка. - Поиграем с листочками . Станем мы деревьями сильными, большими Ноги - это корни, их расставим шире, Тело ствол могучий и чуть-чуть качается И своей верхушкой в небо упирается Руки это ветви, крону образуют. А на ветках листья. Листья осенние тихо кружатся, Падают листья, на землю ложатся, И под ногами шуршат, шелестят, Будто опять закружиться хотят - Что делали листочки? (висели, летели, кружились, падали, шуршали, шелестели) - Как называется явление, когда падают листья? (листопад) |
Социально-коммуникативное развитие | Игровая деятельность, речевая деятельность | VII . Употреблении предлогов НА, ПОД, Игра «Где прячется лист?» -Мой кленовый лист любит играть в прятки. -Лёг на грибок, спрячется под грибок - Куда спрятался листок? На ёлке, под ёлкой. На пне и т.д. И ваши листья умеют прятаться? - Положите на гриб -Куда спрятался листок? -Под гриб -А сейчас, где листок? -На ёлку --Куда спрятался листок? -Под ёлку А сейчас, где листок? |
IX.. Фонопедическое упражнение Логопед: Молодцы! А давайте теперь с вами споём как листочки. Осенние листочки на веточке сидят, Осенние листочки детям говорят: Осиновый – А-А-А, Рябиновый – И-И-И, Березовый – О-О-О, Дубовый – У-У-У, (Пропевание гласных) . Подуй на листочек. (Дети 3-4 раза дуют на руки - «листья», не раздувая щек) . Очень хорошо! | ||
Речевое развитие | Речевая деятельность | |
Речевое развитие | Речевая деятельность | X. Итог занятия. Вот и подошло к концу наше путешествие, мы вернулись в детский сад. Расскажите, где мы были? Где гуляли? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Детский сад».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Познакомить детей с нахождением, назначением и названием комнат и групп в детском саду,Закрепить названия и назначение предметов, находящихся в групповой комнате,Выучить имена, отчества ...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Игрушки».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними;научить выделять составные части, форму, цвет, материал;образовывать существительные родительного падежа, существительные с у...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Моя семья».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:расширить знания детей по теме: «Семья»,закрепить понятие о родственных отношениях в семье,учить согласовывать существительные с прилагательными, образовывать и правильно упо...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Продукты питания».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Закрепить знания детей о том, что пищу готовят повара на кухне, названия блюд завтрака, обеда, ужина;Закрепить названия продуктов, из которых готовят первые, вторые и третьи блюда,Активи...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Посуда».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- закрепить знания детей названий посуды;- учить называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; называть части посуды и внешние признаки;- учить детей образовывать слова с умен...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Профессии».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия;- закреплять у детей употребление имен существительных в творительном падеже;- упражнять в образовании имен существитель...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Мебель».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей подбирать глаголы к именам существительным, подбирать антонимы;- упражнять детей в назывании частей мебели;- закреплять навык правильного употребления имен существительных ...