Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Человек, части тела человека».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- учить детей дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы;

- закреплять у детей умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- развивать словарь антонимов;

- закреплять знания о назначении частей тела;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших хорошими поступками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_28_starshaya_gruppa._chelovek.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи  в старшей   логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Человек, части тела человека». Занятие № 28

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:

- учить детей дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы;

- закреплять у детей умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- развивать словарь антонимов;

- закреплять знания о назначении частей тела;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших хорошими поступками.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- предметная картинка с изображением человека;

- сюжетные картинки к играм.

 

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Организационный момент.

Игра «Назови ласково».

Логопед: сядет тот, кто назовет ласково.

Голова, нос, руки, грудь, лоб, подбородок, локти, спина, брови, рот, пальцы, живот, ресницы, язык, ногти, ноги, шея, глаза, горло, плечи, колени, затылок, зубы, пятка, щеки, губы, уши, лопатки.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Тема занятия.

Логопед: Сегодня на занятии мы будем говорить о человеке, о строении его тела.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Вводная беседа.

Человек.

Взрослые и дети, мальчики и девочки – это люди. Все мы разные, но при этом очень похожи по строению тела.

Тело человека напоминает мудрый механизм, который способен выполнять множество различных задач. С его помощью мы можем смеяться, плакать, говорить, бегать, думать, работать и играть.

Человеческое тело состоит из различных частей. Внутри тела человека разные органы, постоянно занятые работой. Органы человеческого тела взаимодействуют друг с другом, как детали машины. Но каждый орган при этом имеет свои обязанности и выполняет их. Например, легкие помогают человеку дышать, мозг – думать, говорить, видеть, желудок – переваривает пищу, а сердце отвечает за правильную работу всех органов.

Если все части тела человека и внутренние органы работают правильно, то человек здоров.

 

Социально-коммуникативное развитие     Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Рассмотрите картинки. Покажите и расскажите, где действие еще совершается, а где уже совершилось.

Игра « Что делает, а что сделал? Сделала?» - образование глаголов в форме прошедшего времени.

Моет – вымыла,

Вешает – повесила,

Рисует – нарисовал,

Умывается – умылся,

Одевается – оделся,

Прячется – спряталась,

Прыгает – перепрыгнула,

Наливает – налил;

 Ест – съел,

Бросает – бросила и др.

Логопед: Я буду говорить о других, а вы мне в ответ расскажите о себе:

Игра «Расскажи о себе» - образование глаголов в форме первого лица настоящего времени.

Девочка купается, а я – купаюсь.

Мальчик умывается, а я – умываюсь.

Мама одевается, а я – одеваюсь. И др.

Логопед: А теперь на заданное слово подберите слово наоборот.

Игра «Скажи наоборот»- подбор антонимов к именам прилагательным и глаголам.

Добрый – злой,

Большой – маленький,

Высокий – низкий,

Толстый – худой,

Больной – здоровый,

Друзья – враги,

Одеваться – раздеваться

Трудиться – лениться

Старый – молодой

Веселый – грустный

Чистый – грязный

Аккуратный – неряшливый

Входит – выходит

Залезает – слезает.

Игра «Справа, выше, ниже» - развитие пространственных представлений.

Логопед: Рассмотрите троих друзей, которые изображены на картинке. Обратите внимание на их рост, возраст, где они стоят по отношению друг к другу. А теперь составьте предложение, используя слово СПРАВА (СЛЕВА, ВЫШЕ, НИЖЕ, МЕЖДУ, СТАРШЕ, МОЛОЖЕ).

 

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Ах, ты девочка чумазая, (качают головой),

Где ты носик так измазала? (касаются кончика носа указательным пальцем),

Кончик носа черный,

Будто закопченный. (качают головой),

- Я на солнышке лежала. (руки над головой, пальцы растопырены),

Нос кверху держала,

Вот он и загорел. (голову запрокидывают назад, к воображаемому солнышку).

Социально-коммуникативное развитие    Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Игра « Подбери предмет» (часть тела) – к заданному слову нужно подобрать слово –часть тела человека.

ВИДЯТ – глаза

СЛЫШАТ – уши

РАБОТАЮТ – руки

БЕГАЮТ – ноги

ДЫШИТ – нос

ЖУЮТ – зубы

СТОЯТ – ноги

МАШУТ – руки
ТРОГАЮТ – руки

 НЮХАЕТ – нос

 ГОВОРИТ – рот, язык

ПИШУТ – руки.

Социально-коммуникативное развитие     Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Игра «Два, две» - закрепление знаний детей о частях тела, согласование имен существительных с числительными ДВА, ДВЕ.

ДВЕ брови,

ДВА глаза,

ДВЕ щеки,

ДВА уха,

ДВА плеча,

ДВЕ руки,

ДВА локтя,

ДВЕ ладони,

ДВЕ ноги,

ДВА колена,

ДВЕ пятки,

ДВЕ ступни.

Социально-коммуникативное развитие    Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Игра «Назови части тела человека, которых нет у домашних животных».

Логопед: Ребята, подумайте и скажите, каких частей тела нет у домашних животных, а у человека они есть.

ЛИЦО, ПОДБОРОДОК, ЛАДОНИ, ПАЛЬЦЫ, НОГТИ, ЛОКТИ, РУКИ, ПЛЕЧИ.

Социально-коммуникативное развитие    Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Игра «Узнай по описанию» или «Какой, какие» - подбор подходящего по смыслу имени существительного к ряду имен прилагательных.

Логопед: Вы много узнали о частях тела человека, и вам будет нетрудно догадаться, о чем я говорю:

Красивые, серые, зеленые, голубые, карие, большие (ЧТО?) – ГЛАЗА.

Густые, длинные, короткие, блестящие, вьющиеся, прямые, пышные (ЧТО?) – ВОЛОСЫ

Большой, маленький, конопатый, орлиный, горбатый (ЧТО? )- НОС

Пухлые, розовые, узкие, большие, тонкие (ЧТО?) – ГУБЫ

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Итог занятия.

О ком мы сегодня говорили на занятии?

Как должны относится люди друг к другу? 

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

Трудовая деятельность во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с онр по теме «ДЕРЕВЬЯ»

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи  в старшей   логопедической группе для детей с онр по теме:  «ДЕРЕВЬЯ»...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Детский сад».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Познакомить детей с нахождением, назначением и названием комнат и групп в детском саду,Закрепить названия и назначение предметов, находящихся в групповой комнате,Выучить имена, отчества ...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Игрушки».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними;научить выделять составные части, форму, цвет, материал;образовывать существительные родительного падежа, существитель­ные с у...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Моя семья».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:расширить знания детей по теме: «Семья»,закрепить понятие о родственных отношениях в семье,учить согласовывать существительные с прилагательными, образовывать и правильно упо...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Продукты питания».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Закрепить знания детей о том, что пищу готовят повара на кухне, названия блюд завтрака, обеда, ужина;Закрепить названия продуктов, из которых готовят первые, вторые и третьи блюда,Активи...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Посуда».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- закрепить знания детей названий посуды;- учить называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; называть части посуды и внешние признаки;- учить детей образовывать слова с умен...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Зима: обобщение по теме».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - обобщить  знания детей о зиме, её приметах, уточнить названия зимних месяцев.- формировать знания детей о приметах зимы с опорой на дидактическую игру «Что бывает зимо...