Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Одежда».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- учить детей различать предметы одежды по сезонам;
- формировать умение согласовывать числительные ДВА, ДВЕ с существительными;
- упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами ;
- развивать умение узнавать предмет по описанию и самому составлять описательные загадки;
- развивать умение образовывать прилагательные от существительных;
- воспитывать у детей аккуратность и бережное отношение к предметам своей одежды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no_21_starshaya_gruppa._odezhda.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Одежда». Занятие № 21
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:
- учить детей различать предметы одежды по сезонам;
- формировать умение согласовывать числительные ДВА, ДВЕ с существительными;
- упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами ;
- развивать умение узнавать предмет по описанию и самому составлять описательные загадки;
- развивать умение образовывать прилагательные от существительных;
- воспитывать у детей аккуратность и бережное отношение к предметам своей одежды.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Большая шляпа в сказочном стиле;
- Предметные картинки с изображением одежды.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности. |
Речевое развитие | Коммуникативная деятельность |
Логопед: Ребята, а вы любите сказки? А хотите поучаствовать в одной сказочной истории? Тогда познакомьтесь с нашей гостьей – БОЛЬШОЙ ШЛЯПОЙ. |
Речевое развитие | Коммуникативная деятельность |
Сегодня мы послушаем сказочную историю БОЛЬШОЙ ШЛЯПЫ. На своем пути ей приходилось решать сложные задачи. С некоторыми БОЛЬШАЯ ШЛЯПА справиться так и не смогла. .. Поэтому она просит помощи у вас. Поможем БОЛЬШОЙ ШЛЯПЕ? |
Речевое развитие | Коммуникативная деятельность |
Логопед: Послушайте, как появилась одежда и обувь. ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. Одежда, обувь и головные уборы возникли в глубокой древности. С их помощью человек спасался от холода, палящего солнца, дождя. Первые предметы одежды он делал из шкур животных, на которых охотился. Прекрасная прочная обувь получалась из коры деревьев, головные уборы – из листьев различных растений. Позже люди научились создавать самые различные ткани – хлопок, шерсть, шелк. Хлопок получают из растений, шерсть – от домашних животных, а шелк – добывают из тутового шелкопряда. Эти и другие ткани широко используются для пошива одежды и изготовления головных уборов. Предметы одежды, обуви и головные уборы делятся на женские и мужские. Одежду и обувь, которую мы покупаем в магазинах, шьют на фабриках. Чтобы превратить куски ткани и кожи в предметы одежды и обуви, нужно потрудиться. В этом человеку помогает огромное количество разных умных машин и механизмов. Люди носят одежду и обувь, чтобы чувствовать себя комфортно: сохранить тепло своего тела в мороз , или наоборот, защититься от летнего зноя. Какую одежду, обувь и головной убор надеть, зависит от погоды и от того, что человек собирается делать. |
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие | Игровая деятельность |
Логопед: Однажды холодным зимним днем вышла БОЛЬШАЯ ШЛЯПА на прогулку. А навстречу ей идут платье, шорты, шуба, куртка, футболка, плащ, шапка. (Логопед выставляет картинки). Смотрит БОЛЬШАЯ ШЛЯПА и никак не может понять, почему платье, шорты и футболка ежатся от холода? Игра «Летняя, осенняя, зимняя» . Дети отвечают на вопросы логопеда. Логопед: Дети, почему замерзли футболка, платье и шорты: (Потому что эту одежду надевают летом – ЭТО ЛЕТНЯЯ ОДЕЖДА). А что можно одеть ОСЕНЬЮ? (плащ, пальто, куртку) . А ЗИМОЙ? (шубу, шапку, дубленку, шарф) Логопед: Смотрит БОЛЬШАЯ ШЛЯПА и не верит своим глазам: вдруг всех предметов стало в 2 раза больше (добавляются картинки) И теперь, чтобы поговорить с ними БОЛЬШОЙ ШЛЯПЕ пришлось использовать слова ДВА, ДВЕ. Но она очень часто ошибалась, говорила неправильно, и все над ней смеялись. Давайте расскажем БОЛЬШОЙ ШЛЯПЕ, какое слово к какой одежде подходит. Игра «ДВА, ДВЕ». Логопед предлагает детям ответить на вопросы. - О чем можно сказать ДВА? (ДВА ПЛАТЬЯ, ДВА ПЛАЩА, ДВА ПАЛЬТО) - О чем можно сказать ДВЕ? (ДВЕ ШУБЫ, ДВЕ ФУТБОЛКИ, ДВЕ ДУБЛЕНКИ, ДВЕ КУРТКИ). - А вот про ШОРТЫ нужно сказать ДВОЕ – ДВОЕ ШОРТ. Игра «Назови ласково». Логопед: И все таки БОЛЬШОЙ ШЛЯПЕ удалось найти общий язык с одеждой. А все потому, что она называла их ласковыми словами. Угадайте, как она называла предметы одежды. Платье – платьице; Шорты –шортики; Куртка – курточка; Пальто – пальтишко; Футболка – футболочка; Шуба – шубка; Плащ – плащик; Дубленка – дубленочка. |
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Шапка. Шапка шерстяная, наверху помпон (изображают шапку и помпон) Круглый, словно мячик, и пушистый он. (круглый мячик) Есть еще у шапки отворот цветной. (показывают отворот ушей у шапки), В этой шапке можно бегать и зимой. (бегут) Бабушка вязала шапку не спеша (вяжут спицами), Шапка шерстяная вышла хороша. (руки на поясе, а затем показывают воображаемую шапку). |
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие | Игровая деятельность |
Логопед: БОЛЬШОЙ ШЛЯПЕ стало интересно, из какого материала сделана одежда, и она решила спросить об этом своих новых друзей. Оказалось, что никто этого не знает. Давайте расскажем БОЛЬШОЙ ШЛЯПЕ, из чего и какие бывают предметы одежды. Шляпа из фетра – фетровая шляпа Платье из ситца – ситцевое платье Платье из бархата – бархатное платье Платье из шелка – шелковое платье Платье изо льна – льняное платье Кофта из шерсти – шерстяная кофта Перчатки из кожи – кожаные перчатки Шуба из меха – меховая шуба Куртка из джинсы – джинсовая куртка Пальто из драпа - драповое пальто Футболка из хлопка – хлопчатобумажная футболка Дубленка из замши - замшевая дубленка |
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие | Игровая деятельность |
На прощание друзья решили загадать друг другу загадки. Вот какую загадку загадала БОЛЬШАЯ ШЛЯПА: - КРАСИВОЕ, ДЛИННОЕ, ВЕЧЕРНЕЕ, БАРХАТНОЕ. ЧТО ЭТО? (платье) А платье загадало загадку БОЛЬШОЙ ШЛЯПЕ: - ТЕПЛАЯ, МЕХОВАЯ, ПУШИСТАЯ, ДЛИННАЯ. ЧТО ЭТО? (шуба) Логопед: А вы ребята, придумайте свои загадки. Дети придумывают, используя картинки. Например: Вязаная, зимняя, теплая, пушистая, шерстяная, мягкая (ШАПКА). Теплый, пушистый, длинный, вязаный, шерстяной, мягкий (ШАРФ) Летняя, льняная, легкая, мужская, разноцветная. (РУБАШКА). |
Речевое развитие | Коммуникативная деятельность |
Логопед: Кто приходил к нам в гости со сказочной историей? Назовите предметы одежды ЛЕТНЕЙ, ОСЕННЕЙ, ЗИМНЕЙ. Для чего нам нужна одежда? Что нужно сделать для того, чтобы одежда служила нам долго? |
Социально-коммуникативное развитие | Трудовая деятельность | Трудовая деятельность во время НОД. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с онр по теме «ДЕРЕВЬЯ»
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с онр по теме: «ДЕРЕВЬЯ»...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Детский сад».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Познакомить детей с нахождением, назначением и названием комнат и групп в детском саду,Закрепить названия и назначение предметов, находящихся в групповой комнате,Выучить имена, отчества ...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Игрушки».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними;научить выделять составные части, форму, цвет, материал;образовывать существительные родительного падежа, существительные с у...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Моя семья».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:расширить знания детей по теме: «Семья»,закрепить понятие о родственных отношениях в семье,учить согласовывать существительные с прилагательными, образовывать и правильно упо...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Продукты питания».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Закрепить знания детей о том, что пищу готовят повара на кухне, названия блюд завтрака, обеда, ужина;Закрепить названия продуктов, из которых готовят первые, вторые и третьи блюда,Активи...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Одежда, обувь и головные уборы».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- формировать у детей умение подбирать и согласовывать глаголы с именами существительными в форме единственного и множественного числа;- активизировать словарь детей по теме, развивать с...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Зима: обобщение по теме».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - обобщить знания детей о зиме, её приметах, уточнить названия зимних месяцев.- формировать знания детей о приметах зимы с опорой на дидактическую игру «Что бывает зимо...