Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Зимние забавы и развлечения».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях;

- уточнять знания о зимних праздниках, забавах;

- расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»;

- совершенствовать навыки  словоизменения; 

-  развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

- развивать фонематическое восприятие;

- совершенствовать  навыки связной речи;

- учить согласовывать речь с движениями;

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;

- развивать  выразительность речи и выразительность движений;

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

- воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам;

воспитывать толерантное отношение к ответам детей;                                                  - формировать умение работать и играть  в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_14_starshaya_gruppa._zimnie_zabavy_i_razvlecheniya.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей   логопедической группе для детей с ОНР

по теме: «Зимние забавы и развлечения». Конспект  № 14

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

- закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях;

- уточнять знания о зимних праздниках, забавах;

- расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»;

- совершенствовать навыки  словоизменения;  

-  развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

- развивать фонематическое восприятие;

- совершенствовать  навыки связной речи;

- учить согласовывать речь с движениями;

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;

- развивать  выразительность речи и выразительность движений;

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

- воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам;

воспитывать толерантное отношение к ответам детей;                                                  - формировать умение работать и играть  в коллективе.

 Оборудование:

  • костюмы Зимы, Медведя,
  • бумажные снежинки и снежки (на каждого ребёнка),
  • картинки для игры «Без чего не бывает зимы?»,
  • 4 бума,
  • фитбольные мячи (на каждого ребёнка),
  • бубенчик,
  • аудиопособия «Горелки. Русские народные игры с пением для детей 4-7 лет», «Колыбельные» (Е. Железнова).

Автор конспекта: Кожевникова Н.И. – учитель-логопед,  I кв. категория (г. Добрянка) 

Ход НОД.

Образователь-ная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

коммуникативная деятельность

  1. Орг. момент.

Логопед:  Здравствуйте! Давайте поздороваемся друг с другом.                    Коммуникативная игра «Здравствуй!»  Дети берутся за руки и  пропевают слово «Здравствуй!»: первый слог громко, одновременно подняв руки вверх, а второй тихо – опуская руки вниз.

 

Речевое развитие

коммуникативная деятельность

  1. ВВОДНАЯ БЕСЕДА.

Логопед:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром.

Как вы думаете, ребята, что это?  (Зимние месяцы, зима). Правильно. Как вы догадались?  (ответы детей) 

Речевое развитие

коммуникативная деятельность

3. Беседа  о ЗИМЕ.

На дворе зима. Посмотрите в окно: деревья стоят белые, укутанные снегом, метель намела большие сугробы. Природа спит, даже пение  птиц сейчас почти не слышно. Но русский народ всегда любил зиму. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение и Масленица. А зимние праздники на Руси всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами. Вот и мы будем сегодня веселиться и играть.

Речевое развитие

коммуникативная деятельность

4. ВСТРЕЧА ЗИМЫ.

- Слышите? Кто-то стучит.   (Входит воспитатель группы в роли ЗИМЫ ).

- Смотрите, кто к нам в гости пожаловал? (Зима).

Здравствуй, Зимушка – зима!

Зима: Здравствуйте, ребята. Вы рады мне, друзья? (Да, мы тебя всегда ждём).

Вы знаете, ребята, чем я отличаюсь от весны и лета, что приношу с собой?   (называют признаки зимы).

Я зимушка – зима принесла морозы,

Зимние забавы и сосульки слёзы,

Для зверей – зимовье

И под снегом озимь,

Зимнюю одежду людям,

Чтоб не мерзли.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

5. Развитие общей моторики.

Зимушка - зима мы приглашаем тебя  сегодня с нами веселиться и играть. А начнём мы с хоровода.

Упражнение «Весёлый хоровод».

Становись в хоровод,            Дети становятся в круг, берутся за руки и

Будем веселиться.                                             спокойным шагом идут по кругу.

Будем вместе все в кругу     Дети кружатся на месте в одну, потом в

Весело кружиться.                                                                        другую сторону.

Ля-ля-ля.

А мы сядем на коней,          Дети изображают скачущих коней.

По полю помчимся.

Маме с папой до земли      Дети выполняют поклон.

Низко поклонимся.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

6. Развитие мелкой моторики.

Зима:  Молодцы! Ай да хоровод завели! А сейчас попробуйте отгадать мою загадку:

Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковный нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла. (Снеговик).   

 Правильно! Давайте и мы с вами построим снеговика.      

Пальчиковая  гимнастика.

Давай, дружок, смелей, дружок!     Дети лепят воображаемый ком и катят

Кати по снегу свой снежок –                                                               его от себя.

Он превратится в толстый ком.      Рисуют в воздухе круг.

И станет ком снеговиком.               Дети рисуют три разные по величине      

                                                                                             круга снизу вверх.

Его улыбка так светла!                   Прикладывают ладони к щекам,        

                                                                                    изображая широкую улыбку.

Два глаза, шляпа, нос, метла…    Дети показывают указательными пальцами  

 глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу.

Но солнце припечёт слегка –       Дети поднимают руки вверх.

Увы! И нет снеговика!                 Поднимают плечи и разводят руки в  стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками.

Молодцы! Получился у нас  снеговик не простой, любопытный, озорной.

                                                 

Физическое развитие

Двигательная деятельность

7. Развитие артикуляционной моторики.

Знать хочу я, чем ещё ребята занимаются зимой? (катаются на лыжах, коньках, санках, играют «в снежки»…)

Артикуляционная  гимнастика.  А теперь вы мне это изобразите. Давайте присядем на сугроб, чтобы было удобно.

  •  «Снеговики радуются морозу». Надуть щёки. Весёлое выражение глаз.
  •  «Горка». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
  •  «Горка закрывается - открывается». Сделать «горку», а потом не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны), а затем открыть снова рот (язык всё время упирается в нижние зубы). Повторить движения 5-6 раз.
  • «Саночки».  Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперёд – назад, боковые края языка скользят по коренным зубам.

 

Физическое развитие

Двигательная деятельность

8. Дыхательная  гимнастика.

Как подул Дед Мороз в воздухе морозном

Полетели, закружились ледяные звёзды

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звёзды.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

  • «Подуй на снежинку». Дети сдувают с ладошки снежинку (вырезанную из бумаги).

Речевое развитие, социально-коммуника-тивное развитие

Коммуникативная деятельность Игровая деятельность

9. Игры и упражнения на развитие ЛГСР.

Зима:   Теперь поиграем с моим снежком. И я проверю, как вы знаете зимние явления.

Упражнение «Назови действие»  (со «снежком»).    

   Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мной словечко.

  • Зимой  метель… (метёт).
  • Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).
  • Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).
  • В лесу зимой голодный волк… (воет).
  • На зиму медведь в берлоге…… (засыпает).
  • Мороз щёки и нос… (щиплет).
  • Зимой  вода в реке.… (замерзает).
  • Иней на ветках деревьев… (блестит).
  • Зимой  снег всё вокруг… (накрывает).
  • Деревья зимой… (спят).
  • Под снегом травка зимой… (греется).
  • Зимой  насекомые… (прячутся).

Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. А знаете ли вы,  без чего не бывает зимы?

Упражнение «Без чего не бывает зимы?».    

   Я раздам вам картинки, а вы на мой вопрос по очереди будете отвечать: «Не бывает зимы без… (снега, сосулек, санок, горки,…)».  

Молодцы! Продолжим играть.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

11. Физкультминутка.

РАЗВИВАЕМ ДВИЖЕНИЯ.

 Перед нами снежные сугробы. Как нам пройти? (Их надо перепрыгнуть). 

  • «Перепрыгиваем сугробы». Прыжки через 4 бума (поочерёдно через каждый). Повторяется 2  раза.

  • Упражнение «Самолётик».  Выполняется на фитбольном мяче. Лечь грудью на мяч, ноги вместе, руки разведены в стороны. Под счёт 1-5 надо удержаться на мяче. Повторить 3-4 раза.

Речевое развитие, социально-коммуника-тивное развитие

Игровая деятельность

10. Игра «Третий лишний».

   Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение.

1. Январь, февраль, зима.

2. Снежки, санки, коньки.

3. Метель, лыжи, мороз.

4. Снежок, снеговик, снегирь.

Правильно! Какие умники да умницы! Всё знаете о зиме, зимних явлениях.

Зима:  Мне очень понравилось с вами веселиться и играть. А вам?  Что вам понравилось больше всего? Какие игры со мной вам запомнились? (дети отвечают).

Домашнее задание. Мне хочется, чтобы вы дома нарисовали то, что вам сегодня больше всего понравилось. А я загляну к вам очень скоро и полюбуюсь  вашими рисунками.

А теперь нам пора прощаться. До свидания, ребята….

Физическое развитие

Двигательная деятельность

11. РЕЛАКСАЦИЯ.

Мы сегодня веселились и играли, и резвились.

А сейчас уже пора, отдохнуть нам, детвора.

Дети расслабляются под звучание спокойной музыки. «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика:

        Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.

        Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди.

        Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.

        Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.

        Дети встали, потянулись и мне улыбнулись,

        С Зимушкой - зимой попрощались, в группу отправлялись.

Список литературы и методических пособий:

  1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. М.: ТЦ Сфера, 2006.
  1. Железнова Е.С.  Десять мышек («Горелки. Русские народные игры с пением для детей 4-7 лет») - аудиопособие.
  2. Железнова Е.С.  Колыбельные - аудиопособие.
  3. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и

познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. М.:ТЦ Сфера, 2004.

  1. Кириллова Ю.А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4—7 лет: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
  2. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические

рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2004.

  1. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: «Мозаика -Синтез», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с онр по теме «ДЕРЕВЬЯ»

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи  в старшей   логопедической группе для детей с онр по теме:  «ДЕРЕВЬЯ»...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Детский сад».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Познакомить детей с нахождением, назначением и названием комнат и групп в детском саду,Закрепить названия и назначение предметов, находящихся в групповой комнате,Выучить имена, отчества ...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Игрушки».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними;научить выделять составные части, форму, цвет, материал;образовывать существительные родительного падежа, существитель­ные с у...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Моя семья».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:расширить знания детей по теме: «Семья»,закрепить понятие о родственных отношениях в семье,учить согласовывать существительные с прилагательными, образовывать и правильно упо...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Продукты питания».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Закрепить знания детей о том, что пищу готовят повара на кухне, названия блюд завтрака, обеда, ужина;Закрепить названия продуктов, из которых готовят первые, вторые и третьи блюда,Активи...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Посуда».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- закрепить знания детей названий посуды;- учить называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; называть части посуды и внешние признаки;- учить детей образовывать слова с умен...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Профессии».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия;- закреплять у детей употребление имен существительных в творительном падеже;- упражнять в образовании имен существитель...