Конспект итогового коррекционно-развивающего занятия учителя – логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка» Тема: «Сказочные приключения»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
(МАДОУ д/с «Алёнка)»
Конспект итогового
коррекционно-развивающего занятия
учителя – логопеда
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка»
Тема: «Сказочные приключения»
Составила и провела учитель-логопед
МАДОУ д/с «Алёнка» Богданова О.А.
г. Советский
май, 2021 г.
Цель: Выявить уровень овладения детьми необходимых навыков и умений по образовательной области Речевое развитие.
Коррекционно-образовательные:
1. Обобщить представления детей о «Школьных принадлежностях»;
2. Обобщить и систематизировать знания детей о звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуках;
3. Закреплять умение составлять простые распространенные предложения по заданным словам, определять количество слов в предложении, анализировать его, составлять его схему;
4. Закреплять правильное употребление предлогов при составлении предложений.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать умение узнавать модель буквы русского алфавита на ощупь, развивая мелкую моторику, тактильные ощущения;
2. Развивать умения образовывать относительные прилагательные;
3. Развивать у детей: фонематический слух, восприятие, координацию речи с движением, воображение;
4. Совершенствование грамматического строя речи согласовывать числительные 1-5 с существительными;
5. Развивать умение образовывать сложные слова путем сложения слов.
Коррекционно-воспитательные:
1. Продолжать воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
2. Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Виды детской деятельности:
Виды детской деятельности | Методы и приемы |
Познавательно – исследовательская Игровая | Ситуативный разговор Практический (выполнение заданий) Обсуждение (сюрпризный момент) Игровые упражнения «Найди, определи и собери слово», «Собери слово», «Какой лист?», «Сложные слова», «Семейка – родственные слова», «Наоборот». |
Коммуникативная Игровая | Беседа Ситуативный разговор Игровые упражнения «Твердые, мягкие звуки», «Соберем портфель». |
Форма организации: подгрупповое.
Количество детей: 6 – 8 детей.
Место проведения: группа.
Оборудование: мультимедийные презентация, мольберт или магнитная доска.
Материал: демонстрационный: магнитные буквы: К, Н, И, Г, А; 2 емкости с крупой; шкатулка; 5 бумажных-золотых монеток; картинки: помидор, автобус, ракета, конфета, бобр, лось, тополь; мяч; картинки: листьев и веток с деревьев; картинки: ранец, тетрадь, ручка, кисть, альбом, глобус, ластик, циркуль, азбука, цифры 2, 3 и 5.
раздаточный: фишки синие и зеленые цветом на каждого ребенка; тарелочки со схемой – предложения.
Структура занятия.
1. Организационный момент.
2. Создание мотива.
3. Совместная деятельность взрослых и детей.
4. Самостоятельная деятельность детей.
5. Рефлексия.
Ход занятия.
(дети проходят и встают полукругом)
Психогимнастика «Давайте с вами встанем в круг».
Логопед: Давайте с вами встанем в круг,
(дети становятся в круг)
Сколько радости вокруг!
(дети поднимают руки вверх и машут ими)
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Вы готовы поиграть?
Можно встречу начинать!
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, уже скоро станете настоящими школьниками и отправитесь путешествовать по бескрайним просторам знаний – страна Знаний ждет вас. Но для того, чтобы попасть туда, нужен ключ. Я хочу вручить КЛЮЧ от этой страны (в шкатулке спрятана записка)
педагог открывает шкатулку, где должен лежать ключ.
Логопед: Ой, что это, а где же ключ? Тут есть записка, что же там написано, давайте прочитаю.
«Дети, ключ у нас, мы его вам отдадим за пять золотых монет»
Кот Базилио и Лиса Алиса.
Логопед: Ребята, хотите попасть в страну Знаний, и что нам делать?
Дети: ответы детей.
Логопед: Тогда отправляемся на поиски монет. Давайте все дружно скажем наши волшебные слова:
Все вместе: Ждут нас трудности в пути,
Не боимся, их пройти.
Выполним заданья все
И окажемся в стране.
Где ждёт нас большой успех.
Ждут нас знания друзья,
Нам скучать никак нельзя.
2. Мотив.
Логопед: Я думаю, что за помощью надо обратиться к царице Знаний. Ребята, вы не знаете кто это?
(Ответы детей: предположения).
Логопед: Сейчас давайте узнаем. Посмотрите на столе стоят емкости, в них я думаю, прячется отгадка.
Игра «Найди, определи и собери слово» (развитие сенсорных и кинестетических ощущений, для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.)
- В емкостях насыпаны разные крупы, на дне буквы из магнитной азбуки КНИГА.
Логопед: Что у вас получилось? КНИГА. Молодцы вы угадали, да, действительно в стране Знаний царствует Книга. Как вы думаете почему? (ответы детей)
Логопед: Книга – это важный помощник в получении Знаний. А вы знаете, какие книги бывают?
Дети: Книга – новая, библиотечная, старинная, детская, красочная, интересная, сказочная, научная и т.д.
Логопед: Молодцы! Много вы знаете слов. Давайте откроем царицу Знаний - книгу.
(слайд 1, книга открывается)
Логопед: Посмотрите, что здесь изображено? (Книга дает нам подсказку, надо идти по этим дорогам, чтобы найти монеты.
3. Совместная деятельность взрослых и детей.
Упражнение «Собери слово» - развитие фонематического слуха, совершенствование навыка слогового анализа и синтеза слов.
Логопед: Давайте узнаем, куда ведет нас первая дорога. Надо найти дорогу, вдоль которой изображены картинки, названия которых состоят из 3-х слогов и по первым звукам соберите слово.
Дети определяют, что первая дорога – Картинки: (Помидор, автобус, ракета, конфета).
Логопед: Какое слово у вас получилось?
Дети: ПАРК.
Логопед: Отправляемся в путь.
Упражнение «Какой лист?» - образование относительных прилагательных, уточнение пространственной ориентировки, развитие памяти, внимания.
Логопед. В парке растут разнообразные деревья. Назовите, какие деревья вы знаете?
Дети. Осины, березы, рябины, липы, тополя, клёны и т.д.
Логопед. С какого дерева листок, ветка?
Дети: Березовый, рябиновый, кленовый лист; еловая, сосновая ветка.
Логопед: А как называется явление, когда падают листья?
Дети: Листопад.
Логопед: Это сложное слово, оно состоит из двух простых слов – лист и падает.
Игра с мячом «Сложные слова» - активизация словаря, развитие внимания, быстрота реакции, логическое мышление.
Логопед: Я называю сложные слова, а вы мне отвечаете, что они означают:
- Водопад – вода падает.
- Пылесос – пыль сосёт.
- Мясорубка – мясо рубит.
Назовите сложное слово:
Кто ловит рыбу? – Рыболов
Кто разводит сады? (Садовод)
Соберите слово:
«Пешком» и «ходит» (Пешеход)
«Сам» и «летает» (Самолёт)
Логопед: Молодцы, все справились. Посмотрите, а вот и первая монетка. А когда появляется листопад?
Дети: Осенью
4. Самостоятельная деятельность детей.
Логопед: Почему вы ждете осень?
Дети: Мы пойдем в школу.
Упражнение «Семейка» - развитие грамматического строя речи, подбирать слова – родственники к заданному слову
Логопед: Ребята, назовите слова - «родственники» к слову «ШКОЛА»
Дети. Школьник, дошкольник, дошколенок, школьница, школьные принадлежности, школьная форма, школы, автошкола, пришкольный.
Логопед: Смотрите, а вот и вторая монетка. Пора отправляться дальше по второй дороге.
Логопед. Чтобы узнать, что нас ждет на второй дороге, вам нужно составить слово из первых слогов названий картинок.
Дети выделяют первые слоги в словах БОбр, ЛОсь, ТОполь.
Называют слово – БОЛОТО
Логопед: Чтобы перебраться на другой берег необходимо выполнить следующее задание. Ребята вслушайтесь в слова мальчики и девочки. Назовите первый звук в слове «мальчики».
Дети: Звук [М].
Логопед: Какой он?
Дети: Согласный твердый.
Логопед: Фишками, какого цвета мы обозначаем согласные твердые звуки?
Дети: Фишками синего цвета.
Логопед: Назовите первый звук в слове «девочки»?
Дети: Звук [Дь].
Логопед: Какой он?
Дети: Он согласный мягкий.
Логопед: Фишками, какого цвета мы обозначаем согласные мягкие звуки?
Дети: Фишками зеленого цвета.
Логопед: Я буду вам показывать картинки с изображением школьных принадлежностей. Если название предмета начинается с твердого согласного звука, значит, фишки поднимают мальчики, если с мягкого согласного – девочки.
Картинки: тетрадь, ластик, кисть, пенал, глобус, циркуль.
Логопед: Мы нашли третью монетку.
Логопед: А вы знаете, что и в лесу тоже работает лесная школа. Вот следующее задание: Придумайте предложения по картинке и выложите схему предложения (слайд № 2)
Дети выполняют задание за столами.
Логопед: Вот мы нашли и четвертую монетку.
Логопед: Чтобы попасть в страну Знаний нам надо собрать ранец. Соберем?
НАПРИМЕР: Я в ранец положу три ручки.
Дети: Я в ранец положу 3 линейки, 5 альбомов, 3 тетради, 5 учебников и т.д.
Логопед: Молодцы. А вот и пятая монетка. Надо отдать их коту Базилио и лисе Алисе, пусть они вернут нам ключ от страны Знаний.
Логопед: Как вы считаете, отдадут нам кот Базилио и лиса Алиса ключ?
Ответы детей.
5. Рефлексия.
Логопед: - А какое задание было самым лёгким?
- Какое задание вам показалось самым сложным?
- А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?
Дети: Потому что мы очень дружные, умеем отгадывать сложные задания, помогаем друг другу. Работали в команде.
Логопед: Вот и ключ от страны Знаний (слайд № 3)
Осенью вы отправитесь в эту страну, вам предстоят тяжелые испытания, но я знаю, вы их выдержите. В добрый путь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-341616-1384193051.jpg)
Перспективный план совместной работы учителя-логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи
Перспективный плас совместной работы на один учебный году чителя -логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/22/picture-794053-1506090927.jpg)
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Сентябрь октябр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/19/picture-981467-1519067161.jpg)
КОНСПЕКТ НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: "Перелетные птицы"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-572644-1422178783.jpg)
Конспект итоговой открытой образовательной деятельности по социально -нравственному и познавательному развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности ( для детей с тяжелыми нарушениями речи ).Тема:"Хлеб всему голова."
Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола во времена наших предков и в современном мире....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-579218-1422902930.jpg)
ПРОЕКТ в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «День Победы»
Проект по патриотическому, социально – коммуникативному, речевому, познавательному, художественно – эстетическому развитию.Патриотическое чувство не возникает само по себе, оно приобретает...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Волшебница вода».
конспект заняти по окружающему мира в подготовительной группе...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/20/picture-1544357-1732097556.jpg)
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Знакомство с Курганским машиностроительным заводом»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми ...