Конспект НОД по развитию речи "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Ч]—[Щ]" (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Рудакова Анастасия Андреевна

дифференциация звуков [Ч] и [Щ] у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_ch_i_shch.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно- эстетическому и социально-личностному развитию детей

 № 21 « Искорка», г. Бердск

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе

«Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Ч]—[Щ]»

Автор – составитель:

Воспитатель Рудакова А.А.

г. Бердск

Цель: дифференциация звуков [Ч] и [Щ] у детей

Задачи: Учить различать звуки [Ч] и [Щ] на слух: изолированно, в словах, во фразовой речи, закреплять умение определять позицию звука в слове, помочь детям запомнить скороговорку, воспитывать желание говорить правильно, четко произносить звуки, эмоционально передавать текст.

Методы и приемы:

Чтение;

Беседа;

Дидактическая игра;

Демонстрация иллюстраций к произведению.

Словарная работа: 

Предварительная работа: 

Пальчиковая гимнастика «Мы замерзли», д/и «Волшебный мешочек», «Звук спрятался», «Назови ласково», с/и «Доскажи словечко», с/и «Назови с какого звука твое имя», артикуляционная гимнастика «Улыбочка», «Заборчик», «Чашечка», «Хоботок», «Окошко», «Маляр», «Горка», «Футбол»

Словарная работа: Щетка, щекочу, щенок, черешня, черника, чаепитие, щербет, гостеприимный

Предметно–развивающая среда: 

Игрушка Чебурашка и Щенок, сундучок, карточки с изображениями предметов со звуками [Ч] и [Щ], фишки зеленого цвета и слоговые карточки на каждого ребенка, мешочек, картинки с изображением десертов со звуком [Ч] и [Щ]

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: 

Ребята, что нужно говорить знакомым при встрече?

Ответы детей (Здравствуйте, доброе утро)

Воспитатель. Давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу.

(Вносится игрушка Чебурашка).

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли Чебурашка и Щенок. 

 Давайте с ними поздороваемся и назовем первый звук в вашем имени. Например: «Меня зовут Анастасия, моё имя начинается со звука «А»

Ответы детей (по очереди называют своё имя, определяют первый звук).

Воспитатель: Какой первый звук в слове Чебурашка?

Ответы детей (Звук [Ч])

Воспитатель: Чебурашка пришел со своим другом Щенком Щеном. Какой первый звук в слове Щенок?

Ответы детей (Звук [Щ])

Воспитатель: Сегодня вместе с Чебурашкой и Щенком мы познакомимся со звуками [Ч] и [Щ].

Звук [Ч] (едет поезд). Когда мы произносим звук [Ч] губы вытягиваются вперед, язык вверху, голосок «спит». Попробуйте произнести этот звук.

Звук [Щ] (пилим дрова). Чтобы произнести звук [Щ] губы вытягивают вперед, язык у верхних зубов, голосок «спит»

Воспитатель: Послушайте, как они звучат: Ч-Щ, Ч-Щ.

Ребята, эти звуки похожи, и у них есть СЕКРЕТ: эти согласные звуки никогда не бывают твердыми, они всегда только мягкие и обозначаются зеленым цветом!

Воспитатель: Чебурашка и Щенок хотят поиграть с нами в их любимые звуки [Ч] и [Щ]. Для этого мы должны размять свои язычки.

Артикуляционная гимнастика

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись. («Улыбочка»)
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем… («Заборчик»)

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам. («Улыбочка»)

Рот окрою я немножко,

Губы сделаю «окошком». («Окошко»)

Зубы верхние — смотри:

Чищу «чашкой» изнутри. («Чашечка»)

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок. («Хоботок»)

Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю. («Футбол»)

Язычок за зубки опускается,
Его кончик  к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается! («Горка»)

Станем все мы малярами

Кисточка – наш язычок

Мы покрасим в окнах рамы,

А потом весь потолок («Маляр»)

Воспитатель: Язычок размяли, теперь можно и поиграть.

Услышав звук [Ч], надо изобразить движение поезда, звук [Щ]  - показать, как пилят дрова и произносить звук.

(дети встают рядом со своими столами)

Воспитатель: - ч, ч, щ, ч, ч, щ, ч, щ, ч, щ, щ.  

(дети повторяют звуки и движения.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Поиграли в игру, а теперь садитесь на свои места.

Чебурашка радуется встрече с вами: ЧА-ЧО-ЧУ. Говорит, что ему нравится у нас: ЧИ-ЧА-ЧО. Просит взять его к нам в группу: АЧ-ОЧ-УЧ.

(выставляется сундучок с картинками).

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебный Сундучок с подарками для наших гостей. Скажем хором: «Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок!»

Сейчас вы будете дарить картинки из сундучка Чебурашке и Щенку. Кто догадается, картинки с каким звуком мы подарим Чебурашке? А какие Щенку?

Ответы детей

Достаньте картинку из сундучка и назовите нарисованный предмет. Скажите где находится звук [Ч] или [Щ] в слове (в начале, в середине или в конце?) Поставьте зеленую фишку в нужное окошечко: в начале слова, конце слова, середине.

Ответы детей: часы, червяк, зубы, ящерица,чемодан, чучело, Чипполино, щека, чайка, чиж, чай, человек, чупа - чупс, черный, черепаха, четыре, чемодан, щука, веточка, чайник, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, прищепка.

Воспитатель: Чебурашка спрашивает, что бы вы сделали с этими предметами, если бы у вас была волшебная палочка. Загадайте свои желания. Ответы детей: (Я хочу чтобы…) 

Воспитатель: А я хочу, что бы у каждой собаки был свой дом и любящая семья. Ведь мы в ответе за тех, кого приручили.

Давайте немного поиграем с Щенком Щеном.

(Дети выходят на полукруг)

Физминутка

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. (наклоны левая рука к правой ноге правая рука к левой ноге)

Да у щётки половой палка есть над головой. (руки над головой, тянемся на цыпочках вверх)

Палка щёлк щенков с плеча!(руки перекрещиваем на плечах)

Два щенка ушли ворча. (маршируем)

Воспитатель: Садитесь на стульчики, пожалуйста.

Чебурашка очень любит своего Щенка Щена, он кормит, гуляет, играет с ним. А ещё часто прихорашивает своего друга и при этом он приговаривает:

«Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока».

Воспитатель: Найдите в скороговорке слова, которые начинаются со звука [Щ] (щёткой, щенка, щекочу)

Теперь найдите слова, которые начинаются со звука [Ч] (чищу)

 А в каких словах встретились оба звука? (чищу, щекочу)

Кто запомнил скороговорку и сможет ее повторить?

А теперь эту скороговорку повторят только девочки.

Сейчас мы послушаем, как эту скороговорку проговорят мальчики.

А теперь мы все вместе проговорим ее в медленном темпе.

Сейчас проговорим скороговорку в быстром темпе.

Теперь громким голосом, (и шепотом).

Молодцы!

Д/и Волшебный мешочек.

Ребята, мы с вами гостеприимные хозяева? Какими сладостями угостим Чебурашку и Щенка? (Конфеточка, чупа-чупс, чокопай, калач, черничное варенье, варенье из черешни, варенье из черной смородины, пирог с черемухой, чернослив, печенье, щербет).

С/и Подбери словечко

Напоим гостей  чем? (чаем). Устроим что? (чаепитие).Что нам понадобиться для чаепития? (Чашки, чайник, чай, чайные ложечки, заварочный чайник).

Пальчиковая гимнастика

Мы замёрзли! Ай-яй-яй! (грозим указательным пальцем)
Чайник, чайник, выручай, (чайник: сжимаем руку в кулак, выпрямляем мизинчик)
В наши чашки наливай (чашка: ладонь полуоткрыта)
Тёплый, тёплый, тёплый чай! (одна рука изображает чашку, другая - чайник, наливающий в чашку чай) 

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, какие звуки мы сегодня учились различать? Чем они похожи?

Степан, какие звуки мы учились различать?

Валя, как произносятся [Ч], [Щ]?

Коля, назови слова со звуком [Ч]. А теперь со звуком [Щ].

Какие задания вам понравились?

Какие задания для вас были сложными? Вызвали затруднения?

Что вам сегодня понравилось больше всего? Что было самым трудным?

Ребята, Чебурашке очень понравилось в нашей старшей группе, он многому научился и самое главное, он никогда не будет путать звуки [Ч] и [Щ]!

Чебурашка хочет еще погостить у нас в группе. Можете пойти поиграть с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию звуковой культуры речи "Дифференциация звуков [с] и [ш] "

Программные задачи: • Продолжить  учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].• Закреплять навыки звукового анализа.• Развивать фонематический слух.• Воспитывать желание прави...

Тема: «Звуковая культура речи дифференциация звуков з - ж» Возрастная группа: старшая группа.

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: с...

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]». Старшая группа.

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]». Старшая группа.Провела Седова О. А. 07.04.2021. Литература. В. В. Гербова. Развитие ...

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...

Конспект НОД на тему: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с в старшей группе.

Цель: дифференциация звуков з – с.Задачи:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.2. Развивать фонематический слух.3. Упражнять в...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область - речевое развитие «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группеОбразовательная область - речевое развитие«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»...

Конспект по звуковой культуре речи: дифференциация звуков з — с (старшая группа)

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з — сЦель: поупражнять детей в отчетливом произношении звуков з — с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся,...