Конспект НОД по развитию речи "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Ч]—[Щ]" (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
дифференциация звуков [Ч] и [Щ] у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_ch_i_shch.docx | 29.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно- эстетическому и социально-личностному развитию детей
№ 21 « Искорка», г. Бердск
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
«Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Ч]—[Щ]»
Автор – составитель:
Воспитатель Рудакова А.А.
г. Бердск
Цель: дифференциация звуков [Ч] и [Щ] у детей
Задачи: Учить различать звуки [Ч] и [Щ] на слух: изолированно, в словах, во фразовой речи, закреплять умение определять позицию звука в слове, помочь детям запомнить скороговорку, воспитывать желание говорить правильно, четко произносить звуки, эмоционально передавать текст.
Методы и приемы:
Чтение;
Беседа;
Дидактическая игра;
Демонстрация иллюстраций к произведению.
Словарная работа:
Предварительная работа:
Пальчиковая гимнастика «Мы замерзли», д/и «Волшебный мешочек», «Звук спрятался», «Назови ласково», с/и «Доскажи словечко», с/и «Назови с какого звука твое имя», артикуляционная гимнастика «Улыбочка», «Заборчик», «Чашечка», «Хоботок», «Окошко», «Маляр», «Горка», «Футбол»
Словарная работа: Щетка, щекочу, щенок, черешня, черника, чаепитие, щербет, гостеприимный
Предметно–развивающая среда:
Игрушка Чебурашка и Щенок, сундучок, карточки с изображениями предметов со звуками [Ч] и [Щ], фишки зеленого цвета и слоговые карточки на каждого ребенка, мешочек, картинки с изображением десертов со звуком [Ч] и [Щ]
Ход НОД:
- Организационный момент.
Воспитатель:
Ребята, что нужно говорить знакомым при встрече?
Ответы детей (Здравствуйте, доброе утро)
Воспитатель. Давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу.
(Вносится игрушка Чебурашка).
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли Чебурашка и Щенок.
Давайте с ними поздороваемся и назовем первый звук в вашем имени. Например: «Меня зовут Анастасия, моё имя начинается со звука «А»
Ответы детей (по очереди называют своё имя, определяют первый звук).
Воспитатель: Какой первый звук в слове Чебурашка?
Ответы детей (Звук [Ч])
Воспитатель: Чебурашка пришел со своим другом Щенком Щеном. Какой первый звук в слове Щенок?
Ответы детей (Звук [Щ])
Воспитатель: Сегодня вместе с Чебурашкой и Щенком мы познакомимся со звуками [Ч] и [Щ].
Звук [Ч] (едет поезд). Когда мы произносим звук [Ч] губы вытягиваются вперед, язык вверху, голосок «спит». Попробуйте произнести этот звук.
Звук [Щ] (пилим дрова). Чтобы произнести звук [Щ] губы вытягивают вперед, язык у верхних зубов, голосок «спит»
Воспитатель: Послушайте, как они звучат: Ч-Щ, Ч-Щ.
Ребята, эти звуки похожи, и у них есть СЕКРЕТ: эти согласные звуки никогда не бывают твердыми, они всегда только мягкие и обозначаются зеленым цветом!
Воспитатель: Чебурашка и Щенок хотят поиграть с нами в их любимые звуки [Ч] и [Щ]. Для этого мы должны размять свои язычки.
Артикуляционная гимнастика
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись. («Улыбочка»)
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем… («Заборчик»)
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам. («Улыбочка»)
Рот окрою я немножко,
Губы сделаю «окошком». («Окошко»)
Зубы верхние — смотри:
Чищу «чашкой» изнутри. («Чашечка»)
А потом тяни вперед,
Как у слоненка хоботок. («Хоботок»)
Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
Щеки я не надуваю,
Мяч в ворота загоняю. («Футбол»)
Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается! («Горка»)
Станем все мы малярами
Кисточка – наш язычок
Мы покрасим в окнах рамы,
А потом весь потолок («Маляр»)
Воспитатель: Язычок размяли, теперь можно и поиграть.
Услышав звук [Ч], надо изобразить движение поезда, звук [Щ] - показать, как пилят дрова и произносить звук.
(дети встают рядом со своими столами)
Воспитатель: - ч, ч, щ, ч, ч, щ, ч, щ, ч, щ, щ.
(дети повторяют звуки и движения.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Поиграли в игру, а теперь садитесь на свои места.
Чебурашка радуется встрече с вами: ЧА-ЧО-ЧУ. Говорит, что ему нравится у нас: ЧИ-ЧА-ЧО. Просит взять его к нам в группу: АЧ-ОЧ-УЧ.
(выставляется сундучок с картинками).
Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебный Сундучок с подарками для наших гостей. Скажем хором: «Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок!»
Сейчас вы будете дарить картинки из сундучка Чебурашке и Щенку. Кто догадается, картинки с каким звуком мы подарим Чебурашке? А какие Щенку?
Ответы детей
Достаньте картинку из сундучка и назовите нарисованный предмет. Скажите где находится звук [Ч] или [Щ] в слове (в начале, в середине или в конце?) Поставьте зеленую фишку в нужное окошечко: в начале слова, конце слова, середине.
Ответы детей: часы, червяк, зубы, ящерица,чемодан, чучело, Чипполино, щека, чайка, чиж, чай, человек, чупа - чупс, черный, черепаха, четыре, чемодан, щука, веточка, чайник, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, прищепка.
Воспитатель: Чебурашка спрашивает, что бы вы сделали с этими предметами, если бы у вас была волшебная палочка. Загадайте свои желания. Ответы детей: (Я хочу чтобы…)
Воспитатель: А я хочу, что бы у каждой собаки был свой дом и любящая семья. Ведь мы в ответе за тех, кого приручили.
Давайте немного поиграем с Щенком Щеном.
(Дети выходят на полукруг)
Физминутка
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. (наклоны левая рука к правой ноге правая рука к левой ноге)
Да у щётки половой палка есть над головой. (руки над головой, тянемся на цыпочках вверх)
Палка щёлк щенков с плеча!(руки перекрещиваем на плечах)
Два щенка ушли ворча. (маршируем)
Воспитатель: Садитесь на стульчики, пожалуйста.
Чебурашка очень любит своего Щенка Щена, он кормит, гуляет, играет с ним. А ещё часто прихорашивает своего друга и при этом он приговаривает:
«Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока».
Воспитатель: Найдите в скороговорке слова, которые начинаются со звука [Щ] (щёткой, щенка, щекочу)
Теперь найдите слова, которые начинаются со звука [Ч] (чищу)
А в каких словах встретились оба звука? (чищу, щекочу)
Кто запомнил скороговорку и сможет ее повторить?
А теперь эту скороговорку повторят только девочки.
Сейчас мы послушаем, как эту скороговорку проговорят мальчики.
А теперь мы все вместе проговорим ее в медленном темпе.
Сейчас проговорим скороговорку в быстром темпе.
Теперь громким голосом, (и шепотом).
Молодцы!
Д/и Волшебный мешочек.
Ребята, мы с вами гостеприимные хозяева? Какими сладостями угостим Чебурашку и Щенка? (Конфеточка, чупа-чупс, чокопай, калач, черничное варенье, варенье из черешни, варенье из черной смородины, пирог с черемухой, чернослив, печенье, щербет).
С/и Подбери словечко
Напоим гостей чем? (чаем). Устроим что? (чаепитие).Что нам понадобиться для чаепития? (Чашки, чайник, чай, чайные ложечки, заварочный чайник).
Пальчиковая гимнастика
Мы замёрзли! Ай-яй-яй! (грозим указательным пальцем)
Чайник, чайник, выручай, (чайник: сжимаем руку в кулак, выпрямляем мизинчик)
В наши чашки наливай (чашка: ладонь полуоткрыта)
Тёплый, тёплый, тёплый чай! (одна рука изображает чашку, другая - чайник, наливающий в чашку чай)
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, какие звуки мы сегодня учились различать? Чем они похожи?
Степан, какие звуки мы учились различать?
Валя, как произносятся [Ч], [Щ]?
Коля, назови слова со звуком [Ч]. А теперь со звуком [Щ].
Какие задания вам понравились?
Какие задания для вас были сложными? Вызвали затруднения?
Что вам сегодня понравилось больше всего? Что было самым трудным?
Ребята, Чебурашке очень понравилось в нашей старшей группе, он многому научился и самое главное, он никогда не будет путать звуки [Ч] и [Щ]!
Чебурашка хочет еще погостить у нас в группе. Можете пойти поиграть с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию звуковой культуры речи "Дифференциация звуков [с] и [ш] "
Программные задачи: • Продолжить учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].• Закреплять навыки звукового анализа.• Развивать фонематический слух.• Воспитывать желание прави...
Тема: «Звуковая культура речи дифференциация звуков з - ж» Возрастная группа: старшая группа.
Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: с...
Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]». Старшая группа.
Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]». Старшая группа.Провела Седова О. А. 07.04.2021. Литература. В. В. Гербова. Развитие ...
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...
Конспект НОД на тему: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с в старшей группе.
Цель: дифференциация звуков з – с.Задачи:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.2. Развивать фонематический слух.3. Упражнять в...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область - речевое развитие «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группеОбразовательная область - речевое развитие«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»...
Конспект по звуковой культуре речи: дифференциация звуков з — с (старшая группа)
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з — сЦель: поупражнять детей в отчетливом произношении звуков з — с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся,...
- Мне нравится (1)