Конспект по звуковой культуре речи: дифференциация звуков з — с (старшая группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з — с
Цель: поупражнять детей в отчетливом произношении звуков з — с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычленять из фразы слова, содержащие тот или иной звук; упражнять в отчетливом произнесении слов и фраз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovaya_kultura_rechi_differentsiatsiya_zvukov_z_-_s.docx | 15.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з — с
Цель: поупражнять детей в отчетливом произношении звуков з — с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычленять из фразы слова, содержащие тот или иной звук; упражнять в отчетливом произнесении слов и фраз.
Ход занятия.
Воспитатель напоминает детям известные им песенки — звуки:
ззз — это песня комара,
сссс — так вытекает вода из крана (выходит воздух из мяча).
- Давайте условимся,— объясняет задание педагог,— если вы услышите з — прогоняйте комара вот так (делает легкое отмахивающее движение рукой), услышите с — умывайтесь, не касаясь ладонями лица (показывает). Не повторяйте за мной звук, а лишь показывайте те ли иные движения.
Воспитатель произносит то один, то другой звук, прикрыв губы листом бумаги. Берет на заметку детей, часто ошибающихся. Четырем-пяти из них предлагает выполнить это же задание отдельно. Остальные дети наблюдают за их действиями.
Воспитатель дает детям новое задание:
— Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте и называйте знакомый вам звук: кислый, зеленый...
А теперь не называйте звук, а как при выполнении первого задания, показывайте, что слышите:
- сахар (проверяет, как выполняется задание)...
- озеро (объясняет, кто ошибся и почему)...
- заря...
- синичка...
- золотой...
- серебряный.
Далее задание выполняют только девочки (мальчики контролируют) (слова зеленый, суровый, заяц, снегирь). После них - мальчики (слова слева, внизу, озорник, сутолока).
- Я назвала вам много слов со звуком з,— говорит педагог.
— А какие слова назовете вы? (За правильный ответ дается фишка.)
Педагог ставит на подставки для книг картинки с изображениями мяча и комара. Между подставками располагает мелкие предметы: совок, наперсток, салфетку, тюбик зубной пасты, замок, игрушечного зайчонка, значок. Объясняет задание: надо взять предмет, назвать его, вслушаться в название, определить, какой знакомый звук есть в этом слове, и положить предмет либо к картинке с мячом, либо к картинке с комаром. Если задание выполнено верно, дети должны хором сказать: «Правильно, правильно», если ребенок ошибся: «Нет-нет-нет». В последнем случае педагог возвращает предмет на прежнее место и вызывает другого.
Воспитатель выставляет 5 пирамидок. Объясняет задание: - Я сейчас расскажу вам про сорок. Кто они такие? В предложении, которое я вам скажу, будет пять слов со звуком с, столько же, сколько пирамидок. Вы должны назвать эти слова. Назовете слово правильно,— получите пирамидку:
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.
Дети повторяют рифмовку хором и по одному, называют слова сорок, сорок, срок, съели, сырок.
Воспитатель указывает, что рифмовка про сорок — скороговорка и что поэтому произносить ее надо быстро. Предлагает сказать скороговорку всем вместе несколько раз: сначала медленно, четко выговаривая слова, затем быстрее, далее еще быстрее и очень быстро.
После совместного проговаривания дети упражняются в быстром и четком самостоятельном произнесении скороговорки.
Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает, какие звуки дети учились различать (звонкий з и глухой с) и кто сколько получил фишек и пирамидок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц"
Конспект занятия "Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц"...
Тема: «Звуковая культура речи дифференциация звуков з - ж» Возрастная группа: старшая группа.
Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: с...
Конспект НОД по развитию речи "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Ч]—[Щ]" (старшая группа)
дифференциация звуков [Ч] и [Щ] у детей...
Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]». Старшая группа.
Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]». Старшая группа.Провела Седова О. А. 07.04.2021. Литература. В. В. Гербова. Развитие ...
Конспект ООД «Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»
Материал для речевых игр и занятий с детьми дошкольного возраста по звуковой культуре речи...
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...
Конспект занятия. Звуковая культура речи: дифференциация звуков З – С для старшей группы.
Задачи:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.2. Развивать фонематический слух.3. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции з...