Занятие по развитию звуковой культуры речи "Дифференциация звуков [с] и [ш] "
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Программные задачи:

 

• Продолжить  учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].

• Закреплять навыки звукового анализа.

• Развивать фонематический слух.

• Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка.

Материал: паззлы «Незнайка», карточки со звуками [с] и [ш], маленькие зеркала,  карточки для игры «Определи место  звука в слове».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент Образования ЗАО ГБОУ СОШ №1465

Дошкольное отделение №6

Конспект занятия по развитию

звуковой культуры речи

в

подготовительной группе

«Дифференциация звуков [с] и [ш]»

                                                                              Подготовила и провела

                                                                              Воспитатель

                                                                              подготовительной  группы

                                                                              Ястребцова Н.Е.

                                                     МОСКВА 2015


 Тема: «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»

Программные задачи:

• Продолжить  учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].

• Закреплять навыки звукового анализа.

• Развивать фонематический слух.

• Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка.

Материал: паззлы «Незнайка», карточки со звуками [с] и [ш], маленькие зеркала,  карточки для игры «Определи место  звука в слове».

Дети здороваются с гостями.

- Дети, у вас хорошее настроение? Давайте настроимся на занятие.

Повторим все вместе:

Каждый день, всегда, везде,

на занятиях, в игре -

говорим всё чётко, внятно,

чтобы было всем понятно.

- Замечательно, я думаю, что вы сегодня будете хорошо заниматься, и все у вас получится. Посмотрите, какой замечательный у меня мяч, он так и просится поиграть с вами.

 

Игра “Цепочка слов”. (Дети передают мяч по кругу, называя слово. Началом следующего слова служит последний звук предыдущего. Например: шум – мост – танк – каша – автобус –

Раздается стук в дверь.

- Кажется, кто-то стучит, давайте посмотрим кто там.

Заносят письмо.

- Давайте откроем и прочитаем.

«Здравствуйте, ребята! Пишу я вам с просьбой о помощи. Мои друзья дали мне задания, чтобы я выучил два звука [с] и [ш], а я совсем запутался в них. Мне очень хочется разобраться, и прошу вас помочь мне с этим. Задания, которые надо сделать лежат в конверте. Помогите мне, пожалуйста. Заранее всех вас благодарю».

От кого же письмо? Тут есть маленькая приписка: нам предлагают собрать паззлы, и тогда мы узнаем,  от кого получили письмо.

 Дети собирают паззлы (на каждом столе) и узнают, от кого письмо.

- Вы согласны помочь Незнайке? Тогда беремся за дело! Для начала мы с вами сделаем гимнастику для язычка и губ.

 Выполняется дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Упражнения для артикуляционного аппарата:

“Улыбка”- удерживать сильно растянутые губы в улыбке.

“Трубочка” - вытянуть губы вперёд, как у слонёнка. Чередование.

 

Упражнение на активизацию мышц языка:

“Чашечка”- кончик и стороны языка подняты вверх.

“Вкусное варенье” - языком в форме чашечки облизать верхнюю губу.

“Маляр”- широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

“Чистим зубы” - кончиком языка “почистить” зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

 

- Теперь мы с вами разберемся, что же это за звуки такие.

Сравнение [С] и [Ш] по артикуляционным и акустическим признакам:

 [С] - Губы в улыбке, язык – за нижними резцами, воздух изо рта – холодный. Звук [С] - согласный, глухой.

А теперь поиграем: «Сдуем шарик»: вдыхаем через носик, а затем растягиваем губы в улыбке, язычок прячем за нижними зубками и   медленно и выразительно выдыхаем,  произнося звук [С].

 

- А сейчас давайте повторИм  скороговорку

«У ДуСи – Синие буСы».  (Сначала тихо и медленно, потом громче и быстрее).

[Ш] - Губы – трубочкой, язык поднят вверх “чашечкой”, воздух изо рта – тёплый. Звук [Ш] - согласный, глухой. А сейчас поиграем: изобразим с вами  «Море». Вдыхаем воздух, губки складываем трубочкой, язык поднимаем вверх «чашечкой» и произносим звук [Ш].

- Теперь повторИм скороговорку

 «Наша Маша выше вашей» (Сначала тихо и медленно, потом громче и быстрее).

- Теперь, чтобы закрепить эти звуки мы с вами поиграем:

1. Узнать звуки [С] и [Ш] по беззвучной артикуляции (по движению губ) . Смотрите внимательно на меня и попробуйте догадаться, какие звуки я произношу. На кого я укажу, тот скажет, какой звук я произнесла.

2. Определить звуки [С] и [Ш] на слух. Если в слове есть звук[С], вы хлопаете в ладоши, а если есть звук[Ш], сжимаете пальчики в кулачки. Слушайте внимательно: СУМКА, ГУАШЬ, КАПУСТА, ШАШКИ, МЯСО, МАШИНА, СОСИСКА, МАСЛО, МАЛЫШ, СУШКА, ШАЛАШ, КАМЫШ, КАРАНДАШ, ЛАВАШ, ЛАНДЫШ, ЕРШ, БРОШЬ, НОС, УКСУС, КОНТРАБАС, КОСМОС, ШОССЕ.

Физкультминутка.

Мы шагаем, мы шагаем,

Мы Незнайку выручаем.

Руки вверх мы поднимаем,

А теперь их опускаем.

Приседаем и встаем

 И опять вперед идем.

Затем проводится игра «Запомни и повтори». Сначала хором, затем по одному.

СА- СО- СА, СА- СО- СО, СУ- СЫ -СУ, СУ- СА- СЫ, ША- ШО- ШО, ША- ШУ-ШИ, ШО- ША –ШУ, ШУ-ШУ-ША, ШУ-ШИ-ШУ.

После выполнения задания учим скороговорку  

«У сынишки – пустышка».

Затем проводится игра «Определи место звука в слове».

- Молодцы! Справились со всеми заданиями. И Незнайке все объяснили про звуки [С] и [Ш].

 ИТОГ: С какими звуками мы сейчас работали? Давайте, вспомним, как произносятся эти звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе. «Звуки м, мь»

конспект занятия по звуковой культуре речи во второй младшей группе...

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе "Звуки [с], [ш]"

Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речи....

Занятие по развитию звуковой культуры речи в средней группе «Звук з , з’»

Программное содержание конспекта: закрепить произношение звука с    в словах. Помочь воспитанникам запомнить потешку «Расти коса». Научить выделять голосом звук   с...

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе "Звуки [с], [ш]".

Учить детей отчетливо произносить звуки [с], [ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком.Закреплять умение изменять темп реч...

Занятие по развитию звуковой культуры речи "Звуки Т и ть, Д и дь" для детей подготовительной группы

В данном документе представлена технологическая карта занятия и конспект к нему. Данное занятие проводилось с ребенком подготовительной группы в дистанционном формате. Данный материал был разработан в...

открытое занятие по развитию звуковой культуры речи звук "Б" " Путешествие язычка"

Упражнять в отчетливом и правильном  произношении звуков Б и Бь...

19.02.2024г. Конспект занятия в 1 младшей группе. Образовательная область: Речевое развитие. Развитие звуковой культуры речи. Звуки «П» и «Пь». Заучивание стихотворения «Шляпа».

Способствовать четкому и правильному произношению звуков "П" и «Пь» в словах и фразовой речи. Способствовать развитию речевого дыхания....