Конспект НОД на тему: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Богданова Ольга Сергеевна

Цель: дифференциация звуков з – с.

Задачи:

1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.

2. Развивать фонематический слух.

3. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах.

4. Развивать логическое мышление и внимание.

Материалы: картинки: заяц, собака, 2 домика (один с колокольчиком), стул, заколка, коза, оса, зеркало, лиса, коляска, зебра, цветные карандаши (зеленый, розовый, красный, синий)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe_po_zkr.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №67 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД на тему: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с в старшей группе.

подготовила воспитатель: Богданова О.С.

2023

Цель: дифференциация звуков з – с.

Задачи:

1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.

2. Развивать фонематический слух.

3. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах.

4. Развивать логическое мышление и внимание.

Материалы: картинки: заяц, собака, 2 домика (один с колокольчиком), стул, заколка, коза, оса, зеркало, лиса, коляска, зебра, цветные карандаши (зеленый, розовый, красный, синий)

Ход ООД:

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли куклы Соня и Зоя. Они хотят с вами поиграть. Но сначала, давайте перед этим помоем руки (картинка крана). Какой звук издает вода, когда течет из крана? Давайте споем песенку воды: с-с-с-с. Ой, к нам залетел комар. А какая песенка у комара: з-з-з-з. Давайте его прогоним. Комар улетел.

(Дети повторяют за воспитателем)

Воспитатель: я вам сейчас расскажу, что любят делать девочки. Они очень любят рисовать. Соня берет себе карандаши, в названии которого есть звук С (назвать цвета). Зоя любит рисовать карандашами, в названии которых есть звук З (назвать цвета). Девочки, когда нарисовали животных, мама их очень удивилась. А кого они нарисовали сейчас вы узнаете, отгадав загадки.

1. Спит под крылечком, хвостик колечком, громко лает, хозяина встречает. (С-с-собака)

2. Всю жизнь свою. Хожу в тельняшке, но без сапог и без фуражки. (З-з-зебра)

3. Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом. (Л-л-лиса)

4. Белый и пушистый, в лесу живет, скачет прыг – скок. (З-з-заяц)

Воспитатель: - Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?

Дети: [с - з].

Вос-ль: правильно сегодня на занятии мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать в слогах, словах и предложениях.

Вос-ль: - Что для этого надо сделать? (внимательно слушать меня, своих товарищей и не выкрикивать).

– Ребята произнесите звук [З], а теперь звук [С].

- В чем разница? (З – звонкий, С – глухой).

- Почувствуем звонкость согласного З, руку положим на горлышко и произнесем з-з-з. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

([С] – зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов. При этом струя воздуха направляется на передние зубы.

[З] – положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом.)

Воспитатель: ребята давайте поиграем в игру, а девочки будут смотреть и учиться у вас. Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – з или с – слышится в начале слова.

Слон, зебра, зеленый, синий, суп, зонт.

Игра «Кто самый внимательный?

Воспитатель: а теперь мы немного поиграем в игры со слогами наша игра называется «Скажи наоборот» (с мячом). Правила: я называю слоги со звуком «З», а вы заменяете его на звуки «с»

За-са, сы-зы, со-зо, ус-уз, зы-сы, су-зу

(Дети выходят и встают в круг)

Игра «Лишний слог».

- Ребята вы сейчас должны вслед за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить слог, который не подходит:

Са – са – са – са – за

Со – со – со – со – зо

Су – су – су – су – зу

- Назовите все лишние слоги со звуком З? (ЗА, ЗО, ЗУ).

Зы –зы –зы – зы – сы

Зи - зи – зи – зи – си

Зу – зу – зу – зу – су

- Назовите все лишние слоги со звуком С? (СЫ, СИ, СУ).

Воспитатель: Теперь немного отдохнем. Встаем возле столов

Физминутка «Раз, два, три».

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Игра: “Доскажи словечко”.

- Слушайте внимательно:

+ Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духу хвост короче уха.

Живо угадай-ка, кто же это? ….(Зайка).

+ Я сижу едва не плача,

Очень трудная …. (задача)

+ Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю (зарядку)

+ Для птенцов и для зверят

Тоже нужен детский (сад)

Ребята давайте повторим отгадки.

- Какое слово лишнее и почему? Правильно “сад”, а почему (так как начинается со звука “с”.)

Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте поиграем еще в одну игру, а называется она «Добавь слог», Я буду произносить начала слов, а вы добавьте –са или –за (С опорой на картинке)

(Гро., Ро., Ли., Бере., Колба., Ко,)

Игра «Повтори за мной».

Са – са - за

За – са - за

Сы – зы - зы

Сом - зонт – сок

Зайка-сумка-завод

Собака-заноза-соль

Са – са – са – вот летит оса.

За – за – за – у Зои коза.

Ас – ас – ас – Соня с Саней пьют квас.

Су – су – су – в лесу видели осу.

Зу – зу – зу – Зоя гонит козу.

Зы – зы – зы – у Зои новые тазы.

Зу-зу- су- - мы видели лису

Су-зу-су- отвязали мы козу.

Игра «Найди свой замок».

Помещаю два домика на доску: один домик с колокольчиком, а другой нет. В этих домиках будут жить картинки со звуком С и З. Как вы думаете почему. ?Звук «З»звонкий, он будет жить в домике с колокольчиком. А

(стул, заколка, коза, оса, зеркало, лиса, коляска, зебра).

Итог занятия.

- Какие звуки мы сегодня сравнивали?

– Ребята, вам понравилось занятие?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Что было самым трудным?

– Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Ж] - [Ш]» в старшей группе

Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш» Цель: упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш; развивать фонематический слух: упражнят...

План - конспекта НОД по развитию речи детей в старшей группе. Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.»

Цель: Учить детей дифференцировать звуки з-с в слогах, словах, предложениях.Задачи:Образовательные:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях....

Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Ч и Щ (Старшая группа)

Ход занятия:- Ребята, сегодня у нас необычный день, потому что к нам пришли гости! Посмотрите на них и поздоровайтесь!- А теперь подойдите ко мне и посмотрите, кого я вам принесла. Это игрушки Чебураш...

Звуковая культура речи: дифференциация звуков З – С для старшей группы

Звуковая культура речи: дифференциация звуков З – С для старшей группы...

Конспект занятия. Звуковая культура речи: дифференциация звуков З – С для старшей группы.

Задачи:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.2. Развивать фонематический слух.3. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции з...

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с. для старшей группы

Возраст: старшая группаЦель: Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з – с и их дифференциации.Задачи:Образовательные задачи:Познакомить со скороговоркой.Упражнять в звуковом анализе сл...

Конспект «Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ц и Ч» (старшая группа)

laquo;Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ц и Ч»Цель: учить детей дифференцировать звуки ц и ч.Задачи:• Определять местоположение звука в слове (начало, сер...