Тема: «Звуковая культура речи дифференциация звуков з - ж» Возрастная группа: старшая группа.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Галлямова Лилия Садреевна

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

     Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, а в последствии появляется неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность; если вы никак не можете добиться от малыша желаемого ответа или действия, значит вы не сумели объяснить, чего вы хотите; инструкция должна быть простой, чёткой, короткой, содержать понятные ребёнку слова; желательно показать, как это делаете вы, прежде чем малыш вступит в игру сам; резкий тон, раздражение недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны. Главное – поверить в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район            Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20

г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Организованная образовательная деятельность

Образовательная область «Речевое развитие»

Раздел «Развитие речи»

Тема: «Звуковая культура речи дифференциация звуков з - ж»

Возрастная группа: старшая группа.

                                                                                       Выполнил:

воспитатель

Галлямова Л.С.

имеющаяся категория

                                                                                                      высшая

запрашиваемая категория

высшая

                                               

Туймазы 2018

Цель:

 Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков [з]-[ж]

Задачи:

-образовательные:

  • Закрепить правильное произношение звуков [з]-[ж]»   изолированно, в слогах, словах, предложениях.
  • Учить детей различать звуки  [з]-[ж]- на слух и в произношении.
  • Совершенствование навыка звукового анализа слов, определять позицию звука в словах.
  • Умение называть слова с заданным звуком.
  • Закреплять навык составления предложений  по предметным картинкам.

-развивающие:

  • Развивать фонематический слух, восприятие, речевое дыхание, внимание, память.

 -воспитывающие:

  • Воспитывать умение выслушивать до конца вопросы педагога и ответы других детей.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие; Познавательное развитие; Социально – коммуникативное развитие; Физическое развитие.

Словарная работа:  жужжит,  звенит, ножницы, снежинка, жёлудь, жираф, ёжик, арбуз, таз.

Предварительная работа:

Д/и «Поймай звук»,  «Четвертый лишний»

Рассматривание картинок, звуковой анализ слова

Физминутка

Д/у «Отгадай загадку», П/И «Комары и пчелки»

      Вопросы, загадки, проговаривание звуков

     «Слоговая песенка».

Средства реализации:

-демонстрационный материал: картинки комара, жука,

-раздаточный материал: предметные картинки на звук «З» и «Ж» в начале, в середине и в конце слова. 

карточки на каждого ребёнка, фишки

Литература.

-В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» в старшей группе детского сада.

 М.,2010

-Т.И.Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» старшая группа.

М.,2005

-Черенкова Е.Ф. «Развивающие игры с пальчиками» М.,2007г

Ход

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Дети, какое сейчас время года?

Дети: Зима

Воспитатель: А помните было тепло, хорошо, представьте себе, что мы с вами оказались на теплой солнечной  поляне.

 Светит солнышко, руки подняли руки к солнцу, тепло, лучи солнца греют наши руки.

Давайте подышим (дыхательное упражнение – вдыхаем через нос, выдыхаем через рот 2 -3 раза),

На солнечной поляне, по дороге ползёт жук. А навстречу ему комар. Решил жук познакомиться с комаром и запел свою песенку : Ж – Ж – Ж…

Комар был вежливым и ответил своей звонкой песней: З – З – З…

А сейчас мы с вами превратимся в жука и споем песню

Дети: з-з-з (сдвижением – отводят руки назад, голову вытягивают вперед).

комарик звенит. -индив ответы

Воспитатель: а сейчас превратились в жука и споем песню жука

Дети: ж-ж-ж(с движением показывают крылья). -индив ответы

Жук жужжит

Дети садятся за стол. На доске картинка жука и комарика.

Воспитатель: Посмотрите дети, к нам сегодня в гости прилетели жук и комарик. Они хотят послушать, как вы поете песенки. Мы сегодня повторим звуки з и ж и будем учиться их различать. Давайте, мы споем песенку жука ж-ж, какие у нас губы (круглые), где находится язычок (язык широкий, вверху).

Дети повторяют хором и индивидуально

Давайте проверим горлышко.  Работает у нас, чувствуете как дрожит горлышко ( эта песенка звонкая, звук ж – звонкий)

Давайте споем песенку комарика з- з, какие губы –улыбаются, где у нас язычок, спрятался за нижние зубки, зубки видны, проверим горлышко, (песенка звонкая, звук –з – звонкий.)

Воспитатель: А сейчас я буду показывать картинки. Если вы увидите картинку жука –то споете песенку жука, если картинку комарика – споете песенку комарика.

Дети выполняют задание – по показу воспитателя дети повторяют звуки –

з – з; ж – ж.

А сейчас поиграем в игру « Наоборот»

А вам буду произносить песенку жука и вы мне песенку комарика

жа-за; зо-жо; жу –зу; за-жа; зо-жо; зу-жу;аз-аж;ож-оз.

Воспитатель:  внимательно послушайте и правильно повторите за мной чистоговорки.

Жа-жа-за вот идет коза

За-за-жа – мы увидели ежа

Жу-зу-зу – мы ведем козу

Зу-жу-жу – на лужок хожу.

Дети произносят хором и индивидуально.

Воспитатель:  Вы хотите порадовать наших гостей, жука и комарика,

Нужно придумать слова, мальчики называют слова со звуком –ж-, девочки называют слова со звуком –з-

Дети называют слова

Физкультминутка.

На лужайке, на ромашке  Кружение с поворотом

Жук сидел в цветной рубашке  Приседание руки на пояс.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу

Тихо по ветру качаюсь,  Движения по тексту.

Низко - низко наклоняюсь.

Воспитатель: Дети, вы знаете, что звуки живут в словах, эти звуки встречаются в начале, середине и в конце слова. Давайте вспомним, как мы ловили звук в слове. Нарисуем слово в  воздухе. Нужно поймать звук –ж- в слове: жираф, лыжник,морж.

Дети скажите что означает слово морж

Нужно поймать звук –з- в слове..

Мороз,  зима, роза,

Дети выполняют задание.

Воспитатель: У вас на столах картинки, в названии которых есть звук з и ж, нужно назвать звук, и определить, где находится этот звук в начале, середине или в конце слова и положить фишку на нужный квадрат.(2- ребенка выполняют у доски)

Дети работают с предметными картинками.

Воспитатель: А сейчас составьте предложения со своими картинками.

Дети:

Анализ занятия

-Чьи песенки мы сегодня повторили?

-Какие звуки мы учились различать? Какие игры играли?

А сейчас скажем наш девиз.

Каждый день, всегда, везде

На занятиях, в игре -

Говорим все четко, внятно

Что бы было всем понятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»

Конспект занятия по развитию речи  в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»...

План-конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (коррекционное занятие). Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»

Занятие по развитию речи (коррекционное)  с детьми страшей группы. Тема "Звуковая культура: дифференциация звуков Ж-Ш"...

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...

Конспект НОД на тему: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с в старшей группе.

Цель: дифференциация звуков з – с.Задачи:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.2. Развивать фонематический слух.3. Упражнять в...

Конструкт занятия по развитию речи. на тему: Звуковая культура речи: дифференциация звуков «С» и «Ш» с ребенком ТНР. «Семен потерял воздушный шар» Старшая группа (5-6 лет)

Цель ребенка: закрепление навыка звукопроизношения звуков «С»-«Ш»Цель ребенка ТНР: закрепление навыка различения и правильного употребления в речи звуков &l...