Тема: «Звуковая культура речи дифференциация звуков з - ж» Возрастная группа: старшая группа.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, а в последствии появляется неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
Главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность; если вы никак не можете добиться от малыша желаемого ответа или действия, значит вы не сумели объяснить, чего вы хотите; инструкция должна быть простой, чёткой, короткой, содержать понятные ребёнку слова; желательно показать, как это делаете вы, прежде чем малыш вступит в игру сам; резкий тон, раздражение недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны. Главное – поверить в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rr.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20
г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Организованная образовательная деятельность
Образовательная область «Речевое развитие»
Раздел «Развитие речи»
Тема: «Звуковая культура речи дифференциация звуков з - ж»
Возрастная группа: старшая группа.
Выполнил:
воспитатель
Галлямова Л.С.
имеющаяся категория
высшая
запрашиваемая категория
высшая
Туймазы 2018
Цель:
Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков [з]-[ж]
Задачи:
-образовательные:
- Закрепить правильное произношение звуков [з]-[ж]» изолированно, в слогах, словах, предложениях.
- Учить детей различать звуки [з]-[ж]- на слух и в произношении.
- Совершенствование навыка звукового анализа слов, определять позицию звука в словах.
- Умение называть слова с заданным звуком.
- Закреплять навык составления предложений по предметным картинкам.
-развивающие:
- Развивать фонематический слух, восприятие, речевое дыхание, внимание, память.
-воспитывающие:
- Воспитывать умение выслушивать до конца вопросы педагога и ответы других детей.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие; Познавательное развитие; Социально – коммуникативное развитие; Физическое развитие.
Словарная работа: жужжит, звенит, ножницы, снежинка, жёлудь, жираф, ёжик, арбуз, таз.
Предварительная работа:
Д/и «Поймай звук», «Четвертый лишний»
Рассматривание картинок, звуковой анализ слова
Физминутка
Д/у «Отгадай загадку», П/И «Комары и пчелки»
Вопросы, загадки, проговаривание звуков
«Слоговая песенка».
Средства реализации:
-демонстрационный материал: картинки комара, жука,
-раздаточный материал: предметные картинки на звук «З» и «Ж» в начале, в середине и в конце слова.
карточки на каждого ребёнка, фишки
Литература.
-В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» в старшей группе детского сада.
М.,2010
-Т.И.Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» старшая группа.
М.,2005
-Черенкова Е.Ф. «Развивающие игры с пальчиками» М.,2007г
Ход
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года?
Дети: Зима
Воспитатель: А помните было тепло, хорошо, представьте себе, что мы с вами оказались на теплой солнечной поляне.
Светит солнышко, руки подняли руки к солнцу, тепло, лучи солнца греют наши руки.
Давайте подышим (дыхательное упражнение – вдыхаем через нос, выдыхаем через рот 2 -3 раза),
На солнечной поляне, по дороге ползёт жук. А навстречу ему комар. Решил жук познакомиться с комаром и запел свою песенку : Ж – Ж – Ж…
Комар был вежливым и ответил своей звонкой песней: З – З – З…
А сейчас мы с вами превратимся в жука и споем песню
Дети: з-з-з (сдвижением – отводят руки назад, голову вытягивают вперед).
комарик звенит. -индив ответы
Воспитатель: а сейчас превратились в жука и споем песню жука
Дети: ж-ж-ж(с движением показывают крылья). -индив ответы
Жук жужжит
Дети садятся за стол. На доске картинка жука и комарика.
Воспитатель: Посмотрите дети, к нам сегодня в гости прилетели жук и комарик. Они хотят послушать, как вы поете песенки. Мы сегодня повторим звуки з и ж и будем учиться их различать. Давайте, мы споем песенку жука ж-ж, какие у нас губы (круглые), где находится язычок (язык широкий, вверху).
Дети повторяют хором и индивидуально
Давайте проверим горлышко. Работает у нас, чувствуете как дрожит горлышко ( эта песенка звонкая, звук ж – звонкий)
Давайте споем песенку комарика з- з, какие губы –улыбаются, где у нас язычок, спрятался за нижние зубки, зубки видны, проверим горлышко, (песенка звонкая, звук –з – звонкий.)
Воспитатель: А сейчас я буду показывать картинки. Если вы увидите картинку жука –то споете песенку жука, если картинку комарика – споете песенку комарика.
Дети выполняют задание – по показу воспитателя дети повторяют звуки –
з – з; ж – ж.
А сейчас поиграем в игру « Наоборот»
А вам буду произносить песенку жука и вы мне песенку комарика
жа-за; зо-жо; жу –зу; за-жа; зо-жо; зу-жу;аз-аж;ож-оз.
Воспитатель: внимательно послушайте и правильно повторите за мной чистоговорки.
Жа-жа-за вот идет коза
За-за-жа – мы увидели ежа
Жу-зу-зу – мы ведем козу
Зу-жу-жу – на лужок хожу.
Дети произносят хором и индивидуально.
Воспитатель: Вы хотите порадовать наших гостей, жука и комарика,
Нужно придумать слова, мальчики называют слова со звуком –ж-, девочки называют слова со звуком –з-
Дети называют слова
Физкультминутка.
На лужайке, на ромашке Кружение с поворотом
Жук сидел в цветной рубашке Приседание руки на пояс.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу
Тихо по ветру качаюсь, Движения по тексту.
Низко - низко наклоняюсь.
Воспитатель: Дети, вы знаете, что звуки живут в словах, эти звуки встречаются в начале, середине и в конце слова. Давайте вспомним, как мы ловили звук в слове. Нарисуем слово в воздухе. Нужно поймать звук –ж- в слове: жираф, лыжник,морж.
Дети скажите что означает слово морж
Нужно поймать звук –з- в слове..
Мороз, зима, роза,
Дети выполняют задание.
Воспитатель: У вас на столах картинки, в названии которых есть звук з и ж, нужно назвать звук, и определить, где находится этот звук в начале, середине или в конце слова и положить фишку на нужный квадрат.(2- ребенка выполняют у доски)
Дети работают с предметными картинками.
Воспитатель: А сейчас составьте предложения со своими картинками.
Дети:
Анализ занятия
-Чьи песенки мы сегодня повторили?
-Какие звуки мы учились различать? Какие игры играли?
А сейчас скажем наш девиз.
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре -
Говорим все четко, внятно
Что бы было всем понятно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»
Кноспект занятия в разновозрастной группе 4-7 лет...
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»...
План-конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (коррекционное занятие). Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»
Занятие по развитию речи (коррекционное) с детьми страшей группы. Тема "Звуковая культура: дифференциация звуков Ж-Ш"...
Конспект НОД по развитию речи "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Ч]—[Щ]" (старшая группа)
дифференциация звуков [Ч] и [Щ] у детей...
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...
Конспект НОД на тему: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с в старшей группе.
Цель: дифференциация звуков з – с.Задачи:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.2. Развивать фонематический слух.3. Упражнять в...
Конструкт занятия по развитию речи. на тему: Звуковая культура речи: дифференциация звуков «С» и «Ш» с ребенком ТНР. «Семен потерял воздушный шар» Старшая группа (5-6 лет)
Цель ребенка: закрепление навыка звукопроизношения звуков «С»-«Ш»Цель ребенка ТНР: закрепление навыка различения и правильного употребления в речи звуков &l...