Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]». Старшая группа.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Седова Оксана Александровна

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]». Старшая группа.

Провела Седова О. А. 07.04.2021.

 

Литература. В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Старшая группа.

 

Цель. Упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_l_r.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]». Старшая группа.

Провела Седова О. А. 07.04.2021.

Литература. В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Старшая группа.

Цель. Упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

                          Ход занятия.

1.Организационный момент:

 Здравствуйте, ребята!

В: Сегодня у нас с вами очень интересное занятие. К нам сегодня в гости пришел мальчик (кукла). Его зовут Женя. Один раз с ним

случилось интересная история. Хотите послушать?

Сейчас я прочитаю вам рассказ Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р».

2.Основная часть:

Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р».

В: Мальчик Женя не умел говорить букву "р".

Ему говорят:

- Ну-ка, Женя,скажи: "пароход".

А он говорит: "палоход".

- Скажи: "таракан".

А Женя говорит: "талакан".

- Скажи: "рыба".

А он говорит: "лыба".

Все ребята во дворе над ним смеялись.

Вот Женя однажды играл с ребятами, сказал тоже что-то неправильное. И ребята стали его дразнить.

Тогда Женя обиделся и залез на крышу.

Там на дворе стоял маленький домик, невысокая баня. Лежит Женя на банной крыше и тихонько плачет.

Вдруг на забор прилетела ворона и здорово так каркнула:

- Крррааа.

Женя тоже каркнул - только получилось: "клллааа".

А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищёлкнула клювом и давай выговаривать на разные лады:

- Каррр, краа, кррр, ррра, ррра.

У Жени получается: "клавла, кллл, клклкл".

Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил.

У него и язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо у него получилось.

- Крррррррраааа!

Так хорошо "ррр" получается, словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается: "ррррр".

Обрадовался Женя и полез с крыши.

Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как "р" выговаривается.

Лез, лез и свалился с крыши, да крыша-то банная, баня невысокая, и в куст смородины он упал - не ушибся.

Встал Женя, побежал к ребятам, смеётся, радуется и кричит:

- Я "рры" научился говорить!

- А ну, - говорят ребята, - скажи нам что-нибудь.

Женя думал, думал и сказал:

- Паверрррррр.

Это Женя хотел сказать "Павел", да спутал.

Вот как обрадовался!

Беседа по вопросам.

В:А теперь ответьте мне на вопросы:

-Какой звук не выговаривал мальчик Женя?

Д«Р».

В: -А какой звук он говорил вместо звука «Р»?

Д«Л»

В:- Так кто догадался, о каких звуках мы сегодня будем говорить?

Д«Р» и «Л»

В: Сегодня мы будем учиться различать и правильно произносить звуки «Р» и «Л».

Но сначала потренируемся.

Артикуляционная гимнастика.

Качели ;

Гармошка ;

Лошадка;

.

Дыхательная гимнастика: «Ворона».

Ребёнок стоит, слегка расставив ноги и опустив руки. Делает вдох разводит руки широко в стороны, как крылья, на выдохе медленно опускает руки и произносит «каррр», максимально растягивая звук «р».

Игра «Покажи где летит?»

В:Послушайте: ррр-летит самолет близко (приложите руки к груди и

произнесите «ррр»). «Ллл» - улетел самолет далеко (отодвигаются руки в стороны).

Дети, постарайтесь услышать в словах, которые я назову, звук «Р». Если

услышите, прижмите руки к груди. Слушайте: хобот, робот, танец, ранец, игла,

пары, полы, ложки, рожки. Молодцы

Физкультминутка.

"Улыбнись. "

Вверх и вниз рывки руками, 

Будто машем мы флажками.  

Разминаем наши плечи.  

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.) 

Руки в боки. Улыбнись.  

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.) 

Приседанья начинай.  

Не спеши, не отставай. (Приседания.) 

А в конце — ходьба на месте, 

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.) 

Повторение чистоговорок:

В: Ла – ла – ла – лопата и пила,

Ра – ра – ра – высокая гора,

Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,

Ру – ру – ру – коза грызет кору,

Ла – ла – ла – ласточка гнездо взвила,

Ры – ры – ры – прилетели комары.

Стихи- добавлялки

В: Дедушку зовут Лука, у него болит

Д: рука

На столе с картошкой плошка, за столом голодный…

Д: Прошка

Рисовал художник ламу и картину вставил в

Д: раму

Приготовил повар Пров вкусный и душистый …

Д: плов

Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я

Д: пил

В блеске солнечных лучей по земле бежит

Д: ручей

Игра «Скажи наоборот»

Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком [р] или [л].

Дедушка старый, а внук (молодой) .

Вчера мне было весело, а сегодня (грустно) .

Зимой снега много, а весной (мало) .

Баба Яга злая, а фея (добрая) .

Суп горячий, а компот (холодный) .

Снег белый, а уголь (черный) .

Заяц трусливый, а лев (смелый) .

Ручеек мелкий, а река (глубокая).

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Отвечай на вопросы, четко произнося звуки [р] -[л].

Шляпа из соломы какая? - соломенная.

Юбка в полоску какая? – полосатая.

Варенье из груш какое? – грушевое.

Суп из гороха какой? – гороховый.

Свет от луны какой? – лунный.

Серьги из серебра какие? – серебряные.

Цветы на лугу какие? – луговые.

Компот из фруктов какой? – фруктовый.

Сок из смородины какой? – смородиновый.

3. Рефлексия.

В: Молодцы! Сегодня все очень хорошо занимались.

-Какие звуки мы сегодня проговаривали?

Д«Л» и «Р»

В:Эти звуки придут ещё к вам на занятие и просят выучить для них скороговорку«Три сороки – тараторки тараторили на горке.».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук [Ф] во 2 младшей группе"

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а...

Открытое занятие по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков р-л

Открытое занятие по развитию речиЗвуковая культура речи: дифференциация звуков р-лЦель: упражнять детей в различении звуков р-л в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его пози...

Конспект занятия по развитию речи:"Звуковая культура речи, дифферинциация звуков "ч", "щ"

Упражнять детей в умении различать на слух сходные артиликуляционные звуки....

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Работа над предложением» для подготовительной группы

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Работа над предложением»  для подготовительной группы...

конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р"

конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р"...