Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область - речевое развитие «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект непрерывной образовательной деятельности
в старшей группе
Образовательная область - речевое развитие
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности
в старшей группе
Образовательная область - речевое развитие
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»
Задачи:
1. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков З - Ж.
2. Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З - Ж.
3. Развивать фонематический слух; логическое мышление и внимание.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: расширять представления детей о мире растений, животных, предметов быта.
Социально-коммуникативное развитие: Формировать положительную мотивацию, желание правильно говорить звуки [з]-[ж].
Материал и оборудование: письмо от «Незнайки», набор картинок с изображениями животных, растений, предметов быта (в названиях которых есть звуки [з], [ж]).
Карточки на каждого ребёнка, использование ИКТ.
Ход непрерывной образовательной деятельности
1 часть.
Использование ИКТ- слышатся звуки комара и жука
Воспитатель: Ребята, мне слышатся звуки насекомых. Как вы думаете, кто эти звуки произносит?
Ответы детей
Стук в дверь.
Воспитатель сообщает детям, что в группу пришло письмо от Незнайки. Ребята рассматривают конверт.
Воспитатель: (читает письмо) «Здравствуйте, ребята! Пишу вам я, Незнайка! У меня к вам просьба о помощи! Я стал сочинителем и написал стихи, а Знайка говорит, что я перепутал и не знаю звуки в словах З-Ж. Помогите мне разобраться, оцените мои стихи и если надо, то ошибки исправьте, хотя никаких ошибок там нет, я уверен! Я знаю, что вы все очень умные и добрые, значит поможете. Жду от вас ответа. Незнайка.»
Воспитатель: Ребята, а мы сможем помочь Незнайке?
Ответ детей
Воспитатель: Ребята, чтобы помочь Незнайке давайте с вами вспомним звуки З-Ж
2 часть
Воспитатель: сейчас я буду показывать то звук З, то звук Ж, а вы должны выполнять соответствующие движения:
- если я показываю звук З – легонько хлопнуть в ладоши (поймать комара)
- если я показываю звук Ж - нужно слегка подвигать кистями рук вверх-вниз (летит жук) .
Воспитатель: Для того чтобы нам помочь исправить Незнайке ошибки в стихах, нам нужно самим научиться находить в словах звуки З-Ж и определить на каком месте они стоят.
Воспитатель: Для этого давайте выполним следующие задания. Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук - З или Ж - слышится в слове. (Отвечая, ребенок должен также указать, где слышится звук - в начале или середине слова.)
Жадина, земля, гроза, лыжник и т. д.
Воспитатель: Молодцы, отвечали правильно. А давайте сейчас поиграем в игры, и так –игра «Жуки и комары»
Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением комара и жука.
Воспитатель: Ребята рассмотрите свои картинки, у кого нарисован комарик – 1 команда, у кого жуки – 2 команда.
- Как жужжат жуки? (жжжж)
- А комарики? (ззззз)
1-ая команда придумывает слова, начинающиеся со звука (З, а вторая – со звука (Ж) (дети называют по одному слову на заданный звук)
Воспитатель: Следующая игра - «Найди слово»
Ребята, на столе лежат предметные картинки. Команда комарики выбирают картинки, где есть в слове звук З, а команда жуки выбирают картинки, где есть в слове звук Ж.
Воспитатель: Ну-ка, комарики, летите и все картинки, в названии которых есть звук З, соберите.
- А вы, жуки, со звуком Ж. Приготовились, полетели!
- А теперь проверим, какие картинки вы выбрали? (проверяют и исправляют)
Воспитатель: Ребята, ну как, понравились вам игры?
Ответы детей
Воспитатель: А, как вы думаете, ребята, кому предложить эти игры, чтобы лучше разобраться в звуках З-Ж?
Ответ детей: Незнайке.
Пальчиковая гимнастика
Я весёлый майский жук. Сжать кулачок.
Знают все меня вокруг, Указательный палец и мизинец
Над лужайками кружу, развести в стороны.
А зовут меня Шевелить усами.
Жу – жу…
Воспитатель: сейчас я вам раздам карточки, внимательно рассмотрите их и определите, что за предмет на карточке. Найдите в названии этого слова звук [З] или [Ж] и его место в этом слове (в начале, в середине или в конце слова), и закрасьте соответствующую клеточку синим цветом.
3 часть.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами играли и выполняли задания на определение звуков З-Ж. А как вы думаете, почему мы вспоминали эти звуки?
Ответы детей
Воспитатель: Вот теперь пришло время читать стихи Незнайки и определить есть ли в них ошибки.
В конце занятия воспитатель предлагает детям положить в конверт стихи с исправленными ошибками, картинки с изображением комара и жука,
предметные картинки и карточки.
Рефлексия
Молодцы ребята, вы сегодня активно работали, правильно отвечали, а теперь скажите:
- Какие игры вам понравились больше всего
Занятие по коммуникации в старшей группе "Дифференциация звуков[з] и [ж] в словах, фразах"
- Рахматуллина Галина Валентиновна, воспитатель
Разделы: Работа с дошкольниками
Цели:
Развивающие:
- Совершенствовать внимание, память, мышление.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать графические навыки, мелкую моторику.
- Совершенствовать навык звуко-буквенного анализа и синтеза.
Обучающие:
- Развивать артикуляционную моторику.
- Закрепить навык правильного произношения звуков “з” и “ж”.
- Продолжать дифференциацию звуков “з” и “ж” в словах и фразах.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи.
Ход занятия
1. Организационный момент.
В группу заходят дети и садятся полукругом. Стук в дверь. Ребята, посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости – Весёлый язычок с Незнайкой. Посмотрите на них внимательно. Какие у нас гости? (красивые, доброжелательные, весёлые).
2. Основная часть.
На столе воспитателя “Весёлый язычок”.
Воспитатель: “Дети, сегодня “Весёлый язычок” решил сделать с вами зарядку.
- Выглянул Язычок из домика – обежал вокруг домика (дети делают круговые движения кончиком языка по губам);
- Попрыгал вверх – вниз (делают движения кончиком языка с верхней на нижнюю губу);
- Покатался с горочки (выгибают спинку языка вперёд, верхние резцы скользят сверху вниз по спинке языка);
- Замёрз, закрыл двери (улыбаются, втягивают воздух сквозь сомкнутые зубы, затем плотно сжимают губы).
1. Пока мы с вами делали зарядку для язычка, наш гость Незнайка замерз.
Незнайка: - Ох, как холодно! Давайте встанем, чтобы согреться, сядет тот, кто вспомнит и назовёт слова со звуком “З”, затем со звуком “Ж”.
2. Воспитатель: - Незнайка, есть ещё интересная игра, хочешь, научим тебя играть, если ты говоришь “зо”, то ребята отвечают тебе “жо”. Попробуем и мы так говорить.
- ЗО –
- ЖО –
- ОЗ –
- ОЖ –
- ЗА –
- ЖА –
- АЗ –
- АЖ –
- ЗУ –
- ЖУ –
- УЗ –
- УЖ –
- ЫЗ –
ЫЖ –
3. Воспитатель: - Незнайка, какие звуки ты вызвал к нам?
Незнайка: - Ззнаю, ззнаю! Ой, жжабыл!
Воспитатель: Помогите Незнайке в первую звуковую коробку собрать картинки со звуком “З”, а в другую коробку со звуком “Ж”.
4. Незнайка: - Дети, поиграйте со мной в “Добавлялки”. Я буду начинать, а вы добавлять.
- За – за – за – вот идёт ...коза.
- Зу – зу – зу – зайку моем мы в ...тазу.
- Зе – зе – зе – дам траву ...козе.
- Зы – зы – зы – это новые ...тазы.
- Зи – зи – зи – сено ...отвези.
- Жа – жа – жа – убежали два ...ежа.
- Жу – жу – жу – ежу кофточку ...вяжу.
- Жи – жи – жи – здесь ползают ...ежи.
- Же – же – же – мы закончили ...уже.
5. Незнайка: - Дети, помогите мне закончить стихотворение “Доскажи словечко”.
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало... (жарко).
А рядом бегемотики
Схватились за ... (животики).
Как на тоненький ледок
Выпал беленький...(снежок).
А слониха, вся дрожа,
Так и села на... (ежа).
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай – ка, кто же это?.. (зайка).
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку, быстро делаю...(зарядку).
Я сижу, едва не плача,
Очень трудная...(задача).
- Молодцы, всё правильно мне подсказали.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
“На лыжах”.
Вся земля в снегу. (Идут по кругу, изображая ходьбу на лыжах).
Я на лыжах бегу,
Ты бежишь за мной. (Меняют направление движения).
Хорошо в лесу зимой: (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, тянутся вверх).
Небо ярко-синее,
Ели, сосны в инее,
Снег сверкает под ногами. (Наклоняются, дотрагиваются ладонями до носков).
Эй, ребята, кто за нами? (Кружатся на месте. Вновь идут по кругу).
6. Стихотворение – небылица.
Незнайка: - А вы, ребята, умеете говорить громко, тихо?
Воспитатель: “Конечно, умеют”.
Незнайка:- Я вам прочитаю стихотворение, а вы попробуйте повторить его громко, тихо.
Что стучишь так громко, дождик?
Не забьёшь ты даже гвоздик.
Подведение итогов:
Наше занятие закончено. Как нам понравилось с вами играть, можно мы ещё придём к вам в гости и вместе с вами ещё поиграем в интересные игры?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»
Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...
Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»
Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...
Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» «Звуковая культура речи» подготовительная группа
Цель: Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речиЗадачи:Учить детей отчетливо произносить звуки [ж], [ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.Упражнять д...
Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие: звуковая культура речи» тема: «Дифференциация звуков «ц» - «ч»
Конспектнепрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область «Речевое развитие: звуковая культура речи»тема: «Дифференциация звуков «ц» - «ч»группа...
Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи во 2 младшей группе) Тема: « Ёжик в гостях у ребят».
• упражнять детей отчетливо произносить звуки [ф] и [ф,] изолированными и в разных частях слов, способствовать формированию интонационной выразительности речи; • развивать воображение; • воспитыв...
технологическая карта по речевому развитию "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с."
конспект технологической карты по звуковой культуре речи . дифференциация звуков з – с....
19.02.2024г. Конспект занятия в 1 младшей группе. Образовательная область: Речевое развитие. Звуковая культура речи. Звуки «Д» и «ДЬ». Заучивание стихотворения «Дятел».
Создавать условия для четкого и правильного произношения звуков «д» и «дь» в звукоподражаниях в словах и во фразах.Вырабатывать поэтический слух....