Коррекционное логопедическое занятие «Как кузнечик друзей выручал»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Коррекционное логопедическое занятие для детей компенсирующей группы с ТНР. Данное занятие направлено на развитие мелкой и общей моторики, фонематического восприятия, направленной воздушной струи воздуха, развития связной речи и грамматического строя. Кроме того в занятие включены элементы драматизации, коорднации речи с движением. Данное занятие рекомендовано логопедам и воспитателям комбинированных и компенсирующих групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_kuznechik_druzyam_pomogal.docx | 29.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционное логопедическое занятие на тему
«Как кузнечик друзей выручал».
Коррекционно-образовательные цели.
Активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые». Расширение представлений о жизни насекомых в природе. Совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза, навыка составления и чтения слов.
Коррекционно-развивающие цели.
Развитие связной диалогической речи, мышления, творческого воображения, речевого слуха, тонкой моторики рук, координации речи с движением, зрительного и слухового внимания, длительного речевого выдоха. Закрепление навыка обобщения и классификации предметов.
Воспитательные цели.
Воспитание бережного отношения, интереса и любознательности к природе. Формирование творческих способностей, навыка сотрудничества, взаимодействия, стремления действовать согласованно.
Оборудование.
Серия картинок с изображением насекомых, карандаши, карточки с контурным изображением жука для штриховки, маски кузнечика, лисы, бабочек, жука, комара, ромашки, карточки со слогами.
Предварительная работа.
Изготовление масок совместно с родителями. Рассматривание картинок насекомых. Заучивание загадок, слов с отдельными детьми. Беседа о насекомых.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Звучит музыка – «Нежный рассвет на лугу»
Дети под музыку входят в группу, становятся в круг.
Логопед: Поиграем в игру «Передай и назови» - игра с мячом
(дети передают мяч и называют насекомое)
2. Сообщение темы.
Логопед: «Я предлагаю вам отправиться в сказку, которая называется «Как кузнечик помогал слабым». Но чтобы попасть в неё нужно выполнить несколько заданий»
Задание первое.
на экране изображения насекомых: скорпион, муравей, паук, воробей
Д/И «Четвёртый лишний»
Задание второе
на экране изображения насекомых: жук, таракан, кузнечик, муха
Логопед: «Назовите насекомое, в названии которого первый звук согласный, а последний гласный»
Дети. Муха.
Задание третье.
Назовите насекомое, в названии которого три слога.
Дети называют (бабочка,стрекоза,кузнечик)
Логопед: « С заданиями вы справились. Наденьте свои шапочки, присядьте на стульчики мы отправляемся в сказку «Как кузнечик помогал слабым».
(дети садятся на стульчики)
3. Развитие речевого слуха.
Рассказывание сказки «Как кузнечик помогал слабым»
Логопед: Пришла весна. Стояли ясные, тёплые, весенние деньки. Пригревало солнышко. Зазеленела травка. Уже появились первые цветы мать и мачехи, одуванчиков. Весело щебетали птицы, радуясь приходу весны, жужжали пчёлы, порхая с цветочка на цветок, кружились в воздухе красавицы-бабочки, стрекотали стрекозы. И вот однажды в выходные девочка Маша, с мамой и папой, поехали на дачу. Утром девочка вышла на лужайку перед домом и сразу же очутилась в сказке. Она увидела, как вдруг широкий листочек одуванчика приподнялся, и услышала, как кто-то крикнул: «Эй! Пора вставать!». Как вы думаете, кто бы это мог быть? Ни за что не догадаетесь! Это был кузнечик. Он вскочил со своей зелёной постельки и стал делать зарядку. Давайте покажем, как кузнечик делал зарядку.
4. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.
(под музыку)
5. Развитие творческих способностей.
Логопед: «Потом он надел свой зелёный мундир, потому что это был не простой, а боевой кузнечик, и запел свою боевую песню»
Кузнечик: «У меня закон простой! Побеждаю всех, кто злой!
Кто же слабый – помогу. Я иначе не могу!»
Логопед: «И только он пропел песню, как увидел страшную картину: маленького зайчонка догнала лиса и уже открыла рот, чтобы позавтракать»
Лиса: «Ах ты мой маленький, сладенький, зелёненький попрыгунчик. Ну, иди же ко мне, мы с тобой поиграем»
(зайчонок, трясясь от страха, подходит к лисе, лиса поднимает над ним лапы)
Но тут кузнечик закричал:
Кузнечик: « Не смей! Отпусти зайчонка, а не то худо будет!»
Лиса: «Мне худо? Да я тебя одной лапой раздавлю!»
Кузнечик: «Ах так! Тогда держись лиса!»
Логопед: «Воскликнул кузнечик и отдал приказ своему помощнику адьютанту – комару»
(подходит к комару – отдаёт ему дудочку)
Кузнечик: «Слушайте мой приказ, адьютант! Срочно собрать комариное войско на борьбу с лисой! Нужно спасти бедного зайчонка!»
Логопед: «Затрубил комар в свою трубу (трубит в дудочку), слетелось тут всё комариное войско, понеслись они к лисе и впились ей прямо в кончик носа. Лиса тотчас выпустила зайчонка, завопила и убежала. А зайчонка и след простыл. Вот так спас зайчонка боевой кузнечик»
6. Развитие слухового внимания.
Логопед: «Если вы внимательно слушаете сказку, то сможете отгадать загадки»
Загадка первая.
Он зелёный, попрыгучий, совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет, удивить нас песней хочет (кузнечик)
Загадка вторая
Пищит над ухом он всю ночь и укусить тебя не прочь.
Ну и зануда, вот кошмар! Пискливый, маленький….. (комар)
Логопед: «И только кузнечик освободил зайчонка, как увидел, что совершается новое злодейство. Страшный жук – рогач обижает бабочек»
(жук – рогач сидит, развалившись на стульчике, а бабочки – девочки, вьются вокруг его, обмахивают веером и чистят – гладят ему рога)
Логопед: «Он страшный лентяй и заставляет бабочек крылышками чистить его рога. Крылышки бабочек от этого портятся и бабочки погибают. Увидев это, кузнечик вскочил на стрекозу – свой боевой вертолёт полетел прямо на жука»
6. Координация речи с движением.
Логопед:
«Скорее превращайтесь в стрекоз, ребята, и летите вместе с кузнечиком на помощь к бабочкам»
Упражнение «Стрекоза»
Вот летит стрекоза – бегут по кругу
Как горошины глаза – руками показывают большие глаза
Вверх – на носочки, вниз – опуститься
Взад, вперёд – идут вполуприсяде,
Как прозрачный самолёт – бегут по кругу.
Логопед: «Что же делать , ребята, как помочь бедным бабочкам?»
(рассуждения детей)
Логопед: «Давайте заштрихуем жука, как будто проткнём его острыми сказочными стрелами»
7. Развитие тонкой моторики.
Упражнение «Заштрихуй жука»
(дети садятся за столы и выполняют штриховку жука – рогача)
8. Развитие длительного речевого выдоха, направленной воздушной струи.
Логопед: « Вдруг, откуда ни возьмись, поднялся сильный ветер, полетели листья, ветки. Закружилось, завертелось всё вокруг»
Упражнение на развитие длительного речевого выдоха
«Бабочки-красавицы»
(дети подходят к тренажёру изображают ветер)
Закружились, завертелись и бабочки в чудесном танце и стали благодарить кузнечика за волшебное спасение.
9. Развитие диалогической речи, памяти, навыков звукового анализа и синтеза.
Беседа по сказке «Как кузнечик помогал слабым»
(дети садятся на стульчики)
Логопед: «Девочке Машеньке так понравилась сказка, что она не заметила, как она закончилась. И она пошла домой. А мы давайте вспомним сказку»
(беседа по содержанию сказки)
- каких насекомых встретила девочка в сказке?;
- что узнала девочка о жизни насекомых?;
- как называется помощник комара в сказке?;
- каким был жук – рогач в сказке?;
- что ещё вы знаете о жизни насекомых?;
- каких насекомых вы уже видели на прогулке?
Логопед: «Сейчас разделитесь на две команды. Каждая команда получит задание. В конце вы проверите правильность выполнения заданий друг у друга»
Первая команда.
(работа с карточками)
Необходимо составить слова – названия насекомых из слогов.
Вторая команда.
Д/И «Посади насекомое на ромашку»
(дети делят на слоги слова-названия насекомых и определяют на ромашки: цифра 1 – один слог, цифра два – два слога, цифра три – три слога)
Логопед: «А сейчас подойдите к своим соперникам и проверьте правильность выполнения задания»
9. Итог занятия.
Логопед: «Наше путешествие в сказку подошло к концу. Вам понравилось? Какой был кузнечик в сказке? А как бы вы охарактеризовали жука – рогача? Что нового вы узнали о жизни насекомых? Что бы вы хотели ещё узнать о жизни насекомых? Если бы вы попали в сказку, как бы вы поступили на месте кузнечика? Я предлагаю совершить путешествие в мир насекомых ещё раз. А сегодня всех благодарю за занятие»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Наши младшие друзья"
Фронтальное занятие для детей старшей группы компенсирующей направленности....
Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область «Коммуникация». Конспект коррекционного логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
Цель: развитие коммуникативных возможностей детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием приемов макетирования (на основе универсального макета «Город»).Задачи:а). Коррекционно...
Коррекционно-развивающее занятие "Мои верные друзья" для детей старших групп (с использованием арт-терапевтической техники - оригами).
Данное занятие является частью авторской коррекционно-развивающей программы для детей старших групп "Сохранение психологического здоровья дошкольников средствами арт-терапии".Занятие направлено ...
Конспект логопедического занятия "Птицы наши друзья, обижать их нельзя!"
Занятие в группе для детей с общим недоразвитием речи...
Конспект подгруппового коррекционного логопедического занятия для детей подготовительного возраста группы с логопедическим заключением ФНР. Тема: «Автоматизация звука Р» (с использованием элементов логоритмики и ИКТ)
Данная методическая разработка представляет собой конспект логопедического подгруппового занятия для детей с ФНР( фонетическим нарушением речи) по автоматизации звука Р....
Технологическая карта занятия "Как мы друзей выручали"
Технологическая карта занятия "Как мы друзей выручали"...