Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область «Коммуникация». Конспект коррекционного логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии по теме

 

 

Цель: развитие коммуникативных возможностей детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием приемов макетирования (на основе  универсального макета «Город»).

Задачи:

а). Коррекционно-образовательные.

    Пополнение и актуализация словаря по теме «Наш город». Активизация словаря по теме «Весна» (изучаемой ранее), использование его в рамках новой лексической темы (интеграция новых и полученных ранее знаний). Формирование умения образовывать логичные (по одному и тому же основанию) антонимические пары. Создание условий для активного пользования лексико-грамматическими категориями: множественного числа, уменьшительно-ласкательной формой слов, категорией рода и падежа при составлении связных высказываний.

б). Коррекционно-развивающие.

     Развитие умений и навыков связной речи. Совершенствование речевого слуха, фонематических представлений детей. Активизация зрительного восприятия и внимания. Развитие общей и мелкой моторики, конструктивного праксиса, умения согласовывать речь с движением. Совершенствование умения создавать предложные конструкции, отражающие пространственные отношения предметов на макете.

в). Коррекционно-воспитательные.

     Формирование устойчивого интереса к родному городу, стремления к сопричастности событиям, происходящим в нем. Воспитание патриотических чувств (гордости за родной город, радости и позитивного отношения к его успехам). Формирование навыков сотрудничества, умения коллективно решать общую задачу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon municipalnyy_pedagogicheskiy_konkurs-zanyatie.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный педагогический конкурс «Мой лучший урок»

                         Непосредственно образовательная деятельность.

                           Образовательная область «Коммуникация».

                      Конспект коррекционного логопедического занятия

                   в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

                                    ДОУ компенсирующего вида.

                                    Тема: «Весна в родном городе».

                           

                                                                                                     Составитель:

                                                                                                     учитель-логопед                  высшей категории

                                                                                                     МБДОУ д/с компенсирующего вида №30 «Лукоморье»

                                                                                                    Тарасенко Светлана

                                                                                                     Алексеевна.

                                    Город-курорт Геленджик  2012г.    

Цель: развитие коммуникативных возможностей детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием приемов макетирования (на основе  универсального макета «Город»).

Задачи:

а). Коррекционно-образовательные.

    Пополнение и актуализация словаря по теме «Наш город». Активизация словаря по теме «Весна» (изучаемой ранее), использование его в рамках новой лексической темы (интеграция новых и полученных ранее знаний). Формирование умения образовывать логичные (по одному и тому же основанию) антонимические пары. Создание условий для активного пользования лексико-грамматическими категориями: множественного числа, уменьшительно-ласкательной формой слов, категорией рода и падежа при составлении связных высказываний.

б). Коррекционно-развивающие.

     Развитие умений и навыков связной речи. Совершенствование речевого слуха, фонематических представлений детей. Активизация зрительного восприятия и внимания. Развитие общей и мелкой моторики, конструктивного праксиса, умения согласовывать речь с движением. Совершенствование умения создавать предложные конструкции, отражающие пространственные отношения предметов на макете.

в). Коррекционно-воспитательные.

     Формирование устойчивого интереса к родному городу, стремления к сопричастности событиям, происходящим в нем. Воспитание патриотических чувств (гордости за родной город, радости и позитивного отношения к его успехам). Формирование навыков сотрудничества, умения коллективно решать общую задачу.

Оборудование:

          макет «заколдованного» города, индивидуальные «сундучки» с раздаточным материалом: модели весенних деревьев, цветов, фигурки перелетных птиц (дикие утки, гуси, лебеди, пеликан), модели зданий из пенопласта, глиняные птички – свистульки в сюрпризной упаковке, мультимедийное оборудование (электронные носители с видео-  и аудиоинформацией), аппаратура для прослушивания музыки, песен.

Предварительная работа:

  1. Семейные экскурсии по центру города и по своему микрорайону.
  2. Демонстрация слайдов (с использованием DWD) с видами Геленджика и

     Геленджикского  района «Геленджик. Вчера. Сегодня. Завтра».

  1. Разучивание стихов, посвященных родному городу «Чудо-городок», «Мой адрес» (авт. Тарасенко С.А.)
  2.  Разучивание и исполнение песни «Город мечты» (авт. Тарасенко С.А., Кожевникова Т.Д.)на музыкальных занятиях.

  1. Разучивание (с воспитателем) тематической  физминутки «Городские цветы», текста модульной пальчиковой гимнастики  «Строители».
  2. Организация фотовыставки « Мой город – мой дом» с участием родителей детей группы (в помещении группы).

Прогнозируемые результаты изучения темы:

  1. Умение называть родной город, край, страну. Понимание того, что город Геленджик – часть Краснодарского края, частица России.
  2. Знание достопримечательностей родного города. Умение строить связные высказывания о своем городе в соответствии с лексическим минимумом данной темы.
  3. Демонстрация умения анализировать материал, предлагаемый на занятии, оперировать имеющимися знаниями и умениями для поиска адекватного решения поставленной задачи.
  4. Максимальная вербализация всех этапов работы с макетом для обеспечения активной речевой практики.
  5. Формулирование суждений на основе использования личного опыта и полученных в ходе занятия впечатлений.
  6. Наличие положительного эмоционального отклика на материал занятия (позитивное отношение к русским, российским, кубанским традициям, всему, что связано с родным городом).

Словарь (лексический минимум):

  1. Город, город Геленджик, край, Краснодарский край, Россия, юг России, герб города, центр, администрация, набережная, торговый центр, бухта, Геленджикская бухта, море, Черное море, стела,  парк, аттракционы, зоопарк, канатная дорога, Платановая аллея, платаны.
  2. Зимний, весенний, родной, красивый, уютный, чистый, безопасный, яркий, веселый, гостеприимный, пустой, грустный, скучный, маленький, нарядный.
  3. Распускаться, расцветать, приглашать, украшать, помогать, радоваться, беречь, любить, охранять (природу), гордиться.
  4. Рядом, между, около, перед, близко, далеко.

Ход занятия:

1.Вводно-организационный этап.

а). Создание психологического настроя на предстоящую деятельность (2-3мин.). Под фонограмму песни «Город мечты» (авт. Тарасенко С.А., Кожевникова Т.Д.) дети входят в кабинет, занимают свои места за столом, на котором стоит макет, накрытый полотном.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Я вижу, что вы пришли на занятие с улыбками и хорошим настроением. Значит, наша общая работа  будет успешной и, мне кажется, что хорошее настроение создала песня, которая звучала в начале занятия. О чем она?

Дети:     - О  городе Геленджик.

Логопед: - Скажите, в каком крае находится наш город?

Дети:     -  Геленджик находится  в Краснодарском крае.  

Логопед: - И наш город,  и наш край – это часть огромной страны. Ее название - ..

Дети:      - Россия.

Логопед: - Я вижу, что вы хорошо знаете наш общий адрес и готовы внимательно  и активно работать на занятии. Не могли бы вы помочь мне разгадать  одну «тайну».

б). Моделирование проблемной ситуации (4-5 мин.)

 Логопед: Сегодня я обнаружила, что в моем кабинете побывали неизвестные гости.  Они оставили  диск, с  информацией. Оказалось, это- видеописьмо. Вот оно: (Возникает изображение на мультимедийной доске. Демонстрируются слайды с видами города /(отбираются  4-5 «скучных», «серых» сюжетов, пустынных пейзажей /хмурое небо, пустынный пляж, грустная пустая набережная, и т.д./. Фоном идет текст стихов (авт. Тарасенко С.А.):

                             Послушай, послушай! Шепнул мне на ушко

                             Один озорной ветерок.

                             Весна не приходит туда, где ей скучно,

                             И в город один – не придет!

                             Послушай, послушай! Мой город знакомый,

                             Закованный злою зимой,

                             Вздыхает тоскливо и смотрит печально,

                             Как будто совсем неживой.

                            Быть может, быть может, нам кто-то поможет,

                            Кто в городе этом живет?

                            Быть может, быть может, он чары разрушит,

                            И в гости весну позовет.

   Логопед:  Вот такая грустная история. Давайте возьмемся за решение этой    сложной задачи: нужно расколдовать какой-то город?  Я думаю, что если очень постараться, все обязательно получится.

        2). Практическая работа по теме занятия).

             а). Сюрпризный момент 1.

 Логопед:   - Таинственный гость оставил нам еще кое-что. Давайте    посмотрим,

                     что же это такое? (Логопед открывает макет и «сундучки» рядом  с ним).

Дети:      - Это какая-то карта.

Логопед:  - Что изображено на ней?

 Дети:     - Город

 Логопед:    - Как вы думаете, какой это город?

Дети:        -  Это город на море, есть бухта, набережная.

  Логопед:  - Чтобы точно ответить на этот вопрос,  давайте на минутку закроем глаза (логопед прикрепляет к макету мини-модели: маяк, стелу). А теперь открывайте глаза. Что изменилось?

  Дети:  - Появился маяк и стела. Это- Геленджик.

 Логопед:- Значит, мы с вами должны помочь своему родному городу и пригласить к нам весну. Чтобы она не заблудилась, прикрепим к стеле «подсказку», герб нашего города. Весна увидит его и не пройдет мимо.

              б).Создание модели весеннего города на макете.

 Логопед: - Посмотрите внимательно на город. Он действительно какой-то не такой. Что с ним?

  Дети:    - Город пустой, скучный, некрасивый, грустный.

 Логопед: - Будем исправлять положение . Чтобы работа шла живее и интереснее, я буду загадывать вам загадки. Послушайте первую загадку:

                                               Плиточками разными

                                               Выстлана дорожка,

                                               Чтоб вдоль моря бегали

                                               Маленькие  ножки.

                 - Догадались, что за дорожка из плиточек вдоль моря?

  Дети:    - Это набережная.

 Логопед: - Правильно, молодцы. Посмотрим, где у нас набережная?   Правильно, она идет вдоль моря. Но все ли с ней в порядке? (Дети подводятся к ответу, что не хватает парапета).

                    Открывайте свои сундучки. Будем исправлять ситуацию. Посмотрите внимательно, что мы с вами можем использовать, чтобы у нас получилось ограждение для набережной или парапет? (Дети выбирают из набора белые прищепки).

                   - Конечно, нам помогут наши хорошие знакомые – прищепки. Кстати, мы и зарядку пальчиковую сделаем и парапет построим.

                                           

                                          Пальчиковая гимнастика с прищепками:

           Очень быстро, если надо

           Мы построим вам ограду

           («Перешагивание» прищепками по столу  в противоположных направлениях параллельно обеими руками. Имитация создания забора).  

           Нажимаем крепко-крепко,

           Открывает рот прищепка.

(Большим и указательным пальцами обеих рук производятся  сильные  медленные движения, разжимающие прищепки).

А теперь, наоборот,-

          Закрывает крепко рот.

           (Поочередные движения,  сжимающие и разжимающие  прищепки,  аналогичные предыдущим).

          Вот как быстро и надежно

          Парапет построить можно.

            (Дети прикрепляют прищепки к бортику, плотно друг к другу заборчиком)

Логопед: - Теперь совсем другое дело. Можем продолжать. Послушаем следующую загадку:

                             

                          Каждый день туда идешь.

                          В нем работаешь, живешь.

                          Он с балконом и окном.

                          Угадали? Это…… (Дом.)

                         Ребята, как по - другому назвать дома, где люди работают, лечатся, делают покупки одним словом?

    Дети:        -  Все вместе дома можно назвать словом «здания».

  Логопед: - Берите здания из своих сундучков. Возвращаем их нашему городу. 

                     В центре города находится администрация. Рядом с ней будет школа.

                     Недалеко от школы – торговый центр. Ставьте свои здания на места. Расскажите, куда вы их поставили. (Дети составляют предложения, используя предложные конструкции с простыми предлогами «около», «в», «с», «за»). Послушайте слова, определите, какое из них самое длинное: школа, администрация, магазин. Давайте посчитаем в нем слоги. (Дети вместе с логопедом «прохлопывают» самое длинное слово, называют количество слогов). А теперь найдем самое короткое слово. Сколько в нем слогов? Молодцы!

                   -  Город становится похожим на себя, таким, каким мы его знаем и   любим. Но нам не нужно забывать, что он должен стать весенним. Как это сделать? (Дети вспоминают и называют признаки весны в природе: деревья с зелеными почками и цветами, весенние цветы на клумбах).

                     -Посмотрите в волшебные сундучки  и поработайте в нашем городе садовниками. Расскажите, какую работу вы проделали. (Дети составляют связные высказывания  о том, какие цветы /название/ и  (какого цвета) и деревья (названия) они посадили (оперируют прилагательными, обозначающими оттенки цветов, словами-названиями деревьев, весенних цветов).

                    - Замечательно, мы сделали уже довольно много. Пора и отдохнуть.

                           

                                          Динамическая пауза:

                     (Дети вместе с логопедом становятся в круг и произносят текст, сопровождая его движениями, имитирующими содержание стихов).

                      Спал цветок (дети сидят на корточках, ладони под щекой),

                      И вдруг проснулся (встают),

                      Повернулся, потянулся (повороты, потягивания),

                      Наклонился стебельком (наклоны в оду и другую сторону),

                      Помахал друзьям листком (взмахи руками),

                      Пчелку в гости пригласил (приглашающие жесты руками),

                      Соком сладким угостил (имитируют угощение),

                      Солнцу хитро подмигнул (подмигивание),

                      Красным платьицем взмахнул (взмахи руками снизу вверх),

                      Посмотри, как мы цветем (руки на поясе, повороты в сторону),

                      Мы весну в наш город ждем (руки вперед  в стороны).

  Логопед:  - Хорошо отдохнули. Садитесь. Давайте еще раз вспомним, что же делал наш весенний цветок (дети называют глаголы из текста динамической паузы).  Молодцы!  Можем после такого активного отдыха работать дальше. Слушаем загадку – подсказку:

                      Мы за морем были, мы по небу плыли.

                      Крыльями махали, шеи выгибали.

                      А домой вернулись, в море окунулись.

                      Весело плескались, здорово ныряли.

Дети:      - Это птицы.

Логопед: - Откуда вернулись птицы домой? 

Дети:     - Из теплых стран.

Логопед: - Каких перелетных птиц вы видели у нас?

                  (Дети называют водоплавающих перелетных птиц).

                   Отлично. Давайте вернем их в нашу бухту. Пусть плавают.

                   А мы их посчитаем: я назову одну птицу, а вы две и пять таких птиц

                  ( образование словосочетаний по схеме «числительное +существительное» со словами: утка, гусь, лебедь, нырок).

                  По-моему и с этим заданием вы справились прекрасно. Да и сундучки наши уже опустели. Значит, и работа наша подходит к завершению.

                  Осталось только убедиться, что колдовство мы отменили.

                  (Звучит сигнал (фонограмма) имитирующий сигнал сотового телефона при получении письма).

3. Подведение итогов. Анализ результатов.

Логопед:   Слышите. Похоже,  мы получили еще одно письмо от нашего незнакомца. Давайте расшифруем его (на экран выводятся парные слайды /по два   кадра  по принципу «начало ситуации – конец ситуации»). Посмотрите, каким прекрасным, ярким, уютным и чистым стал наш город. Что за волшебники сделали его таким?  На нашем занятии этими волшебниками были мы с вами и у нас все получилось. А в обычной жизни волшебниками работают все жители нашего города- геленджичане. Они любят и берегут его, делают уютным, чистым и красивым. А вы знаете, что на последней картинке? Это птичка-свистулька. По старинной русской традиции такими свистульками зазывали весну. Значит, мы победили злые чары и пора весну зазывать в Геленджик. Только где же наши свистульки? Нет? Поищем!

                  Сюрпризный момент 2.

                  Дети оглядываются и находят за спинками своих стульчиков «узелки» с сюрпризами. Под русскую народную мелодию  (фонограмма) дети свистят в свистульки, зазывая весну, выходят из кабинета.

                 

Список литературы:

  1. Нищева Н. В. Конспекты  логопедических занятий в старшей группе детского  сада для детей с ОНР. С.П. 2007.
  2. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. М. 2009.

3.  Козина И. В. и др. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (старшая группа). М. 2010.

  1. Бардышева Т.Ю. Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. М.2012.
  2. Карпова С.И. Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 5-6 лет. С.П. 2009.
  3. Смирнова А.Н. Овчинникова С.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет. М. 2010г.

                                                                                                             Приложение 1.

                           ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

  Варианты  дидактических игр, рекомендованные для использования в работе с универсальным макетом  «Город».

  1. «Что происходит в городе в разное время суток».
  2. «Признаки города. Что есть в городе».
  3. «Почему город всегда красивый».
  4. «Что такое город - курорт?».
  5. « Как и чем лечит наш город».
  6.  «Как и чем дышит наш город».
  7.  «Город – торговый центр «.
  8. « Транспорт в городе».
  9. « Волшебные» изменения в городе».
  10. «Создадим город будущего».
  11.  «Путешествие по городу».
  12.  «Как город растет».
  13.  «Приходите в гости к нам. Путешествие по районам города».
  14. «Город-праздник. Забавы и развлечения для детей».

                     

                   

     

                                 

                               

    

                         

                         

         

                                 

   

     

      

                   

                                                                                                         

                                                                                                 

                                                                                                              Приложение 2.

                                  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

                   непосредственно образовательной деятельности

                                по освоению коммуникации.

ДОУ: МБДОУ компенсирующего вида д/с №30 «Лукоморье» МО г-к Геленджик.

Группа: старшая (возраст 5-6 лет) для детей с общим недоразвитием речи.

Логопед: Тарасенко Светлана Алексеевна.

Тема: «Весна в родном городе»

Цель: Развитие коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием речи с использованием приемов макетирования ( на основе универсального макета «Город».

Задачи: Актуализация и активизация словаря.

              Создание условий для активного пользования лексико-грамматическими    категориями в рамках программы коррекционного ДОУ. Развитие умений и навыков связной речи. Развитие фонематических представлений. Развитие общей и мелкой моторики, конструктивного праксиса. Воспитание патриотических чувств.

Предварительная работа:  Семейные экскурсии по центру города и своему  микрорайону.

                                                  Демонстрация слайдов с видами Геленджика и района «Геленджик вчера, сегодня, завтра».

                                                  Разучивание стихов, посвященных родному городу

                                                  «Чудо-городок», «Мой адрес» (авт. Тарасенко С.А.)

                                                  Разучивание и исполнение песни «Город мечты» (авт. Тарасенко С.А, Кожевникова Т.Д.) на музыкальных занятиях.

                                                  Разучивание ( с воспитателем) текста тематической динамической паузы «Цветок», текста модульной пальчиковой гимнастики «Строители».

                                                  Организация фотовыставки «Мой город – мой дом» с участием родителей детей группы (в помещении группы).

     

                           

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, приемы  деятельности

Результат

Психологический настрой (2 мин)

Создание атмосферы комфорта, эмоциональная поддержка детей

Приветствие, пожелание успешного сотрудничества, установление вербального контакта

Приветствие. Участие в мини-беседе

Использование технических средств (фонограмма)

Психологическая готовность к деятельности

Вводно-организационный этап (3-4   мин)

Организация направленного внимания. Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах

Создание проблемной ситуации, требующей разрешения

Занимают места. Ответы на вопросы. Осознание и принятие поставленной задачи

Создание проблемной ситуации. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. Сюрпризный момент.

Формальная готовность к деятельности. Привлечение внимания к проблеме. Внутренняя мотивация к деятельности

Актуализация

(3 мин)

Активизация имеющихся знаний. Создание ситуации необходимости в получении новых знаний

Направление деятельности наводящими вопросами. Использование авторских загадок.

Участие в диалоге. Высказывание собственных суждений. Ответы на вопросы. Применение материала, усвоенного ранее

Беседа, игровые занимательные приемы (загадки, стихотворная пальчиковая гимнастика, тематическая физминутка)

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового материала

Практическая работа

(10-13 мин)

Овладение различными способами действий. Вербализация всех этапов решения задачи. Применение речевых умений и навыков в новой ситуации

Организация практической работы, оказание помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия.

Выполнение практической работы. Взаимодействие с педагогом и между собой

Моделирование. Выполнение творческих заданий

Овладение определенным объемом вербальных и общих  умений и навыков. Умение слушать, выполнять задания, взаимодействовать

Рефлексивно-коррегирующий

(2-3 мин)

Формирование навыка контроля. Соотнесение результата с поставленной задачей

Проверка результата.

Анализ. Формулирование вывода, отражающего результат деятельности

Подгрупповая работа

Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности. Умение работать в соответствии с заданием. Положительный эмоциональный отклик на результат. Активизация речевой практики.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Представленная в конспекте образовательная деятельность по теме «Весна в родном городе» с подгруппой детей с общим недоразвитием речи старшего возраста (5-6 лет) реализуется в рамках познавательно-речевого направления работы в ДОУ компенсирующего вида и предназначена для контингента детей, имеющих логопедическое заключение «Общее недоразвитии речи 3 уровня». Коррекционное логопедическое занятие рассчитано на детей, посещающих специализированную группу 2-3–й год.

Коррекционная логопедическая работа ведется в соответствии с «Программой преодоления общего недоразвития речи у детей» (авт. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В.). Логопедические занятия (подгрупповые) проводятся 4 раза в неделю. Продолжительность занятия 20-25 минут. Всего в течение учебного года проводится 128 коррекционных занятий. На изучение лексической темы отводится 4 часа в неделю. В соответствии с календарно-тематическим планированием коррекционная работа по данной теме совпадает с календарным периодом весны. Изучение лексической темы «Весна» предшествует теме «Город». Поэтому, представляется целесообразным интеграция учебного материала на стадии закрепления и обобщения изученного, что определило формулировку темы занятия «Весна в родном городе».

Представленное занятие является комбинированным по своему содержанию, т.к. содержит элементы работы по формированию лексико-грамматического строя речи, обучения грамоте, работы над звукопроизношением (автоматизации звуков в связной речи на материале словосочетаний, предложений, связных высказываний).

Формулировка темы предполагает решение  разноплановых коррекционных и общих педагогических задач. Для получения прогнозируемого результата используется работа  с универсальным макетом «Город», что позволяет сделать логопедическое занятие динамичным, содержательным, интересным и запоминающимся для детей.

Этапы занятия, приемы и методы работы на занятии, виды деятельности и прогнозируемый результат каждого этапа отражены в технологической карте занятия (см. Приложение 2 к конспекту занятия).

Отличительной особенностью данного коррекционного занятия является активное использование авторской  песни, стихотворных загадок, рифмованной динамической паузы и стихотворной пальчиковой гимнастики. Данный материал специально разработан для данной темы автором занятия.

Новизна подачи учебного материала заключается в использовании ИКТ (мультимедийная доска,  оборудования для трансляции фонограмм), что позволяет сделать занятие современным и динамичным.

Автору данного занятия принадлежит разработка упражнений модульной гимнастики (с использованием прищепок): разработанный автором материал размещен на сайте учреждения и в электронных СМИ (свидетельство о публикации), фрагмент которой реализован в данном занятии и решает задачи развития мелкой моторики и подготовки руки к письму.

Для достижения максимального результата была спланирована и проведена предварительная работа с участием родителей детей группы и самих детей, детей других групп (знакомство с фотовыставкой «Мой город – мой дом».

Работа по данной теме с использованием универсального макета не ограничивается данным занятием и может быть продолжена в условиях свободной деятельности детей в группе. Рекомендации по организации такой работы детей даны в приложении 1 к конспекту занятия.

Положительный эмоциональный фон занятия и достаточно высокий тонус работы обусловлен наличием сюрпризных моментов, и самой формой предъявления учебного материала (загадки, игры, слайды).

                                               РЕЦЕНЗИЯ

  на образовательную деятельность познавательно-речевого направления

                   (образовательная область «Коммуникация»)

с подгруппой детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

                                        ДОУ компенсирующего вида.

Представленное Тарасенко Светланой Алексеевной коррекционное  логопедическое занятие разработано и проведено с учетом возрастных особенностей контингента, степени нарушения речи детей – логопатов, отвечает нормативным требованиям, содержит элементы творческого подхода к решению коррекционных задач, отражает современные подходы к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста.

Поставленные педагогом коррекционно-образовательные, - развивающие и воспитательные задачи решены в полном объеме. Прогнозируемые при планировании результаты достигнуты.

При разработке занятия логопедом продемонстрировано высокое профессиональное мастерство, знание особенностей детей, имеющих нарушения речи и владение методикой коррекционной работы с ними. Занятие обеспечено всеми необходимыми технологическими компонентами: карта-планшет (для моделирования весеннего города), мини-модели общего назначения и индивидуальный раздаточный материал выполнены с использованием бросового материала, что позволяет привнести в занятие экологический аспект. В процессе занятия организована интересная увлекательная игра «в город» с использованием универсального макета, как маркера игрового пространства, что определило результативность занятия, позволило реализовать интегративный принцип, решить коррекционный и другие задачи в комплексе.  К занятию подготовлена технологическая карта, в которой прослеживается логика занятия, учтены все составляющие образовательной деятельности и подготовки к ней.

Новизна и индивидуальность занятия определяется :

- использованием возможностей ИКТ;

- включением в структуру занятия фрагментов авторской методики (модульная  гимнастика);

- включением в структуру занятия авторских наработок Тарасенко С.А. ((авторские стихи, загадки, тексты динамической паузы и пальчиковой гимнастики).

Разработка данного занятия дополнена рекомендациями по дальнейшему использованию универсального макета «Город» в работе с детьми данного возраста.

В данном занятии в полной мере реализована профессиональная позиция педагога: «Ребенок – субъект деятельности, ее  непосредственный активный участник».

Данный материал рекомендован для распространения опыта и использования в работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Ст. воспитатель МБДОУ № 30 «Лукоморье» -                              /Бакулина Е.А./

                     

 

                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область «Коммуникация». Развитие речи «Дикие животные» Старшая группа

Цель: Расширять и закреплять знания детей о диких животных, частях их тела, детёнышах и местах зимовки.Задачи:Образовательные  1.     Учить различать на слух падежные ок...

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО "ЛЕПКА" , "АПЛИКАЦИЯ" В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НЕ ТЕМУ: "ОСЕННИЕ ДЕРЕВЬЯ В ПАРКЕ"

Конспект проведения занятия  для старшей группы детского сада.В нем пошагово описан весь ход занятия- разминка, фискультминутка и так далее....

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО "ЛЕПКА" , "АПЛИКАЦИЯ" В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НЕ ТЕМУ: "ОСЕННИЕ ДЕРЕВЬЯ В ПАРКЕ"

Конспект проведения занятия  для старшей группы детского сада.В нем пошагово описан весь ход занятия- разминка, фискультминутка и так далее....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности образовательная область «Познание», развитие математических представлений в старшей группе Тема: «Кондитерская фабрика»

Предложенный конспект поможет воспитателю провести занятие в интересной игровой форме, развить познавательность, любознательность, воображение и творческую активность у детей....

Конспект подгруппового логопедического занятия старшая группа для детей с общим недоразвитием речи Тема: «Гласные звуки» (закрепление)

Цели:Коррекционно-образовательные:1.  Закрепить понятие «гласные звуки», характеристику, обозначение; правильное произношение и различение гласных звуков «А», «У», «И», «О»;2.  Продолжить ра...

Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе детей с общим недоразвитием речи «Приключения Школьного Звонка».

Аннотация: целью занятия является закрепление и обобщение ранее изученного материала по  обучению грамоте детей с ОНР в подготовительной к школе группе по лексической теме «Школьные принадл...