Статья "Организация режимных моментов с использованием форм фольклора в первой половине дня в первой младшей группе"
статья (младшая группа)

Алёшкина Елена Александровна

Аннотация: 

В представленной статье прописана организация режимных моментов с использованием форм русского фольклора. Статья будет полезна воспитателям групп раннего возраста и родителям.

Введение:

Правильная организация режимных моментов в группе является одним из условий успешного развития ребёнка и оказывает огромное влияние на формирование личности ребёнка, на воспитание здорового человека.

Правильно построенный режим в группе способствует формированию у детей навыков культуры поведения, положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю и детям.

Своевременный отдых, достаточное пребывание на воздухе, правильная смена различных видов деятельности, полноценный сон и регулярное питание являются благоприятными условиями для нормального развития ребёнка.

А для того, чтобы все режимные моменты проходили весело и интересно, воспитатель использует стихи, песенки, потешки. Ведь чтобы речь малышей развивалась полноценно, воспитатель должен постоянно с ними разговаривать.  Поэтому педагог каждый режимный момент сопровождает речью, используя разные формы фольклора. Дети сначала слушают, запоминают, затем проговаривают их вслух вместе с воспитателем. У малышей развивается память, речь, возникает потребность общения. Возникает интерес и любовь к русскому фольклору.

Утренний приём

Цель:

-Создание бодрого, положительного состояния детей на весь день, обеспечить спокойное расставание детей с родителями.

Проведение:

До прихода детей воспитатель проветривает помещение группы. Воспитатель доброжелательно встречает каждого пришедшего с родителями ребёнка, здоровается с улыбкой, интересуется самочувствием ребёнка дома, отвечает на вопросы родителей. Воспитатель задаёт ребёнку вопросы: как у него дела, будет ли он играть с воспитателем и детьми.

Читает приветствие:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка

«Доброе утро, мой дружок,

Здравствуй, Юрочка! (Димочка, Юленька,…)

Затем воспитатель предлагает ребёнку пройти в группу и выбрать для себя игру по желанию, читает потешку:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть.

В гости куколка пришла

Нам игрушки принесла.

Умывание

Цель:

-Прививать детям навык правильного поведения в туалетной комнате, напоминать о правилах безопасного поведения.

-Обучать детей поднимать рукава одежды перед умыванием, правильно пользоваться мылом, вытирать руки только своим полотенцем, снимая и вешая его на место.

Проведение: Пока помощник воспитателя занимается приготовлением к завтраку, воспитатель предлагает небольшой группе детей (обычно это дети, которые медленно кушают), пройти в туалетную комнату и вымыть руки перед едой. При этом воспитатель проговаривает действия: «Поднимаем рукава, чтобы не намочить их, а я открываю кран и из него потекла тёплая водичка». Воспитатель читает потешку:

Тёплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

«А теперь смываем водичкой мыло с рук, отжимаем ручки от воды и идём вытирать их насухо полотенцем».

Мы умеем чисто мыться,

Щёки насухо тереть.

Полотенце и водичка

Не дают нам заболеть!

«Теперь наши ручки чистые и мы можем садиться кушать».

Затем воспитатель приглашает умыться остальных детей.

Завтрак

 Цель:

-Воспитание культурно-гигиенических навыков (кушать аккуратно, пользоваться салфеткойво время и после еды, говорить «спасибо»)

Проведение: Воспитатель: «Детки, все, кто вымыл ручки, садитесь за столы.

Садитесь ровно, ножки ставим прямо»

Воспитатель читает потешку:

«На моей тарелочке рыженькая белочка,

Чтоб она была видна, всё съедаю я до дна»

«Приятного всем аппетита!»

Во время еды воспитатель наблюдает за тем, чтобы дети сидели за столами

ровно, не разговаривали во время еды, правильно держали ложку. Детей, которые медленно кушают, воспитатель докармливает отдельной ложкой. Детям, которые покушали первыми, воспитатель напоминает, что нужно вытереть ротик салфеткой, задвинуть свой стульчик и не забыть сказать «спасибо»

Одевание на прогулку

Цель:

-Формирование правильной последовательности при одевании.

-Развитие речи детей путём закрепления названий предметов одежды, действий.

Проведение: После посещения детей по подгруппам  туалетной комнаты,

воспитатель с подгруппой детей выходит в раздевалку. Воспитатель

начинает одевать детей постепенно «снизу-вверх», побуждая детей одеваться самостоятельно. При этом читает потешку:

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки.

И пойдём скорей гулять

Прыгать, бегать и скакать.

Возвращение с прогулки

Цель:

-Формирование культурно-гигиенических навыков при раздевании(аккуратно складывать свои вещи в шкафчик).

-Развитие речи детей, путём закрепленияназваний предметов одежды и действий.

Проведение: При возвращении с прогулки в детский сад, воспитатель напоминает детям, что нужно вытирать ноги об коврик (показывает, как это нужно делать)

Воспитатель говорит: «Как весело мы с вами погуляли! А теперь мы разденемся, сложим аккуратно свои вещи в шкафчики, умоемся и поиграем в группе». Воспитатель раздевает детей в обратной последовательности «сверху-вниз».

Подготовка ко сну

Цель:

-Создание спокойной атмосферы в спальной комнате перед сном.

-Закрепления культурно-гигиенических навыков (самостоятельно раздеваться, аккуратно складывать свою одежду на стульчики).

Проведение: После посещения туалетной комнаты, воспитатель предлагает детям пройти в спальную комнату. «Ребята, мы с вами так хорошо, весело погуляли, наши ножки бегали, устали, им нужно отдохнуть. Возьмите свои стульчики и будем раздеваться. Одежду складывайте аккуратно на свой стульчик».

Воспитатель помогает детям раздеться, постепенно укладывает детей в кроватки. «Ребятки, укрывайтесь одеялом, закрывайте глазки и будем отдыхать, приятных вам снов»

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Во время сна детей воспитатель находится в спальной комнате и наблюдает за спокойным сном детей.

Подборка потешек и стихов к режимным моментам в первой младшей группе.

Сон

-Реснички опускаются, глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

-Баю-баю-баю-бай, лайка рыжая не лай,

Ты, корова, не мычи, петушок не кричи,

Наша Катя хочет спать, стала глазки закрывать.

-Баю-бай, баю-бай, поскорей засыпай.

Ты закрой, закрой глазок, и поспи ещё часок.

-Спят медведи и слоны, заяц спит и ёжик.

Все вокруг спать должны, наши дети тоже

После сна

-Встали мы с подушечки, ручки-потягушечки,

Ножки-побегушечки, вместе-порастушечки.

-Вот проснулись, потянулись,

С боку на бок повернулись!

Потягушечки, потягушечки,

Где игрушечки, погремушечки?

-Ай, лады, лады, лады

Ах, какие ладошки! Чистые ладошки!

Будут ладошки снега белей!

-В руки мыло мы возьмём и водичку мы польём

Всем смотреть на нас приятно.

Вымоет ладошки.

Вытираемся мы чисто,

-Закатаем рукава, открываем кран-вода.

Кусочек мыла я возьму и ладошки им потру

Моем глазки, моем щёчки,моем уши и ладошки!

Моем руки быстро, быстро

Моем чисто, чисто, чисто!

Не боимся мы воды!

Посмотрите крошки, на свои ладошки.

Так опрятны, аккуратны,

-Тёплою водою руки чисто мою

Умоет наше личико.

-Умываемся мы быстро,

Умывание

Чистая водичка

-Чище умойся, воды не жалей,

Намочит нас немножко.

-Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся!

-Мы умеем чисто мыться,

Щёчки насухо тереть.

Полотенце и водичка

Не дают нам заболеть!

Расчёсывание

-Расти коса до пояса, не вырони ни волоса!

Расти косонька до пят, все волосоньки в ряд!

Расти коса, не путайся, маму дочка слушайся!    

-Чешу, чешу волосеньки

Расчёсываю косыньки,

Что мы делаем расчёской?

Тане делаем причёску.

-Петушок-петушок,

Подари мне гребешок.

Ну пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу.

Кормление

-Бери ложку, бери хлеб

И скорее за обед

Посадим на ложку

Капустку, картошку-

И спрячем!

Попробуй, найди!

Не видно на ложке

Капустки, картошки.

И нет на тарелке-гляди!

-На моей тарелочке рыженькая белочка,

Чтоб она была видна, всё съедаю я до дна.

-Кушай кашу, девочка, девочка-припевочка,

Кушай кашу, подрастай,

Всем на радость вырастай!

-А у нас есть ложки волшебные немножко.

Вот-тарелка, вот-еда, не осталось и следа.

-Умница Катенька, ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

-Каша вкусная дымится.

Лёша кашу есть садится,

Очень каша хороша!

Ели кашу не спеша.

Ложка за ложкой.

Ели понемножку.

-Тили-час, тили-час

Вот обед у нас сейчас

Скушем за маму ложку.

Скушаем за папу ложку

За собачку и за кошку.

-Час обеда подошёл,

Сели деточки за стол.

Чтобы не было беды

Вспомним правила еды:

Наши ножки не стучат,

Наши язычки молчат.

Одевание на прогулку

-Таня варежку надела,

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал.

Таня варежку сняла,

Посмотрите-ка, нашла!

-Раз, два, три, четыре, пять-собираемся гулять

Завязала Катеньке шарфик полосатенький

Наденем на ножки валенки, сапожки  

И пойдём скорей гулять

Прыгать, бегать и скакать!

-Оденем на ножки

Носочки и сапожки!

Повторяй за мной слов:

Ножка-раз, и ножка-два!

 

Использованная литература: Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Сборник потешек «Любимые потешки» издательский дом «Проф-Пресс»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal_statya.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Организация режимных моментов с использованием форм фольклора  в первую половину дня в первой младшей группе.

Автор: Алёшкина Елена Александровна

Аннотация:

В представленной статье прописана организация режимных моментов с использованием форм русского фольклора. Статья будет полезна воспитателям групп раннего возраста и родителям.

Введение:

Правильная организация режимных моментов в группе является одним из условий успешного развития ребёнка и оказывает огромное влияние на формирование личности ребёнка, на воспитание здорового человека.

Правильно построенный режим в группе способствует формированию у детей навыков культуры поведения, положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю и детям.

Своевременный отдых, достаточное пребывание на воздухе, правильная смена различных видов деятельности, полноценный сон и регулярное питание являются благоприятными условиями для нормального развития ребёнка.

А для того, чтобы все режимные моменты проходили весело и интересно, воспитатель использует стихи, песенки, потешки. Ведь чтобы речь малышей развивалась полноценно, воспитатель должен постоянно с ними разговаривать.  Поэтому педагог каждый режимный момент сопровождает речью, используя разные формы фольклора. Дети сначала слушают, запоминают, затем проговаривают их вслух вместе с воспитателем. У малышей развивается память, речь, возникает потребность общения. Возникает интерес и любовь к русскому фольклору.

Утренний приём

Цель:

-Создание бодрого, положительного состояния детей на весь день, обеспечить спокойное расставание детей с родителями.

Проведение:

До прихода детей воспитатель проветривает помещение группы. Воспитатель доброжелательно встречает каждого пришедшего с родителями ребёнка, здоровается с улыбкой, интересуется самочувствием ребёнка дома, отвечает на вопросы родителей. Воспитатель задаёт ребёнку вопросы: как у него дела, будет ли он играть с воспитателем и детьми.

Читает приветствие:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка

«Доброе утро, мой дружок,

Здравствуй, Юрочка! (Димочка, Юленька,…)

Затем воспитатель предлагает ребёнку пройти в группу и выбрать для себя игру по желанию, читает потешку:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть.

В гости куколка пришла

Нам игрушки принесла.

Умывание

Цель:

-Прививать детям навык правильного поведения в туалетной комнате, напоминать о правилах безопасного поведения.

-Обучать детей поднимать рукава одежды перед умыванием, правильно пользоваться мылом, вытирать руки только своим полотенцем, снимая и вешая его на место.

Проведение: Пока помощник воспитателя занимается приготовлением к завтраку, воспитатель предлагает небольшой группе детей (обычно это дети, которые медленно кушают), пройти в туалетную комнату и вымыть руки перед едой. При этом воспитатель проговаривает действия: «Поднимаем рукава, чтобы не намочить их, а я открываю кран и из него потекла тёплая водичка». Воспитатель читает потешку:

Тёплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

«А теперь смываем водичкой мыло с рук, отжимаем ручки от воды и идём вытирать их насухо полотенцем».

Мы умеем чисто мыться,

Щёки насухо тереть.

Полотенце и водичка

Не дают нам заболеть!

«Теперь наши ручки чистые и мы можем садиться кушать».

Затем воспитатель приглашает умыться остальных детей.

Завтрак

 Цель:

-Воспитание культурно-гигиенических навыков (кушать аккуратно, пользоваться салфеткойво время и после еды, говорить «спасибо»)

Проведение: Воспитатель: «Детки, все, кто вымыл ручки, садитесь за столы.

Садитесь ровно, ножки ставим прямо»

Воспитатель читает потешку:

«На моей тарелочке рыженькая белочка,

Чтоб она была видна, всё съедаю я до дна»

«Приятного всем аппетита!»

Во время еды воспитатель наблюдает за тем, чтобы дети сидели за столами

ровно, не разговаривали во время еды, правильно держали ложку. Детей, которые медленно кушают, воспитатель докармливает отдельной ложкой. Детям, которые покушали первыми, воспитатель напоминает, что нужно вытереть ротик салфеткой, задвинуть свой стульчик и не забыть сказать «спасибо»

Одевание на прогулку

Цель:

-Формирование правильной последовательности при одевании.

-Развитие речи детей путём закрепления названий предметов одежды, действий.

Проведение: После посещения детей по подгруппам  туалетной комнаты,

воспитатель с подгруппой детей выходит в раздевалку. Воспитатель

начинает одевать детей постепенно «снизу-вверх», побуждая детей одеваться самостоятельно. При этом читает потешку:

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки.

И пойдём скорей гулять

Прыгать, бегать и скакать.

Возвращение с прогулки

Цель:

-Формирование культурно-гигиенических навыков при раздевании(аккуратно складывать свои вещи в шкафчик).

-Развитие речи детей, путём закрепленияназваний предметов одежды и действий.

Проведение: При возвращении с прогулки в детский сад, воспитатель напоминает детям, что нужно вытирать ноги об коврик (показывает, как это нужно делать)

Воспитатель говорит: «Как весело мы с вами погуляли! А теперь мы разденемся, сложим аккуратно свои вещи в шкафчики, умоемся и поиграем в группе». Воспитатель раздевает детей в обратной последовательности «сверху-вниз».

Подготовка ко сну

Цель:

-Создание спокойной атмосферы в спальной комнате перед сном.

-Закрепления культурно-гигиенических навыков (самостоятельно раздеваться, аккуратно складывать свою одежду на стульчики).

Проведение: После посещения туалетной комнаты, воспитатель предлагает детям пройти в спальную комнату. «Ребята, мы с вами так хорошо, весело погуляли, наши ножки бегали, устали, им нужно отдохнуть. Возьмите свои стульчики и будем раздеваться. Одежду складывайте аккуратно на свой стульчик».

Воспитатель помогает детям раздеться, постепенно укладывает детей в кроватки. «Ребятки, укрывайтесь одеялом, закрывайте глазки и будем отдыхать, приятных вам снов»

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Во время сна детей воспитатель находится в спальной комнате и наблюдает за спокойным сном детей.

Подборка потешек и стихов к режимным моментам в первой младшей группе.

Сон

-Реснички опускаются, глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

-Баю-баю-баю-бай, лайка рыжая не лай,

Ты, корова, не мычи, петушок не кричи,

Наша Катя хочет спать, стала глазки закрывать.

-Баю-бай, баю-бай, поскорей засыпай.

Ты закрой, закрой глазок, и поспи ещё часок.

-Спят медведи и слоны, заяц спит и ёжик.

Все вокруг спать должны, наши дети тоже

После сна

-Встали мы с подушечки, ручки-потягушечки,

Ножки-побегушечки, вместе-порастушечки.

-Вот проснулись, потянулись,

С боку на бок повернулись!

Потягушечки, потягушечки,

Где игрушечки, погремушечки?

-Ай, лады, лады, лады

Ах, какие ладошки! Чистые ладошки!

Будут ладошки снега белей!

-В руки мыло мы возьмём и водичку мы польём

Всем смотреть на нас приятно.

Вымоет ладошки.

Вытираемся мы чисто,

-Закатаем рукава, открываем кран-вода.

Кусочек мыла я возьму и ладошки им потру

Моем глазки, моем щёчки,моем уши и ладошки!

Моем руки быстро, быстро

Моем чисто, чисто, чисто!

Не боимся мы воды!

Посмотрите крошки, на свои ладошки.

Так опрятны, аккуратны,

-Тёплою водою руки чисто мою

Умоет наше личико.

-Умываемся мы быстро,

Умывание

Чистая водичка

-Чище умойся, воды не жалей,

Намочит нас немножко.

-Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся!

-Мы умеем чисто мыться,

Щёчки насухо тереть.

Полотенце и водичка

Не дают нам заболеть!

Расчёсывание

-Расти коса до пояса, не вырони ни волоса!

Расти косонька до пят, все волосоньки в ряд!

Расти коса, не путайся, маму дочка слушайся!        

-Чешу, чешу волосеньки

Расчёсываю косыньки,

Что мы делаем расчёской?

Тане делаем причёску.

-Петушок-петушок,

Подари мне гребешок.

Ну пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу.

Кормление

-Бери ложку, бери хлеб

И скорее за обед

Посадим на ложку

Капустку, картошку-

И спрячем!

Попробуй, найди!

Не видно на ложке

Капустки, картошки.

И нет на тарелке-гляди!

-На моей тарелочке рыженькая белочка,

Чтоб она была видна, всё съедаю я до дна.

-Кушай кашу, девочка, девочка-припевочка,

Кушай кашу, подрастай,

Всем на радость вырастай!

-А у нас есть ложки волшебные немножко.

Вот-тарелка, вот-еда, не осталось и следа.

-Умница Катенька, ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

-Каша вкусная дымится.

Лёша кашу есть садится,

Очень каша хороша!

Ели кашу не спеша.

Ложка за ложкой.

Ели понемножку.

-Тили-час, тили-час

Вот обед у нас сейчас

Скушем за маму ложку.

Скушаем за папу ложку

За собачку и за кошку.

-Час обеда подошёл,

Сели деточки за стол.

Чтобы не было беды

Вспомним правила еды:

Наши ножки не стучат,

Наши язычки молчат.

Одевание на прогулку

-Таня варежку надела,

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал.

Таня варежку сняла,

Посмотрите-ка, нашла!

-Раз, два, три, четыре, пять-собираемся гулять

Завязала Катеньке шарфик полосатенький

Наденем на ножки валенки, сапожки        

И пойдём скорей гулять

Прыгать, бегать и скакать!

-Оденем на ножки

Носочки и сапожки!

Повторяй за мной слов:

Ножка-раз, и ножка-два!

Использованная литература: Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Сборник потешек «Любимые потешки» издательский дом «Проф-Пресс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по развитию движений с детьми первой младшей группы.

Двигательная активность является важнейшим условием нормального развития ребенка, а так- же важнейшей формой жизнедеятельности растущего организма. От двигательной активности во многом зависит с...

«Организация образовательной деятельности в режимных моментах с использованием русского фольклора» (первая младшая группа)

Данный конспект занятия рекомендую использовать педагогам ДОУ с детьми 2-3 лет. Образовательная область "Здоровье", "Коммуникация".  В этом возрасте дети любят поиграть с водой, и чтобы детям был...

Конспект организованной образовательной деятельности в форме игровой ситуации по речевому развитию в первой младшей группе «Кто как кричит»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».Виды деятельности: речевая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.Педагогичес...

Конспект проведение первой половины дня с детьми младшей группы

Утренний прием    Цель: создать бодрое эмоциональное состояние на весь день,  обеспечить спокойное расставание детей с родителями.   Проведение:  За 10-15 ...

Конспект самостоятельной игровой деятельности детей во второй половине дня для первой младшей группы: "Кошкины помощники"

Конспект самостоятельной игровой деятельности детей во второй половине дня для первой младшей группы: "Кошкины помощники"...