Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям «Речевое развитие», «Познание», «Художественно-эстетическое» подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушения
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Алыева Надежда Владимировна

Интеграция образовательных областей.

«Речевое развитие»  –  развитие  компонентов устной речи: лексика, грамматический строй, связная речь, произносительная сторона.

«Социально - коммуникативное» – приобщение к нормам общения и взаимоотношения со взрослым.

«Познавательное развитие» – развитие познавательной деятельности.

«Художественно-эстетическое» – закреплять  создавать  предметные  изображения располагать фигуры на листе бумаги.

Вид занятия: тематическое.

Формы образовательной деятельности:  групповая.

Цель: закрепление представлений о транспорте, развитие грамматического строя речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

        Конспект интегрированной        

непосредственно-образовательной деятельности

по образовательным областям «Речевое развитие», «Познание»,

«Художественно-эстетическое»

подготовительная к школе группа компенсирующей направленности

для детей с тяжёлыми нарушениями речи  №8 «Солнышко».

Тема: «Транспорт».

Алыева Н. В., воспитатель

Андронова Т. А., учитель-логопед

г. Советский

Интеграция образовательных областей.

«Речевое развитие»  –  развитие  компонентов устной речи: лексика, грамматический строй, связная речь, произносительная сторона.

«Социально - коммуникативное» – приобщение к нормам общения и взаимоотношения со взрослым.

«Познавательное развитие» – развитие познавательной деятельности.

«Художественно-эстетическое» – закреплять  создавать  предметные  изображения располагать фигуры на листе бумаги.

Интеграция видов деятельности:

Игровая – задания выполняются в игровой форме.

Коммуникативная – осуществляется в течение всей НОД и способствует  развитию всех компонентов устной речи и навыкам общения.

Познавательно  – узнать, запомнить новые сведения, слова, получить знания.

Двигательная - развитие мелкой  моторики.

Социально-коммуникативная - приобщение к нормам общения и взаимоотношения со взрослым.

Вид занятия: тематическое.

Формы образовательной деятельности:  групповая.

Цель: закрепление представлений о транспорте, развитие грамматического строя речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Обобщать и систематизировать материал  по теме «Транспорт».

2. Совершенствовать грамматический строй речи.

3. Закреплять  создавать  предметные  изображения располагать фигуры на листе бумаги.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Упражнять составлять деформированные предложения, анализировать предложение.

2. Продолжать закреплять дифференциацию звуков Т, Д в словах.

3. Совершенствовать грамматический строй речи: сравнительную степень прилагательных, согласование существительных с прилагательными.

4. Совершенствовать навык  проведения звукового анализа слова кабина.

5. Тренировать мышцы глаз, снятие зрительного напряжения.

6. Развивать внимание, мелкую моторику.

Воспитательные задачи:

Содействовать проявлению доброжелательного отношения со сверстниками в совместной  деятельности.

Планируемый результат: обогащение словаря по теме «Транспорт», умение самостоятельно дифференцировать звуки в словах, выполнять звуковой анализ слова,  создание  предметного  изображения на листе бумаги.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, музыкальный центр.

Демонстрационный материал: видео сообщение от Вини-Пуха; станции «Автобус», «Метро», «Самолёт», «Корабль», «Автомобиль», «Поезд»; буквы К, Х, Г; презентация игры «Посчитай и называй»; аудиозаписи звуков автобуса, метро, самолёта, корабля, автомобиля, поезда; костюм медведя; столик с угощением, ширма.

 

Раздаточный материал: схемы предложения; картинки со звуками (молоток, мост, радуга, помидор, дупло, тарелка); звуковые фишки для анализа слова; карандаш-клей; белый картон; детали транспорта; салфетки; клеёнка.

Предварительная работа: заучивание загадок с детьми; рассматривание картин и беседа по теме  «Транспорт»; работа над грамматическим строем по теме «Транспорт».

Индивидуальная работа: следить за произношением звуков [Ш], [Ж] у Ильи Б., Ярослава Б., звука [Р] у Родиона В.., Влада Н., Кости Г., следить за осанкой у детей.

        

Технологическая карта НОД

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время (примерное)

I

Вводная часть   Организационный момент

Логопед, воспитатель: ребята, к нам пришли гости, поздороваемся.

Психогимнатика     Собрались все дети в круг

                          Я — твой друг и ты — мой друг.

                               Крепко за руки возьмёмся

                               И друг другу улыбнёмся.

Логопед, воспитатель:  подарим друг другу улыбки.

Коммуникативная, игровая.

Дети встают в круг.

1,5 мин.

II

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

Сюрпризный момент.

Воспитатель: ребята, пришло сообщение «Здравствуйте, ребята. Я вас приглашаю на день рождение. Винни-Пух».

Воспитатель: кто нас пригласил на день рождение?

Воспитатель: Винни-Пух живет далеко. Как же нам добраться до него?  

Воспитатель: как мы все это назовем одним словом?

Воспитатель: на каких видах транспорта мы будем добираться в гости к Винни-Пуху, мы узнаем во время занятия.

Дети:  пригласил на день рождение Винни-Пух.

Дети: на самолете, поезде, корабле, автомобиле.

Дети: транспорт.

III

Основная часть  Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД

1.

Дети присаживаются за столы.

Логопед: составьте предложение  Автобус, в, едет, ребята.

Логопед: выложите схему предложения Ребята едут в автобусе.

Логопед: Родион, сколько слов в предложении?

Логопед: Илья, какое маленькое слово?

Воспитатель: автобус, какой вид транспорта?

Воспитатель: почему он так называется?

Воспитатель: какой еще наземный транспорт вы знаете?

Воспитатель: поехали.

 Включают запись звука движения автобуса.

Дети: ребята едут в автобусе.

Дети выкладывают схему предложения.

Родион: в предложении четыре слова.

Илья: маленькое слово в.

Дети: автобус, наземный вид транспорта.

Дети: потому что автобус ездит по земле.

Дети: автомобиль, поезд, велосипед, грузовая машина.

2.

Логопед: Родион загадает загадку, и мы на этом транспорте отправимся дальше.

Логопед: метро, какой вид транспорта?

Логопед: пройдите в вагоны, если в словах есть звуки  Т, Д. 

Включают запись звука движения метро.

Родион: Быстрый транспорт городской,

                Но особенный такой -

                Под землёй вагоны катят,

                Места всем доехать хватит…

Дети: метро.

Дети: метро, подземный транспорт.

Дети выполняют задание.

3.

Воспитатель: отгадайте загадку, и на этом транспорте отправимся  дальше.

Воспитатель: чтобы самолёт взлетел, надо подобрать слово.

Самолёт летит высоко, а ракета …….

Самолёт летит далеко, а ракета…….

Самолёт летит быстро, а ракета…….

Самолёт большой, а ракета…….

Самолёт тяжелый, а ракета….

Самолёт длинный, а ракета……

Воспитатель: самолёт, какой вид транспорта?

Воспитатель: почему он так называется?

Воспитатель: какой еще воздушный транспорт вы знаете?

Включают запись звука движения самолёта.

Влад:     Кто мне скажет, что за птица

               В небесах, как ветер, мчится,

               Белый чертит за собой

               Свет в лазури голубой?

              А ведёт её пилот! –

              Что же это?

Дети: самолёт.

Дети встают в круг.

Дети: выше.

Дети: дальше.

Дети: быстрее.

Дети: больше.

Дети: тяжелее.

Дети: длиннее.

Дети: самолёт, воздушный вид транспорта.

Дети: потому что самолёт летает по воздуху.

Ответы детей.

4.

Гимнастика для глаз.

Глазам надо отдохнуть. Ребята закрывают глаза.

Глубоко вздохнуть.  Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты.

Глаза по кругу побегут. Глаза открыты. Движение зрачком по кругу

                                по часовой и против часовой стрелки.

Много-много раз моргнут. Частое моргание глазами.

Глазам стало хорошо. Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз.

Мои глаза увидят все! Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка.

5.

Воспитатель: долго летели мы на самолёте. Отгадайте загадку, и это будет следующий транспорт.

Воспитатель: корабль, какой вид транспорта?

Воспитатель: почему он так называется? 

Интерактивная игра «Посчитай и называй».

Воспитатель: перед нами море. Назовите, сколько водного транспорта плывёт по морю?

Воспитатель: молодцы, вы справились с заданием. Мы плывем на корабле дальше.

Включают запись звука движения корабля.

                 Илья:     По морям и по волнам 

                Его водит капитан.

                Он не плавает, а ходит

                Якоря бросает в воду.

                 Он с волною дружбу водит.

И не любит непогоду. 

Дети:  корабль.    

Дети: корабль, водный вид транспорта.

Дети: потому что плывет по воде.  

Дети: по морю плывёт пять лодок. По морю плывёт три теплохода. По морю плывёт шесть пароходов.

Логопед: Стёпа загадает загадку, на этом транспорте отправимся дальше.

Логопед: автомобиль, какой вид транспорта?

Логопед: назовите слово я назову К, А, Б, И, Н, А.

Логопед: выложите слово кабина фишками.

Логопед: Костя, сколько согласных звуков в слове кабина?

Логопед: Родион, какие согласные звуки в слове кабина.

Логопед: Влад, назови согласный, мягкий звук в слове кабина.

Логопед: Ярослав, сколько гласных звуков?

Логопед: Илья, назови гласные звуки в слове кабина.

Логопед: замените звуки на буквы, прочитайте слово.

Логопед: ребята, сколько слогов в слове кабина?

Логопед: осталось совсем немного, и мы доберемся до Винни-Пуха.

Включают запись звука движения корабля.

Стёпа:   Двери, окна, но не дом.

               Есть сиденья даже в нём.

               Фары светят, как глаза,

                Есть четыре колеса.

                Из под них клубится пыль. Это что?

Дети: автомобиль.

Дети: автомобиль,  наземный транспорт.

Дети: кабина.

Дети выкладывают слово кабина фишками.

Костя: в слове кабина три согласных звука.

Родион: звуки К, Н, Б`.

Влад: согласный, мягкий звук в слове кабина, звук Б`.

Ярослав: в слове кабина два гласных звука А,И.

Илья: гласные звуки А, И, А.

Дети заменяют звуки на буквы, читают слово.

Стёпа: в слове кабина три слога.

6.

Воспитатель: отгадайте загадку.

Воспитатель: ребята, а с чем приходят к имениннику в гости?

Воспитатель: проходим в поезд. Пока мы едем, можно сделать подарок. Включают запись звука движения поезда.

Воспитатель: достаем детали, собираем, что у вас получилось?

Воспитатель: промазываем детали, клеем с изнаночной стороны, прикладываем на основу. Прижимаем салфеткой.

Костя:     Братцы в гости снарядились,

                 Друг за друга уцепились,

                 И помчались в путь далек,

                 Лишь оставили дымок.

Дети: поезд.

Ответы детей.

Дети открывают конверты.

Ответы детей.

Дети выполняют работу.

IV

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ    Итог занятия. Систематизация знаний.

7.

Воспитатель: ребята, нас встречает Винни-Пух.

Перед детьми отодвигается ширма, за которой стоит домик Винни-Пуха, сам Винни-Пух и столик с угощением.

Винни-Пух: здравствуйте, ребята. Как же вы добрались?

Дети: здравствуйте, Винни-Пух. Мы добрались на автобусе, метро, корабле, самолёте, поезде.

V

Рефлексия

Винни-Пух: с какими вы заданиями вы справились?

Воспитатель: какие задания вызвали трудности?

Винни-Пух: спасибо вам за подарки. (Винни-Пух вручает корзину с конфетами).

Ответы детей.

Список источников:

1. Дубровская Н.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Парциальная программа. СБ Детство-пресс, 2016г. – 160 с. Цв. Ил.

2. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. СБ Детсво-пресс, 2019г.

3. Нищева Н. В. Конспекты логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СБ Детсво-пресс, 2018г.

4. Русланова Н. С. Дидактический материал для развития лексико-грамматического строя речи для детей 5-7 лет. Транспорт. — М.: АРКТИ, 2007. — 32 с: ил.

5. Сековец Л. С. Коррекция нарушений речи у дошкольников. М.:Аркти, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: « Пересказ рассказа «Медведь»» с использованием мнемотехники для детей старшей группы.

Конспект с использованием мнемотехники способствует запоминанию текста.При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого рассказа....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте)с детьми группы общеразвивающей направленностиот 5 до...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" на тему «Незнайка идет в школу» для детей подготовительной группы

Тема: рассказывание по картине «Незнайка идет в школу»Образовательная область: «Речевое развитие"Цель: создание условий для развития связной речи у детей.Задачи: Образовате...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" на тему рассказывание по картине" Кошка с котятами" для детей среднего дошкольного возраста

Тема: рассказывание по картине" Кошка с котятами"Образовательная область: «Речевое развитие"Цель: создание условий для развития связной речи у детей.Задачи: Образовательные...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" "Неизвестные герои" в подготовительной к школе группе

В рамках НОД воспитанники закрепляют представления о строительстве Сурского оборонительного рубежа в годы Великой Отечественной войны, знакомятся с участниками строительства - жителями города Алатыря ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области: «Речевое развитие» Тема НОД: «Мой город» в старшей группе

Образовательные области: речевое развитие, физическое развитие,  социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие.Интеграция видов деятельности: двигательная, познавательно &nd...