Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" "Неизвестные герои" в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)
В рамках НОД воспитанники закрепляют представления о строительстве Сурского оборонительного рубежа в годы Великой Отечественной войны, знакомятся с участниками строительства - жителями города Алатыря и Чувашской Республики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 25.93 КБ |
surskiy_rubezh.pptx | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 «Родничок» города Алатыря Чувашской Республики
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по образовательной области
«Познавательное развитие»
«Неизвестные герои»
для детей подготовительной к школе группы
Подготовила
старший воспитатель Сиротина С.А.
Алатырь, 2020
Программное содержание.
Формировать представление о строительстве Сурского рубежа, трудовом подвиге народа, развивать у детей интерес к историческому прошлому нашей страны, военной истории нашего города. Воспитывать чувство уважения перед трудовым подвигом земляков.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие: активизировать словарный запас: Сурский рубеж, оборонительное сооружение, землянка, кирка; развивать связную речь, умение отвечать на вопросы, обосновывать свои суждения.
Социально-коммуникативное развитие: воспитание уважения к истории своей страны, своего народа, формирование в сознании воспитанников чувств долга, ответственности, воли.
Художественно-эстетическое развитие:
Закреплять умение рисовать фигуру человека, располагать предметы на листе соответственно содержанию, упражнять в рисовании контура простым карандашом, в закрашивании цветными карандашами.
Предварительная работа:
Беседы о Великой Отечественной войне, героях-алатырцах, участвовавших в ВОВ, чтение рассказов о ВОВ, экскурсии в краеведческий музей, просмотр видеороликов воспитанников ДОУ «Бессмертный полк. Из семейных архивов», экскурсии к Обелиску, памятнику Боронину и Ветвинскому, посещение мини-музея детского сада «Мы помним, мы гордимся», участие в российской акции «Голубь мира», в городской акции «Бессмертный полк».
Методические приемы:
Словесный (рассказ воспитателя, беседа), наглядный (просмотр презентации, видеосюжета), практический.
Материал и оборудование: бумага белая (формат А4), простой и цветные карандаши, ластик, экран и проектор, презентация «Сурский рубеж», видеосюжет «Строительство оборонительного рубежа».
Структура НОД
I. Вводная часть
а) обобщающая беседа о ВОВ;
II. Основная часть
а) беседа о строительстве Сурского рубежа;
б) физкультминутка «Будем мир мы защищать»;
в) просмотр видеосюжета «Строительство оборонительного рубежа»;
г) рисование
III. Заключительная часть (рефлексивный этап)
а) анализ НОД;
б) стимулирование на организацию выставки детских рисунков, посвященных Сурскому рубежу.
Ход.
I. Вводная часть
Ребята, мы с вами много говорили о Великой Отечественной войне. Кто из вас помнит, когда началась эта война? А сколько она продолжалась? Действительно, ребята, 22 июня 1941 года немецкие войска напали на нашу Родину. Продолжалась эта страшная война долгие 4 года. И закончилась только 9 мая 1945 года. Именно 9 мая весь мир и мы с вами празднуем День Победы. Вспомните, когда мы были на экскурсии в нашем мини-музее, мы разговаривали о героях ВОВ, жителях Алатыря и Алатырского района. Мы все помним о них и их подвигах, в парке ветеранов установлен памятник героям-алатырцам.
Но есть люди, которые не участвовали в боевых сражениях. И всё-таки помогли одержать победу. Это люди, которые работали в тылу. Изготавливали военную технику, оружие и боеприпасы, шли одежду для солдат.
В следующем году отмечается 80-летие строительства Сурского рубежа. (слайд 1) Вы знаете, что это такое? А хотите узнать?
II. Основная часть
Это оборонительный рубеж, сооруженный по правобережью рек Сура, Уза, Няньга, Чардым который был предназначен для задержания гитлеровских войск на подступах к Казани, Куйбышеву, Ульяновску.
По территории Чувашии Сурский рубеж проходил вдоль Суры по линии от Ядринского района, через Красночетайский, Алатырский районы и город Алатырь до границы с Ульяновской областью. В строительстве сооружения приняли участие десятки тысяч жителей Чувашии. (слайд 2)
Строительство линии оборонительного рубежа в Чувашии, позже получившего название «Сурский рубеж», началось в октябре 1941 года, когда немецкие войска стояли уже под Москвой. (слайд 3). На случай, если немцы пойдут вглубь нашей страны, им должны помешать оборонительные рубежи в глубоком тылу на берегах рек. Так появились Сурский оборонительный рубеж и Казанский обвод. Они должны были задержать гитлеровские войска на подступах к Казани, Куйбышеву, Ульяновску.
На работы были направлены колхозники, рабочие, служащие, домохозяйки и студенты. Работы велись без единого выходного дня за всё время строительства, не прерываясь и в самые сильные морозы, доходившие в отдельные дни до 40 градусов. (слайд 4) Необходимо было выкопать окопы в человеческий рост и противотанковые рвы. Их задача – задержать танки и не дать врагу пройти дальше. Мужчин было мало, поэтому на работу выходили все кроме женщин с малыми детьми, беременных и больных. Каменистая земля промерзла на большую глубину, но, несмотря на это, строители Сурского рубежа рыли окопы и блиндажи в человеческий рост с потолком из бревен. Все были обуты в лапти, а морозы доходили до 40 градусов. Чтобы не замерзнуть, разводили костры.
Техника тогда была редкостью и роскошью, поэтому работы повсеместно шли вручную — использовались лопаты, кирки, кувалды, пилы, тележки. Но даже этих простых инструментов хронически не хватало. (слайд 5) Рыли клиньями, долбили землю ломами, использовали кувалды.
Строительство осложнялось бытовыми условиями. Люди жили в землянках, бараках, палатках, шалашах, более везучие заселялись в дома в близлежащих населённых пунктах. Во время работы постоянно не хватало помещений, где можно было бы обогреть людей, и тёплой одежды — особенно быстро изнашивались рукавицы и обувь. (слайд 6)
Лучшие участники строительства, проявившие трудовой героизм на оборонительных рубежах были награждены.
Среди представленных к награде — бригадир землекопов Михаил Безбородов из Алатырского района, который работал на строительстве с первых дней и до конца завершения работ. Его считали одним из лучших бригадиров.
Молодцы. Я предлагаю вам представить себя защитниками мира и немного поиграть.
Физкультминутка: «Будем мир мы защищать»
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук.
Будем мир мы защищать! Сжимают руки в замок.
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу.
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.
У меня для вас есть небольшой видеосюжет о Сурском рубеже. Хотите посмотреть? Тогда устраивайтесь поудобнее (видеоролик).
Следующий год посвящен трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Мы с вами тоже можем показать свое уважение людям, которые трудились при строительстве Сурского рубежа. Я предлагаю вам нарисовать, как вы представляете себе строительство оборонительных сооружений. Согласны? Хорошо. Вспомните, о чем мы сегодня с вами говорили: Сурский оборонительный рубеж строили вдоль рек. Из инструментов были только лом, кирка и лопата. Жили строители в землянках, палатках и шалашах. Строители – это мужчины, женщины, юноши и девушки, которые работали без выходных, в любую погоду.
Вы уже решили, что будете изображено на своем рисунке? Тогда приступайте к работе.
III. Заключительная часть (рефлексивный этап)
Сегодня мы с вами немного познакомились с историей строительства Сурского рубежа. Ребята, кто запомнил – что такое Сурский рубеж? Для чего он был нужен? Кто принимал участие в строительстве Сурского рубежа? Какие инструменты использовали при работе строители?
У вас получились замечательные рисунки. Я предлагаю организовать выставку «Неизвестные герои», будем приглашать ребят из других групп, и вы сможете рассказать им о строительстве Сурского рубежа.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям "Коммуникация, Социализация" в подготовительной к школе группе
Образовательные задачи: Уточнить с детьми информацию о родном посёлке: об истории возникновения, какие красивые места, какие улицы, предприятия в нём есть; Формировать любовь к родному пос...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области «Физическая культура» в подготовительной к школе группе.
- Закреплять умение действовать с мячом- Упражнять в прыжках в длину с разбега- Закреплять умение метания мешочка на дальность...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (ФЭМП) в подготовительной к школе группе с использованием инновационных технологий.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: - Формирование предпосылок учебной деятельности ;- закрепить знания о числах в предел...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи в подготовительной к школе группе. " Там, на неведомых дорожках"
Коспект предназначен для детей 6-7 лет. Его можно использовать как итоговое по русским народным сказкам. Также можно использовать для развития мышления детей.( Лабиринт, кроссворд)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности В образовательной области «Здоровье» Для детей подготовительной к школе группы «Береги свои глаза».
· познакомить детей с элементарным строением и назначением глаз.· учить детей соблюдать личную гигиену;·...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе "Состав числа 3"
Конспект НОД по математике в подготовительной к школе группе "Состав числа 3" по программе "Детство"....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «речевое развитие» в подготовительной к школе группе тема: «Дом для Домовенка Кузи»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «речевое развитие» в подготовительной к школе группетема: «Дом для Домовенка Кузи»...