Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области: «Речевое развитие» Тема НОД: «Мой город» в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Образовательные области: речевое развитие, физическое развитие,  социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Интеграция видов деятельности: двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная.

Вид занятия: комплексное

Формы образовательной деятельности: НОД, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей: подгруппа.

Цель: выявить и закрепить уровень знаний детей по развитию речи, добиваться полного ответа детей на вопросы.

Задачи

Образовательные:

  •  Совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения и словообразования,
  • Упражнять и закреплять произношение звуков,
  • Формировать умение подбирать слова, отражающие качество предметов.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Развивающие:

  •  Развивать диалогическую связную речь, образное представление,
  • Развивать словарный запас, через участие в словесно – речевых играх,
  • Развивать фонематический слух, умение определять первый звук в слове, делить слово на слоги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по образовательной области: «Речевое развитие»

Тема НОД: «Мой город»

Место проведения: помещение группы №12.

Количество детей: 10 человек.

        

        Составил:

        Урасинова Людмила Валентиновна        

        воспитатель

        

Советский

2021

Образовательные области: речевое развитие, физическое развитие,  социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Интеграция видов деятельности: двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная.

Вид занятия: комплексное

Формы образовательной деятельности: НОД, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей: подгруппа.

Цель: выявить и закрепить уровень знаний детей по развитию речи, добиваться полного ответа детей на вопросы.

Задачи

Образовательные:

  •  Совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения и словообразования,
  • Упражнять и закреплять произношение звуков,
  • Формировать умение подбирать слова, отражающие качество предметов.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Развивающие:

  •  Развивать диалогическую связную речь, образное представление,
  • Развивать словарный запас, через участие в словесно – речевых играх,
  • Развивать фонематический слух, умение определять первый звук в слове, делить слово на слоги.

Планируемый результат: В  результате проделанной работы у детей должны быть сформированы навыки звукопроизношения, грамматического строя, связная речь. Овладение речью, как средством общения, на основе комплексного развития всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи.

Подготовительная работа: Совершенствовать моторику артикуляционного аппарата, через правильный подбор артикуляционных упражнений. Беседы о России, о ХМАО,  о г. Советский, достопримечательностях родного города, о его улицах, рассматривание книг, альбомов с видами города, фотографий, аппликация «Наш город», работа над понятиями «Родина», «малая родина».

Работа с родителями (подборка литературы, фотографий, создание альбома любимых мест).

Оборудование: Панно «Наш город», зеркала по количеству детей, столы для выполнения заданий, стульчики по количеству детей, разрезные картинки с изображением зданий и достопримечательностей города, конверты, мольберт, фотографии зданий и достопримечательностей города Советский, мнемотаблица, сюрпиз-магниты «г.Советский».

Технологическая карта НОД

                                                                          Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время (примерное)

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ  Организационный момент

1

Дети и воспитатель  заходят в группу. Встают в круг. Психогимнастика

 (задача: настроить группу на рабочий лад, заинтересовать детей)

В:                                               Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно,

Говорю тебе: «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

Дети здороваются, становятся в круг, выполняют задания, проходят на стульчики.

Двигательная и игровая.

2 мин

2

Введение в ситуацию (или мотивация), постановка и принятие детьми цели занятия

 

 

3

4

5

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»

 (задача: актуализировать ранние знания детей о России)

1.Наша страна называется …

2.Наша страна очень …

3.В ней много …

4.Люди, которые живут в нашей стране, называются …

5.Главный город, столица России …

В: Молодцы!

Дети: Россия

Дети: (большая, огромная)

Дети:  (рек, озёр, животных, лесов, городов)

Дети: Россияне

Дети: Москва

Коммуникативная.

1 мин

4 мин

5мин

1 мин

Беседа     (задача: актуализировать ранние знания детей о видах транспорта)

В: Ребята, вы любите путешествовать? Скажите, а на чем можно отправиться в путешествие? Назовите одним словом. К какому виду транспорта относится самолет? Поезд? Пароход? А воздушный шар?

В: Правильно. Сегодня я предлагаю  отправиться в путешествие на воздушном шаре. Закройте глаза, и представьте себе голубое небо и наш воздушный шар. Какой он? Называйте слова, описывающие наш воздушный шар.

В: А попасть в корзину не так-то просто. Зайдет только тот, кто назовет свой домашний адрес.

В: Итак, мы отправляемся в путешествие…Пока набираем высоту – поиграем с язычком.

Артикуляционная, дыхательная гимнастика  (сидя на стульях с инд. зеркалами)  

(задача: развитие артикуляционного аппарата, правильного дыхания)

«Путешествие язычка»

Язычок решил отправиться в путешествие.

Он надул воздушный шар (надуть щеки и удерживать под счет до 5).

На всякий случай язычок взял с собой зонтик (присосать язык к небу и удерживать под счет до 8) и широкое махровое полотенце  (высунуть широкий язык и удерживать под счет до 10).

Воздушный шар поднимался все выше…Внизу мелькали деревья (рот открыть, кончиком языка дотронуться до верхних зубов и удерживать под счет до 8).

Ласково светило солнышко (рот открыть, облизывать губы слева направо).

Язычок слушал как шумит ветер (набрать носом воздух и выпустить долгую воздушную струю), шелестит листва деревьев (набрать носом воздух и выпустить долгую воздушную струю со звуком ш-ш-ш),пролетают мимо птицы (рот приоткрыт, быстро передвигать язык вперед-назад по верхней губе, получается глухой слог «пл»).

У язычка было превосходное настроение и он защелкал от удовольствия (улыбнуться, пощелкать языком)

В: Тем временем наш воздушный шар спустился на землю. В полете мы засиделись и пришла пора немного размяться 

Физминутка  (задача: развитие физическое активности)

Все ребята дружно встали             (Выпрямится)

И на месте зашагали            (Ходьба на месте)

На носочках потянулись,     (Руки поднять вверх)

А теперь вперед нагнулись (Наклониться вперед, руками дотянуться до ног)

А теперь назад прогнулись (Прогнуться назад, руки положить за голову)

Как пружинки мы присели    (Присесть)

Встали-сели, встали-сели 

Мы ногами потрясем (Поочередно потрясти ногами)  и…

В: К картине подойдем              

Дети: Да (на самолете, на поезде, на машине, на велосипеде, на пароходе).

Дети: Транспорт (воздушный, водный, наземный)

Дети: (большой, красивый, имеет круглую форму, есть корзинка для пассажиров, разноцветный, яркий, легкий)

Дети: называют свой адрес и проходят на стулья

Познавательная игровая

Дети  проходят на стульчики выполняют упражнения.

Двигательная, игровая

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

6

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД

 

7

Беседа у панно «Наш город» (стоя полукругом)             

(задача: закрепление ранних знаний о коренных жителях ХМАО-Югры)

В: Это панно мы изготовили сами. А что здесь изображено?

Дальше путешествовать мы будем по нашему любимому городу, который называется?

Как можно назвать жителей города Советский?

Округ, в котором мы живем называется ...

Какие коренные народы живут в нашем округе …

Чем занимаются эти народы …

Как называется их дом …

В: Рассмотрим внимательно, что есть в нашем городе? Молодцы!

Беседа о зданиях (задача: развитие зрительной памяти, внимания, связной речи)

В: Итак, в нашем городе много разных домов. В одних люди живут, в других – работают. Есть старые здания, а есть – современные, неприметные и те, которые надолго остаются в памяти. Назовите здания на фотографиях.

В: Пришла пора для пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика «Теремок» (стоя)      (задача: развитие мелкой моторики)

«Теремок»

На поляне теремок, (Ладони сложить «домиком»)

Дверь закрыта на замок (Сомкнуть пальцы в замок).

Из трубы идет дымок (Поочередно из всех пальцев сделать колечки)

Вокруг терема забор (Руки перед собой, пальцы растопырить).

Чтобы не забрался вор (Щелчки каждым из пальцев поочередно)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (Кулаком постучать по ладони)

Открывайте! (Широко развести руки в стороны).

Я ваш друг! (Ладони сомкнуть одна поперек другой)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. Рефлексия. 

В: Я предлагаю вам, ребята, присесть за столы и выполнить интересные задания

«Собери картинку», «Раздели на слоги», «Назови первый звук»  (сидя за столами) (задача: развитие мелкой моторики, зрительного внимания)

Дети: Город

Дети: Советский

Дети: Советчане

Дети: Ханты-Мансийский Автономный округ

Дети: ханты и манси

Дети: Рыболовством, охотой, сбором дикоросов, разводят оленей

Дети: Чум

Дети: много разных машин, деревьев, людей, зданий

Дети рассматривают фотографии и по очереди дают названия

Дети: проговаривают текст и выполняют движения

Двигательная, коммуникативная, игровая

Дети присаживаются за столы, выполняют задания

Познавательная, игровая

3мин

3 мин

1 мин

8

2мин

Составление рассказа о родном городе с опорой на мнемотаблицу, сюрприз (стоя в кругу)    (задача: осмысление, восстановить в памяти детей то, что они узнали, что делали).

Дети по очереди высказывают предложения.

3 мин.

В: Вот и закончилось путешествие по нашему любимому городу. Мы вернулись в наш детский сад, такой красивый и уютный.

В: Вы много знаете о своем родном городе. Я предлагаю вам составить рассказ о городе Советский. Поможет вам в этом таблица (предъявляет мнемотаблицу)
Рассмотрите таблицу, подумайте, о чем вы будете рассказывать

Примерный рассказ:
Я живу в Ханты-Мансийском Автономном Округе. Мой родной город – Советский. Здесь живет много людей. В моем городе много разных домов, широких улиц. В городе Советский много деревьев и цветов. Есть парк, музей, памятники. Мой город чистый и красивый. Я люблю свой родной город и свою страну.

Когда негаданно – нежданно
Меня окликнут, я скажу:
– Я здесь живу, я – советчанка
И очень этим дорожу.
Мой юный друг, наследник милый,
Ты эти строчки сохрани
И город свой, такой красивый,
Оберегай, лелей, храни!

Коммуникативная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ" Тема: "Весна"Составление творческого рассказа (старшей группе)

Интеграция с другими областями. Познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.Программное содержание.1. Формировать умение составлять небольшие рассказа творче...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» по теме: «Составим сказку» в старшей группе.

Конспект непрерывной образовательной деятельности  Возрастная группа: старшаяТема комплексно-тематического планирования: «Красота в искусстве и в жизни»Тема НОД: «Составлен...

Конспект образовательной деятельности По образовательной области «Речевое развитие» тема: «Цветик – семицветик» Старшая группа

Конспект познавательной образовательной деятельности в игровой форме по речевому развитию, выявляет уровень владения детьми знаний по речевому развитию...

Конспект образовательной деятельности По образовательной области «Речевое развитие» тема: «Цветик – семицветик» Старшая группа

Конспект познавательной образовательной деятельности в игровой форме по речевому развитию, выявляет уровень владения детьми знаний по речевому развитию...

Конспект образовательной деятельности По образовательной области «Речевое развитие» тема: «Цветик – семицветик» Старшая группа

Конспект познавательной образовательной деятельности в игровой форме по речевому развитию, выявляет уровень владения детьми знаний по речевому развитию...

Конспект образовательная область «речевое развитие» Тема: пересказ сказки «Заяц- хвастун» Старшая группа

Цель: Помочь детям составить план пересказа сказки; формировать умение пересказывать сказку, придерживаясь плана.Задачи:Образовательные:Совершенствовать умение согласовывать в предложении прилагательн...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тема: «Дикие животные»Цель: формирование лексико - грамматического строя речи.Программное содержание (обучающие, развивающие, воспитательные задачи):Образовательные:• расширить и акти...