Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Татьяна Насруллаховна Абдулкадирова

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

 (подготовка к обучению грамоте)

с детьми группы общеразвивающей направленности

от 5 до 6-ти лет

«Звуковой анализ слова «лист»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote.docx941.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

 (подготовка к обучению грамоте)

с детьми группы общеразвивающей направленности

от 5 до 6-ти лет

«Звуковой анализ слова «лист»

Программное содержание.

Образовательные задачи:

  • продолжать обучение звуковому анализу слова, умению различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • закреплять знание о словоразличительной роли звука;
  • учить называть слова с заданным звуком.

Развивающие задачи:

  • развивать фонематический слух, умение отвечать на поставленный вопрос.

   

Воспитательные задачи:

  • воспитывать уважение к товарищам.

Демонстрационный материал: картина-схема слова "лист"; красные, синие и зеленые фишки (по 3 штуки); указка; фишки; картинка с изображением девочки, которая танцует.

Раздаточный материал: картинки-схемы слова "лист"; красные, синие и зеленые фишки; указки; карточки для игры "Светофор"; листы с изображением кругов.

Предварительная работа: игры "Назови братца", "Скажи, как я", "Живое слово" и др.

Ход НОД.

G:\Фото\DSCN9910.JPG1часть.

Воспитатель. Ребята, к нам в гости пришли гномы . Давайте вспомним как их зовут. 

Дети. Гласный звук, твердый согласный звук и мягкий согласный звук.

Воспитатель. Во что одет гласный звук?

Дети. Во все красное.

Воспитатель. Во что одет твердый согласный звук?

G:\Фото\DSCN9914.JPGДети. Твердый согласный звук одет во все синее.

Воспитатель. А мягкий согласный звук?

Дети. Мягкий согласный звук одет во все зеленое.

Воспитатель. Ребята, они принесли с собой игру "Светофор" и хотят с вами поиграть. Я произнесу звуки, а вы должны будете поднять  нужную карточку. Готовы?

,

Дети. Да

Воспитатель. Я называю звуки: "м", "зь", "и", "к", "л", "а", "нь" (дети поднимают нужные карточки). Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились.

Воспитатель. (вывешиваю картинку на доску). Кого  вы видите на картинке?

Дети. Девочку.

Воспитатель. Что делает девочка?

Дети. Девочка танцует, девочка улыбается, девочка веселится...

G:\Фото\DSCN9917.JPGВоспитатель. Молодцы. Сейчас мы поиграем в игру "Живое предложение". Ко мне подойдут Мухиба и Эльмира (говорю им на ухо слова и прошу построить предложение. Девочки строят предложение, произнося свое слово). Эльмира, у тебя какое было слово?

Эльмира. Девочка.

Воспитатель. Мухиба, а у тебя?

Мухиба. Танцует.

Воспитатель. Ребята, правильно они встали?

Дети. Да.

Игра с заданиями.

Воспитатель. Слово "девочка" похлопай (хлопает), слово "танцует" покружись (кружится). Ребята, а что еще может делать девочка?

Дети. Спать, прыгать, бегать...

Воспитатель. Слова танцует и девочка садитесь. А прыгать может только девочка?

Дети. Нет и мальчик может прыгать.

Воспитатель. Ко мне подойдут Вадим и Алина (говорю им на ухо слова и прошу построить предложение. Дети строят предложение, произнося свое слово).

Игра с заданиями.

G:\Фото\DSCN9926.JPGВоспитатель. Слово прыгает улыбнись, слово мальчик присядь 2 раза. Молодцы.

Физминутка.

Вверх руки подняли и покачали – это деревья в лесу 

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу! 

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят!

Где они сядут, тоже покажем – руки согнули назад.

 

Пальчиковая гимнастика.

G:\Фото\DSCN9937.JPG

Ветер по лес лета

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой, 

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку

2часть.

Воспитатель. Молодцы. Ребята, отгадайте загадку:

Летом вырастают,
А осенью опадают.

Дети. Это листья.

Воспитатель. Правильно. Листья - это много, а один ...

G:\Фото\DSCN9943.JPGДети. Лист.

Воспитатель. Сегодня мы сделаем звуковой анализ слова "лист". Подвиньте к себе картинки-схемы слова лист и тарелки с фишками. Послушайте и определите сколько звуков в слове "лист": л-л-л-и-и-с-с-с-т (провожу указкой под схемой и читаю, выделяя первый звук). Сколько звуков вы слышите?

Дети. 4,5.

Воспитатель. А я думаю, что в слове лист 3 звука. Давайте узнаем, кто же прав. Данил Рахманов, выходи к доске. Послушай, л-л-л-л-и-ст. Какой первый звук в этом слове?

Данил. Первый звук "ль".

Воспитатель. Какой это звук?

Данил. Звук "ль" - мягкий согласный звук.

G:\Фото\DSCN9945.JPGВоспитатель. Молодец. Фишкой какого цвета мы обозначаем мягкие согласные звуки?

Данил. Мягкие согласные звуки мы обозначаем фишкой зеленого цвета.

Воспитатель. Молодец. Выдели звук "ль".Садись (спрашиваю индивидуально у нескольких детей какой первый звук и почему он выделен фишкой зеленого цвета). Полина, выходи к доске. Послушайте. Л-и-и-и-и-ст (провожу указкой под схемой, выделяя второй звук в слове). Какой второй звук?

Полина. Второй звук "и".

G:\Фото\DSCN9948.JPGВоспитатель. Какой это звук?

Полина. Звук "и" - гласный звук. 

Воспитатель. Фишкой какого цвета мы выделяем гласные звуки?

Полина. Гласные звуки мы выделяем фишкой красного цвета (спрашиваю у детей, сидящих за столами, какой второй звук, почему он выделен красной фишкой).

Воспитатель. Выдели звук "и". Садись. Герман, выходи. Лис-с-с-с-т (провожу указкой под схемой, выделяя нужный звук). Какой третий звук?

Герман. Третий звук "с".

Воспитатель. Какой это звук?

Герман. Звук "с" - твердый согласный звук.

Воспитатель. Молодец. Фишкой какого цвета мы выделяем твердые согласные звуки?

Герман. Твердые согласные звуки мы выделяем фишкой синего цвета.

Воспитатель. Выдели его. Садись (также прохожу по рядам и спрашиваю какой третий звук и почему его выделили фишкой синего цвета). Марьям, выходи. Послушай, лист. Какой четвертый звук?

Марьям. Четвертый звук "т".

Воспитатель. Какой это звук?

Марьям. Звук "т" - твердый согласный звук.

Воспитатель. Фишкой какого цвета выделяем твердые согласные звуки?

Марьям. Твердые согласные звуки мы выделяем фишкой синего цвета. 

Воспитатель. Выдели его. Садись. Итак, ребята, сколько же звуков в слове лист?

Дети. В слове лист 4 звука.

G:\Фото\DSCN9955.JPGВоспитатель. Молодцы. Вы оказались правы. Ребята, сколько гласных звуков в этом слове?

Дети. Один.

Воспитатель. Каким цветом он

обозначен?

Дети. Фишкой красного цвета.

Воспитатель. Сколько мягких согласных в это слове?

Дети. Один.

Воспитатель. Каким цветом он

обозначен?

Дети. Мягкий согласный звук обозначен фишкой зеленого цвета.

Воспитатель. А сколько твердых согласных в этом слове?

Дети. Два.

Воспитатель. Каким цветом они обозначены?

G:\Фото\DSCN9950.JPGДети. Они обозначены фишкой синего цвета.

Воспитатель. Ребята, а мы можем сказать сколько слогов в этом слове сразу?

Дети. Да.

Воспитатель. Как?

Дети. Посчитав гласные.

Воспитатель. Сколько гласных в этом слове?

Дети. Один гласный звук, значит и слогов тоже один.

Воспитатель. Уберите согласный звук "с" (убирают). Уберите мягкий согласный звук "ль" (убирают). Уберите твердый согласный звук "т" (убирают). Какой звук остался?

Дети. Гласный звук "и".

3часть. Итог

Воспитатель. Молодцы, ребята. Сегодня выполнили все задания в играх. Скажите, в какие игры мы сегодня играли?

G:\Фото\DSCN9962.JPG

Дети. Мы играли в игры "Светофор", "Живое предложение", "Игры с заданиями". Мы еще делали звуковой анализ слова "лист".

Воспитатель. А сейчас, ребята, возьмите, листы с кругами. А теперь оживите ваш круг. Если вам занятие понравилось, то нарисуйте улыбку. И я тоже возьму. Мне занятие очень понравилось (показываю круг с улыбкой). Вы очень старались сегодня. Вы все молодцы, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» /подготовка к обучению грамоте/ для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет «Звуковой анализ слова «замок»

Программное содержание:Обучающие задачи:продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова;закреплять знание о гласных, твердых и мягких согласных звуках;продолжать учить детей разли­чать удар...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (математическое и сенсорное развитие) для детей группы общеразвивающей направленности от 2 до 3-х лет «Куклы пришли в гости»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (математическое и сенсорное развитие) для детей группы общеразвивающей направленн...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) на лексическую тему «Птицы нашего края» для детей подготовительной к школе группы в форме «квест – игры»

В процессе ООД обучающиеся посредством разных видов деятельности, дидактических игр, познавательных заданий и игровых упражнений, объединённых в «квест – игру» линейного типа, обогащ...

«Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой Хх». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми подготовительной группы

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми подготовительной группына тему: «Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» (подготовка к обучению грамоте) В ПОДГОТОВИТЕЛТНОЙ ГРУППЕ Тема: «МАЛЕНЬКИЕ ГРАМОТЕИ»

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. (делить слова на слоги, определять позицию звука в слове, делать звуковой анализ слов, составл...