Открытое занятие по развитию речи "Описательный рассказ работа со звуками Ж – Ш"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
В рамках ДОУ провела открытое занятие по развитию речи " Описательный рассказ со звуками Ж - Ш"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие "Описательный рассказ работа со звуками Ж – Ш" | 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи.
Тема: «Описательный рассказ работа со звуками Ж – Ш.»
Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш.
Задачи.
Уточнять и закреплять правильное произношение звуков Ш; Ж; в словах и фразах; учить дифференцировать их на слух.
Активизировать словарь прилагательными глаголами.
Обогащать словарь детей образными словами и выражениями.
Учить детей образовывать однокоренные слова.
Формировать представления детей о словесном составе предложения .
Учить составлять короткие тексты – повествования.
Побуждать детей вступать в диалог со сверстниками.
Материалы:
предметные картинки для дифференциции звуков [ж] и [ш] в словах, (карточки со змейками и жуками по количеству детей).
Методы: словесные (беседа, вопросы); наглядные (показ); практический (упражнения «Улыбка», «Чьи зубы чище», «Лошадка», чистоговорки.
Средства обучения: общение взрослых и детей, понятная, чёткая речь воспитателя, оборудование для игр и занятий, комплекты дидактического наглядного материала.
Форма организации детей на занятиях: групповая.
Ход занятия
- Организационный момент.
Зашли в группу, поздоровались с гостями.
Встали в круг, улыбнулись, поделились хорошим настроением друг с другом.
Послушайте рассказ ребята про жука Жужу и змею Шушу.
Воспитатель; Встретились как то в лесу змея Шушу и жук Жужу. Воспитатель: Как шипит змея? (ш-ш-ш). Какой звук слышится, когда летит жук? (ж-ж-ж) (на слайде анимация шипящей змеи и жужжащего жука)
Воспитатель: Ребята послушайте рассказ о споре кто главнее. Шушу говорит, что много слов важных на звук ш: Бабушка, дедушка, душа, школа; а Жужу назвал слова о звуком ж: жизнь, железо, женщина и др.
Как вы думаете, им стоит ссориться? Тогда ребята докажем им, что и звук «Ш» и звук «Ж» необходимы.
Воспитатель: Чем отличаются эти звуки? (звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой)
Воспитатель: Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.
Воспитатель: Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко дрожит)
Воспитатель: Значит звук – ж-ж-ж звонкий.
Воспитатель: А теперь звук – ш-ш-ш.
Воспитатель: Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко молчит)
Воспитатель: Значит звук – ш-ш-ш глухой.
Воспитатель: Сегодня мы будем учиться различать звуки Ш-Ж, правильно и чётко их произносить.
Воспитатель: Чтобы нам научиться их четко произносить надо выполнить зарядку для язычков.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Улыбка», «Трубочка».
— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.
2. Упражнение «Чьи зубы чище?»
— Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
3. Упражнение «Лошадка»
— Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть была неподвижной.
2. Основная часть
Воспитатель: Молодцы ребята, наши язычки размялись, поэтому стали послушными.
1. Дидактическая игра «Поймай звук»
Воспитатель: Сейчас звуки Ш-ш-ш и Ж-ж-ж спрятались в словах. Попробуем их найти?
На мольберте вывешено большой лист бумаги, поделенный линией на две части, вверху, в каждой ее половине изображение жука и змеи. Воспитатель указывает на картинки со звуками ж и ш:
- На подносе много разных картинок, вам надо взять одну и найти любимые звуки Жужу и Шушу (указывает на листе изображения жука и змеи) и разместить их внизу на клейкую полоску. Слова, с каким звуком для Жужу найдете? (Дети: со звуком ж), А для Шушу? (Дети: ш)
Дети по очереди берут по одной картинке, подходят к мольберту и произносят слово, выделяя звук. А после цепляет на липкую полоску.
- Игра «Закончи предложение»
Воспитатель: Вы хорошо справились, нашли спрятанные звуки. Посмотрите, сколько вы слов нашли со звуками ж и ш. Как в думаете можно ли обойтись без звука ж? (ответы детей). А без звука ш? (ответы детей). Значит эти звуки одинаково важны? Я предлагаю этот плакат отправить в лес к Жужу и Шушу. Они перестанут ссориться и поймут, что им надо дружить.
Дифференциация звуков «Ж – Ш» составьте предложение используя данные картинки.(на экране).
А вы знаете ребята что не только звуки прячутся в словах, но и слова тоже могут спрятаться. Попробуем их найти и вернуть на место?
Я буду читать предложение, вы подбираете нужную картинку:
В лесу растет ……..камыш.
В камышах ползет….уж.
На цветке жужжит……..жук.
У норки пищат………..мышата.
В листве шуршит колючий…..еж.
В берлоге спит маленький …медвежонок
Воспитатель: Молодцы, вы правильно подобрали слова. А какие звуки нам повстречались в словах? (ответы детей)
Физкультминутка:
В группу к нам жук влетел стоя, руки в стороны
Зажужжал и запел «ж-ж-ж» вниз жужжат
Вот направо полетел, поворот туловища вправо
Вот налево полетел, поворот туловища влево
Жук на нос хочет сесть, показывать
Не дадим ему присесть, отмахнуть ладошкой
Жук наш приземлился, сели-встали
Зажужжал и закружился
Ж-ж-ж.
Воспитатель: предлагает произнести чистоговорки, с использованием звуков «Ж», «Ш».
Объясняет, что означает слово – чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.
1. Ша-ша-ша наша змейка - хороша- медленно
2. Шу-шу-шу, осторожно – укушу! - быстрее
3. Жу-жу-жу над лужайкою я кружу. - медленно
4. Жа-жа-жа, жили были два жука. - быстро
5. Жу-жу-жу, на полянке я сижу. - быстро
6. Уж-Уж-Уж в кустах сидит уж. - медленно
Воспитатель. Молодцы правильно подобрали картинки. И можем продолжить разговор со змеей Шушу и жуком Жужу.
Игра «Назови какой?»; «Что делает?» (на экране презентация жука и змеи.)
Как вы думаете ребята:
Змея (какая?)
Жук(какой?)
Змея(что делает?)
Жук(что делает?)
Рассказ двух детей про жука и змею.
Вопросы; Ты кто? Что ты умеешь делать? Где живешь?
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями.
Воспитаель: Посмотрите наши гости Жук Жужу и змейка Шушу помирились. Мы с вами доказали им, что и звук «Ж» и звук «Ш» важны и нужны в речи. Я думаю, что они никогда не будут ругаться и спорить кто главнее. Жужу и Шушу благодарят вас за помощь.
Воспитатель: А сейчас ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на нашем занятии? Как вы оценивайте свою работу на занятие?(Ответы детей)
-С какими звуками мы сегодня играли?
-Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
-Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении? (Ответы детей)
Последующая работа:
1. Закрепление полученных знаний через развивающие игры со звуками Ж-Ш;
2. Произношение и разучивание чистоговорок, со звуками Ж-Ш.
3. Упражнения для речевого аппарата.
Воспитатель: спасибо вам ребята за помощь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по развитию речи на тему «Гласные звуки» старшая группа
Открытое занятие по развитию речи на тему «Гласные звуки» старшая группа...
Открытое занятие по развитию речи в средней группе. "Звук Ц"
Занятие по развитию речи "Звук Ц"...
Открытое занятие ро развитию речи в средней группе "Звуки наши друзья"
Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание; - формировать правильное звукопроизношение; - воспитывать желание помочь решить проблемную ситуацию....
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ " ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ : звуки С и СЬ"
Цель: Показать детям артикуляцию звука С и СЬ, отчетливое произношение звука в словах и фразовой речи.Задачи:Образовательные.- познакомить с произношением зву...
Конспект открытого занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки щ-ч»
Конспект открытого занятия по развитию речи«Звуковая культура речи: звуки щ-ч»...
Открытое занятие по развитию речи «Звуковая культура речи звук [Ш]»
Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» для детей средней группы...
Открытое занятие по развитию речи "Звуковая культура речи"Звук(Т)"
Цель:Познакомить детей со звуком (Т).Упражнять в четком и правильном произношении звука(Т)Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие...