Конспект открытого занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки щ-ч»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи
«Звуковая культура речи: звуки щ-ч»
Цель:
1. Объяснить детям произношение звуков «щ» и «ч», учить слышать их в словах.
2. Упражнять детей в правильном произнесении звука «щ» и дифференциации звуков «щ» и «ч», пополнять словарный запас детей.
3.Упражнять в произношении :ча, ща, чу, щу.
4. Развивать фонематический слух у детей, укреплять артикуляционный аппарат.
Оборудование:
предметные картинки на звуки «ч», «щ», карандаши, карточки с заданием, игрушка-язычок, домик, кукла – зайчик, волк, белка, коза.
Задачи:
Образовательные: упражнять детей в правильном произнесении звуков «щ» и «ч»
Воспитательные: развивать фонетический слух, укреплять артикуляционный аппарат.
Воспитательные: воспитывать умение выслушивать задание до конца и выполнять его.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: ребята, я пришла к вам с друзьями, а с кем вы узнаете отгадав загадки. Слушайте первую загадку:
- Раньше был он – безымянная игрушка,
Не медведь, не слон, не погремушка.
А сейчас его знает каждая дворняжка.
Ведь это – друг Гены (чебурашка).
Воспитатель: правильно, это чебурашка. Слушайте вторую загадку:
- Лает, косточки грызет,
Мяч поймает, принесет!
Скачет радостно у ног,
Это маленький (Щенок)
Воспитатель: Это игрушки чебурашка и щенок. Они живут в младшей группе и совсем не умеют различать звуки! Они даже не знают с какого звука начинаются слова Чебурашка и Щенок. Ребята с какого звука начинается слово Чебурашка? (правильно со звука «Ч»), а с какого звука начинается слово Щенок? (правильно, со звука «Щ»). И сегодня мы с вами будем играть с этими звуками и учить их различать. А Чебурашка и Щенок будут смотреть, слушать и запоминать.
- Основная часть
Воспитатель: сейчас поучимся как правильно произносить звук «Щ»
Послушайте: «Щ-щ-щ», как будто чистим одежду щеткой.
- кончик языка держите за верхними зубами – рот растянуть. (проговариваем все вместе, а потом индивидуально 4-5 детей).
Воспитатель: Хорошо, молодцы
-А теперь язычок поднимается вверх, постучит по зубками: «Ч-чч»
(Проговариваем все вместе, потом только девочки, только мальчики и 4 – 5 детей по одному.
Воспитатель: Молодцы.
-А теперь повторяйте за мной четко чистоговорки:
Ча-ча-ча – к Тане вызвали врача
Ща-ща-ща – в речке я поймал леща
Чо-чо-чо- солнце греет горячо
Щу-щу-щу – в парке я щенка ищу
Че-че-че – сидит кошка на плече
Що-що-що- мы хотим играть еще
Чу-чу-чу – нам купили по мячу
Щи-щи-щи – мама нам готовит щи
Воспитатель: Ребята, кажите какие звуки мы услышали в волшебных чистоговорках? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а сейчас чебурашка и щенок проверят вас на внимательность. Игра на внимание «поймай звук». Буду вам называть слова и если вы услышите в слове звук «ч», ладошкой должны в поймать, если нет присесть на корточки.
Слова: утка, бабочка, удочка, машина, чайник, бочка, кукла
Звук «щ»
Слова: щетка, витамины, овощи, ящик, небо, ящик, лещ.
Возвращаемся на свои места.
Воспитатель: Ребята, чебурашка и щенок принесли вам картинки и сейчас мы с вами будем определять, человек, какой профессии изображен на картинке, звук Ч или Щ встречается в названии профессии, и будем составлять предложения с этими словами.
(Учитель, врач, часовщик, пчеловод, стекольщик, , крановщик,
Составьте предложения по картинкам “Кто что делает?”.
Врач лечит больных. Учительница учит учеников.
Часовщик чинит часы. Крановщик работает на кране.
Пчеловод разводит пчел.
Физминутка:
Раз – поднялся, потянулся.
Два – согнулся, разогнулся.
Три – в ладошки три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять руками помахать.
Шесть – на место сесть опять
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что звук Щ похож на знакомый нам звук Ч. Эти звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведешь, не так ли? Проверим?Я буду вам называть слово, а вы должны поочередно называть его ласково. Мяч-мячик.
ключ мама папа кошка утка
белка волк гриб заяц елка
Собака шапка тарелка цветок часы
Вилка сумка колобок доска лист
Воспитатель: Посмотрите, у меня на столе лежат картинки, в названиях которых встречаются звуки «Ч» и «Щ» и рядом сидят игрушки чебурашка и щенок. Сейчас вы будете дарить эти картинки им. Кто догадается, картинки с каким звуком мы подарим чебурашке? А какие Щенку?
(черепаха, часы, чеснок, щука, щетка, щенок )
Воспитатель: Ребята, какие звуки научились говорить наши язычки? (ответы детей)
Чебурашке и Щенку очень понравилось в нашей старшей группе, они многому научились и самое главное, они никогда не будут путать звуки Ч и Щ!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по развитию речи
«Звуковая культура речи: звуки щ-ч»
Цель:
1. Объяснить детям произношение звуков «щ» и «ч», учить слышать их в словах.
2. Упражнять детей в правильном произнесении звука «щ» и дифференциации звуков «щ» и «ч», пополнять словарный запас детей.
3.Упражнять в произношении :ча, ща, чу, щу.
4. Развивать фонематический слух у детей, укреплять артикуляционный аппарат.
Оборудование:
предметные картинки на звуки «ч», «щ», карандаши, карточки с заданием, игрушка-язычок, домик, кукла – зайчик, волк, белка, коза.
Задачи:
Образовательные: упражнять детей в правильном произнесении звуков «щ» и «ч»
Воспитательные: развивать фонетический слух, укреплять артикуляционный аппарат.
Воспитательные: воспитывать умение выслушивать задание до конца и выполнять его.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: ребята, я пришла к вам с друзьями, а с кем вы узнаете отгадав загадки. Слушайте первую загадку:
- Раньше был он – безымянная игрушка,
Не медведь, не слон, не погремушка.
А сейчас его знает каждая дворняжка.
Ведь это – друг Гены (чебурашка).
Воспитатель: правильно, это чебурашка. Слушайте вторую загадку:
- Лает, косточки грызет,
Мяч поймает, принесет!
Скачет радостно у ног,
Это маленький (Щенок)
Воспитатель: Это игрушки чебурашка и щенок. Они живут в младшей группе и совсем не умеют различать звуки! Они даже не знают с какого звука начинаются слова Чебурашка и Щенок. Ребята с какого звука начинается слово Чебурашка? (правильно со звука «Ч»), а с какого звука начинается слово Щенок? (правильно, со звука «Щ»). И сегодня мы с вами будем играть с этими звуками и учить их различать. А Чебурашка и Щенок будут смотреть, слушать и запоминать.
- Основная часть
Воспитатель: сейчас поучимся как правильно произносить звук «Щ»
Послушайте: «Щ-щ-щ», как будто чистим одежду щеткой.
- кончик языка держите за верхними зубами – рот растянуть. (проговариваем все вместе, а потом индивидуально 4-5 детей).
Воспитатель: Хорошо, молодцы
-А теперь язычок поднимается вверх, постучит по зубками: «Ч-чч»
(Проговариваем все вместе, потом только девочки, только мальчики и 4 – 5 детей по одному.
Воспитатель: Молодцы.
-А теперь повторяйте за мной четко чистоговорки:
Ча-ча-ча – к Тане вызвали врача
Ща-ща-ща – в речке я поймал леща
Чо-чо-чо- солнце греет горячо
Щу-щу-щу – в парке я щенка ищу
Че-че-че – сидит кошка на плече
Що-що-що- мы хотим играть еще
Чу-чу-чу – нам купили по мячу
Щи-щи-щи – мама нам готовит щи
Воспитатель: Ребята, кажите какие звуки мы услышали в волшебных чистоговорках? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а сейчас чебурашка и щенок проверят вас на внимательность. Игра на внимание «поймай звук». Буду вам называть слова и если вы услышите в слове звук «ч», ладошкой должны в поймать, если нет присесть на корточки.
Слова: утка, бабочка, удочка, машина, чайник, бочка, кукла
Звук «щ»
Слова: щетка, витамины, овощи, ящик, небо, ящик, лещ.
Возвращаемся на свои места.
Воспитатель: Ребята, чебурашка и щенок принесли вам картинки и сейчас мы с вами будем определять, человек, какой профессии изображен на картинке, звук Ч или Щ встречается в названии профессии, и будем составлять предложения с этими словами.
(Учитель, врач, часовщик, пчеловод, стекольщик, , крановщик,
Составьте предложения по картинкам “Кто что делает?”.
Врач лечит больных. Учительница учит учеников.
Часовщик чинит часы. Крановщик работает на кране.
Пчеловод разводит пчел.
Физминутка:
Раз – поднялся, потянулся.
Два – согнулся, разогнулся.
Три – в ладошки три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять руками помахать.
Шесть – на место сесть опять
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что звук Щ похож на знакомый нам звук Ч. Эти звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведешь, не так ли? Проверим?Я буду вам называть слово, а вы должны поочередно называть его ласково. Мяч-мячик.
ключ мама папа кошка утка
белка волк гриб заяц елка
Собака шапка тарелка цветок часы
Вилка сумка колобок доска лист
Воспитатель: Посмотрите, у меня на столе лежат картинки, в названиях которых встречаются звуки «Ч» и «Щ» и рядом сидят игрушки чебурашка и щенок. Сейчас вы будете дарить эти картинки им. Кто догадается, картинки с каким звуком мы подарим чебурашке? А какие Щенку?
(черепаха, часы, чеснок, щука, щетка, щенок )
Воспитатель: Ребята, какие звуки научились говорить наши язычки? (ответы детей)
Чебурашке и Щенку очень понравилось в нашей старшей группе, они многому научились и самое главное, они никогда не будут путать звуки Ч и Щ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".
Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....
Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук [Ф] во 2 младшей группе"
Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ " ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ : звуки С и СЬ"
Цель: Показать детям артикуляцию звука С и СЬ, отчетливое произношение звука в словах и фразовой речи.Задачи:Образовательные.- познакомить с произношением зву...
Открытое занятие по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков р-л
Открытое занятие по развитию речиЗвуковая культура речи: дифференциация звуков р-лЦель: упражнять детей в различении звуков р-л в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его пози...
конспект к занятию по развитию речи. Звуковая культура речи. Звук {C} младшая группа
конспект к занятию по развитию речи. Звуковая культура речи. Звук {C} младшая группаПодготовила: воспитатель Манжикова Г.В....
Открытое занятие по развитию речи «Звуковая культура речи звук [Ш]»
Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» для детей средней группы...
Открытое занятие по развитию речи "Звуковая культура речи"Звук(Т)"
Цель:Познакомить детей со звуком (Т).Упражнять в четком и правильном произношении звука(Т)Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие...