Конспект открытого занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки щ-ч»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Кириченко Елена Сергеевна

Конспект открытого занятия по развитию речи

«Звуковая культура речи: звуки щ-ч»


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

1. Объяснить детям произношение звуков «щ» и «ч», учить слышать их в словах.

2. Упражнять детей в правильном произнесении звука «щ» и дифференциации звуков «щ» и «ч», пополнять словарный запас детей.

3.Упражнять в произношении :ча, ща, чу, щу.

4. Развивать фонематический слух у детей, укреплять артикуляционный аппарат.

Оборудование:

предметные картинки на звуки «ч»«щ», карандаши, карточки с заданием, игрушка-язычок, домик, кукла – зайчик, волк, белка, коза.

Задачи:

Образовательные: упражнять детей в правильном произнесении звуков «щ» и «ч»

Воспитательные: развивать фонетический слух, укреплять артикуляционный аппарат.

Воспитательные: воспитывать умение выслушивать задание до конца и выполнять его.

Ход занятия

1. Организационный момент.

 

Воспитатель: ребята, я пришла к вам  с друзьями, а с кем вы узнаете отгадав загадки. Слушайте первую загадку:

  1. Раньше был он – безымянная игрушка,

Не медведь, не слон, не погремушка.

А сейчас его знает каждая дворняжка.

Ведь это – друг Гены (чебурашка).

Воспитатель: правильно, это чебурашка. Слушайте вторую загадку:

  1. Лает, косточки грызет,

Мяч поймает, принесет!

Скачет радостно у ног,

Это маленький (Щенок)

Воспитатель: Это игрушки чебурашка и щенок. Они живут в младшей группе и совсем не умеют различать звуки! Они даже не знают с какого звука начинаются слова Чебурашка и Щенок. Ребята с какого звука начинается слово Чебурашка? (правильно со звука «Ч»), а с какого звука начинается слово Щенок? (правильно, со звука «Щ»). И сегодня мы с вами будем играть с этими звуками и учить их различать. А Чебурашка и Щенок будут смотреть, слушать и запоминать.

 

  1. Основная часть

Воспитатель: сейчас поучимся как правильно произносить звук «Щ»

Послушайте: «Щ-щ-щ», как будто чистим одежду щеткой.

- кончик языка держите за верхними зубами – рот растянуть. (проговариваем все вместе, а потом индивидуально 4-5 детей).

Воспитатель: Хорошо, молодцы

-А теперь язычок поднимается вверх, постучит по зубками: «Ч-чч»

(Проговариваем все вместе, потом только девочки, только мальчики и 4 – 5 детей по одному.

Воспитатель: Молодцы.

-А теперь повторяйте за мной четко чистоговорки:

Ча-ча-ча – к Тане вызвали врача

Ща-ща-ща – в речке я поймал леща

Чо-чо-чо- солнце греет горячо

Щу-щу-щу – в парке я щенка ищу

Че-че-че – сидит кошка на плече

Що-що-що- мы хотим играть еще

Чу-чу-чу – нам купили по мячу

Щи-щи-щи – мама нам готовит щи

Воспитатель: Ребята, кажите какие звуки мы услышали в волшебных чистоговорках? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а сейчас чебурашка и щенок проверят вас на внимательность. Игра на внимание «поймай звук». Буду вам называть слова и если вы услышите в слове звук «ч», ладошкой должны в поймать, если нет присесть на корточки.

Слова: утка, бабочка, удочка, машина, чайник, бочка, кукла

Звук «щ»

Слова: щетка, витамины, овощи, ящик, небо, ящик, лещ.

Возвращаемся на свои места.

Воспитатель: Ребята, чебурашка и щенок принесли вам картинки и сейчас мы с вами будем определять, человек, какой профессии изображен на картинке, звук Ч или Щ встречается в названии профессии, и будем составлять предложения с этими словами.

(Учитель, врач, часовщик, пчеловод, стекольщик, , крановщик,

 Составьте предложения по картинкам “Кто что делает?”. 
Врач лечит больных.  Учительница учит учеников. 
Часовщик чинит часы.  Крановщик работает на кране.

Пчеловод разводит пчел. 

Физминутка:

Раз – поднялся, потянулся.

Два – согнулся, разогнулся.

Три – в ладошки три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять руками помахать.

Шесть – на место сесть опять

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что звук Щ похож на знакомый нам звук Ч. Эти звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведешь, не так ли? Проверим?Я буду вам называть слово, а вы должны поочередно называть его ласково. Мяч-мячик.

ключ мама папа кошка утка

белка волк гриб заяц елка

Собака шапка тарелка цветок часы

Вилка сумка колобок доска лист

Воспитатель: Посмотрите, у меня на столе лежат картинки, в названиях которых встречаются звуки «Ч» и «Щ» и рядом сидят игрушки чебурашка и щенок. Сейчас вы будете дарить эти картинки им. Кто догадается, картинки с каким звуком мы подарим чебурашке? А какие Щенку?

(черепаха, часы, чеснок, щука, щетка, щенок )

Воспитатель: Ребята, какие звуки научились говорить наши язычки? (ответы детей)

Чебурашке и Щенку очень понравилось в нашей старшей группе, они многому научились и самое главное, они никогда не будут путать звуки Ч и Щ!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

 





Конспект открытого занятия по развитию речи

«Звуковая культура речи: звуки щ-ч»






 

 

Цель:

1. Объяснить детям произношение звуков «щ» и «ч», учить слышать их в словах.

2. Упражнять детей в правильном произнесении звука «щ» и дифференциации звуков «щ» и «ч», пополнять словарный запас детей.

3.Упражнять в произношении :ча, ща, чу, щу.

4. Развивать фонематический слух у детей, укреплять артикуляционный аппарат.

Оборудование:

предметные картинки на звуки «ч»«щ», карандаши, карточки с заданием, игрушка-язычок, домик, кукла – зайчик, волк, белка, коза.

Задачи:

Образовательные: упражнять детей в правильном произнесении звуков «щ» и «ч»

Воспитательные: развивать фонетический слух, укреплять артикуляционный аппарат.

Воспитательные: воспитывать умение выслушивать задание до конца и выполнять его.

Ход занятия

1. Организационный момент.

 

Воспитатель: ребята, я пришла к вам  с друзьями, а с кем вы узнаете отгадав загадки. Слушайте первую загадку:

  1. Раньше был он – безымянная игрушка,

Не медведь, не слон, не погремушка.

А сейчас его знает каждая дворняжка.

Ведь это – друг Гены (чебурашка).

Воспитатель: правильно, это чебурашка. Слушайте вторую загадку:

  1. Лает, косточки грызет,

Мяч поймает, принесет!

Скачет радостно у ног,

Это маленький (Щенок)

Воспитатель: Это игрушки чебурашка и щенок. Они живут в младшей группе и совсем не умеют различать звуки! Они даже не знают с какого звука начинаются слова Чебурашка и Щенок. Ребята с какого звука начинается слово Чебурашка? (правильно со звука «Ч»), а с какого звука начинается слово Щенок? (правильно, со звука «Щ»). И сегодня мы с вами будем играть с этими звуками и учить их различать. А Чебурашка и Щенок будут смотреть, слушать и запоминать.

  1. Основная часть

Воспитатель: сейчас поучимся как правильно произносить звук «Щ»

Послушайте: «Щ-щ-щ», как будто чистим одежду щеткой.

- кончик языка держите за верхними зубами – рот растянуть. (проговариваем все вместе, а потом индивидуально 4-5 детей).

Воспитатель: Хорошо, молодцы

-А теперь язычок поднимается вверх, постучит по зубками: «Ч-чч»

(Проговариваем все вместе, потом только девочки, только мальчики и 4 – 5 детей по одному.

Воспитатель: Молодцы.

-А теперь повторяйте за мной четко чистоговорки:

Ча-ча-ча – к Тане вызвали врача

Ща-ща-ща – в речке я поймал леща

Чо-чо-чо- солнце греет горячо

Щу-щу-щу – в парке я щенка ищу

Че-че-че – сидит кошка на плече

Що-що-що- мы хотим играть еще

Чу-чу-чу – нам купили по мячу

Щи-щи-щи – мама нам готовит щи

Воспитатель: Ребята, кажите какие звуки мы услышали в волшебных чистоговорках? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а сейчас чебурашка и щенок проверят вас на внимательность. Игра на внимание «поймай звук». Буду вам называть слова и если вы услышите в слове звук «ч», ладошкой должны в поймать, если нет присесть на корточки.

Слова: утка, бабочка, удочка, машина, чайник, бочка, кукла

Звук «щ»

Слова: щетка, витамины, овощи, ящик, небо, ящик, лещ.

Возвращаемся на свои места.

Воспитатель: Ребята, чебурашка и щенок принесли вам картинки и сейчас мы с вами будем определять, человек, какой профессии изображен на картинке, звук Ч или Щ встречается в названии профессии, и будем составлять предложения с этими словами.

(Учитель, врач, часовщик, пчеловод, стекольщик, , крановщик,

 Составьте предложения по картинкам “Кто что делает?”. 
Врач лечит больных.  Учительница учит учеников. 
Часовщик чинит часы.  Крановщик работает на кране.

Пчеловод разводит пчел. 

Физминутка:

Раз – поднялся, потянулся.

Два – согнулся, разогнулся.

Три – в ладошки три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять руками помахать.

Шесть – на место сесть опять

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что звук Щ похож на знакомый нам звук Ч. Эти звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведешь, не так ли? Проверим?Я буду вам называть слово, а вы должны поочередно называть его ласково. Мяч-мячик.

ключ мама папа кошка утка

белка волк гриб заяц елка

Собака шапка тарелка цветок часы

Вилка сумка колобок доска лист

Воспитатель: Посмотрите, у меня на столе лежат картинки, в названиях которых встречаются звуки «Ч» и «Щ» и рядом сидят игрушки чебурашка и щенок. Сейчас вы будете дарить эти картинки им. Кто догадается, картинки с каким звуком мы подарим чебурашке? А какие Щенку?

(черепаха, часы, чеснок, щука, щетка, щенок )

Воспитатель: Ребята, какие звуки научились говорить наши язычки? (ответы детей)

Чебурашке и Щенку очень понравилось в нашей старшей группе, они многому научились и самое главное, они никогда не будут путать звуки Ч и Щ!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".

Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук [Ф] во 2 младшей группе"

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ " ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ : звуки С и СЬ"

Цель: Показать детям артикуляцию звука С и СЬ, отчетливое произношение звука в словах и фразовой речи.Задачи:Образовательные.-       познакомить с произношением зву...

Открытое занятие по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков р-л

Открытое занятие по развитию речиЗвуковая культура речи: дифференциация звуков р-лЦель: упражнять детей в различении звуков р-л в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его пози...

конспект к занятию по развитию речи. Звуковая культура речи. Звук {C} младшая группа

конспект к занятию по развитию речи. Звуковая культура речи. Звук {C} младшая группаПодготовила: воспитатель Манжикова Г.В....

Открытое занятие по развитию речи «Звуковая культура речи звук [Ш]»

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» для детей средней группы...

Открытое занятие по развитию речи "Звуковая культура речи"Звук(Т)"

Цель:Познакомить детей со звуком (Т).Упражнять в четком и правильном произношении звука(Т)Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие...