Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» по лексической теме: «Овощи и фрукты» для детей старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ирина Юрьевна Бойко

Программное содержание.

 

Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, как их убирают и употребляют в пищу.

Упражнять в употреблении глаголов действия.

Учить составлять описательные рассказы об овоще или фрукте.

Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.

Развивать связную речь.

 

Материалы.

 Иллюстрации с изображением овощей (картофель, капуста, помидор, свёкла, морковь, репа, огурец, редис, кабачок, тыква, горох, баклажан, лук, чеснок) и фруктов (яблоко, груша, банан, персик, слива, ананас, апельсин, мандарин, лимон, арбуз, киви).

 

Мнемотаблицы.

Корзина с муляжами, свежие овощи и фрукты, 2 подноса.

Нарезанные маленькими кусочками овощи и фрукты.

Игрушка – Машенька (из м/ф «Маша и медведь»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Утверждаю:                                                                      Заведующий     МБДОУ  «Детский                                                             сад № 20 «Ромашка» ст.Урухской»                      

  Петрова О.В.

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» по лексической теме: «Овощи и фрукты» для детей старшей группы

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 20 «Ромашка» ст. Урухской

Бойко Ирина Юрьевна

ст. Урухская

2019

Программное содержание.

Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, как их убирают и употребляют в пищу.

Упражнять в употреблении глаголов действия.

Учить составлять описательные рассказы об овоще или фрукте.

Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.

Развивать связную речь.

Материалы.

 Иллюстрации с изображением овощей (картофель, капуста, помидор, свёкла, морковь, репа, огурец, редис, кабачок, тыква, горох, баклажан, лук, чеснок) и фруктов (яблоко, груша, банан, персик, слива, ананас, апельсин, мандарин, лимон, арбуз, киви).

Мнемотаблицы.

Корзина с муляжами, свежие овощи и фрукты, 2 подноса.

Нарезанные маленькими кусочками овощи и фрукты.

Игрушка – Машенька (из м/ф «Маша и медведь»).

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, у нас сегодня гостья. Очень веселая и непоседливая.

Она не захотела сразу показаться вам и попросила, чтобы вы сначала отгадали о ней загадку:

Никому не даст покоя,

То одно с ней, то другое,

От нее сбежала каша,

Как зовут шалунью?

Дети: - Маша!

Маша (кукла-перчатка):

- Здравствуйте, ребята! Вот решила я всех в лесу удивить,«Праздник урожая» устроить, накормить всех вкусненьким. Но вот беда: я готовить не умею.

Надо мной все смеются, говорят, что помнят все про мою кашу и про варенье. Вот и пришла я к вам за помощью, с Мишкиным урожаем (Показывает детям корзину с овощами и фруктами).

Помогите мне разобраться, где тут овощи, а где фрукты. И, главное, что с ними делать.

Воспитатель: -Маша, наши ребята прекрасно разбираются в овощах и фруктах и никогда их не путают. Мы даже загадки о них знаем.

Мнемотаблицы.

  1. Лук.

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Загадка (Лук); © Аверина Кристина

  1. Яблоко.

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Яблоко; © Аверина Кристина

  1. Огород

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Огород; © Аверина Кристина

Маша: - Интересненько, но не понятненько.

Воспитатель: - Поможем Маше? Я предлагаю поиграть в игру «Суп и компот».

(Дети делятся на 2 команды. Одна команда выбирает на поднос из корзины овощи, другая -  фрукты, говорят, что они взяли)

Воспитатель: - Маша, а ты знаешь, где растут овощи?

Маша:- Ну, конечно! Везде!

Воспитатель:- Ребята, какие овощи растут в земле? (Дети называют, а педагог выставляет на наборном полотне картинки овощей – картофель, свёкла, редиска, лук, чеснок, репа)

Маша: -  А какие овощи растут на грядке у Мишки? Дети называют, а педагог выставляет картинки овощей – огурец, помидор, тыква, кабачок, капуста, баклажан, горох)

Воспитатель: -  Давайте поиграем. Я буду называть овощи, а вы – говорить, как их убирают.

Помидоры – срывают.

Картофель – выкапывают.

Морковь – выдёргивают.

Лук – выдёргивают.

Тыкву – срезают.

Капусту – срезают.

Огурцы – срывают.

Горох – рвут.

Чеснок – выдёргивают.

Репу – выдёргивают.

Баклажаны – срезают.

Свёклу – выдёргивают.

Кабачки – срезают.

Маша: -  Как интересно!  Ну вот, все уже срезали, выдернули и сорвали! Давайте теперь суп варить!

Воспитатель: - Прежде чем начать готовить из овощей, что надо с ними сделать? (хорошо помыть)

Маша: -Обязательно мыть, а зачем? Так ведь быстрее. (Ответы детей) А какие овощи необходимо почистить? (Ответы детей: свёклу, морковь, тыкву, картофель, лук, чеснок, кабачки, баклажаны) И потом сразу всё сварить?

Воспитатель: -  Не торопись, Маша. Скажите, ребята, какие овощи можно есть сырыми? (Ответы детей: помидоры, огурцы, редиску, капусту, горох, морковь).

-А какие овощи едят и сырыми, и варёными? (Капусту, морковь, помидоры, репу)

Маша: - А что можно приготовить на первое? (Ответы детей) Из каких овощей? (Ответы детей)

Воспитатель: -  А какую зелень добавляют в первое блюдо? (Петрушку или укроп)

Маша: -  Ну, с супом все понятно! А на второе что приготовить? Кашу можно? (Кашу из тыквы) А котлетки ?(Морковные, капустные, свекольные) А из картофеля что можно приготовить? (Варёный и жареный, тушёный картофель, печёный) Из кабачков и баклажанов? (Их можно подать жареными и тушёными) Прекрасно, но у меня столько овощей, что ещё много останется. Что же мне с ними делать? (Можно засолить)

Воспитатель: -  Ребятки, давайте покажем и расскажем Маше, как солить капусту.

Физкультминутка «Засолка капусты»

Мы капусту рубим,

Мы капусту трём,

Мы капусту солим,

Мы капусту мнём.

(Дети хором произносят стихотворение и выполняют соответствующие движения)

Воспитатель: - Давайте поиграем в «Огород». Решите, кто каким овощем будет.

(Под музыку дети заводят хоровод, выполняют действия согласно тексту песни «Урожайная»)

Маша: - Акак мне мое варенье назвать?

Воспитатель: - Дети, давайте поможем Маше. Я буду показывать фрукт, а вы будете говорить, какое варенье из него получится.

Яблоко – яблочное,апельсин – апельсиновое, персик – персиковое, банан – банановое, слива – сливовое, абрикос- абрикосовое и т.д.

Что еще можно приготовить из фруктов на зиму? (Компот, цукаты, посушить)

Маша: - Вот теперь-то у меня всё получится! Я вам вкусный сюрприз приготовила. Закройте глаза, я вам дам попробовать кусочек овоща или фрукта, а вы мне скажете, что вы попробовали – овощ это или фрукт, как он выглядит, какой на вкус, что из него можно приготовить. (Дети описывают овощи - фрукты)

Воспитатель: - Маша, твои угощения для друзей будут не только вкусными, но и полезными. Кто расскажет, почему нужно есть и овощи, и фрукты?

(Дети – в них много витаминов, минералов, овощи и фрукты помогают расти здоровыми и крепкими).

Маша: -Спасибо, ребята! Сегодня я много узнала интересного и многому научилась. Пойду сейчас Мишу удивлять. А на прощанье хочу подарить вам книгу о наших с Мишкой приключениях и спеть веселую песенку.

        

Литература:

1.Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2. Логопедический сайт «БОЛТУНИШКА»,режим доступа:   http://www.boltun-spb.ru/mnemo_fru_veg.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей группы «А» общеразвивающей направленности 5-6 лет на тему «Город-село»

1. Формировать знания о том, что Россия - это большая страна, в ней есть много больших и малых городов, сёл, деревень.2. Учить детей находить различия между городом и селом: в городе дома многоэтажные...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в старшей группе на тему «Дорожные знаки»

МБДОУ « Детский сад №3 «Солнышко» Моргаушского района     Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Социально – коммуникативное развити...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей раннего возраста по теме «Петрушка в гостях у детей»

Форма: непосредственно образовательная деятельность Цель: Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами барабаном и дудочкой...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с детьми первой младшей группы по теме: «Мишка в гостях у детей»

Учить употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, приветливость, заботливость, а также учить здороваться и прощаться; умению играть, не ссорясь, помогать друг другу. Поддерживать общую самоо...