НОД по развитию речи с применением мнемотехники
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Анохина Елена Игоревна

Формировать навык связной речи с опорой на схемы. Закреплять и расширять словарь по теме " Осень"

Учить подбирать синонимы – признаки предмета;

Закрепить знания детей об осени, о приметах осени, об изменениях в жизни животных, названиях осенних месяцев;

Развивать связную речь;

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи с применением мнемотехники для подготовительной группы « Осень»

Подготовила воспитатель: I  категории Анохина Елена Игоревна

 МДОУ д/с 92 г. Сочи.

Тема: «Осень»

Цель: Формировать навык связной речи с опорой на схемы.

Задачи: Закреплять и расширять словарь по теме " Осень"

Учить подбирать синонимы – признаки предмета;

Закрепить знания детей об осени, о приметах осени, об изменениях в жизни животных, названиях осенних месяцев;

Развивать связную речь;

Ход занятия. Воспитатель:  Доброе утро, дети! Я хочу подарить вам свою улыбку. Приготовьте ладошки (дарит). А вы мне подарите?
Сегодня у нас гости очень милые и симпатичные. 
Давайте скажем им “доброе утро”.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ребята, я сегодня утром, когда пришла в детский сад, обнаружила это письмо.

На письме написана загадка. Чтобы узнать, кто прислал письмо, вы должны отгадать эту загадку. Прошла по лугам По лесам, по полям,

 Припасы она заготовила вам

 Упрятала их в погреба, в закрома

 Сказала, за мною нагрянет зима.

- Как вы думаете, кто прислал нам это письмо? (Осень)

У нас сегодня необычное занятие, мы отправляемся в путешествие в гости к Осени.

 Она  просит нас составить словесный портрет Осени, а для этого нужно выполнить задания. И чтобы в конце занятия мы с вами смогли составить описательный рассказ по картине, сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное.

Впереди у нас много остановок и заданий. Вы готовы? Тогда поехали.

1. Представьте что мы с вами отправимся в осенний лес.

И осень просит нас вспомнить осенние денечки, и подобрать слова к слову «осень». Какая бывает осень? – долгожданная, красивая, прохладная, теплая, солнечная, золотая, дождливая, ветреная…

Дидактическая игра «Подбери слова» (учить детей подбирать существительные к прилагательным):

осенний – день, вечер, дождь, ветер, лес.

осенняя – погода, ночь, одежда, сырость.

осеннее – небо, пальто, дерево, ненастье.

2.Давайте вспомним, как со временем меняется осень. Какая она в самом начале, в середине и в конце? - На какие 3 периода делится осень? (Ранняя, золотая, поздняя) - Ранняя осень к какому осеннему месяцу относится? (К сентябрю; золотая -к октябрю; поздняя- к ноябрю)

Игра с мячом - сравним раннюю и позднюю осень и поиграем в игру: «Скажи наоборот» (дети стоят в круге). Взрослый кидает ребёнку мяч и говорит: небо голубое - серое, время тёплое, жаркое - холодное, день весёлый - грустный, облако белое - туча чёрная.  Погода хорошая - плохая, солнечный день – пасмурный, листья на деревьях зелёные- желтые,  длинный день - короткий, земля сухая - мокрая, ранняя осень - поздняя осень.

3. «Какие листья на разных деревьях?» Показ картинок.

на березе – березовые

на клене – кленовые

на рябине – рябиновые

на дубе – дубовые

на осине – осиновые и т.д.

Ну а теперь проведем физкультминутку и немного подвигаемся.

Дети водят хоровод.

В огород пойдём, урожай соберём,

Мы морковки натаскаем ( тянут ботву)

И картошки накопаем (копают)

Срежем мы кочан капусты (срезают)

Круглый, сочный, очень вкусный (руками сделать круг)

Всё мы это соберём

И в корзинке унесём. (в центре лежат игрушечные овощи).

- Хорошо мы потрудились, много овощей собрали. Давайте присядем на ковёр и  с ними поиграем.

4.  Образование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.

Игра «Маленький - большой – большущий». Дети берут по одному овощу из корзинки и называют. (Морковочка - морковь –морковища).помидор, огурец, капуста, картофель, яблоко, апельсин, баклажан, кукуруза, лимон

Молодцы! Все справились. Вот как мы с вами сегодня хорошо поговорили про осень, а теперь пришло время составить рассказ на тему «Осень» по схеме.

5.Составление описательного рассказа по схеме «Осень»

Сегодня я приготовила букет из осенних листьев. Эти листья не простые, А с сюрпризами-схемами, которые помогут вам составить описательный рассказ о осени. Ребята, кто сможет составить рассказ по схеме?  Вот ваш помощник первый листок:

- Осенью солнышко светит, но не греет;(солнце)

- Осенью часто идут дожди, небо пасмурное;( туча с дождиком)

 -Часто  дует холодный сырой ветер.(ветер)

- Листья на деревьях пожелтели и стали опадать; (дерево с опадающими листьями)

- Люди собирают урожай овощей и фруктов.( морковка, яблоко)

- Люди стали теплее одеваться, так как похолодало; (мальчик в теплой одежде)

- Звери готовятся к  зиме (делают запасы, готовится к зимней спячке); (ежик)

- Птицы собираются в стаи и улетают на юг.( стая птиц)

Дети по цепочке составляют рассказ. Затем рассказ пересказывают 3-4 ребёнка.

 Итог:

- О каком времени года мы с вами говорили на занятии?

- Чем мы занимались с Вами сегодня?

Воспитатель: Вы слышали много рассказов, Какой вам понравился больше? Почему?

Дети: Мне понравилось и т. д.

Воспитатель: Вот какая удивительная осень у нас в нашем родном крае. Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно красиво рассказать. У нас получилось сегодня  интересное занятие. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по развитию речи с применением мнемотехники

Обучающие задачи:упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;развивать словарный запас — называть отличите...

Конспект индивидуальной совместной деятельности по коррекции и развитию речи с применением мнемотехники и здоровьесберегающих технологий по теме "Осень"

План - конспект индивидуальной совместной деятельности по коррекции и развитию речи со старшим дошкольником с заключением ОНР II уровня с применением мнемотехники и здоровьесберегающих технологий по т...

Конспект НОД по развитию речи с применением мнемотехники для детей 3-4 лет "

Закреплять знания детей о приметах зимы, о диких животных через построение образовательной деятельности в форме эффективного общения в процессе составления описательных рассказов с опорой на мнемотабл...

Конспект занятия по развитию речи с применением мнемотехники в старшей группе: «Удивительное приключение»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с применением мнемотехники для детей раннего возраста 2 – 3 лет «Путешествие по сказкам»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с применением мнемотехники для детей раннего возраста 2 – 3 лет«Путешествие по сказкам»Цель: способствовать фор...

Занятие по развитию речи с применением мнемотехники "Теремок"

муниципальное общеобразовательное учреждение«средняя общеобразовательная школа № 22с углубленным изучением отдельных предметов»  Открытый показ интегрированной организованно...