конспект по развитию речи с применением мнемотехники
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Обучающие задачи:
упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;
развивать словарный запас — называть отличительные признаки осени, используя мнемотехническую таблицу;
активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ об осени.
Развивающие задачи:
продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
формировать умение соотносить знаковые символы с образом.
Воспитательные задачи:
воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей;
приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ И СХЕМ-МОДЕЛЕЙ.
Составление рассказа «Осень» (средняя группа)
Обучающие задачи:
- упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;
- развивать словарный запас — называть отличительные признаки осени, используя мнемотехническую таблицу;
- активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ об осени.
Развивающие задачи:
- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
- формировать умение соотносить знаковые символы с образом.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей;
- приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Наглядный материал: мнемотаблица «Осень»; магнитофонные записи
(П. И. Чайковский «Октябрь»),
Предварительная работа:
- экскурсии и наблюдения в природе;
- рассматривание и обсуждение символов по мнемотаблице «Осень»
- пение песен про Осень
- дидактические игры: «Когда это бывает?».
Ход занятия
Педагог. Ребята, какое чувство вызывает у вас эта музыка? Какая это музыка?
Дети. Эта музыка спокойная, грустная, печальная, тревожная.
Педагог. Как в думаете с каким временем года можно связать?
Дети. Осень.
Педагог. Правильно, сегодня мы с вами поговорим об осени.
Педагог. А вы, ребятки, любите осень? Дети. Не очень любим.
Педагог. А почему вы не любите осень?
Дети. Осенью бывает холодно, идет дождь, во дворе лужи.
Педагог. Ребята вы же в лужу не пойдёте?
Дети. Нет.
Педагог. А почему?
Дети. Можно промочить ноги и заболеть.
Педагог. А кому нравится осень и почему? (Ответы детей.)
Педагог. А мне нравится осень потому, что это красивое время года. Осенью всё разноцветное, столько много различных красок. В осени бывает что-то хорошее и что-то плохое. Ребятки, а какими словами можно начать рассказ про осень?
Дети. Наступила осень, пришла осень.
Педагог. А какими словами можно закончить рассказ? Дети. Я люблю осень, потому что...
Педагог. А сейчас давайте попробуем рассказать про осень. В этом нам поможет наша помощница-таблица.
Рассказывание по мнемотаблице «Осень».
Физкультминутка:
Осень
Осень в гости к нам идет.
Ветер дует, дождик льёт.
Листья падают, кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Птицы все на юг летят ,
Машут крыльями, спешат.
Совместный рассказ по таблице.
(Смотри приложение № 1)
Осень
Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Подул сильный холодный ветер и сорвал с ветки листочек. Он полетел. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.
Педагог. А теперь, ребята, вы самостоятельно попробуете нарисовать свою мнемосхему, по которой расскажите свой рассказ об осени. (далее рассказы детей)
Физкультминутка для глаз («Веселая неделька» в зависимости от того, в какой день недели будет проводиться занятие, см. приложение № 2)
Педагог. Ребята, а что нам осень дарит?
Дети. Урожай.
Педагог. Сейчас мы с вами немного поиграем. (проводится игра
« Съедобное несъедобное» )
Рефлексия: (звучит спокойная музыка)
Педагог. Сейчас ручки положим на коленки и попытаемся вспомнить, чем мы сегодня занимались. (ответы детей.)
Приложение № 1
“Весёлая неделька” гимнастика для глаз
- Всю неделю по – порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуальной совместной деятельности по коррекции и развитию речи с применением мнемотехники и здоровьесберегающих технологий по теме "Осень"
План - конспект индивидуальной совместной деятельности по коррекции и развитию речи со старшим дошкольником с заключением ОНР II уровня с применением мнемотехники и здоровьесберегающих технологий по т...
НОД по развитию речи с применением мнемотехники
Формировать навык связной речи с опорой на схемы. Закреплять и расширять словарь по теме " Осень"Учить подбирать синонимы – признаки предмета;Закрепить знания детей об осени,...
Конспект НОД по развитию речи с применением мнемотехники для детей 3-4 лет "
Закреплять знания детей о приметах зимы, о диких животных через построение образовательной деятельности в форме эффективного общения в процессе составления описательных рассказов с опорой на мнемотабл...
Конспект занятия по развитию речи с применением мнемотехники в старшей группе: «Удивительное приключение»
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с применением мнемотехники для детей раннего возраста 2 – 3 лет «Путешествие по сказкам»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с применением мнемотехники для детей раннего возраста 2 – 3 лет«Путешествие по сказкам»Цель: способствовать фор...
Занятие по развитию речи с применением мнемотехники "Теремок"
муниципальное общеобразовательное учреждение«средняя общеобразовательная школа № 22с углубленным изучением отдельных предметов» Открытый показ интегрированной организованно...