Развитие речи с помощью коллажей. Рецепторы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Холодкова Наталья Васильевна

Перед ребенком кладется коллаж. Рассматривается вместе с педагогом

П: Посмотри на коллаж. Расскажи, кого ты видишь в самом центре?

Р: Это Мальчик

П: Верно! Посмотри внимательно, что ты видишь вокруг мальчика?

Р: Разные предметы.

П: Верно! А знаешь ли ты, что каждый предмет обозначает чувство?

Р: Нет.

П: Посмотри, что ты видишь над мальчиком?

Р: Круг, разноцветный, как радуга.

П: Правильно, а что тебе помогло понять, что этот рисунок цветной? Чем ты увидел?

Р: Глазками

П: Для чего нам нужны глазки

Р: Мы с помощью глаз видим.

П: Что мы можем видеть с помощью глаз?

Р: Различные варианты ответов ребенка (окружающие предметы, цвета, формы, размеры).

П: Как ты думаешь, какую роль в нашей жизни играют глаза? А если у людей не было зрения, чтобы тогда было? Расскажи.

Ребенок должен связно и полно ответить на вопрос педагога.

П: Теперь мы можем сделать с тобой вывод, что зрение очень важно для человека. Это одно из чувств человека.

П: Как ты думаешь, человеку достаточно одного зрения? Мы ведь не сможем увидеть, как пахнут свежие булочки, или увидеть аромат цветов?

Р:  Нет

П: А что нам поможет?

Р: Носик!

П:  Правильно! Какой рисунок соответствует носику?

Р: Духи.

П: Правильно. Молодец!Приведи свои примеры, как нам помогает нос в жизни.

Р: ответ ребенка

П:  Запахи нам подсказывают о приятных моментах, таких как запах цветов, аромат маминых духов, или наоборот, предупреждают нас об опасности – запах дыма, испорченные продукты. Приведи свои примеры из жизни, как тебе помогал твой нос.

Р: (ответы ребенка)

П: Наш нос воспринимает запахи. И это чувство мы называет обонянием.

П: Жизнь была б ужасно скучной,

Если жизнь была б беззвучной.

Как прекрасно слышать звук,

Шум дождя и сердца стук.

Мы поем, смеемся, дышим,

Мы стихи и песни слышим,

Слышим даже тишину,

Как крадется кот по крыше,

Как скребут за стенкой мыши,

Волки воют на луну.

П: Что нам помогает все это слышать?

Р: Уши

П: А как ты  думаешь к какому рисунку мы отнесем наши ушки?

Р: К птичке которая поет.

П: Правильно. А почему?

Р: Мы же слышим ушками как она поет.

П:Молодец! Звуки мы слышим и произносим. И это еще одно чувство, которое называется слух. Давай ты сейчас закроешь глазки и внимательно станешь прислушиваться к звукам в кабинете, за окном. Посиди минуточку в тишине, постарайся запомнить все звуки, которые ты услышишь.

Ребенок минутку сидит с закрытыми глазами и вслушивается в окружающие его звуки. Педагог в этом время может пошуршать  листами, уронить ручку, топнуть каблуком.

Через минуту, педагог просит ребенка открыть глазки и рассказать, что удалось услышать за то время, пока ты сидел с закрытыми глазами.

Р: Я слышал, как упала ручка и стукнулась об пол, слышал щебет птиц за окном…

П: Очень хорошо! Ты молодец! Теперь ты понимаешь, какую важную роль в нашей жизни играет слух.

П: Что нам помогает ощутить сладость клубники?

Р: Язычок.

П: Верно! Это происходит потому, что сок клубники попадает на рецепторы языка и дает понять, что мы едим. А какие вкусы, кроме сладкого, ты еще знаешь?

Р: Горький, кислый, соленый, острый.

П: Какие продукты с кислым вкусов ты можешь назвать? А с горьким?

Ребенок отвечает.

П: А к какому рисунку га картинке ты отнес бы вкус?

Р: К яблоку.

П: Правильно. А почему?

Р: С помощью языка я смог бы понять вкус яблока.

П: Молодец! Значит, если бы не было языка, мы бы никогда не смогли отличить сладкое от соленого и  кислое от горького. И это важное чувство, которое называется вкус.

Педагог предлагает ребенку поиграть в «Волшебный мешочек», в котором находятся различные по ощущению материалы – фольга, мех, веревка,  наждачная бумага.

Ребенок ощупывает в волшебном мешочке материалы и рассказывает о своих ощущениях (мех пушистый, приятный; наждачная бумага – шершавая, царапается, неприятная и т.д.). Материалы предварительно педагог не показывает ребенку.

П: Какое чувство подсказало тебе, что находится в мешочке?

Ребенок должен ответить – осязание.

Если ребенок затрудняется с ответом, педагог рассказывает о рецепторах на коже человека, которые помогают ощутить и опознать предмет в руке.

П: Правильно. Осязание. Это то что мы чувствуем кожей, руками. А к какому рисунку можно его отнести.

Р: К ежику.

П: Почему?

Р: Мы можем почувствовать руками или кожей какой колючий ежик.

П: Правильно! Молодец!

 

Для читающих детей предлагаются карточки с названиями пяти органов чувств, которые ребенок должен разложить на коллаже, в соответствие с изображением.

Рефлексия: ребенку предлагается вспомнить и назвать 5 органов чувств, с которыми он ознакомился на занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл retseptory.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Перед ребенком кладется коллаж. Рассматривается вместе с педагогом

П: Посмотри на коллаж. Расскажи, кого ты видишь в самом центре?

Р: Это Мальчик

П: Верно! Посмотри внимательно, что ты видишь вокруг мальчика?

Р: Разные предметы.

П: Верно! А знаешь ли ты, что каждый предмет обозначает чувство?

Р: Нет.

П: Посмотри, что ты видишь над мальчиком?

Р: Круг, разноцветный, как радуга.

П: Правильно, а что тебе помогло понять, что этот рисунок цветной? Чем ты увидел?

Р: Глазками

П: Для чего нам нужны глазки

Р: Мы с помощью глаз видим.

П: Что мы можем видеть с помощью глаз?

Р: Различные варианты ответов ребенка (окружающие предметы, цвета, формы, размеры).

П: Как ты думаешь, какую роль в нашей жизни играют глаза? А если у людей не было зрения, чтобы тогда было? Расскажи.

Ребенок должен связно и полно ответить на вопрос педагога.

П: Теперь мы можем сделать с тобой вывод, что зрение очень важно для человека. Это одно из чувств человека.

П: Как ты думаешь, человеку достаточно одного зрения? Мы ведь не сможем увидеть, как пахнут свежие булочки, или увидеть аромат цветов?

Р:  Нет

П: А что нам поможет?

Р: Носик!

П:  Правильно! Какой рисунок соответствует носику?

Р: Духи.

П: Правильно. Молодец!Приведи свои примеры, как нам помогает нос в жизни.

Р: ответ ребенка

П:  Запахи нам подсказывают о приятных моментах, таких как запах цветов, аромат маминых духов, или наоборот, предупреждают нас об опасности – запах дыма, испорченные продукты. Приведи свои примеры из жизни, как тебе помогал твой нос.

Р: (ответы ребенка)

П: Наш нос воспринимает запахи. И это чувство мы называет обонянием.

П: Жизнь была б ужасно скучной,

Если жизнь была б беззвучной.

Как прекрасно слышать звук,

Шум дождя и сердца стук.

Мы поем, смеемся, дышим,

Мы стихи и песни слышим,

Слышим даже тишину,

Как крадется кот по крыше,

Как скребут за стенкой мыши,

Волки воют на луну.

П: Что нам помогает все это слышать?

Р: Уши

П: А как ты  думаешь к какому рисунку мы отнесем наши ушки?

Р: К птичке которая поет.

П: Правильно. А почему?

Р: Мы же слышим ушками как она поет.

П:Молодец! Звуки мы слышим и произносим. И это еще одно чувство, которое называется слух. Давай ты сейчас закроешь глазки и внимательно станешь прислушиваться к звукам в кабинете, за окном. Посиди минуточку в тишине, постарайся запомнить все звуки, которые ты услышишь.

Ребенок минутку сидит с закрытыми глазами и вслушивается в окружающие его звуки. Педагог в этом время может пошуршать  листами, уронить ручку, топнуть каблуком.

Через минуту, педагог просит ребенка открыть глазки и рассказать, что удалось услышать за то время, пока ты сидел с закрытыми глазами.

Р: Я слышал, как упала ручка и стукнулась об пол, слышал щебет птиц за окном…

П: Очень хорошо! Ты молодец! Теперь ты понимаешь, какую важную роль в нашей жизни играет слух.

П: Что нам помогает ощутить сладость клубники?

Р: Язычок.

П: Верно! Это происходит потому, что сок клубники попадает на рецепторы языка и дает понять, что мы едим. А какие вкусы, кроме сладкого, ты еще знаешь?

Р: Горький, кислый, соленый, острый.

П: Какие продукты с кислым вкусов ты можешь назвать? А с горьким?

Ребенок отвечает.

П: А к какому рисунку га картинке ты отнес бы вкус?

Р: К яблоку.

П: Правильно. А почему?

Р: С помощью языка я смог бы понять вкус яблока.

П: Молодец! Значит, если бы не было языка, мы бы никогда не смогли отличить сладкое от соленого и  кислое от горького. И это важное чувство, которое называется вкус.

Педагог предлагает ребенку поиграть в «Волшебный мешочек», в котором находятся различные по ощущению материалы – фольга, мех, веревка,  наждачная бумага.

Ребенок ощупывает в волшебном мешочке материалы и рассказывает о своих ощущениях (мех пушистый, приятный; наждачная бумага – шершавая, царапается, неприятная и т.д.). Материалы предварительно педагог не показывает ребенку.

П: Какое чувство подсказало тебе, что находится в мешочке?

Ребенок должен ответить – осязание.

Если ребенок затрудняется с ответом, педагог рассказывает о рецепторах на коже человека, которые помогают ощутить и опознать предмет в руке.

П: Правильно. Осязание. Это то что мы чувствуем кожей, руками. А к какому рисунку можно его отнести.

Р: К ежику.

П: Почему?

Р: Мы можем почувствовать руками или кожей какой колючий ежик.

П: Правильно! Молодец!

Для читающих детей предлагаются карточки с названиями пяти органов чувств, которые ребенок должен разложить на коллаже, в соответствие с изображением.

Рефлексия: ребенку предлагается вспомнить и назвать 5 органов чувств, с которыми он ознакомился на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи с помощью коллажей. "Горыныч Осень"

Педагог показывает коллаж, на котором изображен Горыныч осенью.П: Внимательно рассмотри картинку и расскажи, что ты видишь.Ребенок рассматривает картинку. По признакам, изображенным на коллаже, он дол...

Развитие речи с помощью коллажей. Крот в саду.

Педагог показывает коллаж, на котором изображен крот и фрукты и ягоды.П: Внимательно рассмотри коллаж. Что ты видишь?Р: Здесь стоит крот, а вокруг него фрукты и ягоды.П: Верно! А почему крот в очках?Р...

Развитие речи с помощью коллажей. Птицы

Перед ребенком кладется коллаж. Рассматривается вместе с педагогомП: Посмотри на коллаж. Расскажи, что здесь изображено.Р: Здесь есть пингвин, петух, ласточка, цыпленок, синичкаП: Молодец! Ты знаешь, ...

Развитие речи с помощью коллажей. Стрелки

Перед ребенком кладется коллаж. Ребенок вместе с педагогом рассматривают его.П: Посмотри внимательно и расскажи, что ты видишь на данном коллаже.Р: Я вижу замок, будильник, гвоздики, стрелков, белки, ...

Развитие речи с помощью коллажей. Буква Н

Перед ребенком кладется коллаж.  Педагог вместе с ребенком рассматривают его.П: Посмотри внимательно на все части коллажа и скажи, с какой буквой мы сегодня будем работать.Р: Буква "Н"П...

Развитие речи с помощью коллажей. Помидор

П: Сегодня мы с тобой будем заниматься по очень интересному коллажу.Педагог кладёт перед ребёнком коллаж.П: Рассмотри картинки, но пока не называй их вслух.Твоя задача будет объединить их парами. Поду...