Развитие речи с помощью коллажей. Буква Н
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Перед ребенком кладется коллаж. Педагог вместе с ребенком рассматривают его.
П: Посмотри внимательно на все части коллажа и скажи, с какой буквой мы сегодня будем работать.
Р: Буква "Н"
П: Молодец! Правильно! Для начала, давай дадим характеристику звуку «Н».
Р: Звук «н» - согласный, звонкий, непарный.
П: Хорошо. Его можно смягчить?
Р: Да, гласными второго ряда, звуком «И» и мягким знаком.
П: Отлично! Давай на коллаже найдем букву Н.
Р: Вот она, между звонком и ананасом.
П: Верно! Вот так пишется буква Н. Из скольких элементов, состоит буква Н?
Р: Из трех.
П: А посмотри внимательно на что похожи наши нитки?
Р: На букву Н
П: Хорошо. Теперь разберем с тобой все картинки, использованные в коллаже. Посмотри на самый первый рисунок. Кого ты здесь видишь?
Р: Это катушки- нитки.
П: Верно! Скажи, в слове нитки есть буква Н?
Р: Да, есть.
П: Скажи, какая позиция звука в данном слове и почему?
Р: Звук «Н» в слове нитки мягкий, потому что после него стоит звук «И», который влиял на него.
П: Отлично! Запиши слово нитки в тетрадь, подчеркни соответствующим цветом букву "Н".
Ребенок записывает, педагог контролирует.
П: Каким цветом ты подчеркнул букву Н?
Р: Зеленым, потому что здесь звук «Нь» мягкий.
П: Хорошо. Скажи, что ты знаешь о нитках?
Р: Нитками шьют одежду
П: Верно! Без ниток нельзя сшить не одну одежду. Давай посмотрим на следующую картинку. Что ты видишь?
Р: Это фото пленка.
П: Правильно, пленка. Скажи, а есть в этом слове буква Н?
Р: Да.
П: Молодец! Правильно! Скажи, сколько слогов в слове пленка?
Р: Два слога, потому что там две гласных.
П: Очень хорошо! А какая позиция звука «Н» в этом слове?
Р: Твердая, после нее стоит согласная «К».
П: Молодец! Правильно! Запиши слово Пленка в тетрадку.
Ребенок записывает, педагог контролирует правильность написания.
П: Какой карандаш нам понадобится для обозначение звука «Н» в этом слове:
Р: Синий. Так, как «Н» твердый звук за счет согласного «К».
П: Молодец! Отметь его цветом.
Ребенок обозначает звук синей точкой под буквой.
П: Хорошо! Молодец! Смотрим дальше. Что ты видишь справа от пленки?
Р: Это яблонька.
П: Верно! Скажи, какая позиция звука «Н» в слове яблонька?
Р: Мягкая.
П: А почему мягкая?
Р: Потому что после «Н» идет «Ь».
П: Абсолютно верно! Ты молодец! Запиши слово "яблонька" в тетрадку.
П: А какая позиция звука «Нь»?
Р: Мягкая. Ведь после него стоит согласный «Ь»
П: Умница! Запиши в тетради слово яблоньки. И обозначь звук «Н» цветным карандашом.
Ребенок выполняет, педагог следит.
П: Почему ты отметил зеленым цветом звук «Н»?
Р: Потому, что после «Нь», идет «Ь» знак
П: Хорошо. Давай посмотрим дальше. Что ты видишь рядом с яблонькой?
Р: Это рябина.
П: Молодец! Скажи, сколько слогов в слове рябина?
Р: Три, потому что там три гласных звука.
П: Молодец! А какая позиция звука «Н» в слове рябина?
Р: Твердая, потому что после него стоит гласный звук «А» первого ряда.
П: Прекрасно! Молодец! Запиши слово рябина в тетрадь. Отметь цветом звук «Н». Какой карандаш тебе понадобиться?
Р: Синий.
П: Все верно!
Ребенок выполняет, педагог контролирует.
П: Хорошо. Мы записали слово рябина. Смотрим на коллаж. Что ты видишь под нитками?
Р: Это машина.
П: Молодец! Скажи, сколько слогов в слове машина?
Р: Три, потому что там три гласных звука.
П: Молодец! А какая позиция звука «Н» в слове машина?
Р: Твердая, потому что после него стоит гласный звук «А» первого ряда.
П: Прекрасно! Молодец! Запиши слово машина в тетрадь. Отметь цветом звук «Н». Какой карандаш тебе понадобиться?
Р: Синий.
П: Все верно!
Ребенок выполняет, педагог контролирует.
П: Хорошо. Мы записали слово машина. Смотрим на коллаж. Что ты видишь справа от машины?
Р: Звонок.
П: Так. Скажи, сколько слогов в слове звонок?
Р: два, потому что там два гласных звука.
П: Молодец! А какая позиция звука «Н» в слове звонок?
Р: Твердая, потому что после него стоит гласный звук «О» первого ряда.
П: Прекрасно! Молодец! Запиши слово звонок в тетрадь. Отметь цветом звук «Н». Какой карандаш тебе понадобиться?
Р: Синий.
П: Все верно!
Ребенок выполняет, педагог контролирует
П: Хорошо. Мы записали слово звонок. Смотрим на картинку дальше. Что ты видишь правее звонка?
Р: Это буква Н.
П: Да. Посмотри внимательно, как она пишется .
Р: Сверху вниз палочка и с середины палочка поперек, затем опять палочка сверху в низ и маленький хвостик.
П: Правильно! Запиши, пожалуйста, эту букву в тетрадь, большую и маленькую.
Ребенок выполняет, педагог контролирует
П: Хорошо. Посмотрим дальше. Что ты видишь справа от буквы Н на коллаже?
Р: Это ананас.
П: Правильно! Скажи, а сколько звуков «Н» в слове ананас
Р: Два
П: А какие они?
Р: Одинаковые
П: Верно! Скажи тогда звуки «н» в этом слове какие по счету?
Р: Второй и четвертый звук.
П: Верно. Но, послушай внимательно – а-на-на-с. Как звучит «Н»?
Р: Твердо.
П: Правильно. Запиши в тетрадь слово ананас.
Ребенок записывает, педагог контролирует.
П: Хорошо. Обозначь, пожалуйста все согласные звуки. Прокомментируй, что ты делаешь. Какой цвет тебе понадобиться?
Р: Мне нужен синий цвет. Им мы обозначаем согласные.
П: Хорошо. А сколько гласных в слове ананас букв? И о чем нам может сказать количество гласных в слове?
Р: О том, сколько слогов в слове.
П: Хорошо! Значит, сколько слогов в этом слове?
Р: Три слога.
П: Правильно! Молодец! Давай посмотрим на картинку которая находится под машиной и слева от чайника.
Р: Телефон
П: Да телефон! А зачем он нужен?
Р: Чтоб звонить и разговаривать на расстоянии.
П: Хорошо: А сколько слогов в слове те-ле-фон?
Р: Три
П: Верно. Скажи, какая позиция звука «Н» в данном слове и почему?
Р: Звук «Н» в слове телефон твердая, потому что «Н» находится конце слова
П: Отлично! Запиши слово телефон в тетрадь, подчеркни соответствующим цветом букву "Н".
Ребенок записывает, педагог контролирует.
П: Каким цветом ты подчеркнул букву Н?
Р: Синим, потому что здесь звук «Н» твердый
П: Правильно. Идем дальше. После телефона на картинке что изображено?
Р: Чайник
П: Верно! А сколько слогов в слове чай-ник? И как ты определил?
Р: Два, потому что две гласные в слове чайник.
П: Да все правильно! Скажи, какая позиция звука «Н» в данном слове и почему?
Р: Звук «Н» в слове чайник мягкий, потому что «Нь» находится перед «И»
П: Отлично! Запиши слово чайник в тетрадь, подчеркни соответствующим цветом букву "Н".
Ребенок записывает, педагог контролирует.
П: Каким цветом ты подчеркнул букву Н?
Р: Зеленым, потому что здесь звук «Нь»идет перед «И».
П: Хорошо! После чайника у нас идет…..
Р: Индюк
П: Скажи а индюк это кто?
Р: Это домашняя птица.
П: Правильно, а знаешь ли ты что мясо индюшки считается полезным.
Р: Да, у меня мама очень часто готовит из этого мяса еду.
П: Хорошо. Тогда скажи, сколько слогов в слове индюк?
Р: В слове индюк два слога.
П: Верно! А в какой позиции стоит звук «Н»?
Р: В твердой, потому что он стоит перед гласной «Ю» второго ряда.
П: Правильно. Теперь запиши слово индюк в тетрадь и подчеркни звук «Н» нужным цветом.
Ребенок выполняет, педагог следит за выполнением.
П: Каким цветом ты подчеркнул букву Н? Почему
Р: Синим, потому что здесь звук «Н» твердый.
П: Все верно! И осталась у нас последняя картинка. Что это?
Р: Индеец.
П: Правильно. Тогда скажи, сколько слогов в слове индеец?
Р: В слове индеец три слога. Так как три гласные в этом слове.
П: Верно! А в какой позиции стоит звук «Н»?
Р: В твердой, потому что он стоит перед согласной
П: Правильно. Слово индеец пишется с двоенными буквами ЕЕ после Д. Теперь запиши слово индеец в тетрадь и подчеркни звук «Н» нужным цветом.
Ребенок выполняет, педагог следит за выполнением.
П: Каким цветом ты подчеркнул букву Н? Почему?
Р: Синим, потому что здесь звук «Н» твердый.
Рефлексия
Коллаж убирается, тетрадка закрывается.
П: Итак, с каким звуком мы сегодня работали?
Р: Со звуком «Н».
П: Верно! Дай ему характеристику.
Р: Звук «Н» - согласный, непарный, звонкий, его можно смягчить мягким знаком и гласными второго ряда. И еще звуком «и».
П: Молодец! Вспомни, какие картинки были на коллаже
Ребенок перечислят, что он запомнил. В случае, если какой-либо элемент был забыт, педагог наводящими вопросами напоминает ребенку о них.
П: Ты молодец! Очень хорошо занимался!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Перед ребенком кладется коллаж. Педагог вместе с ребенком рассматривают его.
П: Посмотри внимательно на все части коллажа и скажи, с какой буквой мы сегодня будем работать.
Р: Буква "Н"
П: Молодец! Правильно! Для начала, давай дадим характеристику звуку «Н».
Р: Звук «н» - согласный, звонкий, непарный.
П: Хорошо. Его можно смягчить?
Р: Да, гласными второго ряда, звуком «И» и мягким знаком.
П: Отлично! Давай на коллаже найдем букву Н.
Р: Вот она, между звонком и ананасом.
П: Верно! Вот так пишется буква Н. Из скольких элементов, состоит буква Н?
Р: Из трех.
П: А посмотри внимательно на что похожи наши нитки?
Р: На букву Н
П: Хорошо. Теперь разберем с тобой все картинки, использованные в коллаже. Посмотри на самый первый рисунок. Кого ты здесь видишь?
Р: Это катушки- нитки.
П: Верно! Скажи, в слове нитки есть буква Н?
Р: Да, есть.
П: Скажи, какая позиция звука в данном слове и почему?
Р: Звук «Н» в слове нитки мягкий, потому что после него стоит звук «И», который влиял на него.
П: Отлично! Запиши слово нитки в тетрадь, подчеркни соответствующим цветом букву "Н".
Ребенок записывает, педагог контролирует.
П: Каким цветом ты подчеркнул букву Н?
Р: Зеленым, потому что здесь звук «Нь» мягкий.
П: Хорошо. Скажи, что ты знаешь о нитках?
Р: Нитками шьют одежду
П: Верно! Без ниток нельзя сшить не одну одежду. Давай посмотрим на следующую картинку. Что ты видишь?
Р: Это фото пленка.
П: Правильно, пленка. Скажи, а есть в этом слове буква Н?
Р: Да.
П: Молодец! Правильно! Скажи, сколько слогов в слове пленка?
Р: Два слога, потому что там две гласных.
П: Очень хорошо! А какая позиция звука «Н» в этом слове?
Р: Твердая, после нее стоит согласная «К».
П: Молодец! Правильно! Запиши слово Пленка в тетрадку.
Ребенок записывает, педагог контролирует правильность написания.
П: Какой карандаш нам понадобится для обозначение звука «Н» в этом слове:
Р: Синий. Так, как «Н» твердый звук за счет согласного «К».
П: Молодец! Отметь его цветом.
Ребенок обозначает звук синей точкой под буквой.
П: Хорошо! Молодец! Смотрим дальше. Что ты видишь справа от пленки?
Р: Это яблонька.
П: Верно! Скажи, какая позиция звука «Н» в слове яблонька?
Р: Мягкая.
П: А почему мягкая?
Р: Потому что после «Н» идет «Ь».
П: Абсолютно верно! Ты молодец! Запиши слово "яблонька" в тетрадку.
П: А какая позиция звука «Нь»?
Р: Мягкая. Ведь после него стоит согласный «Ь»
П: Умница! Запиши в тетради слово яблоньки. И обозначь звук «Н» цветным карандашом.
Ребенок выполняет, педагог следит.
П: Почему ты отметил зеленым цветом звук «Н»?
Р: Потому, что после «Нь», идет «Ь» знак
П: Хорошо. Давай посмотрим дальше. Что ты видишь рядом с яблонькой?
Р: Это рябина.
П: Молодец! Скажи, сколько слогов в слове рябина?
Р: Три, потому что там три гласных звука.
П: Молодец! А какая позиция звука «Н» в слове рябина?
Р: Твердая, потому что после него стоит гласный звук «А» первого ряда.
П: Прекрасно! Молодец! Запиши слово рябина в тетрадь. Отметь цветом звук «Н». Какой карандаш тебе понадобиться?
Р: Синий.
П: Все верно!
Ребенок выполняет, педагог контролирует.
П: Хорошо. Мы записали слово рябина. Смотрим на коллаж. Что ты видишь под нитками?
Р: Это машина.
П: Молодец! Скажи, сколько слогов в слове машина?
Р: Три, потому что там три гласных звука.
П: Молодец! А какая позиция звука «Н» в слове машина?
Р: Твердая, потому что после него стоит гласный звук «А» первого ряда.
П: Прекрасно! Молодец! Запиши слово машина в тетрадь. Отметь цветом звук «Н». Какой карандаш тебе понадобиться?
Р: Синий.
П: Все верно!
Ребенок выполняет, педагог контролирует.
П: Хорошо. Мы записали слово машина. Смотрим на коллаж. Что ты видишь справа от машины?
Р: Звонок.
П: Так. Скажи, сколько слогов в слове звонок?
Р: два, потому что там два гласных звука.
П: Молодец! А какая позиция звука «Н» в слове звонок?
Р: Твердая, потому что после него стоит гласный звук «О» первого ряда.
П: Прекрасно! Молодец! Запиши слово звонок в тетрадь. Отметь цветом звук «Н». Какой карандаш тебе понадобиться?
Р: Синий.
П: Все верно!
Ребенок выполняет, педагог контролирует
П: Хорошо. Мы записали слово звонок. Смотрим на картинку дальше. Что ты видишь правее звонка?
Р: Это буква Н.
П: Да. Посмотри внимательно, как она пишется .
Р: Сверху вниз палочка и с середины палочка поперек, затем опять палочка сверху в низ и маленький хвостик.
П: Правильно! Запиши, пожалуйста, эту букву в тетрадь, большую и маленькую.
Ребенок выполняет, педагог контролирует
П: Хорошо. Посмотрим дальше. Что ты видишь справа от буквы Н на коллаже?
Р: Это ананас.
П: Правильно! Скажи, а сколько звуков «Н» в слове ананас
Р: Два
П: А какие они?
Р: Одинаковые
П: Верно! Скажи тогда звуки «н» в этом слове какие по счету?
Р: Второй и четвертый звук.
П: Верно. Но, послушай внимательно – а-на-на-с. Как звучит «Н»?
Р: Твердо.
П: Правильно. Запиши в тетрадь слово ананас.
Ребенок записывает, педагог контролирует.
П: Хорошо. Обозначь, пожалуйста все согласные звуки. Прокомментируй, что ты делаешь. Какой цвет тебе понадобиться?
Р: Мне нужен синий цвет. Им мы обозначаем согласные.
П: Хорошо. А сколько гласных в слове ананас букв? И о чем нам может сказать количество гласных в слове?
Р: О том, сколько слогов в слове.
П: Хорошо! Значит, сколько слогов в этом слове?
Р: Три слога.
П: Правильно! Молодец! Давай посмотрим на картинку которая находится под машиной и слева от чайника.
Р: Телефон
П: Да телефон! А зачем он нужен?
Р: Чтоб звонить и разговаривать на расстоянии.
П: Хорошо: А сколько слогов в слове те-ле-фон?
Р: Три
П: Верно. Скажи, какая позиция звука «Н» в данном слове и почему?
Р: Звук «Н» в слове телефон твердая, потому что «Н» находится конце слова
П: Отлично! Запиши слово телефон в тетрадь, подчеркни соответствующим цветом букву "Н".
Ребенок записывает, педагог контролирует.
П: Каким цветом ты подчеркнул букву Н?
Р: Синим, потому что здесь звук «Н» твердый
П: Правильно. Идем дальше. После телефона на картинке что изображено?
Р: Чайник
П: Верно! А сколько слогов в слове чай-ник? И как ты определил?
Р: Два, потому что две гласные в слове чайник.
П: Да все правильно! Скажи, какая позиция звука «Н» в данном слове и почему?
Р: Звук «Н» в слове чайник мягкий, потому что «Нь» находится перед «И»
П: Отлично! Запиши слово чайник в тетрадь, подчеркни соответствующим цветом букву "Н".
Ребенок записывает, педагог контролирует.
П: Каким цветом ты подчеркнул букву Н?
Р: Зеленым, потому что здесь звук «Нь»идет перед «И».
П: Хорошо! После чайника у нас идет…..
Р: Индюк
П: Скажи а индюк это кто?
Р: Это домашняя птица.
П: Правильно, а знаешь ли ты что мясо индюшки считается полезным.
Р: Да, у меня мама очень часто готовит из этого мяса еду.
П: Хорошо. Тогда скажи, сколько слогов в слове индюк?
Р: В слове индюк два слога.
П: Верно! А в какой позиции стоит звук «Н»?
Р: В твердой, потому что он стоит перед гласной «Ю» второго ряда.
П: Правильно. Теперь запиши слово индюк в тетрадь и подчеркни звук «Н» нужным цветом.
Ребенок выполняет, педагог следит за выполнением.
П: Каким цветом ты подчеркнул букву Н? Почему
Р: Синим, потому что здесь звук «Н» твердый.
П: Все верно! И осталась у нас последняя картинка. Что это?
Р: Индеец.
П: Правильно. Тогда скажи, сколько слогов в слове индеец?
Р: В слове индеец три слога. Так как три гласные в этом слове.
П: Верно! А в какой позиции стоит звук «Н»?
Р: В твердой, потому что он стоит перед согласной
П: Правильно. Слово индеец пишется с двоенными буквами ЕЕ после Д. Теперь запиши слово индеец в тетрадь и подчеркни звук «Н» нужным цветом.
Ребенок выполняет, педагог следит за выполнением.
П: Каким цветом ты подчеркнул букву Н? Почему?
Р: Синим, потому что здесь звук «Н» твердый.
Рефлексия
Коллаж убирается, тетрадка закрывается.
П: Итак, с каким звуком мы сегодня работали?
Р: Со звуком «Н».
П: Верно! Дай ему характеристику.
Р: Звук «Н» - согласный, непарный, звонкий, его можно смягчить мягким знаком и гласными второго ряда. И еще звуком «и».
П: Молодец! Вспомни, какие картинки были на коллаже
Ребенок перечислят, что он запомнил. В случае, если какой-либо элемент был забыт, педагог наводящими вопросами напоминает ребенку о них.
П: Ты молодец! Очень хорошо занимался!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект по развитию речи с использованием коллажа на тему "Звуки и буквы", "Звук Н"
Закрепление звука "Н"...
Развитие речи с помощью коллажей. "Горыныч Осень"
Педагог показывает коллаж, на котором изображен Горыныч осенью.П: Внимательно рассмотри картинку и расскажи, что ты видишь.Ребенок рассматривает картинку. По признакам, изображенным на коллаже, он дол...
Развитие речи с помощью коллажей. Рецепторы
Перед ребенком кладется коллаж. Рассматривается вместе с педагогомП: Посмотри на коллаж. Расскажи, кого ты видишь в самом центре?Р: Это МальчикП: Верно! Посмотри внимательно, что ты видишь вокруг маль...
Развитие речи с помощью коллажей. Крот в саду.
Педагог показывает коллаж, на котором изображен крот и фрукты и ягоды.П: Внимательно рассмотри коллаж. Что ты видишь?Р: Здесь стоит крот, а вокруг него фрукты и ягоды.П: Верно! А почему крот в очках?Р...
Развитие речи с помощью коллажей. Птицы
Перед ребенком кладется коллаж. Рассматривается вместе с педагогомП: Посмотри на коллаж. Расскажи, что здесь изображено.Р: Здесь есть пингвин, петух, ласточка, цыпленок, синичкаП: Молодец! Ты знаешь, ...
Развитие речи с помощью коллажей. Стрелки
Перед ребенком кладется коллаж. Ребенок вместе с педагогом рассматривают его.П: Посмотри внимательно и расскажи, что ты видишь на данном коллаже.Р: Я вижу замок, будильник, гвоздики, стрелков, белки, ...
Развитие речи с помощью коллажей. Помидор
П: Сегодня мы с тобой будем заниматься по очень интересному коллажу.Педагог кладёт перед ребёнком коллаж.П: Рассмотри картинки, но пока не называй их вслух.Твоя задача будет объединить их парами. Поду...