конспект по развитию речи с использованием коллажа на тему "Органы чувств и рецепторы человека"
план-конспект занятия по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
для детей 6-8 лет с использованием коллажа на тему «Органы чувств и рецепторы человека».
«Рецепторы».
Цель: закреплять развитие образов по рецепторам.
Задачи:
- развивать мыслительную деятельность ребёнка;
- продолжить знакомить с рецепторами человеческого тела;
- закрепить такие понятия, как осязание, обоняние, слух, вкус и звук;
- расширять словарный и лексический запас ребёнка;
- учить соблюдать правила личной гигиены, следить за своим здоровьем.
Перед ребёнком кладётся коллаж. Рассматривается вместе с педагогом.
Ребёнок должен рассказать, что он видит на картинке.
П: Что находится в нижнем левом углу ?
Р: Откусанное яблоко.
П: Как ты думаешь, что нам поможет определить, сладкое яблоко или нет?
Р: Язычок.
П: Правильно, потому что сок яблока попадает на рецепторы языка и даёт понять сладкое яблоко или нет. А какие еще вкусы ты знаешь, кроме сладкого?
Р: Солёный, кислый, острый, горький.
Педагог предлагает поиграть ребёнку в игру. Ребёнку завязывает платком глаза, и кладёт ему в рот кусочек еды ( яблоко, лимон, лук, шоколадка и т.д.). Ребёнок должен определить, что это и назвать какой на вкус (кислый, сладкий, горький и т. д.)
П: Значит, если бы не было языка, мы бы не смогли отличать вкусы. Для нас еда была бы безвкусной.
П: Посмотри какой милый, добрый ёжик на картинке. Его так и хочется погладить. Как ты думаешь, что будет, если ты его погладишь?
Р: Можно уколоться.
П: При помощи какого чувства ты это понял?
Р: При помощи осязания.
Если ребёнок затрудняется с ответом, педагог рассказывает о рецепторах на коже, которые помогают ощутить и опознать предмет.
Педагог проводит игру «Волшебный мешочек», в котором находятся различные по ощущению предметы – мягкая игрушка, кубик, наждачная бумага и т. д.
Ребёнок ощупывает в мешочке предметы и рассказывает о своих ощущениях.
П: Посмотри какой красивый круг на картинке. Здесь весь спектр цветов. При помощи чего мы можем видеть эти красивые цвета?
Р: При помощи глаз.
П: Как ты думаешь, что бы было, если бы у людей не было глаз? Расскажи.
Ребёнок должен связно и полностью ответить на вопрос педагога.
П: Теперь мы можем сделать вывод, что зрение очень важно для человека. Это один из рецепторов человека.
П: Как ты думаешь, что нам поможет, чтобы ощутить запах духов? Мы ведь не можем посмотреть или потрогать запах?
Р: Нет.
П: А что нам поможет?
Р: Носик.
П: Правильно! Приведи свои примеры, когда тебе помог нос в жизни.
(Ответы ребёнка).
П: Наш нос воспринимает запахи. И это чувство мы называем обонянием.
П: Жизнь была б ужасно скучной,
Если жизнь была б беззвучной.
Как прекрасно слышать звук,
Шум дождя и сердца стук.
Мы поём, смеёмся, дышим,
Мы стихи и песни слышим,
Слышим даже тишину,
Как крадётся кот по крыше,
Как скребут за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
П: Что нам помогает всё это слышать?
Р: Уши.
П: Звуки мы слышим и произносим. Это ещё один из наших рецепторов – рецептор слуха. Давай, ты сейчас закроешь глаза и станешь внимательно прислушиваться к звукам вокруг тебя. Посиди в тишине и постарайся запомнить все звуки, которые ты услышишь.
Педагог в это время может покашлять, уронить ручку, постучать и т.д. Через минуту ребёнок открывает глаза и рассказывает, что он услышал за то время, пока сидел с закрытыми глазами.
П: Ты молодец! Теперь ты понимаешь, какую важную роль в нашей жизни играет слух.
П: А как же мы слышим?
Если ребёнок затрудняется, педагог помогает ему.
Звук проходит в ушную раковину – наружное ухо – и идёт дальше, через слуховой проход, в конце которого встречает на своём пути барабанную перепонку. Кстати, именно эта перепонка защищает слуховой проход от грязи и пыли. Дальше, звук поступает в среднее ухо, за барабанной перепонкой, где находятся специальные косточки. Дальше звук идёт во внутреннее ухо, где попадает в улитку. В улитке есть множество специальных клеток, которые превращают звук в волны, которые потом передаются в наш мозг. А уже мозг, преобразует сигнал, и мы понимаем, что нам сказали, что у нас спросили.
П: Представляешь, какой долгий путь должно пройти всего одно слово, чтобы человек услышал его и понял?
Р: Да! Долгий путь!
П: Скажи, что мы можем слышать?
Р: Все звуки вокруг.
П: Посмотри на картинку и скажи, что мог услышать мальчик?
Р: Пение птицы, хруст жующего яблока, фырканье ёжика.
П: Молодец! Как ты думаешь нам надо беречь наши органы чувств?
Р: Да.
П:А как это можно сделать?
Р: Соблюдать правила личной гигиены, беречь своё здоровье, одеваться по погоде, не слушать громкую музыку, не смотреть долго телевизор и т. д.
П: Правильно!
РЕФЛЕКСИЯ
Коллаж убирается.
П: Расскажи о чём мы с тобой говорили и что было на коллаже?
Р: Мы говорили о наших рецепторах.
П: Вспомни и назови 5 рецепторов, о которых мы сегодня говорили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с использованием коллажа для детей 6-7 лет "Времена года.Осень."
Педагог показывает коллаж, на котором изображен Горыныч осенью.П: Внимательно рассмотри картинку и расскажи, что ты видишь.Ребенок рассматривает картинку и по признакам, изображенным на коллаже, долже...
Конспект занятия по развитию речи с использованием коллажа для детей 6-8 лет "Звук «Н»."
Цель: знакомство со звуком «Н».Задачи: 1. Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста.2. Развивать фонематические функции.3. Развивать зрительно - пространственные пре...
конспект по развитию речи с использованием коллажа на тему "Времена года", "Горыныч осенью"
Закреплять представления ребёнка о характерных признаках осени и осенних явлениях...
конспект по развитию речи с использованием коллажа на тему "Звуки и буквы", "Звук Н"
Закрепление звука "Н"...
Конспект по развитию речи с использованием коллажа на тему "Вещи", "Помидор - диван"
Упражнять детей в объединение предметов, по какому - либо признаку...
конспект по развитию речи с использованием коллажа на тему "Животный мир". "Птицы".
Развивать диалогическую монологическую речь детей....
конспект по развитию речи с использованием коллажа на тему "Овощи и фрукты". "Крот в саду".
развивать диалогическую и монологическую речь детей....