конспект по развитию речи с использованием коллажа на тему "Органы чувств и рецепторы человека"
план-конспект занятия по развитию речи на тему

ЛЕСИНА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

Закреплять развитие образов по рецепторам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл retseptory.docx199.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

для детей 6-8 лет с использованием коллажа на тему «Органы чувств и рецепторы человека».

«Рецепторы».

Цель: закреплять развитие образов по рецепторам.

Задачи:

- развивать мыслительную деятельность ребёнка;

- продолжить знакомить с рецепторами человеческого тела;

- закрепить такие понятия, как осязание, обоняние, слух, вкус и звук;

- расширять словарный и лексический запас ребёнка;

- учить соблюдать правила личной гигиены, следить за своим здоровьем.

      C:\Users\User\Desktop\рецепторы.jpg

Перед ребёнком кладётся коллаж. Рассматривается вместе с педагогом.

Ребёнок должен рассказать, что он видит на картинке.

П: Что находится в нижнем левом углу ?

Р: Откусанное яблоко.

П: Как ты думаешь, что нам поможет определить, сладкое яблоко или нет?

Р: Язычок.

П: Правильно, потому что сок яблока попадает на рецепторы языка и даёт понять сладкое яблоко или нет. А какие еще вкусы ты знаешь, кроме сладкого?

Р: Солёный, кислый, острый, горький.

Педагог предлагает поиграть ребёнку в игру. Ребёнку завязывает платком глаза, и кладёт ему в рот кусочек еды ( яблоко, лимон, лук, шоколадка и т.д.). Ребёнок должен определить, что это и назвать какой на вкус (кислый, сладкий, горький и т. д.)

П: Значит, если бы не было языка, мы бы не смогли отличать вкусы. Для нас еда была бы безвкусной.

П: Посмотри какой милый, добрый  ёжик на картинке. Его так и хочется погладить. Как ты думаешь, что будет, если ты его погладишь?

Р: Можно уколоться.

П: При помощи какого чувства ты это понял?

Р: При помощи осязания.

Если ребёнок затрудняется с ответом, педагог рассказывает о рецепторах на коже, которые помогают ощутить и опознать предмет.

Педагог проводит игру «Волшебный мешочек», в котором находятся различные по ощущению предметы – мягкая игрушка, кубик, наждачная бумага и т. д.

Ребёнок ощупывает в мешочке предметы и рассказывает о своих ощущениях.

П: Посмотри какой красивый круг на картинке. Здесь весь спектр цветов. При помощи чего мы можем видеть эти красивые цвета?

Р: При помощи глаз.

П: Как ты думаешь, что бы было, если бы у людей не было глаз? Расскажи.

Ребёнок должен связно и полностью ответить на вопрос педагога.

П: Теперь мы можем сделать вывод, что зрение очень важно для  человека. Это один из рецепторов человека.

П: Как ты думаешь, что нам поможет, чтобы ощутить запах духов? Мы ведь не можем посмотреть или потрогать запах?

Р: Нет.

П: А что нам поможет?

Р: Носик.

П: Правильно! Приведи свои примеры, когда тебе помог нос в жизни.

(Ответы ребёнка).

П: Наш нос воспринимает запахи. И это чувство мы называем обонянием.

П: Жизнь была б ужасно скучной,

     Если жизнь была б беззвучной.

     Как прекрасно слышать звук,

     Шум дождя и сердца стук.

     Мы поём, смеёмся, дышим,

     Мы стихи и песни слышим,

     Слышим даже тишину,

     Как крадётся кот по крыше,

     Как скребут за стенкой мыши,

     Волки воют на луну.

П: Что нам помогает всё это слышать?

Р: Уши.

П: Звуки мы слышим и произносим. Это ещё один из наших рецепторов – рецептор слуха. Давай, ты сейчас закроешь глаза и станешь внимательно прислушиваться к звукам вокруг тебя. Посиди в тишине и постарайся запомнить все звуки, которые ты услышишь.

Педагог в это время может покашлять, уронить ручку, постучать и т.д. Через минуту ребёнок открывает глаза и рассказывает, что он услышал за то время, пока сидел с закрытыми глазами.

П: Ты молодец! Теперь ты понимаешь, какую важную роль в нашей жизни играет слух.

П: А как же мы слышим?

Если ребёнок затрудняется, педагог помогает ему.

Звук проходит в ушную раковину – наружное ухо – и идёт дальше,  через слуховой проход, в конце которого встречает на своём пути барабанную перепонку. Кстати, именно эта перепонка защищает слуховой проход от грязи и пыли. Дальше, звук поступает в среднее ухо, за барабанной перепонкой, где находятся специальные косточки. Дальше звук идёт во внутреннее ухо, где попадает в улитку. В улитке есть множество специальных клеток, которые превращают звук в волны, которые потом передаются в наш мозг. А уже мозг, преобразует сигнал, и мы понимаем, что нам сказали, что у нас спросили.

П: Представляешь, какой долгий путь должно пройти всего одно слово, чтобы человек услышал его и понял?

Р: Да! Долгий путь!

П: Скажи, что мы можем слышать?

Р: Все звуки вокруг.

П: Посмотри на картинку и скажи, что мог услышать мальчик?

Р: Пение птицы, хруст жующего яблока, фырканье ёжика.

П: Молодец! Как ты думаешь нам надо беречь наши органы чувств?

Р: Да.

П:А как это можно сделать?
Р: Соблюдать правила личной гигиены, беречь своё здоровье, одеваться по погоде, не слушать громкую музыку, не смотреть долго телевизор и т. д.

П: Правильно!

РЕФЛЕКСИЯ

Коллаж убирается.

П: Расскажи о чём мы с тобой говорили и  что было на коллаже?

Р: Мы говорили о наших рецепторах.

П: Вспомни и назови 5 рецепторов, о которых мы сегодня говорили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием коллажа для детей 6-7 лет "Времена года.Осень."

Педагог показывает коллаж, на котором изображен Горыныч осенью.П: Внимательно рассмотри картинку и расскажи, что ты видишь.Ребенок рассматривает картинку и по признакам, изображенным на коллаже, долже...

Конспект занятия по развитию речи с использованием коллажа для детей 6-8 лет "Звук «Н»."

Цель: знакомство со звуком «Н».Задачи: 1. Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста.2.  Развивать фонематические функции.3. Развивать зрительно - пространственные пре...

конспект по развитию речи с использованием коллажа на тему "Времена года", "Горыныч осенью"

Закреплять представления ребёнка о характерных признаках осени и осенних явлениях...

Конспект по развитию речи с использованием коллажа на тему "Вещи", "Помидор - диван"

Упражнять детей в объединение предметов, по какому - либо признаку...