конспект по развитию речи с использованием коллажа на тему "Звуки и буквы", "Звук Н"
план-конспект занятия по развитию речи по теме

ЛЕСИНА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

Закрепление звука "Н"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.docx653.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для детей 6-8 лет

с использованием коллажа на тему:»Звуки и буквы».

 Звук «Н».

Цель: закрепление звука «Н».

Задачи:

 - учить выделять звук «Н» в ряду других звуков;

 - учить давать характеристику звукам в слове;

 -учить выделять количество слогов при помощи гласных;

 - развивать зрительное и слуховое внимание, память;

 - воспитывать самостоятельность, настойчивость в достижении цели.

C:\Users\User\Desktop\39.jpg

Перед ребёнком кладётся коллаж. Педагог вместе с ребёнком рассматривают его.

П: Посмотри внимательно на коллаж и скажи, с какой буквой мы сегодня будем работать?

Р: С буквой «Н».

П: Правильно! Давай дадим характеристику звуку «Н».

Р: Звук «Н» - согласный, звонкий, непарный.

П: Молодец! Его можно смягчить?

Р: Можно, гласным второго ряда, звуком «И» и мягким знаком.

П: Умница! Найди на коллаже букву «Н».

Р: Буква «Н» находится между звонком и ананасом.

П: Правильно! Вот так пишется буква «Н». Из скольких элементов состоит буква «Н»?

Р: Из трёх.

П: Хорошо! Посмотри внимательно на коллаж и скажи, что ты видишь на самом первом рисунке?

Р: Это две катушки с нитками.

П: Верно! Обрати внимание, что нитки соединились так, что стали похожи на нашу букву «Н».

Р: Да! Похожи!

П: Скажи, какая позиция звука «Н» в слове нитки?

Р: Звук «Н» в слове мягкий, потому что после него стоит гласный «И».

П: Ты молодец! Запиши слово «нитки» в тетрадь. Подчеркни соответствующим цветом букву «Н».

Ребёнок записывает, педагог контролирует.

П: Каким цветом ты подчеркнул букву «Н»?

Р: Зелёным, потому что здесь звук «Н» мягкий.

П: Хорошо. А для чего нужны нитки?

Р: Нитки нужны, чтобы зашить дырку. Из ниток можно вязать носки, шарф.

П: Как называется профессия человека, который шьёт одежду?

Р: Швея, портной.

П: Молодец! Давай посмотрим на следующую картинку. Что ты видишь?

Р: Это плёнка.

П: Хорошо! Скажи, сколько слогов в слове «плёнка»?

Р: Два слога, потому что там две гласные.

П: Верно! Какая позиция звука «Н» в этом слове?

Р: Твёрдая.

П: А почему твёрдая? Там же есть звук «Ё»?

Р: Он стоит перед звуком «Н»  и поэтому смягчать не может.

П: Абсолютно верно! Ты молодец! Для того, чтобы согласный стал мягким, гласный звук «Ё» должен стоять после согласного. Скажи, а здесь есть мягкие согласные?
Р: Да, есть. Звук «л» стал мягким за счёт звука «ё» и стал «ль».

П: Молодец! Запиши слово «плёнка» в тетрадку.

Ребёнок записывает слово, педагог контролирует правильность написания.

П: Какой карандаш нам понадобится, чтобы обозначить звук «Н» в этом слове?

Р: Синий, потому что звук «Н» твёрдый.

П: Молодец! Скажи. Для чего нужна плёнка?

Р: Плёнку вставляют в фотоаппарат и фотографируют.

П: Верно! Давай смотреть дальше. Что нарисовано справа от плёнки?

Р: Яблоня.

П: Какая позиция звука «Н» в этом слове?

Р: Мягкая, потому что следующая буква второго ряда  Я.

П: Молодец! Запиши слово «яблоня» в тетрадь и подчеркни соответствующим цветом букву «Н».

Ребёнок записывает, педагог контролирует.

П: Хорошо! Давай посмотрим на следующую картинку. Что ты видишь?

Р: Это рябина.

П: Какая позиция звука «Н» в слове?

Р: Твёрдая. После него стоит звук «А» - он гласный первого ряда и смягчать не может.

П: Молодец! А скажи, сколько слогов в слове «рябина»?

Р: Три, потому что три гласных звука.

П: Правильно! Придумай слово, где слогов будет на один больше, чем в слове «рябина». Значит сколько там должно быть слогов?

Р: Четыре.

П: Правильно!

Ребёнок думает и называет слово. В случае затруднения, педагог помогает ребёнку.

Р: Снегурочка, сковорода.

П: Верно. Запиши эти слова в тетрадь – рябина, снегурочка.

Ребёнок записывает. Педагог контролирует.

П: Хорошо! Что ты видишь под нитками?

Р: Это машина.

П: Верно! Скажи, какой по счёту звук «Н» в этом слове?

Р: Пятый звук.

П: Пятый, верно. А сколько слогов в этом слове?

Р: Три, потому что три гласных буквы.

П: Правильно! Запиши это слово в тетрадь.

Ребёнок записывает, педагог контролирует.

П: Хорошо! Обозначь, пожалуйста все гласные звуки. Какой цвет тебе понадобится?

Р: Мне нужен красный цвет. Им мы обозначаем гласные. Здесь гласные «а», «и», «а».

П: Хорошо! Придумай мне, пожалуйста, три слова, чтобы они начинались на такой же слог, как начинается слово машина. Какой здесь первый слог?

Р: Слог «ма».

П: Подумай и назови.

Ребёнок думает, в случае затруднения, педагог подсказывает.

П: Молодец! Что находится на коллаже справа от машины?

Р: Звонок.

П: Какая позиция «Н» в этом слове?

Р: Твёрдая. Следующий звук «О» первого ряда.

П: Измени слово так, чтобы звук «Н» стал мягким.

Р: Звонки. После него стал звук «И» и смягчил его.

П: Умница! А что ты сделал, чтобы звук «И» появился в слове?

Р: Изменил слово – был один звонок, а стали звонки. Их стало больше.

П: А для чего нам нужен звонок?

Р: Звонок нужен для подачи сигнала. Чтобы люди могли услышать и освободить путь, когда кто-то едет. Звонок также нужен, чтобы звонить в дверь или по телефону.

П: Очень хорошо! Запиши слово «звонок» в тетрадь. Обозначь все буквы цветами.

Ребёнок выполняет. Педагог контролирует.

Посмотри на коллаж и скажи, что находится справа от буквы «Н».

Р: Ананас.

П: Что такое «ананас»?

Р: Это фрукт.

П: Правильно! А какое будет варенье из ананаса?

Р: Ананасовое.

П: А какие ещё блюда можно приготовить из ананаса?

Р: Сок, пирог, йогурт, мармелад.

П: Хорошо! Какие ещё экзотические фрукты ты знаешь?

Р: Банан, манго, мандарин, киви. апельсин.

П: Умница! Сколько звуков «Н» в слове ананас?

Р: Два.

П: Верно! Какую позицию занимает звук «Н» в слове?

Р: Твёрдую, т.к. две буквы «А» первого ряда указывают на твёрдость.

П: Запиши слово в тетрадь и обозначь цветом все звуки по порядку.

Ребёнок выполняет, педагог контролирует.

П: Сколько гласных в слове:

Р: Три и все «А».

П: Сколько согласных?

Р: Тоже три.

П: Молодец! Посмотри на коллаж и скажи, что находится под машиной?

Р: Это телефон.

П: Скажи, какая позиция звука «Н» в этом слове?

Р: Твёрдая.

П: Абсолютно верно! Скажи, а здесь есть мягкие согласные?

Р: Да, есть. Звук «т» стал мягким за счёт звука «е» и стал «ть». И звук «л» стал мягким тоже за счёт звука «е» и стал «ль».

П: Молодец! Запиши слово «телефон» в тетрадь.

Теперь найди в слове все мягкие согласные и обозначь их соответствующим цветом. Карандаш какого цвета тебе понадобится?

Р: Зелёный.

Ребёнок выполняет, педагог контролирует.

П: Что находится справа от телефона?

Р: Чайник.

П: Какую позицию в слове занимает звук «Н»?

Р: Мягкую, потому что после него стоит звук «И».

П: Чайник – это какая посуда?

Р: Чайная.

П: Какую ещё чайную посуду ты знаешь?

Р: Чашка, чайная ложка, сахарница, блюдце.

П: Молодец! Запиши слово в тетрадь и обозначь звук «Н» нужным цветом.

Ребёнок записывает слово в тетрадь и обозначает звук «Н» зелёным цветом.

П: Посмотри, что находится на коллаже справа от чайника?

Р: Это индюк.

П: А кто такой индюк?

Р: Это домашняя птица.

П: А каких ещё домашних птиц ты знаешь?

Р: Курица, утка, гусь.

П: Какую позицию занимает звук «Н» в слове «индюк»?

Р: Звук «Н» в слове твёрдый, потому что после него стоит согласный звук «Д».

П: Запиши слово в тетрадь и обозначь звук «Н» соответствующим цветом.

Ребёнок записывает, педагог контролирует.

П: Посмотри внимательно на коллаж и скажи какая картинка у на осталась?

Р: Это индеец.

П: Где находится эта картинка.

Р: В правом нижнем углу.

П: Молодец! Какую позицию занимает звук «Н» в слове?

Р: Твёрдую, т.к. после идёт согласный звук.

П: Хорошо. Запиши слово в тетрадь и обозначь цветом позицию звука «Н».

РЕФЛЕКСИЯ

Коллаж убирается. Тетрадь закрывается.

П: С каким звуком мы сегодня работали?

Р: Со звуком «Н».

П: Молодец! Дай ему характеристику.

Р: Звук «Н» - согласный, непарный, звонкий. Его можно смягчить мягким знаком и гласным второго ряда. А так же звуком «И».

П: Хорошо! Вспомни, какие картинки были на коллаже.

Ребёнок перечисляет всё, что он запомнил. Если он что-то забыл, педагог напоминает о них.

П: Ты умница! Сегодня замечательно занимался!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием коллажа для детей 6-7 лет "Времена года.Осень."

Педагог показывает коллаж, на котором изображен Горыныч осенью.П: Внимательно рассмотри картинку и расскажи, что ты видишь.Ребенок рассматривает картинку и по признакам, изображенным на коллаже, долже...

Конспект занятия по развитию речи с использованием коллажа для детей 6-8 лет "Звук «Н»."

Цель: знакомство со звуком «Н».Задачи: 1. Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста.2.  Развивать фонематические функции.3. Развивать зрительно - пространственные пре...

конспект по развитию речи с использованием коллажа на тему "Времена года", "Горыныч осенью"

Закреплять представления ребёнка о характерных признаках осени и осенних явлениях...

Конспект по развитию речи с использованием коллажа на тему "Вещи", "Помидор - диван"

Упражнять детей в объединение предметов, по какому - либо признаку...