конспект по развитию речи с использованием коллажа на тему "Звуки и буквы", "Звук Н"
план-конспект занятия по развитию речи по теме
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи для детей 6-8 лет
с использованием коллажа на тему:»Звуки и буквы».
Звук «Н».
Цель: закрепление звука «Н».
Задачи:
- учить выделять звук «Н» в ряду других звуков;
- учить давать характеристику звукам в слове;
-учить выделять количество слогов при помощи гласных;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память;
- воспитывать самостоятельность, настойчивость в достижении цели.
Перед ребёнком кладётся коллаж. Педагог вместе с ребёнком рассматривают его.
П: Посмотри внимательно на коллаж и скажи, с какой буквой мы сегодня будем работать?
Р: С буквой «Н».
П: Правильно! Давай дадим характеристику звуку «Н».
Р: Звук «Н» - согласный, звонкий, непарный.
П: Молодец! Его можно смягчить?
Р: Можно, гласным второго ряда, звуком «И» и мягким знаком.
П: Умница! Найди на коллаже букву «Н».
Р: Буква «Н» находится между звонком и ананасом.
П: Правильно! Вот так пишется буква «Н». Из скольких элементов состоит буква «Н»?
Р: Из трёх.
П: Хорошо! Посмотри внимательно на коллаж и скажи, что ты видишь на самом первом рисунке?
Р: Это две катушки с нитками.
П: Верно! Обрати внимание, что нитки соединились так, что стали похожи на нашу букву «Н».
Р: Да! Похожи!
П: Скажи, какая позиция звука «Н» в слове нитки?
Р: Звук «Н» в слове мягкий, потому что после него стоит гласный «И».
П: Ты молодец! Запиши слово «нитки» в тетрадь. Подчеркни соответствующим цветом букву «Н».
Ребёнок записывает, педагог контролирует.
П: Каким цветом ты подчеркнул букву «Н»?
Р: Зелёным, потому что здесь звук «Н» мягкий.
П: Хорошо. А для чего нужны нитки?
Р: Нитки нужны, чтобы зашить дырку. Из ниток можно вязать носки, шарф.
П: Как называется профессия человека, который шьёт одежду?
Р: Швея, портной.
П: Молодец! Давай посмотрим на следующую картинку. Что ты видишь?
Р: Это плёнка.
П: Хорошо! Скажи, сколько слогов в слове «плёнка»?
Р: Два слога, потому что там две гласные.
П: Верно! Какая позиция звука «Н» в этом слове?
Р: Твёрдая.
П: А почему твёрдая? Там же есть звук «Ё»?
Р: Он стоит перед звуком «Н» и поэтому смягчать не может.
П: Абсолютно верно! Ты молодец! Для того, чтобы согласный стал мягким, гласный звук «Ё» должен стоять после согласного. Скажи, а здесь есть мягкие согласные?
Р: Да, есть. Звук «л» стал мягким за счёт звука «ё» и стал «ль».
П: Молодец! Запиши слово «плёнка» в тетрадку.
Ребёнок записывает слово, педагог контролирует правильность написания.
П: Какой карандаш нам понадобится, чтобы обозначить звук «Н» в этом слове?
Р: Синий, потому что звук «Н» твёрдый.
П: Молодец! Скажи. Для чего нужна плёнка?
Р: Плёнку вставляют в фотоаппарат и фотографируют.
П: Верно! Давай смотреть дальше. Что нарисовано справа от плёнки?
Р: Яблоня.
П: Какая позиция звука «Н» в этом слове?
Р: Мягкая, потому что следующая буква второго ряда Я.
П: Молодец! Запиши слово «яблоня» в тетрадь и подчеркни соответствующим цветом букву «Н».
Ребёнок записывает, педагог контролирует.
П: Хорошо! Давай посмотрим на следующую картинку. Что ты видишь?
Р: Это рябина.
П: Какая позиция звука «Н» в слове?
Р: Твёрдая. После него стоит звук «А» - он гласный первого ряда и смягчать не может.
П: Молодец! А скажи, сколько слогов в слове «рябина»?
Р: Три, потому что три гласных звука.
П: Правильно! Придумай слово, где слогов будет на один больше, чем в слове «рябина». Значит сколько там должно быть слогов?
Р: Четыре.
П: Правильно!
Ребёнок думает и называет слово. В случае затруднения, педагог помогает ребёнку.
Р: Снегурочка, сковорода.
П: Верно. Запиши эти слова в тетрадь – рябина, снегурочка.
Ребёнок записывает. Педагог контролирует.
П: Хорошо! Что ты видишь под нитками?
Р: Это машина.
П: Верно! Скажи, какой по счёту звук «Н» в этом слове?
Р: Пятый звук.
П: Пятый, верно. А сколько слогов в этом слове?
Р: Три, потому что три гласных буквы.
П: Правильно! Запиши это слово в тетрадь.
Ребёнок записывает, педагог контролирует.
П: Хорошо! Обозначь, пожалуйста все гласные звуки. Какой цвет тебе понадобится?
Р: Мне нужен красный цвет. Им мы обозначаем гласные. Здесь гласные «а», «и», «а».
П: Хорошо! Придумай мне, пожалуйста, три слова, чтобы они начинались на такой же слог, как начинается слово машина. Какой здесь первый слог?
Р: Слог «ма».
П: Подумай и назови.
Ребёнок думает, в случае затруднения, педагог подсказывает.
П: Молодец! Что находится на коллаже справа от машины?
Р: Звонок.
П: Какая позиция «Н» в этом слове?
Р: Твёрдая. Следующий звук «О» первого ряда.
П: Измени слово так, чтобы звук «Н» стал мягким.
Р: Звонки. После него стал звук «И» и смягчил его.
П: Умница! А что ты сделал, чтобы звук «И» появился в слове?
Р: Изменил слово – был один звонок, а стали звонки. Их стало больше.
П: А для чего нам нужен звонок?
Р: Звонок нужен для подачи сигнала. Чтобы люди могли услышать и освободить путь, когда кто-то едет. Звонок также нужен, чтобы звонить в дверь или по телефону.
П: Очень хорошо! Запиши слово «звонок» в тетрадь. Обозначь все буквы цветами.
Ребёнок выполняет. Педагог контролирует.
Посмотри на коллаж и скажи, что находится справа от буквы «Н».
Р: Ананас.
П: Что такое «ананас»?
Р: Это фрукт.
П: Правильно! А какое будет варенье из ананаса?
Р: Ананасовое.
П: А какие ещё блюда можно приготовить из ананаса?
Р: Сок, пирог, йогурт, мармелад.
П: Хорошо! Какие ещё экзотические фрукты ты знаешь?
Р: Банан, манго, мандарин, киви. апельсин.
П: Умница! Сколько звуков «Н» в слове ананас?
Р: Два.
П: Верно! Какую позицию занимает звук «Н» в слове?
Р: Твёрдую, т.к. две буквы «А» первого ряда указывают на твёрдость.
П: Запиши слово в тетрадь и обозначь цветом все звуки по порядку.
Ребёнок выполняет, педагог контролирует.
П: Сколько гласных в слове:
Р: Три и все «А».
П: Сколько согласных?
Р: Тоже три.
П: Молодец! Посмотри на коллаж и скажи, что находится под машиной?
Р: Это телефон.
П: Скажи, какая позиция звука «Н» в этом слове?
Р: Твёрдая.
П: Абсолютно верно! Скажи, а здесь есть мягкие согласные?
Р: Да, есть. Звук «т» стал мягким за счёт звука «е» и стал «ть». И звук «л» стал мягким тоже за счёт звука «е» и стал «ль».
П: Молодец! Запиши слово «телефон» в тетрадь.
Теперь найди в слове все мягкие согласные и обозначь их соответствующим цветом. Карандаш какого цвета тебе понадобится?
Р: Зелёный.
Ребёнок выполняет, педагог контролирует.
П: Что находится справа от телефона?
Р: Чайник.
П: Какую позицию в слове занимает звук «Н»?
Р: Мягкую, потому что после него стоит звук «И».
П: Чайник – это какая посуда?
Р: Чайная.
П: Какую ещё чайную посуду ты знаешь?
Р: Чашка, чайная ложка, сахарница, блюдце.
П: Молодец! Запиши слово в тетрадь и обозначь звук «Н» нужным цветом.
Ребёнок записывает слово в тетрадь и обозначает звук «Н» зелёным цветом.
П: Посмотри, что находится на коллаже справа от чайника?
Р: Это индюк.
П: А кто такой индюк?
Р: Это домашняя птица.
П: А каких ещё домашних птиц ты знаешь?
Р: Курица, утка, гусь.
П: Какую позицию занимает звук «Н» в слове «индюк»?
Р: Звук «Н» в слове твёрдый, потому что после него стоит согласный звук «Д».
П: Запиши слово в тетрадь и обозначь звук «Н» соответствующим цветом.
Ребёнок записывает, педагог контролирует.
П: Посмотри внимательно на коллаж и скажи какая картинка у на осталась?
Р: Это индеец.
П: Где находится эта картинка.
Р: В правом нижнем углу.
П: Молодец! Какую позицию занимает звук «Н» в слове?
Р: Твёрдую, т.к. после идёт согласный звук.
П: Хорошо. Запиши слово в тетрадь и обозначь цветом позицию звука «Н».
РЕФЛЕКСИЯ
Коллаж убирается. Тетрадь закрывается.
П: С каким звуком мы сегодня работали?
Р: Со звуком «Н».
П: Молодец! Дай ему характеристику.
Р: Звук «Н» - согласный, непарный, звонкий. Его можно смягчить мягким знаком и гласным второго ряда. А так же звуком «И».
П: Хорошо! Вспомни, какие картинки были на коллаже.
Ребёнок перечисляет всё, что он запомнил. Если он что-то забыл, педагог напоминает о них.
П: Ты умница! Сегодня замечательно занимался!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с использованием коллажа для детей 6-7 лет "Времена года.Осень."
Педагог показывает коллаж, на котором изображен Горыныч осенью.П: Внимательно рассмотри картинку и расскажи, что ты видишь.Ребенок рассматривает картинку и по признакам, изображенным на коллаже, долже...
Конспект занятия по развитию речи с использованием коллажа для детей 6-8 лет "Звук «Н»."
Цель: знакомство со звуком «Н».Задачи: 1. Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста.2. Развивать фонематические функции.3. Развивать зрительно - пространственные пре...
конспект по развитию речи с использованием коллажа на тему "Времена года", "Горыныч осенью"
Закреплять представления ребёнка о характерных признаках осени и осенних явлениях...
Конспект по развитию речи с использованием коллажа на тему "Вещи", "Помидор - диван"
Упражнять детей в объединение предметов, по какому - либо признаку...
конспект по развитию речи с использованием коллажа на тему "Органы чувств и рецепторы человека"
Закреплять развитие образов по рецепторам...
конспект по развитию речи с использованием коллажа на тему "Животный мир". "Птицы".
Развивать диалогическую монологическую речь детей....
конспект по развитию речи с использованием коллажа на тему "Овощи и фрукты". "Крот в саду".
развивать диалогическую и монологическую речь детей....