Конспект НОД по звуковой культуре речи на тему: "Звук Ц"
план-конспект урока по развитию речи (средняя группа) на тему

Валитова Снежана Борисовна

Тема занятия: «Звуковая культура речи: звук ц»

Возраст детей: 4-5 лет.

Область: речевое развитие.

Интеграция областей: социально-коммуникативное, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Цель:развивать звуковую культуру речи и обогащать словарь детей.

Задачи:

Образовательные:

- Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах (ца, цо, цы, в словах (цыплята, курица и др.);

- Учить различать слова со звуком «ц».

Развивающие:

- Совершенствовать интонационную выразительность речи;

- Развивать фонематический слух, мелкую моторику рук, подвижность языка;

Воспитательные:

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость;

- Формировать бережное отношение к миру животных.

Оборудование и материалы:муляж яйца, игрушка цыплёнок, гнездо, картинки курицы, кошки, цапли, колодца, цирка, кольца, цветов, цыплят, солнца, телевизор, USB носитель, плакат поляны, доска, картинка синица.

Методические приёмы:психогимнастика, беседа, рассказ, показ, объяснение.

Словарная работа: цыплёнок, курица, улица, цирк, умницы, молодцы, колодец.

Предварительная работа: беседа с детьми о том, кто живёт в деревне, рассматривание картинок о домашних животных, сюжетно-ролевые игры «Семья» сюжет: «Летом в деревне».

Ход занятия:

 

1. Организационный момент.

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Здравствуй!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

2. Вводная часть.

Пальчиковая гимнастика «Кто в деревне живет?»

Кто в деревне живет?

Лежебока рыжий кот

Маленький теленок

Желтенький цыпленок

Белая овечка

Мышка под крылечком

1,2,3,4,5

Их не трудно сосчитать.

 

На столе в гнезде лежит яйцо из папье-маше, в яйце находится цыпленок.

Воспитатель: Дети, посмотрите что здесь лежит?

Дети: Ответы детей (яйцо).

Воспитатель: Интересно, а кто может быть в яйце?

Дети: Ответы детей (цыпленок).

Яйцо открывается. Появляется цыпленок.

Воспитатель: Явился в жёлтой шубке,

Прощайте две скорлупки!

Это цыпленок!

Воспитатель: Хорошо, что вы были осторожными и не навредили Цыпленку.Воспитатель: Нам сегодня надо научиться правильно петь песенку цыплёнка.  Звук «Ц» трудно произносить, но все улыбаются, когда его произносят.

Воспитатель: Посмотрите на меня. Я вам покажу, как правильно произносить этот звук. Когда произносим звук «Ц» – губы растягиваются в улыбке, язык поднимается вверх и опускается.

Воспитатель: Давайте поупражняемся.

Повторите упражнение. Сначала девочки, потом мальчики.

Воспитатель показывает упражнение (губы растягиваются в улыбке,язык поднимается вверх и опускается, кончик языка упирается, ударяется в нижние зубы).

Воспитатель просит кратко и громко несколько раз произнести звук ц (ц-ц-ц-ц).

Воспитатель: Молодцы, умницы!

Воспитатель: Как я вас назвала.

Дети: (повторяют) молодцы, умницы!

Воспитатель:

- Ребята, я предлагаю вам послушать интересную историю!

(По ходу рассказа воспитатель прикрепляет на доске предметные картинки).

- В курятнике у курочки-пеструшки появились маленькие жёлтые цыплятки. Все очень обрадовались этому событию и подняли такой переполох, что курице-пеструшке пришлось их усмирять. "Ц-ц-ц, - сказала она. Курица очень боялась, что этот шум испугает её малышей.

- Ребята, что сказала курица-пеструшка (ц-ц-ц)

(Дети поочереди цокают)

Воспитатель:

- Давайте еще раз произнесем его.

(Дети повторяют звук еще раз)

Воспитатель:

- Вскоре цыплята подросли. Они очень любили играть во дворе. А когда наступала пора обедать, мама-курица звала их домой. Как вы думаете, как можно позвать цыплят? (цып-цып-цып).

(Дети «зовут» цыплят и сыплют зернышки (пальчиковая гимнастика).

Прибежали цыплята, клюют зёрнышки.

- Тут цыплят заметила кошка Царапка. Как зовут кошку? (Дети повторяют - Царапка)- Скажите ей: «Ц-ц-ц-Царапка, не пугай цыплят!» (дети повторяют).

- Царапка испугалась и убежала.

Воспитатель:

- Ребята, вам понравилась история? О ком она? (Ответы детей)

Физминутка «Вышла курочка гулять»

Свежей травки пощипать

(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки,

А за ней ребятки - желтые цыплятки

 «Ко-ко-ко, ко-ко-ко

(хлопают в ладоши,

Не ходите далеко

(грозят пальцем ведущей руки,

Лапками гребите, зернышки ищите

(гребущие движения).

Тут курица ещё снесла яйцо.

Проговаривание  чистоговорок:

Цо-цо-цо - снесла курица яйцо.

Цо-цо-цо – у курицы яйцо.

Гимнастика для глаз.

Наша волшебная синичка «полетает», а мы последим за ней глазками. Как мы тренируем глазки.

- Полетела вверх синичка,покружилась,покружилась и на землю опустилась.

Походила вправо, влево, на окошко полетела.

Далеконько улетела (всматриваются в даль,вновь на форточку присела.

Ей ресничками маши и в дорогу проводи.

Игра «Один – Много».

- Назовите картинки «Заяц – зайцы. Курица –курицы. Огурец –огурцы. Кольцо –кольца. Яйцо –яйца. Цапля – цапли.»

Дети повторяют слова со звуком Ц.

Просмотр мультфильма «Рассказ со звуком ц».

- А теперь посмотрим мультфильм о нашем цыплёнке.

 

- Сейчас я буду показывать картинки, а вы будете называть что видел на поляне цыплёнок.

Активизирую детей на повторение слов со звуком Ц.

4. Итог.

- Ребята, с кем играли на занятии?

- С цыплёнком.

- Какая песня у цыплёнка?

- Ц-ц-ц.

-Молодцы! Умницы! Справились со всеми заданиями!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звуковой культуре речи с детьми подготовительной группы. Тема: "Звуки [Б] [Б\']. Буква Бб".

Занятие рассчитано на сильных детей, поэтому заданий много.  Занятие можно сократить или использовать меньше речевого материала в заданиях....

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...

Развитие речи Конспект открытого НОД "Звуковая культура речи. Работа над предложением".

Программное содержание:  -совершенствовать фонетическое восприятие;  -продолжать учить определять позицию звука С в словах;  -умение определять количество последовательность слов в пред...

Конспект занятия по звуковой культуры речи и подготовке обучению грамоте в средней группе Звуки речи. Звук [ц].

Конспект занятия по звуковой культуры речи и подготовке обучению грамоте в средней группеЗвуки речи. Звук [ц].     Задачи.    Образовательные: Актуализация представл...

Конспект По развитию звуковой культуре речи Тема: «Звук[C]» возрастная группа: средняя группа

КонспектПо развитию звуковой культуре речиТема: «Звук[C]»возрастная группа: средняя  группа...

Конспект занятия по звуковой культуре речи на тему: звуки т, п, к.

Конспект занятия по звуковой культуре речина тему: звуки т, п, к....