Конспект НОД по звуковой культуре речи на тему: "Звук Ц"
план-конспект урока по развитию речи (средняя группа) на тему
Тема занятия: «Звуковая культура речи: звук ц»
Возраст детей: 4-5 лет.
Область: речевое развитие.
Интеграция областей: социально-коммуникативное, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Цель:развивать звуковую культуру речи и обогащать словарь детей.
Задачи:
Образовательные:
- Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах (ца, цо, цы, в словах (цыплята, курица и др.);
- Учить различать слова со звуком «ц».
Развивающие:
- Совершенствовать интонационную выразительность речи;
- Развивать фонематический слух, мелкую моторику рук, подвижность языка;
Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость;
- Формировать бережное отношение к миру животных.
Оборудование и материалы:муляж яйца, игрушка цыплёнок, гнездо, картинки курицы, кошки, цапли, колодца, цирка, кольца, цветов, цыплят, солнца, телевизор, USB носитель, плакат поляны, доска, картинка синица.
Методические приёмы:психогимнастика, беседа, рассказ, показ, объяснение.
Словарная работа: цыплёнок, курица, улица, цирк, умницы, молодцы, колодец.
Предварительная работа: беседа с детьми о том, кто живёт в деревне, рассматривание картинок о домашних животных, сюжетно-ролевые игры «Семья» сюжет: «Летом в деревне».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Здравствуй!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
2. Вводная часть.
Пальчиковая гимнастика «Кто в деревне живет?»
Кто в деревне живет?
Лежебока рыжий кот
Маленький теленок
Желтенький цыпленок
Белая овечка
Мышка под крылечком
1,2,3,4,5
Их не трудно сосчитать.
На столе в гнезде лежит яйцо из папье-маше, в яйце находится цыпленок.
Воспитатель: Дети, посмотрите что здесь лежит?
Дети: Ответы детей (яйцо).
Воспитатель: Интересно, а кто может быть в яйце?
Дети: Ответы детей (цыпленок).
Яйцо открывается. Появляется цыпленок.
Воспитатель: Явился в жёлтой шубке,
Прощайте две скорлупки!
Это цыпленок!
Воспитатель: Хорошо, что вы были осторожными и не навредили Цыпленку.Воспитатель: Нам сегодня надо научиться правильно петь песенку цыплёнка. Звук «Ц» трудно произносить, но все улыбаются, когда его произносят.
Воспитатель: Посмотрите на меня. Я вам покажу, как правильно произносить этот звук. Когда произносим звук «Ц» – губы растягиваются в улыбке, язык поднимается вверх и опускается.
Воспитатель: Давайте поупражняемся.
Повторите упражнение. Сначала девочки, потом мальчики.
Воспитатель показывает упражнение (губы растягиваются в улыбке,язык поднимается вверх и опускается, кончик языка упирается, ударяется в нижние зубы).
Воспитатель просит кратко и громко несколько раз произнести звук ц (ц-ц-ц-ц).
Воспитатель: Молодцы, умницы!
Воспитатель: Как я вас назвала.
Дети: (повторяют) молодцы, умницы!
Воспитатель:
- Ребята, я предлагаю вам послушать интересную историю!
(По ходу рассказа воспитатель прикрепляет на доске предметные картинки).
- В курятнике у курочки-пеструшки появились маленькие жёлтые цыплятки. Все очень обрадовались этому событию и подняли такой переполох, что курице-пеструшке пришлось их усмирять. "Ц-ц-ц, - сказала она. Курица очень боялась, что этот шум испугает её малышей.
- Ребята, что сказала курица-пеструшка (ц-ц-ц)
(Дети поочереди цокают)
Воспитатель:
- Давайте еще раз произнесем его.
(Дети повторяют звук еще раз)
Воспитатель:
- Вскоре цыплята подросли. Они очень любили играть во дворе. А когда наступала пора обедать, мама-курица звала их домой. Как вы думаете, как можно позвать цыплят? (цып-цып-цып).
(Дети «зовут» цыплят и сыплют зернышки (пальчиковая гимнастика).
Прибежали цыплята, клюют зёрнышки.
- Тут цыплят заметила кошка Царапка. Как зовут кошку? (Дети повторяют - Царапка)- Скажите ей: «Ц-ц-ц-Царапка, не пугай цыплят!» (дети повторяют).
- Царапка испугалась и убежала.
Воспитатель:
- Ребята, вам понравилась история? О ком она? (Ответы детей)
Физминутка «Вышла курочка гулять»
Свежей травки пощипать
(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки,
А за ней ребятки - желтые цыплятки
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко
(хлопают в ладоши,
Не ходите далеко
(грозят пальцем ведущей руки,
Лапками гребите, зернышки ищите
(гребущие движения).
Тут курица ещё снесла яйцо.
Проговаривание чистоговорок:
Цо-цо-цо - снесла курица яйцо.
Цо-цо-цо – у курицы яйцо.
Гимнастика для глаз.
Наша волшебная синичка «полетает», а мы последим за ней глазками. Как мы тренируем глазки.
- Полетела вверх синичка,покружилась,покружилась и на землю опустилась.
Походила вправо, влево, на окошко полетела.
Далеконько улетела (всматриваются в даль,вновь на форточку присела.
Ей ресничками маши и в дорогу проводи.
Игра «Один – Много».
- Назовите картинки «Заяц – зайцы. Курица –курицы. Огурец –огурцы. Кольцо –кольца. Яйцо –яйца. Цапля – цапли.»
Дети повторяют слова со звуком Ц.
Просмотр мультфильма «Рассказ со звуком ц».
- А теперь посмотрим мультфильм о нашем цыплёнке.
- Сейчас я буду показывать картинки, а вы будете называть что видел на поляне цыплёнок.
Активизирую детей на повторение слов со звуком Ц.
4. Итог.
- Ребята, с кем играли на занятии?
- С цыплёнком.
- Какая песня у цыплёнка?
- Ц-ц-ц.
-Молодцы! Умницы! Справились со всеми заданиями!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по звуковой культуре речи с детьми подготовительной группы. Тема: "Звуки [Б] [Б\']. Буква Бб".
Занятие рассчитано на сильных детей, поэтому заданий много. Занятие можно сократить или использовать меньше речевого материала в заданиях....
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...
Развитие речи Конспект открытого НОД "Звуковая культура речи. Работа над предложением".
Программное содержание: -совершенствовать фонетическое восприятие; -продолжать учить определять позицию звука С в словах; -умение определять количество последовательность слов в пред...
Конспект занятия по звуковой культуры речи и подготовке обучению грамоте в средней группе Звуки речи. Звук [ц].
Конспект занятия по звуковой культуры речи и подготовке обучению грамоте в средней группеЗвуки речи. Звук [ц]. Задачи. Образовательные: Актуализация представл...
Технологическая карта образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Звуковая культура речи» на тему «Звук «Ч»
Звуковая культура речи "Знакомство с звуком Ч" в средней группе...
Конспект По развитию звуковой культуре речи Тема: «Звук[C]» возрастная группа: средняя группа
КонспектПо развитию звуковой культуре речиТема: «Звук[C]»возрастная группа: средняя группа...
Конспект занятия по звуковой культуре речи на тему: звуки т, п, к.
Конспект занятия по звуковой культуре речина тему: звуки т, п, к....