Технологическая карта образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Звуковая культура речи» на тему «Звук «Ч»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Звуковая культура речи "Знакомство с звуком Ч" в средней группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аржаан» комбинированного вида
с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
Технологическая карта
образовательной деятельности в средней группе
по образовательной области «Речевое развитие»
раздел «Звуковая культура речи»
на тему «Звук «Ч»
Подготовила воспитатель:
Септел Валентина Уран-ооловна
с. Кызыл-Мажалык
2024г
Образовательная область: «Речевое развитие» раздел «Звуковая культура речи»
Возрастная группа: средняя группа
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Форма совместной деятельности: игровая
Форма организации: подгрупповое
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная, продуктивная
Тема: «Звук «Ч»
Цель: научить правильному произношению звука Ч;
Задачи:
Образовательные: Познакомить со звуком Ч; уточнить произношение звука Ч в словах;
Развивающие: развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику; развивать фонематические процессы.
Воспитательные: воспитывать навык взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности .
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: картинки с изображением предметов со звуком Ч;
Раздаточный: Чудесный мешочек, зеркало.
Методы и приемы: - практические – практическая работа, игра
- наглядные – показ, рассматривание.
- словесные – беседа, объяснение, вопросы, ответы, поощрение, художественное слово, итог.
- игровые – создание сюжетной игровой ситуации
Словарная работа: Часики, тучка, чу-чу, мяч, колокольчик, врач, чашка
Планируемый результат: дети научились произносить «Ч» словах; употребляли в речи название предметов со звуком «Ч»; внимательно слушали воспитателя, стремились четко, правильно произносить все звуки.
Используемые технологии: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, игровая, ИКТ.
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход образовательной деятельности: | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1. | Вводная часть Организационный момент | Музыкальное приветствие - Доброе утро! Дети делают танцевальные движения, приветствуют друг друга с помощью танца. - Доброе утро, ребята! Настал новый день. Я рада видеть вас всех веселыми и в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось весь день. |
- Доброе утро | 1 мин |
2. | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | Ребята, к нам сегодня в гости придет необычный гость, я хочу вас с ним познакомить. Только с начало послушайте про него загадку, как только отгадаете про кого загадка, он тут - же окажется у нас. Готовы, тогда слушайте внимательно, загадка очень сложная. Черный дом по рельсам мчится, Только пар над ним клубится. -Молодцы, ребята, правильно отгадали. Молодцы! Ребята, слышите, к нам паровоз спешит Чух-чух-чух. Чтоб доехал паровозик до нас быстрее, давайте сейчас вместе скажем: Чух-чух-чух | Д: паровоз Чух-чух-чух | 1 мин |
3. | Основная часть Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | -Ребята, посмотрите, какой красивый паровозик к нам приехал в гости. Мы же с вами воспитанные дети, давайте поздороваемся с паровозиком, все вместе хором! Паровозик: Ребята, я приехал к вам не один, я привез вам друга Звук Ч - Ребята, а вы знаете наш паровозик очень любит петь песенки, когда он поет то быстрее едет. Паровозик: ребята, пойте со мной мою песенку, только вначале послушайте её внимательно: -Ребята перед тем как приступить к пению, давайте мы сделаем артикуляционную гимнастику Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Часики» Словарная работа: Часики -Молодцы. -А теперь, давайте послушаем какие и споем вместе: Игра «Громко - шепотом», «Быстро – медленно». Чу-чу-чу-я гулять хочу. (Громко, вместе, индивидуально) Ча-ча-ча-дай мне калача. (Тихо, вместе, индивидуально) Чи-чи-чи-пироги в печи. (Шепотом, девочки) Чо-чо-чо-ох, как горячо. (Быстро, мальчики) Ач-ач-ач-пришел врач. (Медленно, девочки) Уч-уч-уч-у меня ключ. (Громко, мальчики) Оч-оч-оч-скоро ночь. (Тихо, шепотом вместе) | Дети здороваются с паровозиком Повторяют за воспитателем Поют вместе с паровозиком | 5 мин |
4 | «Открытие» детьми новых знаний, способа действий | -Ребята, давайте, поиграем в пальчиковую игру Пальчиковая гимнастика «Тучка» Словарная работа: Тучка Паровозик грустно: Чу-чу, играть хочу! Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Правила игры: отгадывать предмет на ощупь. | Делают пальчиковую гимнастику Дети отгадывают по ощупь предметы | 5 мин |
5 | Физкультминутка | Воспитатель показывает музыкальную физминутку, а дети повторяют за ней. Музыкальная физминутка «Кто едет в паровозе» | Дети выполняют физминутку | 1 мин |
6. | Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) | Игра «Найди звук» -Ребята, а вы знаете, что звуки умеют прятаться в словах? Звук (Ч) тоже решил с нами в прятки поиграть. И сейчас мы будем его искать в начале или конце слова. Если вы услышите звук Ч в начале слова, хлопайте в ладоши, если в конце слова, топайте ногами. Слушайте внимательно: чай, черепаха, чайка, чайник, чемодан, чулок, часы. Паровозик: Ребята, я очень устал, я много с вами играл. И сейчас Чу-Чу домой поехать хочу. Вот вам мое угощение, за ваше прилежное поведение! Друг мой остается у вас, не обижайте его. До свидание ребята! Чух-чух! -Вот и уехал паровозик домой, а какой друг остался с нами? | -Да -Хорошо Дети отгадывают слова с буквой «Ч» До, свидания! Звук Ч | 5 мин |
7. | Заключительная часть Итог занятия. Систематизация знаний. | -Чью песенку сегодня научился петь язычок? - Вам понравилось занятие? -Молодцы, ребята. | - песенку паровозика -Звук Ч -Да | 1 мин |
8. | Рефлексивно-оценочный этап | Я вижу, у всех хорошее настроение. Потрите ваши ладошки. Что чувствуете? Это тепло ваших благодарных, добрых сердец. Молодцы ребята, вы хорошо занимались и трудились. До, свидания. | Дети делятся впечатлениями. | 1 мин |
Самоанализ
педагогического мероприятия с детьми средней группы по образовательной области «Речевое развитие»,
раздел «Звуковая культура речи»
Педагогическое мероприятие с детьми на тему «Звук «Ч» по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Звуковая культура речи» построено по технологической карте в соответствии с ФОП, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей средней группы, с учетом знаний и умений воспитанников.
Возрастная группа: средняя группа
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Форма совместной деятельности: игровая
Форма организации: подгрупповое
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательная, трудовая, продуктивная
Тема: «ЗКР «Ч»
Цель: научить правильному произношению звука Ч;
Задачи:
Образовательные: Познакомить со звуком Ч; уточнить произношение звука Ч в словах;
Развивающие: развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику; развивать фонематические процессы.
Воспитательные: воспитывать навык взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности .
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: картинки с изображением предметов со звуком Ч;
Раздаточный: Чудесный мешочек, зеркало,
Методы и приемы: - практические – практическая работа, игра
- наглядные – показ, рассматривание.
- словесные – беседа, объяснение, вопросы, ответы, поощрение, художественное слово, итог.
- игровые – создание сюжетной игровой ситуации
Словарная работа:
Планируемый результат: дети научились произносить «Ч» словах; употребляли в речи название предметов со звуком «Ч»; внимательно слушали воспитателя, стремились четко, правильно произносить все звуки.
Используемые технологии: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, игровая, ИКТ.
Педагогическое мероприятие с детьми состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Структура занятия соответствует целям и типу занятия. Весь материал построен в логической последовательности. Все этапы взаимосвязаны между собой. Материал целесообразно распределен по времени и этапам занятия. Для достижения цели создана образовательная среда.
Педагогическое мероприятие с детьми носит развивающий характер, для этого были использованы: игры, ИКТ.
Каждый ребенок был активно включен в деятельность на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности.
Вводная часть: Музыкальное приветствие «Доброе утро!» способствовали созданию психологической комфортности. Настроили детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, дали психоэмоциональную разрядку, создали заинтересованность предстоящей деятельностью.
Основная часть Педагогическое мероприятия с детьми представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.
Игровая мотивация – знакомство с новым другом паровозиком «ЧУ-ЧУ», заинтересовала детей и мотивировала их к дальнейшим действиям – игры с звуком «Ч».
Для решения образовательной задачи были использованы вопросы, направленные на активизацию имеющихся знаний, расширяла представление детей по теме, предлагала выполнить практическое задание. Наблюдался интерес к заданию, утомления не наблюдалось.
Интонацией голоса старалась создавать в группе доброжелательную атмосферу. Активировала каждого ребёнка для участия в анализе выполненных работ. Практическая часть занятия сопровождалась музыкой.
В ходе проведения занятия были использованы элементы здоровьесберегающих технологий – Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Часики», пальчиковая игра «Тучка», ритмическая физкультминутка «Кто едет в паровозе». Дети показали знания программного материла. Для активизации мыслительных операций воспитанников были использованы следующие методы и приемы:
- практические – игры «Найди звук», «Чудесный мешочек».
- наглядные – рассматривание картин с звуком «Ч».
- словесные – беседа, объяснение, вопросы, ответы, поощрение, художественное слово, итог.
- игровые – дидактические игры и (физминутка).
Данные методы я старалась раскрыть, используя разнообразные приёмы: вопросы, побуждающие детей использовать в собственной речи операции словообразования; обсуждение; пояснение и др.
Для определения освоения детьми предложенного материала осуществлялся контроль при помощи приемов: вопросов и ответов, обсуждений, уточнений, дополнений, обобщений, наблюдения, поощрения, итога.
Образовательная деятельность носит развивающий характер, для этого были использованы: беседа, поиск, ИКТ.
Каждый ребенок был активно включен в деятельность на протяжении всей образовательной деятельности. Активизация проходила в виде игры.
На заключительном этапе для закрепления материала, вместе с детьми играли игру «Найди звук».
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени
Таким образом, в связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.
Игра «Найди картинки, относящиеся к весне».
(Спросить детей, как определили время года на картинке).
В: А еще, ребята, с теплыми солнечными лучиками в марте месяце
просыпаются первые цветы. Кто помнит, как они называются?
Дети: Подснежники.
В: Почему их так называют?
Дети: Потому что они вырастают из-под снега.
В: Ребята, а цветочек так хочется понюхать. А рвать его можно?
Дети: Нет.
В: Тогда мы наклонимся и понюхаем подснежники.
Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Звуковая культура речи» Тема: «Звуки р и рь»
Цель: повышение качества речевого развития у детей....
Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: «Звуковая культура речи – звук Ж»
Тема: «Звуковая культура речи – звук Ж».Цель: Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж(изолированного, в звукоподражательных словах)Задачи:Образовательные...
Конспект организованной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет по образовательной области «Речевое развитие», раздел «Звуковая культура речи». Тема: «Ежи спешат на помощь. Звук Ф.»
Занятие проходит с детьми в игровой форме....
Самоанализ организованной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет по образовательной области «Речевое развитие», раздел «Звуковая культура речи». Тема: «Ежи спешат на помощь. Звук Ф.»
В самоанализе программное содержание организованной образовательной деятельности соответствует требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения, возрастным ос...
Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел: «Развитие речи» тема: ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ЗВУК [У].
Коспект по развитию речи.Тема: Звуковая культура речи.Звук[ У]...
Образовательная область " Речевое развитие" Раздел " Развитие речи" Тема : " Звуковая культура речи" - Звук "Ж"
Тема: «Звуковая культура речи – звук Ж».Цель: Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж(изолированного, в звукоподражательных словах)Задачи:Образоват...
19.02.2024г. Конспект занятия в 1 младшей группе. Образовательная область: Речевое развитие. Развитие звуковой культуры речи. Звуки «П» и «Пь». Заучивание стихотворения «Шляпа».
Способствовать четкому и правильному произношению звуков "П" и «Пь» в словах и фразовой речи. Способствовать развитию речевого дыхания....