Развитие речи Конспект открытого НОД "Звуковая культура речи. Работа над предложением".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Программное содержание:
-совершенствовать фонетическое восприятие;
-продолжать учить определять позицию звука С в словах;
-умение определять количество последовательность слов в предложении;
-продолжать работу над смысловой стороной слова;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 16.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи
Конспект открытого НОД "Звуковая культура речи. Работа над предложением".
Программное содержание:
-совершенствовать фонетическое восприятие;
-продолжать учить определять позицию звука С в словах;
-умение определять количество последовательность слов в предложении;
-продолжать работу над смысловой стороной слова;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
-кукла "Маша"
-мольберт
-репродукция картин "Золотая осень", "Ранняя осень", "Поздняя осень".
Организационный момент
Воспитатель: Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобы и огорчения.
Проходите, садитесь на стульчики.
Сюрпризный момент
Воспитатель: Ребята, вы слышите звук? По - моему, это стук? Посмотрите, кто к нам пришел? Кукла Маша
Кукла Маша: Ребята, я проходила мимо детского сада и решила зайти. Можно я побуду у вас, здесь так интересно!
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад я нашла вот такой красивый конверт. Давайте посмотрим, что в нем лежит.
Воспитатель по одной карточке прикрепляет к мольберту, дети называют предметы.
Дети: Стакан, бокал, люстра, салатница, конфетница.
Воспитатель: Какие это предметы? Из чего они сделаны?
Дети: Это хрустальные предметы, они сделаны из хрусталя.
Воспитатель: Правильно. А мяч из резины - какой он?
Дети: Резиновый.
Воспитатель: Ложка из дерева – какая?
Дети: Деревянная.
Воспитатель: Машинка из пластмассы – какая?
Дети: Пластмассовая.
По аналогии игра проводится дальше, воспитатель перечисляет разные предметы: ножницы, чашка, кастрюля, книга и т. д.
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком времени года говорится.
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят... (Осень)
Воспитатель: Ребята, а вся ли осень одинаковая?
(Есть осень ранняя, золотая, поздняя).
Воспитатель: Великие художники и поэты по-своему любили осень и восхищались ею.
Рассматривание картин осени.
Послушайте стихотворение Ф.Тютчева "Есть в осени первоначальной..."
«Есть в осени первоначальной,
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера».
Воспитатель: Ребята, а осень первоначальная - это какая?
(Первоначальная - самая первая)
Воспитатель: А каким, словом можно заменить слово дивная?
(Дивная - чудесная, удивительная, прекрасная)
Воспитатель: -А может ли быть осенний день хрустальным?
(Хрустальный - значит чистый, ясный, прозрачный, как бы из хрусталя)
Воспитатель объясняет, что такое лучезарные вечера! Лучезарны – сверкающие, сияющие.
Воспитатель: Ребята, сосчитайте количество слов со звуком Р в первых
двух строчках стихотворения.
(Первоначальной, короткая, пора).
Воспитатель: Можете ли вы назвать 2 первых звука в слове дивная? Ди - часть слова.
Есть и другие слова, начинающие на ди- (диета, дикарь, дикобраз, диск, дирижер...)
Воспитатель: Определите, в какой части слова слышится звук Р в слове дирижер?
(В середине и в конце).
Физминутка.
Мы ногами топ-топ-топ (шаги на месте)
Мы руками хлоп-хлоп-хлоп (хлопки в ладоши)
Мы глазами миг-миг-миг (моргание глазами)
Мы плечами чик-чик-чик (поочередно поднимаем плечи)
Раз сюда, два сюда (повороты влево -вправо)
Повернись вокруг себя
Руки кверху все подняли
Сели - встали, сели - встали (приседания)
Словно Ваньки - Встаньки стали
А теперь пустились вскачь,
Словно наш веселый мяч (подскоки на месте)
Раз - два, раз - два
Заниматься нам пора!
Воспитатель: А сейчас мы поиграем с вами с нашими звуковыми птичками. Я буду называть слово, а вы должны определить место звука «р» в словах.
- Первое слово – радуга. В каком месте стоит звук « р»?
Дети: Звук «р» в слове радуга стоит в начале слова.
По аналогии проводится игра со словами мороженое, крокодил, гром.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, из чего состоит предложение?
Дети: Из слов.
Воспитатель: Правильно. Послушайте, я вам прочитаю предложение. Мама варит суп.
Воспитатель: Ребята, сколько слов в этом предложении? Назовите первое слово, второе, третье. А теперь с помощью прямоугольников составьте схему предложения. Одно слово мы обозначаем одним прямоугольником.
Дети составляют на столах схему предложения.
Воспитатель: Сколько прямоугольников вы использовали? Почему?
Воспитатель: А сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение об осени. Послушайте его.
Чтение стихотворения К. Бальмонта «Осень»
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Воспитатель: Ребята, какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Почему?
- А теперь поиграем в игру «Путаница».
Дети выходят на ковер.
Воспитатель: Послушайте первое предложение стихотворения: «Поспевает брусника, стали дни холоднее».
Ребята, сколько слов в предложении? Сейчас я буду вам раздавать слова, а вы запоминайте свое слово.
Воспитатель называет слова из предложения и ребенка.
Воспитатель: А теперь постройтесь в том порядке, в котором стоят слова в предложении.
Игра проводится 2 – 3 раза.
Чтение детьми стихотворений об осени.
Воспитатель: Молодцы. Вы были сегодня очень внимательными на занятии и справились со всеми заданиями. А что вам понравилось больше всего? Что вызвало у вас затруднение?
Воспитатель: Кукла Маша, тебе понравилось у нас?
Кукла: Да, спасибо, ребята. Я узнал много интересного об осени, о звуках
в предложении. И теперь я буду стараться быть умной и любознательной как вы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое интегрированное занятие образовательная область « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной сказки «Бычок черный бочок, белые копытца»
Открытое интегрированное занятие образовательная область « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной ...
Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...
Конспект НОД развитию речи (обучение грамоте) Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш\
Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками « ж и ш»; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) зн...
Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением.
Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды игровой деятельности. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала....
Развитие речи Конспект НОД "Звуковая культура речи. Работа над предложением".
Развитие речиКонспект НОД "Звуковая культура речи. Работа над предложением"....
Конспект занятия по теме: Звуковая культура речи. Работа над предложением.
Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова...
Технологическая карта дистанционной ООД по развитию речи на тему "Звуковая культура речи. Работа со звуками [Ж]-[Ш]"
цель: упражнять в отчетливом произношении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж –ш в слов...