Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект по развитию речи | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
«Путешествие в сказочную страну»
Цель: формировать у детей звуковую культуру речи, познакомить детей с новым звуком «Ш»
Задачи:
Образовательные: учить детей четко произносить звук «Ш» изолированно, в слогах, словах; учить различать звук «Ш» на слух и в произношении; пользоваться различной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять слова со звуком «Ш».
Развивающие: развивать умение протяжно, без дополнительного подбора воздуха произносить звук «Ш», отчетливо и внятно проговаривать слова и фразы, насыщенные звуком «Ш»; развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.
Воспитательные: воспитывать внимание и культуру речевого общения.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация с жителями сказочной страны звуков; картинки со звуком (Ш), картинки для проговаривания чистоговорки со звуком «Ш»,
Этапы занятия | Содержание | Примечание |
1 часть Вводная Организационный момент | Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие. В страну звуков. Вы хотите побывать в этой сказочной стране? Дети: Да Воспитатель: тогда в путь 2 слайд Воспитатель: посмотрите, ребята, мы оказались в стране звуков. В этой сказочной стране живут веселые человечки с озорными язычками. Они забавные, веселые. Любят играть друг с другом, повторять различные звуки. | Дети перемещаются вместе с воспитателем в музыкальный зал, на экране сказочная страна, где живут человечки с веселыми язычками. |
2 часть. Основная Постановка проблемной ситуации | 2 слайд Воспитатель: Ребята, а что-то наши человечки какие-то грустные. Что же случилось? Воспитатель: оказывается, язычки разбаловались так, что теперь не понятно, что говорят сказочные человечки, не могут понять друг друга. Что же делать ребята? Дети: нужно научить их правильно произносить звуки. Воспитатель: Давайте научим человечков правильно произносить звуки | Дети рассматривают человечков на экране, предлагают, как помочь им в беде. |
Практическое решение проблемы Объяснение и показ правильных способов подготовки язычка Объяснение и показ упражнений педагогом. Выполнение детьми Упражнение «Язычок греется на солнышке» Упражнение «Ш-ш-ш» Упражнение с ладошкой Упражнение с ваткой Упражнение «Листочки шуршат» Упражнение «Гуси» Физкультминутка «Мы туристы» Упражнение «Звук в слогах» Игра «Назовите слова со звуком «ш» Игра «Назови слово» Игра «Хлопаем в ладоши» Загадка «Улитка» | Воспитатель: Мой Язычок очень любит выглядывать из домика. Посмотрите, как он это делает. Давайте вместе покажем, как язычок выглядывает из домика. Дети: повторяют за воспитателем Воспитатель: Давайте посмотрим, как Сашин язычок выглядывает, а теперь Машин, Лерин и т.д. Воспитатель: однажды решил Язычок поиграть: вообразил, что он лисичка, распустил хвостик (сделал его широким) и выставил на улицу, чтобы лисий хвостик погрелся на солнце. Вот так. Давайте вместе со мной. (дети повторяют за воспитателем) Воспитатель: Вдруг Язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и спрятал хвостик за верхние зубы, и домик закрыл, чтобы собака не вбежала за ним следом. А хвостик все равно держал за верхними зубами. Попробуйте и вы спрятать кончик языка за верхние зубы. Воспитатель: Молодцы ребята. Воспитатель: Подождал Язычок немножко и опять решил посмотреть, где собака. Он открыл домик, но хвостик не опустил. Уж очень он боялся, что собака где-то рядом. Он все время держал хвостик поднятым кверху. Вот так (показывает). Покажите. Дети показывают. Воспитатель: Маша, покажи, как язычок держал хвостик. Саша…Илья…. Несколько раз Язычок открывал и закрывал домик, а хвостик все держал поднятым кверху. Вот так (показывает). Но собаки нигде не было. Она давно убежала. Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Я скажу: «Хвостик греется на солнышке», а вы положите язык на нижнюю губу – на крылечко домика. Вот так. Потом я скажу: «Собака!», а вы поднимите кончик язычка кверху и спрячьте его в домике. Вот так. Потом вы будете домик открывать и закрывать, а Язычок будет сидеть в домике и держать хвостик поднятым кверху. Домик закрывайте, а кончик языка не опускайте!» (дети выполняют задания) Воспитатель: А теперь давайте попробуем поднять кончик языка кверху, округлив и вытянув губы, произнести: «Ш-ш-ш» (2–3 раза). При этом выдох не должен быть длительным – 2–3 секунды. Посмотрите, как я делаю. Воспитатель: А теперь подставьте ладошку ко рту вот так, и попробуйте еще раз произнести звук ш, чувствуете, на ладони ощущается струя воздуха? Она теплая или холодная? Только не прижимайте ладонь ко рту. (Дети, не умеющие произносить звук Ш, подносят ладошку ко рту воспитателя, который говорит: «Ш-ш-ш»). Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам поэкспериментировать. Посмотрите, у меня есть маленький кусочек ватки, смотрите, что с ним происходит, если ватку положить на ладошку и произнести звук ш. Ватка подпрыгивает, а иногда и слетает с ладони. Воспитатель: у вас у всех лежат кусочки ваты. Попробуйте теперь вы положите ватку на ладошку, произнесите звук «Ш». Молодцы ребята. Слайд 3 Воспитатель: Давайте с вами поиграем. Вы будете изображать листочки. Листочки шуршат. Подул ветер, листочки зашуршали: «Ш-ш-ш». Как зашуршали листочки? Маша, как зашуршали листочки? Сережа? Алена? А теперь листочки зашуршали сильнее. Еще сильнее. А теперь совсем сильно. Воспитатель: Ветер стал стихать, листья шуршат тише, еще тише, совсем тихо. Воспитатель: молодцы ребята. 4 слайд Воспитатель: А теперь вы будете Гуси. Гуси шипят. Теперь шипят сильнее, потом совсем сильно. А теперь шипят тихо, совсем тихо». 5 слайд Физкультминутка: «Мы туристы, мы в пути. Воспитатель: Ребята, жители веселой страны, предлагают нам повторить, небольшие стишки: 6 слайд Ша-ша-ша, у меня лапша Воспитатель: Давайте скажем все вместе. А теперь скажи Даша… Света… Марина 7 слайд Шо-шо-шо, летом хорошо. Воспитатель: Давайте скажем все вместе. А теперь скажи Сережа… Алина… Маша 8 слайд Шу-шу-шу, я флажком машу Воспитатель: Давайте скажем все вместе. А теперь скажи Саша… Ваня… Лена 9 слайд Шу-шу-шу, Мише я пишу. Воспитатель: Давайте скажем все вместе. А теперь скажи Оля… Ваня… Марина Воспитатель: Давайте скажем все вместе. А теперь скажи Даша… Света… Миша 10 слайд Ши-ши-ши, Миша и Маша – малыши. Молодцы, ребята, порадовали жителей сказочной страны 11 слайд Воспитатель: Слов, которые начинаются со звука ш, очень много. А какие слова, которые начинаются на звук ш, знаете вы? Дети называют слова со звуком «ш» 12-17 слайды Ребята, посмотрите, человечки сказочной страны принесли нам картинки, здесь спрятаны слова, давайте назовем их. Воспитатель показывает картинки, дети называют слова: шалаш, шампунь, шапка, шашки, шахматы, шашлык. 18 слайд Давайте проверим, услышите ли вы звук Ш, когда я буду произносить слова. Вставайте. Когда услышите слово, начинающееся со звука ш, хлопните в ладоши: шуба… теплая… шелк… красивый… шахтер… шинель… шиповник… розовый… шторы. 19 слайд Воспитатель: А ещё у жителей страны звуков есть подружка, а кто это, вы узнаете из загадки. Слушайте внимательно. И найдите в загадке слова, со звуком ш. «Улитка» (из немецкой народной поэзии в пер. Л. Яхнина): Толстушка-ползушка Дом – завитушка, Ползи по дорожке, Ползи по ладошке, Ползи, не спеши, Рога покажи. Воспитатель: и кто эта толстушка-ползушка дом – завитушка? Дети отгадывают (улитка) 20 слайд (улитка) Воспитатель: правильно, это улитка, давайте еще раз назовем слова со звуком ш, которые вы услышали в загадке. Воспитатель: А сейчас давайте попробуем загадать загадку жителям сказочной страны звуков. Помогайте мне. Дети повторяют слова загадки. Воспитатель: Маша, загадай загадку жителям сказочной страны. Алина теперь ты. Воспитатель: А сейчас произнесут загадку про улитку только мальчики. Теперь только девочки. Воспитатель: Молодцы ребята. | Подготовка артикуляционного аппарата. Показ воспитателем, дети выполняют действия с язычком. Воспитатель обращает внимание на правильность выполнения детьми задания. Индивидуальна, подгрупповая работа Воспитатель показывает соответствующие артикуляционные упражнения, дети повторяют. Воспитатель показывает соответствующие артикуляционные упражнения, дети повторяют. Выполнение упражнения на произношение изолированного звука «Ш» Выполнение упражнения на произношение изолированного звука «Ш» Воспитатель показывает упражнение с ваткой, дети выполняют самостоятельно. Выполнение упражнения на произношение изолированного звука «Ш» Воспитатель следит за правильным произношением звука «Ш» с различной силой голоса. Индивидуальная работа Воспитатель следит за правильным произношением звука «Ш» с различной силой голоса. Выполнение физкультминутки Воспитатель предлагает картинку с изображением и детьми повторяют за ним слоги со звуком «ш». Групповая и индивидуальная работа Дети называют слова, воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили звук «Ш» в словах Дети называют слова, воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили звук «Ш» в словах Воспитатель произносит слова, дети хлопают в ладоши, когда слышат звук «Ш» Воспитатель читает загадку, дети отгадывают, называют слова со звуком «ш» Воспитатель предлагает проговорить загадку всей группе, индивидуально, подгруппой детей. |
3 часть. Заключительная часть Рефлексия. Подведение итогов | 21 слайд Воспитатель: Ребята, посмотрите, жители сказочной страны звуков стали веселыми. Радуются, играют. Благодарят нас (на экране веселые человечки жители страны, благодарят ребят, что научили язычки правильно произносить звук «ш») Воспитатель: Вам понравилось путешествовать по стране звуков? А что запомнилось больше всего? Какой звук мы учились находить в словах? Какие игры вам понравились? Дети отвечают, что им запомнилось, что понравилось Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас предлагаю вам отправиться в группу | Воспитатель подводит итог занятия. На экране появляются человечки. Они благодарят детей. Воспитатель привлекает детей к подведению итогов (задает вопросы, хвалит за помощь человечкам) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе "Звук "Ц"
Дети средней группы знакомяться со звуками .это происходит в игровой форме.Д ля этого используються стихи, потешки иллюстрации....
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе "Звук "Ц"
Задачи:1. Учить различать слова, начинающиеся со звука «ц», ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.2. Упр...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе звук "м"
Конспект занятия по звуковой культуре в средней группе звук "м"...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Звуковая культура речи: звуки З и ЗЬ."
Конспект НОД по развитию речи...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звук [М]»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звук [М]»Цель: Знакомство со звуком «м»Задачи:Учить произносить звук «м».Учить подбирать картинки со зв...
Методическая разработка конспекта открытого занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [Ч]»
Часто возникает вопрос как у воспитателя,так и уродителей:"Как привлечь ребёнка к занятию?". Так вот, в занятии должен быть сюрпризый момент-это появление какого-либо персонажа. ...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Увлекательное знакомство со звуками [з] и [зь]»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе«Увлекательное знакомство со звуками [з] и [зь]»...