Программа дополнительного образования "Речецветик"
рабочая программа по развитию речи
Занятия с логопедом — основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования "Речецветик" | 53.36 КБ |
Рабочая программаучителя логопеда 2023 гд | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В настоящее время в группах детских садов число детей с ОНР резко увеличилось. ОНР характеризуется нарушением формирования основных компонентов речевой системы звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи. Эти нарушения затрудняют процесс полноценного овладения детьми программой детского сада, а в дальнейшем – и процесс школьного обучения. Своевременная же коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психической готовности детей к усвоению школьной программы.
Умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои мысли – все это требует достаточного уровня развития лексико-граммотического компонента речи.
Необходимо сказать о важности преодоления нарушений лексической системы именно в дошкольном возрасте, так как, к этому возрасту, ребенок успевает усвоить все основные модели родного языка. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Несмотря на количественное пополнение словаря, основной «каркас» остаётся неизменным. Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи — одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. Занятия с логопедом — основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Дети с ЛГНР – постоянный контингент детей, зачисляемый на логопункт СОШ п.Верхнеказымский . По положению о «Логопедическом пункте, именно такие дети, наряду с детьми с ОНР, ФНР, ФД зачисляются на лого пункт. Значительная распространенность данного вида речевого нарушения зависит от множества наследственных и внешних факторов современной жизни. Необходимо отметить, что своевременное выявление и систематизированное обучение позволяет практически полностью убрать данные негативные проявления, обеспечив ребенку полноценную подготовку к школьному обучению. Настоящая программа описывает курс занятий с детьми дошкольного возраста (5-7 лет); разработана на основе источников, приведённых в списке литературы.
Цель данной программы
Обогащение словаря; уточнение значений слов; формирование словообразования. Формирование полноценной системы родного языка и овладение детьми навыками звукового анализа и синтеза, позволяющими подготовить ребенка к овладению грамотой.
Для достижения цели программы необходимо выполнение следующих условий:
- достаточная квалификация учителя-логопеда, владение коррекционными методами и приемами логопедической работы;
- углубленное изучение речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей.
Целенаправленная логопедическая помощь детям с ЛГНР позволяет преодолеть выявленные речевые недостатки, пресекает развитие вторичных нарушений, обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.
Достижение заявленной цели возможно через решение следующих задач:
- формирование правильного произношения и уточнение артикуляции уже имеющихся звуков;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие анализа и синтеза звукового состава речи;
- подготовка детей к обучению грамоте;
- расширение и активизация словаря;
- воспитание связной, грамматически правильно оформленной речи.
Сроки реализации программы
Цикл логопедических занятий рассчитан на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю в соответствии с тематическим планированием. Предусматривается 30 занятий.
Формы работы с дошкольниками:
фронтальные, групповые занятия.
Ожидаемый результат
Постепенное систематическое приучение ребенка с 5 лет к заданиям по развитию звукового анализа и фонематического восприятия позволяет сформировать крепкие фонематические представления у ребенка. На первом году обучения основная задача состоит в формировании словообразования, умения вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять на слух из него отдельные звуки; затем ребенок должен научиться произносить этот звук утрированно вне слова; далее ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук; и в итоге действие переносится в умственный план, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова. Параллельно отрабатывается артикуляция различных звуков, уточняется их произношение.
Дети учатся определять первый и последний звук в слове, находить место звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова). Далее ребенок осваивает последовательный анализ слова. Именно этот процесс лежит в основе формирования навыков письма и чтения. Весь первый год ребенок опирается на вспомогательные средства: фишки и условно-графические схемы. В первом полугодии основным является знакомство с гласными и согласными звуками, а также различение звуков по мягкости – твердости, во втором полугодии происходит дифференциация согласных звуков по различным характеристикам: твердые - мягкие, звонкие – глухие.
Дети должны научиться:
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов с исправленными звуками, используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи исправленными звуками в простых распространенных и сложных предложениях, при пересказе, в диалогической речи;
• владеть навыками словообразования с исправленными звуками: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и прочее;
• грамматически правильно оформлять фонетическую сторону самостоятельной речи в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий с правильным их произношением (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
Общедидактические и специальные принципы
Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов:
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Комплексность воздействия на ребенка.
Воздействие на все стороны речи.
Опора на сохранные звенья.
Учет закономерностей онтогенеза.
Учет ведущей деятельности.
Учет индивидуальных особенностей ребенка.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми.
- Интерактивный метод обучения.
- Технология игрового обучения.
- Метод наблюдения и беседы.
Учебно-тематическое планирование логопедических занятий,
1 год обучения.
Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирново Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-7 лет с ОНР.»
Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода:
Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 1 раза в неделю. Содержание коррекционного обучения включает в себя:
* развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;
* подготовку к овладению диалогической формой общения;
* практическое усвоение некоторых способов словообразования — с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);
* усвоение притяжательных местоимений «мой — моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах;
* преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонение 3-го лица единственного числа настоящего времени (»спи» — «спит», «пей» — «пьет»);
* овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке
* усвоение навыка составления короткого рассказа.
Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.
Второй период обучения — декабрь, январь, февраль, март
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 1 раза в неделю. Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя:
* уточнение представления детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;
* практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («яблочный»), растениям («дубовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный» и т.д.);
* различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «какой-какая-какое?»; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;
* упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем»;
* употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации);
* закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
* составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.
На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:
* закрепление правильного произношения звуков, уточненных на индивидуальных занятиях первого периода;
* постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;
* дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;
* формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость;
* восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.
Третий период — апрель, май, июнь
Фронтальные занятия по формированию лсксико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 1 раза в неделю.
Содержание данных занятий включает в себя:
* закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (»выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т.п.);
* закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ов, ин, ев, ан, ян);
* образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных («волчий», «лисий»);
* образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: еньк — оньк;
* усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами" («добрый» — «злой» и т.п.);
* уточнение значений обобщающих слов;
* формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:
* расширение значения предлогов: «к» употребление с дательным, «от» — с родительным падежом, «с — со» — с винительным и творительным падежом;
* отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах;
* составление разных типов предложений:
а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
б) предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»),с противительным союзом «или»;
в) сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я. хочу, чтобы..);
* преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»); изменением вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»);
* умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»);
* умение выделять предлог как отдельное служебное слово;
* закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.).
фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 1 раза в неделю:
1. усвоение звуков, л, с., ш, с-з, р-л, ы-и в твердом и мягком звучании в прямом слоге;
2. дифференциацию звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости (л-л,), (т-т,), по месту образования (с-ш);
3. овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас — са), односложных слов типа «суп».
Тематическое планирование логопедических занятий
Месяц Неделя № | Лексическая тема | Формирование Фонетической стороны речи | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь |
1 Сентябрь | Детский сад | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Составление простых предложений, определение порядка следования слов в предложении. Развитие внимания и зрительно-моторной координации | Пересказ рассказа«В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям |
2 | Овощи | Формирование фонематического восприятия | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование относительных прилагательных от существительных | Рифмованный рассказ «Корзина с урожаем» |
3 Октябрь | Фрукты | Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава | Усвоение категории родительного падежа единственного числа; образование множественного числа существительных; составление предложений по картинкам | Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. Рассказ-описание «Лимон» |
4 | Сад – огород | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Согласование существительных с глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов: в, на; отработка падежных окончаний имен существительных множественного числа | Составление рассказа – описание с элементами сравнения «Помидор и яблоко» |
5 | Грибы | Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава | Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число; упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже | Чтение, пересказ по цепочке и драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом» |
6 | Осень | Формирование фонематического восприятия | Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа; закрепление употребления в речи обобщающих слов: осень, урожай, сад, огород, овощи, фрукты | Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа или магнитной доски |
7 Ноябрь | Перелетные птицы | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Формирование понятий о живых организмах; дифференциация вопросов: «Что это? – Кто это?»; усвоение категории родительного падежа; усвоение глаголов с разными приставками | Составление рассказа о птичке, которая вылетела из гнезда в поисках корма по демонстрируемым действиям |
8 | Лес | Формирование фонематического восприятия | Обучать образованию относительных прилагательных. Усвоение употребления имен существительных в категории родительного падежа единственного числа с предлогом около. Учить подбирать противоположные по значению слова (антонимы) | Составление описательного рассказа «Что можно увидеть в лесу?» по серии сюжетных картинок |
9 | Игрушки | Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава | Учить образовывать относительные прилагательные от существительных; усвоение глаголов 3 лица, единственного числа, прошедшего времени | Составление короткого рассказа-описания «Кукла» |
10 | Одежда и обувь | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными, учить подбирать прилагательные к существительным. Составление сложно-подчиненных предложений по двум картинкам. Продолжение усвоения антонимов | Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок |
11 Декабрь | Посуда | Уточнение артикуляции и произношения звука [а] | Усвоение употребления имени существительного в категории родительного падежа с предлогом из. Усвоение употребления существительных в категории творительного падежа с предлогом с. Усвоение образования прилагательных. Закреплять умение употреблять предлогииз, с | Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» |
12 | Продукты питания | Уточнение артикуляции и произношения звука [у] | Усвоение категории творительного падежа, усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом из. Развитие познавательного интереса | Составление рассказа «Гости» по опорным предметным картинкам |
13 | Зима | Уточнение артикуляции и произношения звука [и] | Усвоение категории предложного падежа с предлогом на. Учить подбирать глаголы к существительным по теме. Развитие произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности | Рассказ по сюжетной картинке «Петя и снеговик». Усвоение навыка составления короткого рассказа. |
14 | Новогодний праздник | Уточнение артикуляции и произношения звука [о] | Составление предложений по двум опорным словам. Работа с деформированным предложением. Развитие зрительно-моторных навыков. Развивать навыки словообразования и словоизменения | Составление рассказа по опорным предметным картинкам на зимнюю тематику |
15 Январь | Зимующие птицы | Уточнение артикуляции и произношения звука [э] | Закрепление понятий «одушевлённый/неодушевлённый». Усвоение категории родительного падежа множественного числа. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Формирование и активизация словаря | Составление описательного рассказа о зимних птицах с использованием схемы |
16 | Дом и его части | Уточнение артикуляции и произношения звука [м] , [м’] | Закрепление умения составлять предложения с опорой на предметные картинки. Упражнять в образовании прилагательных от существительных | Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа |
17 Февраль | Мебель | Уточнение артикуляции и произношения звука [п], [п’] | Закрепление употребления предлогов на, за, под. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Умение сравнивать предме ты по их различным или сходным качествам(стул -кресло). | Рассказ – описание «Стул». Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. |
18 | Транспорт | Уточнение артикуляции и произношения звука [б], [б’] | Усвоение глагола«ехать» с разными приставками. Закреплять умение согласовывать имена существительные с глаголами. Учить подбирать противоположные по значению слова-антонимы (быстро — медленно, дале ко — близко) | Рассказ о кораблике. Усвоение навыка составления короткого рассказа. |
19 | Части тела | Уточнение артикуляции и произношения звука [т], [т’] | Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица | Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. |
20 | Домашние животные | Уточнение артикуляции и произношения звука [д], [д’] | Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик,- очк, -очек. Формирование и активизация словаря | Рассказ «Найда». Формирование навыка составления короткого рассказа по опорным предметным картинкам |
21 Март | Дикие животные | Уточнение артикуляции и произношения звука [к], [к’] | Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить подбирать прилагательные к существительным по теме | Рассказ по опорным предметным картинкам «Кто как зиму проводит» |
22 | Дикие и домашние животные | Уточнение артикуляции и произношения звука [г], [г’] | Учить образовывать сложные слова, развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие зрительной памяти и произвольного внимания, аналитико-синтетическую деятельность. Практическое употребление притяжательных прилага тельных (лисий хвост, вол чьи зубы) | Формирование навыка составления короткого рассказа. Рассказ – сравнение «Лошадь и белка» |
23 | Дикие животные холодных стран | Уточнение артикуляции и произношения звука [с] | Усвоение категории дательного падежа. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Составление сложных предложений с союзома. | Составление рассказа – сравнения «морж и ёж» по картинкам и вопросам логопеда |
24 | Дикие животные жарких стран | Продолжение уточнения артикуляции и произношения звука [с] | Выделение четвертого лишнего. Развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие внимания, памяти, зрительно-моторной координации. Закреплять основные знания названий животных и их детёнышей, где живут, чем питаются, как передвигаются | Рассказ – описание «Слон». Формирование навыка составления короткого рассказа. |
25 Апрель | Профессии | Дифференциация звуков [с] и [з] | Классификация картинок по тематическим признакам с целью усвоения категории дательного падежа. Развивать навыки словообразования и словоизменения. Учить называть профессии по месту работы или роду занятия | Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы |
26 | Наш город | Уточнение артикуляции и произношения звука [ш] | Развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности | Рассказ по опорным предметным картинкам «Дети на прогулке» |
27 | Весна | Дифференциация звуков [с] и [ш] | Учить составлять предложения с союзомпотому что. Развивать навыки словообразования и словоизменения | Составление рассказа о весне по вопросам логопеда |
28 | Насекомые | Уточнение артикуляции и произношения звука [л] | Четвертый лишний. Учить употреблять предлог под, развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности | Составление рассказа по опорным предметным картинкам. Рассказ «Сороконожка» |
29 Май | Хлеб | Уточнение артикуляции и произношения звука [р] | Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ечк, -очк, -ик,-ек. Формирование навыка составления предложений по двум опорным словам | Драматизация сказки «Колобок». Кукольный театр |
30 | Лето | Дифференциация звуков [р] и [л] | Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени. Закреплять умение образовывать глаголы в прошлом времени | Составление рассказа «Лето красное пришло» по сюжетной картине |
Всего 30 занятий |
Приложение 1
Структура фронтальных занятий
Логопедическое занятие направлено на развитие речевых и психомоторных функций и состоит из нескольких взаимосвязанных частей:
1. Оргмомент. Релаксационные упражнения. Формирование пространственных представлений. Развитие слухового восприятия.
2. Развитие тонкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью.
3. Массаж или самомассаж.
4. Мимические упражнения.
5. Артикуляционная гимнастика. Выработка тонких артикуляционных движений. Формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата.
6. Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса. Координация речи с движением. Преодоление нарушений слоговой структуры.
7. Постановка звуков (последовательность) :
Свистящие С З Ц С’ З’
Сонор Л’
Шипящий Ш
Сонор Л
Шипящий Ж
Соноры Р Р’
Шипящие Ч Щ
8. Автоматизация звука в слогах.
9. Автоматизация звука в словах.
10. Автоматизация звука в словосочетаниях.
11. Автоматизация звука в предложениях.
12. Дифференциация звуков:
С-З, С-С’, С-Ц, С-Ш;
Ж-З, Ж-Ш;
Ч-С’, Ч-Т’, Ч-Щ;
Щ-С’, Щ-Т’, Щ-Ч, Щ-Ш;
Р-Л, Р-Р’, Р’-Л’, Р’-Й, Л’-Л;
13. Автоматизация звука в чистоговорках.
14. Автоматизация звука в загадках и стихах.
15. Автоматизация звука в самостоятельной речи
Приложение 2
Список терминов.
артикуляция звуков
вторичные нарушения
высшие психические функции
дефекты произношения звуков
звенья порождения речи
коррекционно-развивающие программы
лексико-грамматический строй речи
логопункт ДОУ
медико-психолого-педагогический консилиум
мониторинг
навыки звукового анализа и синтеза
обучение грамоте
паронимы
парциальные нарушения
речевые нарушения
фонематические представления
фонематическое восприятие
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)
ФНР (фонетическое недоразвитие речи)
Приложение 3
Материально-техническое оснащение:
–4 шкафа для наглядных пособий и специальной литературы;
- 1 шкаф для одежды логопеда;
– письменный стол для логопеда;
– 3стола для детей;
– 2 больших стула;
– 10 детских стульчиков;
– раковина (1 штука);
– настенное зеркало,
– 4 зеркала для индивидуальной работы;
– магнитная доска;
- фланелеграф;
– наборное полотно с буквами;
– логопедические зонды (15 штук), спирт, вата, чистое полотенце, салфетки;
– массажные зонды (5 штук);
– шпатели (10 штук);
– деревянные (разовые) шпатели;
- массажных мячика (6 штук);
– пластмассовые тарелки (6 штук);
– пластмассовые стаканчики (8 штук);
– оргонайзер (5штук);
– автоматизированное рабочее место учителя-логопеда;
– принтер;
–DVD проигрыватель;
– ножницы (6 штук);
– папки для дидактического материала (20 штук);
– домики для развития звукового анализа (5 штук);
– ящик для картин (1);
– ковёр напольный (2);
– цветы в горшках и кашпо (3 штуки);
– дидактический материал (см. каталог);
– специальная литература (см. каталог).
Мультимедийное оснащение:
- Коммуникативная деятельность дошкольников (речевые тренинги, обучение грамоте)
- Гарфильд дошкольникам (основы лексики и орфографии)
- «Игры для Тигры» Л.Р.Лизуновой
Приложение 4
Дидактический материал.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ
1. Стребелёва, Е. А. Наглядный материал для обследования детей. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Е. А. Стребелёва. – М. : Просвещение, 2007.
2. Громова, О. Е. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2–4 лет / О. Е. Громова, Г. И. Соломатина. – М. : Творческий центр «Сфера», 2004.
3.Три альбома для обследования речи детей (авторский).
4. Игрушки, счётный материал, материал для обследования мелкой моторики пальцев рук.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1. Пособия для развития речевого дыхания: снежинки, султанчики, бабочки, пузырьки, вертушки, полоски бумаги, ватные мячи и др.
2. Картинки-профили правильной артикуляции звуков.
3. Рисунки с изображением артикуляционных упражнений.
4. Картинки – символы звуков.
5. Карточки для звукового анализа.
6. Цифровые ряды (наборы цифр от 1 до 10 на каждого ребёнка).
7. Набор фишек.
8. Картинный материал для автоматизации звуков в словах, фразах, текстах:
– Каше, Г. А. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста : наглядное пособие для детских садов / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева. – М. : Просвещение, 1971.
– Наумова, Э. Д. Играя, учимся говорить («Речевое домино», «Подбери по форме», «Сравни предметы») / Э. Д. Наумова. – М.: Просвещение, 1994.
– Демонстрационный материал: картинки со всеми звуками речи.
9. Дидактические игры: «Поймай рыбку»; «Узнай слово по гласным»; «Как их зовут?»; «Определи место звука»; «Пирамида»; «На какой звук начинается слово?»; «Если звук ты угадал, верно слово ты назвал»; «Цепочка слов»;
10. Пособия для дифференциации звуков: сигналы разного цвета; игра «Красный – белый»; «Слова-паронимы» (картинки-слова, отличающиеся одним звуком, на все пары; «Звенит – жужжит» (з – ж); «Свистит – шипит» (с – ш); «Звенит – жужжит – свистит – шипит»; цветные кружки синего, зелёного, красного, жёлтого цветов; «Четвёртый лишний» (на звуки); речевой материал: чистоговорки, потешки, загадки, пословицы, стихи, рассказы; «Найди свой домик»; «Загадочный круг»; наглядное пособие «Звучащее слово»; картинки «Формирование правильного произношения у детей»; «Подбери слово»; «Кто скорее?»; «Будь внимательный!»; «Выложи схему слова»; «Схемы слов»; флажки разных цветов; «Кто в домике живёт?»; «Поезд».
МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ
1. Демонстрационный предметный материал для фронтальных занятий по темам .
2. Папки с картинным материалом:
«Предметы туалета»,«Овощи»,«Фрукты», «Ягоды», «Грибы»,«Деревья», «Игрушки», «Одежда», «Дом и его части», «Мебель», «Семья», «Домашние птицы и их детёныши», «Домашние животные и их детёныши»,«Дикие животные»,«Транспорт», «Продукты питания», «Посуда», « Времена года»,«Комнатные растения»,«Насекомые»,«Цветы»,«Рыбы»,«Русская народная игрушка», «Инструменты», «Стройка»,«Заводы и фабрики»,«На Крайнем Севере»,«Школа. Школьные принадлежности».
3. Зоологическое лото. Лото «Домашние животные и птицы»; «Транспорт».
4. Дидактические игры «Животные и их детёныши» (пазлы); «Антонимы»; «Синонимы»; «Времена года»; «Части суток»; «Чей хвост? Чья голова?»; «Какой? Какая? Какое?» (относительные прилагательные); «Кто как передвигается?»; «Кем я буду?».
5. Картинки сюжетные с глаголами «моет», «одевает»; «Что забыл нарисовать художник?»; «Кому что нужно?»; «Когда это бывает?»; «Кто как голос подаёт?»; «На ферме»; «Найди такой же».
6. Картинки к словам сложного слогового состава.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Для отработки форм и категорий.
1. Многозначные слова : наглядно-дидактическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.
2. Дидактические игры «Один – много» (единственное и множественное число существительных на -ы, -и, -а, -я); «Кого – чего много?» (родительный падеж множественного числа существительных); «Кто с кем?»; «Кого не стало?» (согласование существительных с количественными числительными); «Сложи сам» (родительный падеж); «Цветные тележки»; «Составь предложение» (сложносочинённые предложения с союзами а, или и сложноподчиненные предложения с союзами потому что, чтобы); «Из чего сделан предмет?»; «Назови, какой сок»; «Мой, моя, моё»; «С какого дерева лист?»; «Кто что делает?»; «Подбери однокоренные слова»; «Какой? Какая? Какое? Какие?»; «Белый, жёлтый»; «Подбери слова-признаки»; «Кто на чём поедет?»; «Кто где живёт?»; «Где что растёт?»; «Угостим друзей»; «Найди такой же»; «Кому что нужно?»; «Весёлый счёт»; «Что можно считать парами?»; «Чего не хватает на рисунке?»; «Поздравим с днём рождения Лену и Ниночку»; «Что делает? Что сделал?» (глаголы совершенного и несовершенного вида); «Чем можем, поможем».
3. Слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
4. Единственное и множественное число глаголов.
5. Таблицы «Сколько предметов я вижу».
6. Картинки для составления простых предложений с дополнением, с предлогами.
7. Сюжетные картинки для составления предложений в разных падежах.
8. Картинки-слова, которые имеют форму только множественного или только единственного числа.
9. Употребление существительных в предложном падеже единственного и множественного числа.
10. Существительные с беглой гласной в корне слова и с основой на мягкий знак. Домино «Один – много».
11. Несклоняемые имена существительные.
12. Составление предложений по опорным предметным картинкам.
13. Составление предложений по опорным словам.
14. Составление предложений по двум предметным картинкам.
15. Составление предложений с предлогами.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
2. Ушинский, К. Д. Четыре желания: комплект сюжетных картин для развития речи детей / К. Д. Ушинский. – Киев : Мистецтво, 1983.
3. Чуковский, К. Телефон / К. Чуковский. – Киев : Мистецтво, 1984.
4. Времена года. – М.: Советский художник, 1980.
5. Картинки для составления рассказов на фланелеграфе:
– Сказка «Репка».
– Сказка «Снегурочка».
– Сказка «Колобок».
– Времена года.
– «Ежик».
6. Серии последовательных сюжетных картинок.
7. Схемы для составления описательных рассказов по темам.
8. Мнемотаблицы для составления описательных рассказов.
9. Алгоритмы по составлению предложений.
10. Загадки.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ ПО ГРАМОТЕ
1. Аникушина, А. Слоги, ребусы, загадки / А. Аникушина. – М.: Ребус, 2007.
2. Таблицы по обучению чтению.
3. Наборное полотно с буквами.
4. Азбука в картинках.
5. Трафареты букв для штриховки.
6. Разрезные азбуки для каждого ребёнка.
7. Схемы для выкладывания слов, предложений.
8. Ребусы.
9. Слоговые таблицы для чтения, таблицы для чтения слов, предложений, рассказов.
10. Дидактические игры: «Добавь букву»; «Буква заблудилась»; «Добавь слог, назови слово»; «Расшифруй слова»; «Молчанка»; «Раз, два, три»; «Читаем сами»; «Слоги разбежались»; «Буквы рассыпались»; «Внимательные глазки».
11. Читаем с опорой на картинки.
12. Прочитай-соедини.
13. Допиши словечко.
14. Составь предложение по схеме.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ, ВНИМАНИЯ,
ПАМЯТИ, СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ
1. Коноваленко, С. В. Смотри, думай, выигрывай / С. В. Коноваленко. – М.: Детство-Пресс, 2012.
2. Игры «Сложи картинку»; «Что изменилось?» (сравнение двух картинок); «Составь такой же узор»; «Замри»; «На что это похоже?»; «Подбери цвет к предмету»; «Подбери по цвету»; «Подбери по форме»; «Какой из шести?»; «Найди девятое»; «Найди пару» (3 варианта); «Футболисты»; «Составь букет»; «Подбери чашки к блюдцам»; «Четвёртый лишний»; «Помоги Незнайке»; «Продавец и покупатель».
3. Пирамидки.
4. Кубики.
5. Мозаики.
6. Пазлы.
7. Наборы предметных картинок для запоминания (от 4 до 10).
8. Счётные палочки (8 наборов).
МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
1. Трафареты по всем изучаемым темам.
2. Шнуровки.
3. Игры «Волшебные верёвочки»; «Яблоня»; «Снеговик».
4. Кубики.
5. Мозаики.
6. Пазлы.
7. Раскраски.
8. Цветные карандаши.
12. Подбор специальных упражнений для развития мелкой моторики.
13.Мячики.
ИГРУШКИ
1. Пирамидка деревянная.
2. Кукла (4 штуки).
3. Собачка.
4. Степашка.
5. Хрюша.
6. Тигр.
7. Енотик.
8. Буратино.
9. Кошка.
10. Дудочки (2 штуки).
11. Колокольчик.
12. Бубен.
13. Вертушки (5 штук).
14. Молоточки (два).
15. Мячи (6 штук).
16. Машинка.
17. Снеговик.
18. Чебурашка.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Магнитофон (1).
2. Компьютер (1) .
3. Принтер(1)
4. Аппараты и приборы: секундомер, метроном.
Приложение 5
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Автоматизация звука [л] / сост. О. В. Епифанова. – Волгоград : Экстремум, 2006.
2. Автоматизация шипящих звуков / сост. О. В. Епифанова. – Волгоград : Экстремум, 2006.
3. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. Е. Агранович. – СПб: Детство-Пресс, 2001.
4. Астафьева, Е. О. Играем, читаем, пишем / Е. О. Астафьева. – СПб. : Детство-Пресс, 2001.
5. Большакова, С. Е. Формируем слоговую структуру слова / С. Е. Большакова. – М.: СФЕРА, 2006.
6. Волина, В. В. Занимательное азбуковедение / В. В. Волина. – М. : Просвещение, 1991.
7. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика / Г. А. Волкова. – М. : Просвещение, 1985.
8. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. – М. : Просвещение, 1989.
9. Глинка, Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно / Г. А. Глинка. – СПб. Питер-Пресс, 1996.
10. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1981.
11. Жукова, Н. С. Букварь / Н. С. Жукова. – М. : Эксмо : ЛИТУР, 2003.
12. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : Просвещение, 1990.
13. Коноваленко, В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : ГНОМ и Д, 2001.
14. Кузьмина, Н. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией / Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская. – М. : Просвещение, 1977.
15. Кузнецова, Е. В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжёлыми нарушениями речи / Е. В. Кузнецова. – М.: ГНОМ и Д, 2002.
16. Лазаренко, О. И. Логопедический альбом для автоматизации произношения звука [л] / О. И. Лазаренко. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
17. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. Союз, 2001.
18. Лопухина, И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи / И. С. Лопухина. – М.: Аквариум, 1995.
19. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. – СПб. Детство-Пресс, 2001.
20. Нищева, Н. В. Будем говорить правильно / Н. В. Нищева. – СПб. : Детство-Пресс, 2002.
21. Новоторцева, Н. В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома / Н. В. Новоторцева. – Ярославль : Академия и. К, 2000.
22. Правдина, О. В. Логопедия / О. В. Правдина. – М.: Просвещение, 1973.
23. Селивёрстов, В. И. Игры в логопедической работе с детьми / В. И. Селивёрстов. – М. : Просвещение, 1987.
24. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А. Ткаченко. – СПб. : Акцидент, 1997.
25. Ткаченко, Т. А. Тетрадь дошкольника. Логические упражнения для развития речи / Т. А. Ткаченко. – СПб. : Детство-Пресс, 2000.
26. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно / Т. А. Ткаченко. – М. : ГНОМ и Д, 2001.
27. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника / Т. Б. Филичева, А. Р. Соболева. – Екатеринбург : АРГО, 1996.
28. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение : учебно-педагогическое пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М. : ГНОМ и Д, 2000.
29. Филичева, Т. Б. Учись говорить правильно / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М. : Просвещение, 1993.
30. Филичева, Т. Б. Формирование звукопроизношения у дошкольников / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М. : Просвещение, 1993.
31. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелёва, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989.
32. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М. Ф. Фомичева. – М. : Просвещение, 1980.
33. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М. Ф. Фомичева. – М. : Просвещение, 1989.
34. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь / В. В. Цвынтарный. – Н. Новгород: Флокс, 1995.
35. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А. В. Ястребова. – М.: Просвещение, 1984.
Список литературы.
1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» (М.: Минестерство образования РСФСР,1991.)
2. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.» (М.: «Мозаика-Синтез», 2005.)
3. Волкова Л.С. и др. «Логопедия.» (М.: Просвещение, Владос, 1995.)
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.» (М.: Альфа, 1993.)
5. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В.,Туманова Т.В.и др. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.» (М.: Просвещение, 2008)
6. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)
7.Арефьева З.А., Подобед С.О. Работа логопункта в дошкольном образовательном учреждении. «Дефектология», 2005 г., №5, с.54
8.Епифанова О. Организация логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях. «Дошкольное образование», 2003 г., №8, с.65
9.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М., «Гном и Д», 2000 г., I, II, III части.
10. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М., Мозаика-Синтез,
2005 г.- 208 с.
11.Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г. №28-02-484\16); Библиотечка «Вестник образования России», 2006 г., №7, с. 51.
12.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). М.: МГОПИ, 1993г.-72 с.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...