Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение
«Управление образования» администрации МОГО «Ухта»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32 комбинированного вида»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Заведующий МДОУ «Д/с № 32»
протокол № . _______________Л.Н.Симонова
приказ
Образовательная программа по реализации
дополнительных общеобразовательных программ –
дополнительных общеразвивающих программ
«Кайпияс» (для детей 6-7 лет).
Разработала: Евсеева С.А.,
воспитатель МДОУ «Д/с № 32»
Ярега, 2015
Содержание
1. Пояснительная записка …………………………………………………….1-6
2. Содержание программы
• Учебный план …………………………………………………………………..7-8
• Календарно-тематический план для детей 6-7 лет……………………9-16
• Целевые ориентиры …………………………………………………………17-18
3.Методическое обеспечение
• Список использованной литературы……………………………………….19
4. Приложения:
Приложение 1 Стихи на коми языке 20-21
Приложение 2 Скороговорки 22-24
Приложение 3 Считалки 25-26
Приложение 4 Сказка про весёлого язычка 27
1. Пояснительная записка.
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеобразовательных программ (далее дополнительная программа») «Кайпияс» муниципального дошкольного образовательного учреждения «Д/с № 32» разработана в соответствии следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-
ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;
- СанПиН 2.4.1.3049- 13 «Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных учреждений;
- Письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000 М 65/23-16 «О
гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей
дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Постановлением правительства Российской Федерации № 706 от 15.08.
2013 г. «Об утверждении правил оказания платных образовательных
услуг;
- Приказом № 1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам;
-Уставом МДОУ «Детский сад № 32».
Исторический поворот в жизни народов, населяющих сегодня Российскую Федерацию, заметно изменил в национальных регионах, в том числе и Республике Коми, языковую ситуацию. Коми язык приобрёл наравне с русским языком статус государственного языка Республики.
Это изменило отношение к нему не только самих коми, но и русскоязычных людей, проживающих в регионе и контактирующих с коренным населением во всех областях жизнедеятельности. Многие из них изъявили желание, чтобы их дети овладевали коми языком, а вместе с ним приобщались к культуре коренного населения, начиная с детского сада.
Дошкольник пойдёт скоро в школу. И, конечно же, родители хотят, чтобы школьная жизнь для него началась как можно более успешно. Будущему первокласснику необходимо накопить определённый багаж знаний, умений и навыков, которые послужат базой для последующего школьного обучения. Важное место в таком багаже занимает и знание коми языка.
Обучение коми языку русскоязычных детей в системе дошкольного воспитания обладает большими потенциальными возможностями. Оно позволяет использовать психофизиологические особенности ребёнка дошкольного возраста, у которого отмечается быстрое усвоение языков в данном возрасте. Раннее обучение языкам
играет положительную роль не только в развитии интеллектуальных способностей ребёнка, но и даёт возможность приобщения к национальному языку и культуре, с целью воспитания у них уважения и толерантности к носителям любой другой культуры.
Дополнительная программа составлена с учётом принципов:
- развивающего и воспитывающего характера;
- систематичности и последовательности;
- сознательности, творческой активности и самостоятельности;
- наглядности.
- интеграции – коми кружок должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее задач по воспитанию у детей патриотических чувств;
- гуманизации и партнерства – коми кружок должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок".
В дополнительной программе «Кайпияс» использованы различные формы организации детской деятельности: игры, творческие задания, фронтальная работа с демонстрационным материалом, элементы театрализованной деятельности.
Дополнительная программа «Кайпияс» рассчитана для детей подготовительной группы. Она предполагает проведение 1 занятия в неделю продолжительностью 30 минут, во II половине дня. Для успешного освоения программы на занятиях численность детей не должна превышать 14 человек. Занятия проводятся с октября по май . Общее количество занятий в год – 32. Зачисление детей в кружок проходит на основе учёта интересов детей и заявления родителей. Дети коми язык не знают, поэтому работа будет начинаться с нуля. Занятия проводятся в коми избе, где собран богатый материал предметов коми быта.
Методы и приёмы работы с детьми:
• Словесные (объяснение, беседа, диалог, игровое упражнение,
дидактическая игра, чтение художественного произведения)
•Практические (игровое упражнение, творческое задание, дидактические игры,
артикуляционная гимнастика)
•Наглядные ( рассматривание иллюстраций, рисунков, фотографий)
•Ситуационные (игровые ситуации)
Цель дополнительной программы :
Развитие элементарной устной разговорной коми речи.
Задачи дополнительной программы:
- Сформировать у детей коммуникативные умения и лежащие в их основе речевые навыки.
- Развивать фонематический слух, учить правильному произношению коми слов.
- Ввести в словарь детей : 1) названия диких и домашних животных, и их детёнышей; 2)названия игрушек; 3)всё о человеке; 4) всё о семье; 5) названия посуды и продуктов.
- Активизировать в потоке речи детей коми звуки «=», «дж», «дз», «тш».
- Развивать способность воспринимать своеобразие звучания коми речи, чувствовать её красоту.
- Повышать общую культуру ребёнка, его познавательные возможности и способности.
- Воспитывать ребёнка как личность, уважающего добрые традиции, культуру народа коми.
Ожидаемый результат:
Повышение интереса к коми языку и культуре народа через устное коми народное творчество; обогащение словаря детей; активизация в потоке речи детей коми звуков =, дз, тш, дж; формирование форм устного высказывания, монологической и диалогической речи.
Сроки реализации: 1 учебный год.
2. Содержание программы
Учебный план
Вариативная часть | 1 младшая группа (10) | 2 младшая группа (15) | Средняя группа (20) | Старшая группа (25) | Подготовительная группа (30) | |
Дополнительные образовательные услуги «Кайпияс» | ||||||
Количество занятий, объём образовательной нагрузки в неделю, в учебный год (мин.) | 1/30/32 | |||||
Часы (в учебный год) | 16 часов |
Работая над темой «Т=дмась=м» (Знакомство) , удачным моментом будет введение куклы Настук. Дети с помощью этого персонажа с удовольствием познакомятся со сверстниками. Ещё детям необычным покажется гимнастика язычка Гажа кыв. Дети с большим желанием повторят все звуки. Очень понравится им игра «Кодi тэ?» Дети с удивлением узнают, что мальчик- это зонка, а девочка- нывка. Наиболее удачным приёмом можно посчитать игру с мячом «Скажи наоборот». Детям называют слово на коми или русском языке, они должны дать перевод. Так дети быстрее запомнят коми слова. Зная, что дети очень любят играть, можно провести игру «Пышкай». Игра «Выполни правильно команды» позволит тоже быстрее выучить коми слова.
В теме «Морт» (Человек) дети быстро запоминают всё о себе. Большую помощь здесь окажет кукла. Ребята все свои знания с желанием используют в игре «Тай= ки, тай= кок», а также в считалке «Öтик-м=тик…».
В теме «Ворс=м» (Игра) можно широко использовать разные игрушки, как мягкие, так и резиновые. Делая разные манипуляции с игрушками, дети очень быстро запомнят коми слова. Также дети с удовольствием поиграют в монолог «Менам чача». Благодаря колориту коми разговорной речи, дети с удовольствием разучат стихи про игрушки.
В теме «Гортса пем=съяс» (Домашние животные ) большую помощь окажут не только картинки, игрушки, но и маски , звукозаписи животных. Надевая маски, дети начнут внимательно слушать грамзаписи звуков животных и быстрее запомнят их названия . Почти у всех детей дома есть домашнее животное, поэтому в этой теме можно заучивать с детьми стихи о них.
В теме «В=рса пем=съяс» (Дикие животные) можно широко широко использовать маски, игрушки. Дети хорошо знают русскую народную сказку «Теремок» (Чом), поэтому они с удовольствием обыграют её на коми языке.
Структура занятия.
1 часть.
Обязателен приход игрового персонажа. Игровой персонаж: кукла, мягкая игрушка, животное. Фонетическая разминка для подготовки артикуляционного аппарата к коми языку. Загадки, стихи на коми языке.
2 часть.
В течение 10 минут даётся новый языковой материал. Включает в себя мотивацию, целеполагание детской деятельности. Затем 2 минуты- физминутка, зарядка, подвижная или хороводная игра.
3 часть.
Повторение пройденного ранее языкового материала или закрепление нового в игровых ситуациях. Учёт индивидуальных особенностей детей.
4 часть.
Рефлексия. Подведение итогов, описание положительных действий детей, определение перспективы.
В конце занятия дети под весёлую музыку прощаются с игровым персонажем на коми языке.
Чёткость и постоянство структуры облегчает проведение занятий. Дети быстро привыкают к последовательности частей занятий.
Календарно-тематический план дополнительной программы «Кайпияс»
Месяц | Тема занятия | Задачи | Методы и приёмы | |
Октябрь | 1. Медводдза аддзысь=м. (Первая встреча) | -показать красоту звучания коми речи, красоту костюма, вышивки; -вызвать интерес к изучению коми языка. | 1. Приход воспитателя в национальной одежде. Рассматривание костюма. 2. Рассказ воспитателя о Коми республике с использованием иллюстраций. 3. Слушание песни на коми языке. 4. Чтение стихотворения о коми языке. | |
2. Т=дмась=м (Знакомство» | - познакомить детей с коми словами : нывка, зонка, видза оланныд, аддзысьлыт=дз, ме, тэ; -работать над постановкой звуков =, дз; -учить вести короткий диалог. | 1. Приход куклы Настук в коми костюме. 2. Рассказ Настук о себе. 3. Диалог между Настук и детьми. 4. Песенка весёлого язычка. 5.Игра «Кодi тэ?» | ||
3. Т=дмась=м. | -формировать умение понимать и употреблять вопросительное предложение «Кыдзи тэн= шу=ны?»; -ввести новые слова—сувт-сувт=й, мун-мун=й, кот=рт-кот=рт=й, пуксьы-пуксь=й, чеччав-чеччал=й; -развивать диалогическую речь. | 1. Приход Настук. 2. Приветствие. 3. Диалог Настук с детьми. 4. Упражнение звукопроизношения. 5. Игра «Т=дмав» (с картинками) 6. Игра « Выполни правильно команду» (с опорой на картинки) | ||
4. Т=дмась=м (обобщающее занятие) | -активизировать в речи слова : нывка, зонка, ме, тэ, видза оланныд, аддзысьлыт=дз; -развивать диалогическую речь; -упражнять в использовании глаголов в единственном и множественном числе. | 1. Приход Настук. 2. Диалог между Настук и детьми. 3. Игра «Кодi тэ?» 4. Игра с мячом «Скажи наоборот» 5. Игра «Выполни правильно команду» 6. Песенка весёлого язычка. | ||
Ноябрь | 5. «Ворс=м» (Игра) | -научить детей понимать слова – чача, акань, мач, машина, ворсны; -закрепить правильное звукопроизношение звуков: =, дз,дж; -воспитывать бережное отношение к игрушкам. | 1. Игровая мотивация « День рождение куклы Настук». 2. Рассматривание игрушек. 3. Игра «Чудесный мешочек». 4. Фонетические упражнения. 5. Пение песни «Каравай». | |
6. Ворс=м. | -формировать умение понимать значение слов – босьтны, вайны, уна, этша; - употреблять в речи слова : ыджыд, ич=т, мича; - развивать умение отвечать на вопросы при рассматривании игрушек; -развивать диалогическую речь; -воспитывать бережное отношение к игрушкам. | 1. Знакомство с куклой Ванюк. 2. Вопросы. 3. Закрепление названия игрушек. 4. Монолог «Менам чача». 5. Прослушивание коми песни «Вот кыдзи ми ворсам». | ||
7. Ворс=м. | -закрепить умение отвечать на вопросы при рассматривании игрушек; -формировать правильное звукопроизношение звука дз; - развивать умение определять величину; -воспитывать бережное отношение к игрушкам. | 1. Фонетическое упражнение. 2. Отгадывание загадок. 3. Разучивание стихотворения «Танял=н мач». 4. Игра с мячом «Скажи наоборот». | ||
8. Ворс=м (обобщающее занятие) | - упражнять детей в ведении несложного диалога; -закрепить умение называть величину; -формировать умение рассказывать стихотворение на коми языке; -упражнять в правильном произношении коми звуков; -воспитывать бережное отношение к игрушкам. | 1. Игровая мотивация: покупка игрушек для группы. 2. Поедем в магазин игрушек. 3. Фонетическое упражнение. 4. Игра «Нь=бась=м» 5. Рассказывание детьми стихотворения «Танял=н мач». | ||
Декабрь | 9. Морт (Человек) | - познакомить детей с частями тела на коми языке; -формировать умение понимать значение слов- висьны, узьны; - развивать умение отвечать на вопросы воспитателя: Мый вись=?; -упражнять в произношении коми звуков; -воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | 1. Экскурсия в медкабинет. 2. Введение новых слов. 3. Диалоги. 4.Работа по звуковой культуре речи. 5. Разучивание стихотворения «Учим новые слова». | |
10. Морт. | -продолжать знакомить с частями тела; -развивать умение обозначать множественность предметов, используя окончание имён существительных; -закрепить слова, обозначающие части тела, выученные ранее; -воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | 1. Игровая мотивация: Настук заболела. 2. Приход врача. Приветствие. 3. Рассматривание частей тела Настук. 4. Диалоги. 5. Звуковая культура речи. 6. Рассказывание стихотворения «Учим новые слова». | ||
11. Морт. | - закрепить слова, обозначающие части тела, выученные ранее; -продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя, подтверждая в ответе соответствующие названия данному предмету; -активизировать знакомые слова; -упражнять в произношении коми звуков; -воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | 1. Приход врача. Настук выздоровела. 2. Диалоги. 3.Игра с Настук -«Мый вись=?» 4. Звуковая культура речи. 5. Зарисовка «Мый оз тырмы?» (на закрепление частей тела). | ||
12. Морт (обобщающее занятие) | -закрепить умение детей понимать и употреблять в разговорной речи слова, обозначающие части тела; -развивать диалогическую речь; -активизировать знакомые слова; -воспитывать бережное отношение к здоровью. | 1. Приход куклы Настук. Приветствие. 2. Рассматривание частей тела Настук. 3. Диалоги. 4. Чтение стихотворения «К=ч й=кт=, й=кт=». 5. Игра «Мый тай=?» | ||
Январь | 13. Гортса пем=съяс (Домашние животные) | -познакомить детей с домашними животными на коми языке; -закрепить правильное звукопроизношение коми звуков; -формировать умение отчётливо произносить слова при заучивании стихотворения; -воспитывать любовь к домашним животным. | 1. Игровая мотивация «Настук просит расколдовать зверей». 2. Загадки. 3. Закрепление названия зверей и введение нового слова «Пем=с». 4. Фонетическое упражнение. 5. Заучивание стихотворения «Сера кань». | |
14. Гортса пем=съяс. | -закрепить слова, обозначающие домашних животных; -формировать умение называть детёнышей животных; -закрепить умение называть величину предмета; -воспитывать любовь к животным. | 1. Игровой приём «Мы у бабушки в гостях». 2. Игра «Кодi танi ол=?» 3. Рассматривание картин и закрепление называния детёнышей животных; 4. Рассказывание стихотворения «Сера кань». 5. Фонетическое упражнение. | ||
15.Гортса пем=съяс. | -закрепить умение называть детёнышей животных; -формировать умение называть животных во множественном числе; -развивать диалогическую речь; -воспитывать заботливое отношение к животным. | 1. Игровая мотивация: животные заболели. 2. Приход Айболита. 3. Игра «Кодi вись=?» (с использованием масок) 4. Рассматривание альбома «Домашние животные». 5. Игра «Уна-этша». | ||
16. Гортса пем=съяс (Обобщающее занятие) | - закрепить названия животных на коми языке; -развивать диалогическую речь; -воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим. | 1. Игровая мотивация: превращение детей в сказочных зверей. 2. Игра «Кодi тэ?» 3. Игра с язычком. 4. Игра «Кодi воши?» 5. Игра с мячом «Скажи наоборот». | ||
Февраль | 17. В=рса пем=съяс (Дикие животные) | -формировать умение детей понимать и употреблять в речи слова, связанные с названиями диких животных; -понимать значение слов- ск=р, полысь, мудер; -продолжать работать над закреплением правильного звукопроизношения коми звуков; -воспитывать доброе отношение к диким животным. | 1. Игровая мотивация: «Зайчик забежал к нам» 2. Игра «Кодi тай=?» 3.Рассматривание зайчика, описание. 4. Чтение стихотворения «К=чиль». 5. Игра с язычком. | |
18. В=рса пем=съяс. | - активизировать в речи слова: ош, к=ч, руч, к=ин,ур; -формировать умение называть детёнышей диких животных; - упражнять детей введении несложного диалога; -воспитывать уважение к диким животным. | 1. Путешествие в лес. 2. Игра «Кодi танi ол=?» 3. Отгадывание загадок. 4. Игра с мячом «Скажи наоборот» 5. Игра «Волшебный мешок». | ||
19.В=рса пем=съяс. | - закрепить умение отвечать на вопросы при рассматривании диких животных; -формировать умение называть животных во множественном числе; -закрепить умение называть величину животных; -воспитывать любовь к природе. | 1. Игровая мотивация: «У нас в гостях бабушка сказочница». 2. Предложение послушать сказку «Теремок» (Чом). 3. Работа по содержанию после чтения сказки. 4. Театрализованная постановка сказки. 5. Рассматривание картин и закрепление называния животных во мн. числе. | ||
20.В=рса пем=съяс (обобщающее занятие) | - закрепить умение называть диких животных по-коми; - формировать умение играть ту или иную роль в драматизации сказки; -упражнять в правильном произношении звуков: =, дз, дж. | 1. Драматизация сказки «Теремок». 2. Игра с мячом «Скажи наоборот» 3. Прослушивание песни «Шань пи-ош». 4. Разучивание песни. 5. Игра « Ошк=-баб=». | ||
Март | 21. Семья. | -формировать умение понимать и употреблять в речи слова – мам, бать, п=ль, п=ч; -понимать значение слов- шань, муса; -строить диалоги, используя повествовательные и вопросительные предложения; -развивать умение воспринимать небольшое стихотворение; -воспитывать уважение к своим родителям. | 1. Приход куклы Настук с семейным альбомом. 2. Рассматривание фотографий, название членов семьи. 3. Повторение детьми. 4. Чтение стихотворения «Бур мам». 5. Разучивание наизусть. 6. Задание на дом: принести фотографии семьи. | |
22.Семья. | -продолжать знакомить с членами семьи; -активизировать лексику предыдущего занятия; -развивать монологическую речь; -воспитывать уважение к своим родным. | 1. Игровая мотивация: подготовить рассказ о своих семьях. 2. Рассматривание фотографий, называя членов семьи, их имена. 3. Знакомство с новыми членами семьи. 4. Игра с пальчиками. 5. Прослушивание коми песни «Менам мам= медся мича». | ||
23. Семья. | -продолжать знакомить с членами семьи; -активизировать лексику предыдущего занятия; -закрепить правильное произношение звуков =, дз,дж; -воспитывать уважение к своим близким. | 1. Рассказ о своих семьях (продолжение). 2. Рассматривание фотографий, называние членов семьи. 3. Игра с пальчиками. 4. Разучивание песни «Менам мам= медся мича». 5.Игра с мячом «Скажи наоборот». | ||
24.Семья. (обобщающее занятие) | -закрепить слова, обозначающие членов семьи; -формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, задавать друг другу вопросы; -развивать умение петь на коми языке; -воспитывать уважение к близким. | 1. Игровая мотивация: в гости пришли мамы. 2. Знакомство с мамами. 3. Пение песни «Менам мам= медся мича». 4. Игра с пальчиками. 5. Игра «Кодi тай=?» | ||
Апрель | 25. Сёян-юан. (Продукты). Тасьтi-пань. (Посуда) | -развивать умение понимать и употреблять в речи слова – тасьтi-пань, сёян-юан, пань, тасьтi, сёйны, юны; -закрепить правильное звукопроизношение звуков: =, тш; -воспитывать умение правильно вести себя за столом. | 1. Кукла Настук принесла подарок детям (чайный набор). 2. Загадки. 3. Рассматривание подарка. 4. Игра «Мый тай=?» 5. Игра «Волшебный мешочек». | |
26. Сёян- юан. Тасьтi-пань. | -продолжать знакомить детей с продуктами - нянь, сов, рок, шыд, й=в; -формировать умение понимать значение коми слов – вый, рысь, кольк, ч=скыд; -развивать диалогическую речь; -воспитывать умение правильно вести себя за столом. | 1. Игровая ситуация: мы в столовой. 2. Игра «Что закажем?» 3. Диалог между детьми и работником столовой. 4. Игра с мячом «Скажи наоборот». 5. Разучивание считалки «Тiрс-торс». | ||
27. Сёян-юан. Тасьтi-пань. | -продолжать знакомить детей с продуктами и посудой; -развивать диалогическую речь; -закрепить правильное звукопроизношение коми звуков; -воспитывать умение сервировать стол. | 1. Игровая ситуация: мы в гостях у Настук. 2. Поможем накрыть на стол. 3. Игра «Мый тай=?» 4. Считалка «Тiрс-торс». 5. Игра «Пышкай». | ||
28. Сёян-юан. Тасьтi-пань. (Обобщающее занятие) | - закрепить знания детей о продуктах и посуде; -развивать дилогическую и монологическую речь; -закрепить правильное звукопроизношение коми звуков; -воспитывать культуру поведения на природе. | 1. Игровая ситуация: мы идём в поход. 2. Игра «Мый босьтам?» 3. Гимнастика язычка. 4. Игра «Выполни правильно команды». 5. Игра с мячом «Скажи наоборот». | ||
Май | 29. Экспонаты музея (предметы быта) | -знакомить детей с предметами быта: туесок, ухват, пестер, чугунок, утюг, веретено, лукошко, решето; -формировать умение понимать значение коми слов; -развивать диалогическую речь; -прививать любовь к культуре коми народа. | 1. Игровая ситуация: мы в гостях у Зарань. 2. Знакомство с предметами быта. 3. Игра «Кошка, бабушка и горшки для сметаны». 4. Загадки о предметах быта. 5. Игра «Яг керка». | |
30. Экспонаты музея (одежда) | -знакомить детей с одеждой: сарафан, кофта, кокошник, пояс, рубаха, штаны; --формировать умение понимать значение коми слов; -развивать диалогическую речь; -прививать любовь к культуре коми народа. | 1.Игровая ситуация: мы в гостях у Зарань. 2. Знакомство с одеждой. 3. Игра «Укрась одежду коми узором». 4. Считалка «Тiрс-торс». 5. Игра «Баба Ёма». | ||
31. Экспонаты музея (изделия народных промыслов) | - знакомить детей с предметами народных промыслов народа коми: изделия из бересты, из меха оленя, вязаные изделия; -формировать умение понимать значение коми слов; -развивать диалогическую речь; -прививать любовь к культуре коми народа. | 1. Игровая ситуация: мы в гостях у Зарань. 2. Знакомство с предметами народных промыслов. 3. Игра «Чум». 4. Считалка «Тірс-торс». 5. Игра «Магазин». | ||
32. Творческий отчёт. Театральное представление «Морошковая земля» | -закрепить знания детей о коми крае; -формировать умение понимать значение коми слов; -развивать диалогическую речь; -прививать любовь к культуре коми народа. | Игровая ситуация: Путешествие по земле Коми (использование мультимедийной презентации). |
Целевые ориентиры освоения программы
В течение года заполняется карта индивидуального развития ребёнка.
Критерии оценки ожидаемых результатов.
№ п/п | Критерий | Показатель |
1. | Звукопроизношение | Умение произносить отличительные звуки коми языка |
2. | Сформированность словаря | Умение называть по-коми слова определённой тематики |
3. | Грамматический строй речи | Умение образовывать форму множественного числа существительных |
4. | Связная речь | • Умение вести на коми языке небольшой диалог с воспитателем и со сверстниками; •Умение пользоваться речевым этикетом в зависимости от ситуации. |
Звукопроизношение.
Задания:
[ =]- в=в, м=с, к=ч, к=ин…
[дз]- видза оланныд, аддзысьлыт=дз, дзоля, дзоридз, к=дзыд…
[дж]- джодж, ыджыд, джыдж…
[тш]- этша,
Сформировано – ребёнок отчётливо произносит все отличительные звуки коми языка.
Стадия формирования – допускает небольшие неточности в произношении отличительных звуков коми языка.
Не сформировано– не умеет произносить отличительные звуки коми языка.
Сформированность словаря
(Умение называть слова определённой тематики)
Сформировано- ребёнок всё сам называет.
Стадия формирования– ребёнок называет с подсказкой.
Не сформировано– ребёнок не может назвать даже с подсказкой.
Умение образовывать форму множественного числа существительного.
Педагог показывает картинку с изображением одного предмета, ребёнок называет предмет во множественном числе.
Сформировано – ребёнок правильно ставит суффикс множественного числа.
Стадия формирования - иногда допускает ошибки.
Не сформировано – ребёнок не умеет называть существительные в форм множественного числа.
Связная речь
1. Умение вести небольшой диалог.
Контроль диалогической речи по темам «Знакомство», «Части тела».
Сформировано - ребёнок умеет свободно общаться на коми языке.
Стадия формирования – ребёнок общается с подсказкой.
Не сформировано – ребёнок не может продолжить диалог на коми языке.
2. Умение пользоваться речевым этикетом.
Сформировано– ребёнок свободно пользуется речевым этикетом.
Стадия формирования – ребёнок нуждается в помощи воспитателя.
Не сформировано – не умеет пользоваться речевым этикетом.
3. Методическое обеспечение программы.
Список использованной литературы:
1. Остапова З.В. Вильышпоз. Ич=т челядьлы лыддь=м выл= книга .--Сыктывкар: Коми неб=г лэдзанiн, 2000.
2. Остапова З.В. Программа для детских садов по обучению коми разговорной речи детей, не владеющих коми языком. Коми ФИПКРО,1995.
3. З.В.Остапова, А.Н.Каракчиева. Сёрни с=вм= ворсiг=н. Сыктывкар,1997.
4. Полякова Э.И. Öшкам=шка: Первой класслы лыддьысян неб=г.—Сыктывкар:
Коми неб=г лэдзанiн, 2001.
5. Потолицына Н.Б. Обучение детей дошкольного возраста коми языку. Сыктывкар: КРИРОиПК, 2004.
Технические средства обучения:
- Магнитофон, аудио-диск «Сьылыштам, дзолюк».
- Видеодиск «Ворсыштам, дзолюк».
- Видеодиск «Ворсам театрысь бать-мамк=д тш=тш».
Приложение 1
Стихи на коми языке
1. К=ч й=кт=, й=кт=
Мича табъя кокнас,
Вый тупыль юрнас,
Шабдi пач=с б=жнас,
Ёсь йыла пиньнас,
Сыла-госа кывнас,
Ль=м пу кор пельнас,
Сь=д сэт=р синнас,
Аслас дона кунас.
2. Танял=н мач
Миян Таня б=рд= гора:
Мачс= уськ=д=ма шор=.
Öвсьы, Таня, тэ эн б=рд,
Оз в=й мачыд—кутам б=р.
3. Ошпи
Ошк=с джодж= уськ=дiсны,
Сылысь кокс= нетшыштiсны.
Ог сет шыбитны ме сiй=с:
Кута бурд=дны ошпи=с.
4. К=чиль
Б=рд= к=чиль лабич вылын,
Сыл=н б=рд=м ыл=дз кыл=.
Талун сiй= вывтi нэр –
Дзик=дз к=т=д=ма зэр.
5. Бур мам
Менам мам= медся бур,
Сыысь мусаыс оз сюр.
Мен= пасьт=д= и верд=,
Шонт= аслас сь=л=м бердас,
Ич=т юр= к=дз= сям…
Тiян эм-= татш=м мам?
6. Кань
Пачч=р дорын дыр пукал=,
Войнас шыръяс=с кутал=.
Кург=-мойд= вывтi шань
Еджыд уска сера кань.
7. П=ч=
Менам п=ч= ок и шань!
Шу= меным : «Рочакань».
Вый=н мавт=м к=вдум сетiс,
Сетiс – аслас нюмыс петiс.
8. Чуньяс
Тай= чуньыс - п=ль,
Тай= чуньыс - п=ч,
Тай= чуньыс – бать,
Тай= чуньыс – мам,
А тай= чуньыс –дзоля пиук,
Нимыс сыл=н Витюк.
Приложение 2
Кывпесанъяс (Скороговорки)
1. Тэрыб Пед=р
Ветлiс недыр.
Вайис Пед=р
Китыр сэт=р.
2. Пуыс сiсь,
Пуас сизь.
Пус= сизьд=,
Розьыс письт=.
3. Й=рын,
Ш=рын,
Пол=кал=.
Пол=кал=
В=рыштал=.
4. Рукс= порсь,--
Мун дай корсь.
Г=г=р няйт,--
Он и чайт.
5. Сюра мег=,
Б=жыс лег=,
Öти сюрыс
Регыд чег=
Люкась=мысла.
6. Тыра й=рын
Пол=кал=,
Лун ш=р б=рын
Гуд=кал=.
7. Сюй= п=ч=
Пач= с=ч=н.
Сёй= с=ч=н
Чай=н п=ч=.
8. Тасьтi-пань.
Черинянь.
Чери кор=
Сера кань.
9. Й=ра юрысь
Усис сюрыс,
Усь=м сюрыс
Нюрысь сюрис.
10. Кор нин ар=с
Шырлы тырл=,
Кор нин шогыс
Шырл=н бырл=?
11. Дзиръя дорын
Дзоля чиб=.
Сэтш=м мича,
Да оз сиб=д.
12. Шоныд гож=м,
Шоныд рыт.
Шуим пуны
Шома шыд.
13. Пызан сайын
Сёй= Коля.
Пызан сай=
Ставс= коляс.
14. Татш=м в=рад
Тшакыд эм.
Татш=м в=рад
Тшакыд тшем.
15. Ыджыд мыдж=д джыджыд вуджис,
Джуджыд к=джын джыджл=н поз.
Джыджыд гыджг= -- ыджыд уджыс,
Джыджлы уджавт=г оз позь.
16. Китш, китш,--тшапа
Катша китшк=,
Нитшкысь нетшк=
Тш=г=м тшак.
Тшакл=н тшык=ма нин пытшкыс,
Тшык=м тшакыд век на тшап.
Приложение 3
Пудъясянкывъяс (Считалки)
1. Öтик-м=тик,
Кык- мык,
Куим-муим,
Нёль- моль,
Вит-мит,
Квайт-няйт,
Сизим-мизим,
К=къямыс-м=къямыс,
Öкмыс-пр=мыс,
Дас-пас,
Пес чипас!
2. Öтик, м=тик,
Кык, куим,
Ме—тулан,
Тэ --к=ин.
Тури, тури,
Ист=г кок,
Кытч= кора,
Сэтч= лок!
3. Эник, беник, к=леса.
Эник, беник –ба!
Эник, беник, тэныд –ва!
Эник, беник, меным –ма!
4. Тiрс-торс,
Куим ст=кан морс,
Он к= в=дит,
Он и ворс!
5. Эк=т=, пек=т=,
Чук=рт=ма,
Абуль, бабуль,
Д=м=ма,
Экс, пекс,
Туля, пуля,
На ур !
6. Шпана в=р
Гуис к=р,
Öбес костi
Оз нин т=р.
7. Пер=-нар=,
Слугу-лугу,
Пьян=-с=т=,
Сив=-ив=,
Дубу-лубу.
Крест!
8. Öтик-м=тик,
Кык – мык,
Куим- муим,
Нёль- моль,
Вит- мит,
Квайт- бать,
Сизим- мизим,
К=къямыс- пр=выс,
Дас-пас.
9. Öнь- вынь-вань,
К=за- =за, друнь-дрань,
Муг=м чашка изй= потi.
Пульс-пальс.
Мынi!
10. Баб=л=н в=л=ма кань,
Пачч=р= кай=ма,
Ло=ма нянь.
11. Меным мам= нь=бис ботi,
Öти ботi регыд потi,
М=дс= пачын сотi.
12. Йи кылал=- калал=,
Казна =б=с долал=,
Няр гач кылал=,
Ёма-баба кутал=.
13. Вичко дорті пон кот=ртiс,
Ич=т дядь= юалiс:
«Кымын ар=с тэн тырис?»
14. Ати-кути,
К=рма , лия,
Дзия- вия,
Соломпита,
Вата, карнан,
Быч!
15. Öтик, кык , куим
В=рын ол= к=ин,
Лэчыд пиня да руд г=на,
Да и тшыг кын=ма.
16. Чашка босьтi,
Изй= сетi,
Пусь-пась мунi.
Кымын пель= жугалi?
17.
Приложение 4
Сказка про весёлого язычка Гажа кыв
1. Коми язычок Гажа кыв живёт в большом красивом доме. Когда в доме становится холодно, он идёт во двор и пилит дрова: дж-дж-дж-джи, дж-дж-дж-джи…
Потом растапливает печку, дрова в печке трещат, а пламя шумит вот так: тш-тш-тшу, тш-тш-тш-тшу…
Приходят к язычку Гажа кыв гости и дёргают колокольчик, который звенит так: дз-дз-дзон, дз-дз-дзон…
Гажа кыв радостно встречает своих друзей, накрывает стол и разливает чай: сь-сь-си, сь-сь-си…
Гости ушли. Гажа кыв лёг спать . Выключил свет «тшик». Вдруг слышит – кто-то ревёт под окном: «Ö-=-=-=…»
Не пугайтесь, это приятель язычка – медведь. Он желает ему спокойной ночи. Бура узь, Гажа кыв!
2. Проснулся как-то утром Гажа кыв, слышит ревёт его приятель-медведь под окном : «Ö-=-=-=…»
--Бур асыв, Гажа кыв!
-- Бур асыв, ошиль!—ответил ему Гажа кыв. Вскочил с кровати и побежал умываться. Крутит он кран, а вода не льётся –кран сердится: с-с-с-с… А потом вдруг побежала из крана водичка: сь-сь-сь-сь… Весело журчит водичка, и кран повеселел.
Умылся Гажа кыв, выбежал во двор, начал пилить дрова: джи-джи-джи-джик…
Затем истопил дровами печку, поставил чайник. Быстро закипел чайник: тш-тш-тш-тш… Но тут зазвонил телефон: дзин-дзин-дзин-дзин… Этозвонят друзья нашего язычка, зовут его играть в мяч. Гажа кыв позавтракал и побежал к своим друзьям.
=
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г
Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАРТИНКИ» (для детей 3 - 4 лет, срок реализации – 1 год)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕобразовательная программа (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ программа) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ «Разноцветные картинки» (для детей 3 - 4 лет,...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная астрономия» для детей дошкольного возраста (6-7 лет) срок реализации 1 год
открывает для детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, подготавливает почву для развития основ естественнонаучных знаний детей;способствует расширению кругозора детей, дает возможно...