Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Литвинова Елена Алексеевна

 

        Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Киселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида»

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ детский сад 46

_____________ Т.Н. Юферова

Приказ №_________ от ________

 

 

image

 

Программа дополнительного образования

по  художественно - ручному труду

«Волшебный сундучок»

для детей  4- 5  лет

 

Воспитатель:

Литвинова Елена Алексеевна

 

ПРИНЯТО

Протокол педагогического совета

№________ от ________________

 

 

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,

 фантазии, творчеству – это источник любви к Родине…

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся

образы, в которых воплощается Родина»

В.А.Сухомлинский.

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

      Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка, она дает нам неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Ее разнообразие пробуждает у ребят любознательность, фантазию, творчество, побуждает их к деятельности. Играя, фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Только в детстве мусор, на который взрослые не обращают внимания, для детей имеет большое значение. Камушки превращаются в жучков, шишки в ежиков, листок в одеяльце для куколки, палочки, песок, куски глины в продукты для магазина, а в падающих, кружащих на ветру листьях дети видят летящих бабочек или плывущих рыбок. И задача педагога – закрепить этот интерес, ввести ребенка в мир природы, по мере сил облагораживая ее, учить умению восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном  значительное, в неказистом выразительное, беречь ее.

И в этом мне поможет продуктивная деятельность с использованием природного материала.

       Ведь работа над созданием игрушки не только очень увлекательна, но и еще оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Она требует наблюдательности, умение подмечать характерные черты животных и людей, видеть их образы, развивает воображение. Знакомство с материалами, из которых может быть сделана поделка, экспериментирование с ними обогащает знания ребенка об их свойствах, возможностях их применения. Изготовление поделок требует от малыша ловких действий. Если вначале любым неосторожным действием он мог испортить изделие, то впоследствии детская рука приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими и послушными.

      Ручной труд способствует развитию сенсоматорики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации, целенаправленности движений. Это очень актуально для нашего детского, так как одной из приоритетных задач его является воспитание детей с нарушением речи, а как известно, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

      Большое влияние художественный труд оказывает и на умственное развитие ребенка: стимулирует мышление, активизирует психические процессы способствующие усвоению новых знаний и умений, активизирует  речь. Создавая игрушки, дошкольник строит образ, не только опираясь на материал, но и на словесно зафиксированную характеристику. Процесс работы сопровождается рассуждениями, объяснениями. Малышу нравиться описывать внешность, характер, употребляя при этом образы сравнения, различные формы существительных и прилагательных. Развитие речи, ее интонационное оформление продолжается во время обыгрывания игрушек и инсценировок с ними.

       Труд по изготовлению поделок способствует воспитанию характера. Не так легко сделать игрушку, требуются значительные волевые усилия – выдержка, настойчивость, умение достигать определенного результата, планировать свою деятельность с учетом общей цели.

Коллективная работа формирует умение трудиться вместе, помогать друг другу, стремиться  преодолевать трудности, радуясь при этом совместным успехам, воспитывает дружеские взаимоотношения.

       Творчество детей в ходе изготовления игрушек, поделок, аппликаций, составления букетов – это целенаправленный труд, который не просто вооружает ребенка умениями и навыками, но и помогает ему осознать свою силу, силу творца, способность подчинить собственной воле материалы, дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами создателя, а не потребителя.

        Новизна и оригинальность  программы заключается в развитии у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий с помощью игровой мотивации, появление созидательного отношения к окружающему.

 

 

         Цель программы:

Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные природные материалы и техники.

Задачи программы:

Развивающие:

·       Развитие творческого воображения, образного мышления умения видеть необычное в обычных предметах.

·       Развитие художественно - творческиих способностей  детей.

 

Обучающие:

·       Обучение детей различным приемам конструирования и изготовление поделок из природного материала.

·       Изучение различных природных материалов и подручных средств.

·       Выработка умения планировать свою деятельность .

 

Воспитательные:

·       Воспитание трудолюбия, аккуратности, желания доводить начатое дело до конца.

·       Приобщение к коллективному творческому труду.

 

Необходимые условия реализации программы:

· подобрать все необходимые материалы и инструменты.

· систематизировать литературный материал (стихи, загадки).

· подобрать пальчиковые игры и упражнения для подготовки руки к работе,   развития мелких мышц руки.

· подобрать дидактические и подвижные игры, сюрпризы.

 

Основные принципы, заложенные в основу программы:

 

 1.   Принцип поэтапного «погружения» в программу.

 2.   Принцип динамичности. О простого задания – к сложному.

 3.  Принцип  выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка   при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.

 

Время действия  кружка  «Волшебный сундучок»  - 1  раз   в неделю.

 

Длительность   дополнительной образовательной  деятельности - 20 – 25 минут

 

Форма организации детей – групповая.

 

Формы работы с детьми.

       Занятие - путешествие предполагает познавательную деятельность детей,  направленную на поиск, обработку и освоение информации. Так, путешествуя, дети отправляются в волшебный мир природы, где дети знакомятся со сказочными странами, знакомятся с их обитателями - с фруктами, овощами, природным материалом и учится различным способам их соединения.   Для мотивации детей я использую «волшебный сундучок», каждый раз в котором появляются интересные предметы – шишки, желуди, грецкий орех, палочки и т.д..

       Посиделки - это такая форма деятельности, когда беседа игрового персонажа сочетаются с творческой продуктивной деятельностью детей. На посиделках применяется метод индивидуального  обучения и объяснительно-иллюстративный метод. По завершению работы оформляется выставка в групповой комнате, фойе.

      Занятие - экскурсия - это такая форма проведения занятия, которая предусмотрена музейной педагогикой (знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства).

      Метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос воспитателя помогает представить картину природы, определенный образ который потом дети воплотят в своих рисунках, поделках.

        Творческая мастерская - предполагает деятельность, направленную на совместную работу по изготовлению различных игрушек к праздникам.

Совместное творчество детей и родителей  способствует взаимному обучению и взаимопониманию детей и родителей.

        Презентация - представление детьми своих изделий взрослым и сверстникам. Дети могут высказывать свое мнение, давать оценку работам.

        Театрализация – использование детьми своих поделок в театрализованной деятельности в качестве персонажей.

 

Содержание  программы.

 

Содержание программы ориентировано на знакомство детей с особенностями, свойствами и возможностями природных материалов, с разными инструментами, а также с приемами их применения.

В числе материалов: бумага, картон, салфетки, пластилин, мох, семена, сухие листья, цветы, ягоды, овощи, фрукты, крупа, камни, ракушки, краски, кисти, фломастеры, клей, ножницы, карандаши, лак.

      Программа рассчитана на старший дошкольный возраст.  Предусмотрено проведение 1 занятия в неделю во вторую половину дня.

 

      Программа осуществляется в процессе основных тематических циклов, что  позволяет детям лучше усвоить ее:

 

   1. «Королевство спелых плодов» (игрушки из овощей и фруктов)

   2.«Страна Листопадия» (флористика - аппликации из засушенных растений)

   3.«Лесное царство» (конструирование из природного материала)

   4.«Цветочная страна» (составление цветочных композиций)

 

Каждый  цикл состоит из четырех частей:

 

   1.  «Я знакомлюсь и учусь»

2.      «Я уже что – то умею»

3.      «Сам придумай из…»

4.      «Что умею я и мои друзья»

 

Остановимся на каждом из них более подробно.

 

Цикл «Королевство спелых плодов»

 

   Овощи и фрукты знакомы детям с раннего детства в качестве пищи, тем интереснее, что после некоторой обработки они превращаются в забавные игрушки, Поделки из овощей и фруктов имеют свои достоинства, они легко обновляются, так будущие персонажи всегда под рукой и каждый раз новые. Этот вид деятельности планирую на осень, когда материал у всех на виду, манит своими формами. Дети помогают  сначала словом, а потом и действием «расколдовать» зверей, спрятанных в овощах, пофантазировать с картофелем, увидеть в нем персонажи к знакомым сказкам. Некоторые вкусные предметы уже своим внешним обликом напоминают милых и забавных человечков и животных. Они бывают круглыми, овальными, приплюснутыми, с отростками похожими на нос, уши, руки. Если чего – то не хватает, дополняем палочками, пуговицами. Дополнительные детали изготавливаю из ткани или бумаги, наклеиваем мучным клейстером. Глазки, ушки делаю из пластилина и подготавливаю их таким образом, чтобы они легко прикреплялись или втыкались в овощи на заточенных спичках или зубочистках.

Немного детской фантазии и огурец «превращается» в крокодила, морковь становиться лисой, проросшая луковица – зайчиком, картофелина – медведем. Сначала наблюдая, а затем, делая свои первые игрушки с помощью или самостоятельно, дети делают множество открытий. Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества.

 

Цикл «Лесное царство»

 

   Природный материал сам подсказывает образ в целом, форму, конструкцию. В ветке дети видят зверька, в осеннем листочке рыбку, сами глядя на материал догадываются, что нужно добавить к шишке, чтобы получился колючий ежик или распустившая свои перья птица. Именно материал активизирует изобретательность детей, ориентирует их в решение образа, дает пищу для неожиданных ассоциаций. Результат – забавные персонажи, которые трудно смастерить из другого материала.

Попадая в «Лесное царство» дети ближе знакомятся с жителями этой страны – природным материалом. Изготовление поделок – это способ продлить жизнь каждому из них, и начинается он с усвоения детьми способа выполнения по образцу. Видя перед собой образец, дети проводят анализ игрушки, определяют способы соединения деталей. Работа по образцу воспитывает вкус ребенка, помогает совершенствовать трудовые навыки, формирует технические умения. Нацеливать ребенка на изготовление поделки мне помогают различные методы – наблюдение, беседа, использование загадок, чтение сказок, рассматривание репродукций картин известных художников. Выбрать материал – дидактические игры: «Похож – не похож», «Найди такое же», «Где детки с этой ветки?», «Кто прячется в шишке», «Угадай из чего сделано», «Что в мешочке?», «Найди, что подходит» и т.д.

 

Цикл «Страна Листопадия»

 

    Природа дает нам неповторимое разнообразие красок и совершенство растительных форм, и применение им находит флористика – аппликация из засушенных растений.

    Сбор материала производили с ранней весны до поздней осени, гуляя на прогулке: цветы и листья дикорастущих растений, веточки и колоски трав, семена ясеня, клена, осенние листья. При этом даю детям представление о природе, как о живом организме, что обращаться с ней нужно бережно, не ломать ветки деревьев, кустарников ради сбора листьев, ведь осенью листьями будет покрыта вся земля. Важно обратить внимание на красоту окружающей нас природы, на ее многообразие.

   В основном аппликации выполняются из целых форм растений – цветка, листка, веточки травы, но можно использовать и отдельные их части – лепестки цветов, вырезанные формы из растений или других природных материалов (кожура апельсина, косточки хурмы, семена подсолнечника). Прежде чем приступить к наклеиванию, все композиции выкладываются на столе, уточняется расположение элементов, после чего наклеиваются и перед нами появляется настоящее произведение детского творчества.

 

 Цикл «Цветочная страна»

 

   Особое место в формировании эстетического отношения к природе по праву принадлежит цветам. Обратить внимание на то, как прекрасны цветы, на удивительное сочетание и разнообразие цвета, оттенков поможет творческая деятельность по составлению букетов для украшения группы и детского сада.

   Аранжировка имеет свои законы. Изысканность сочетается с простотою и естественностью, где гармонично соединяются цветы, веточки, мох, травы. В работе с детьми используются те цветы, которые растут на участке. Весной первыми появляются нарциссы, незабудки, сирень, затем распускаются пионы, васильки, календула. Летом -  бархатцы, колокольчики, ближе к осени -  астры, хризантемы, георгины. Ранней весной, до появления первых цветов, составляя композиции широко использую природный материал -  сухоцветы, ковыль, камыш, ветки ели, сосны, можжевельника, веточки липы, дуба, березы.

   В оформлении букета большое значение имеет подбор соответствующих ваз. Я применяю керамические изделия, пластмассовые вазочки, плошки, тарелки, розетки, подносы, корзиночки разной формы и размера, так же использую разнообразные бутылки, которые расписываю маслеными красками заранее.

 

 

  При составлении программы «Волшебный сундучок» учитывались:

·        интересы детей и добровольность выбора ими кружка.

·        возрастные особенности детей.

·        выстраивание содержания занятий на игровой основе.

·        необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться свободная творческая личность.

·         

 

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

 

Предполагаемый результат реализации программы:

 

В процессе реализации программы по окончании 1 года обучения дети должны:

·                     знать разнообразный природный материал и уметь его применять для изготовления поделок;

·                     иметь представление об элементах дизайна;

·                     получить знания о природе, ее кладовых.

·                     уметь работать со скульптурным пластилином,

·                     соотносить в выполнении скульптуры животного или птицы размеры головы к размеру туловища,

·                     подбирать правильно размеры и формы глаз и носа,

·                     выполнять объёмные формы фигурок животных, рыб, птиц и др.,

·                     научиться украшать свои изделия

У детей должно быть развито:

·                     желание самостоятельно что–то создавать, творить

·                     мелкая моторика рук

У детей должно быть воспитано:

·                     трудолюбие,

·                     аккуратность,

·                     умение работать в коллективе, необходимое в трудовой деятельности.

Механизм оценки и критерия:

 Участие в выставках разного уровня:

– внутри учреждения, 
– в городе

– во всероссийских выставках.

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

Цикл  «Королевство спелых плодов»

 

Месяц

Тема

Материал

Часы

Сентябрь

Приглашение к путешествию в волшебный мир природы

Карта сказочных стран, готовые поделки

    1

Сентябрь

Картофельные фантазии.

Фигурный картофель, пластилин, зубочистки

    1

Сентябрь

Персонажи к сказке «Курочка ряба»

 Картофель, редька, пластилин

    1

Сентябрь

Заколдованные звери

Картофель, огурец, морковь, лук, пластилин

    1

Октябрь

Персонажи к сказке «Доктор Айболит»

Картофель, морковь, белая редька, свекла

    1

Октябрь

Персонажи к сказке «Пых»

Яблоко, лимон, киви

    1

Октябрь

Персонажи к сказке «Три поросенка»

3 лимона, груша

    1

Октябрь

Дед Мазай и бабка Матрена (коллективная)

Кабачок, тыква

    1

 

 

Цикл  «Страна Листопадия»

 

 

Месяц

Тема

Материал

Часы

Ноябрь

Вводное, знакомство со страной

Гербарий, семена клена, дуба,ясеня,березы

     1

Ноябрь

Аппликация «Репка»

Засушенные листья и растения, клей ПВА, цветной картон

     1

Ноябрь

Аппликация «Морковь»

Засушенные листья и растения, клей ПВА, цветной картон

     1

Ноябрь

Аппликация «Рыбка»

Засушенные листья и растения клей ПВА, цветной картон,

     1

Декабрь

Аппликация «Бабочка»

Засушенные листья и растения клей ПВА, цветной картон,

     1

Декабрь

Аппликация «Белочка»

Засушенные листья и растения клей ПВА, цветной картон,

     1

Декабрь

Аппликация «Грибок»

Засушенные листья и растения клей ПВА, цветной картон,

     1

Декабрь

Аппликация «Осенний лес» (коллективная)

Засушенные листья и растения клей ПВА, тонированный лист ватмана

     1

 

 

Цикл  «Лесное царство»

 

 

Месяц

Тема

Материал

Часы

Январь

Вводное. Знакомство с «Лесным царством»

Иллюстрации картин Шишкина «Лесные дали», Левитана «Березовая роща», разнообразный природный материал, готовые поделки

      1

Январь

Композиция «В зимнем лесу»

Веточки деревьев, шишки, мох,пластилин, вата

      1

Январь

Композиция «Семья ежиков на прогулке»

Сосновые шишки, хвоя, листочки, пластилин

      1

Февраль

Поделка «Черепаха»

Скорлупа грецкого ореха, пластилин

      1

Февраль

Поделка «Кораблик»

Скорлупа грецкого ореха, палочки, листочек, пластилин

      1

Февраль

Поделка «Вертолет»

Целый грецкий орех, палочки, семена клена, пластилин

      1

Март

Поделка «Сова»

Еловая шишка, семена клена, подсолнечника, пластилин,

      1

Март

Декоративная композиция «Цветы» (для мам)

Семена хурмы, арбузов, подсолнечника, пластилин

      1

Март

Поделка «Лебедь»

Сосновая шишка, желудь, пластилин

      1

Март

Коллективная работа «Встреча в лесу»

Шишки, палочки, семена, мох, пластилин,

      1

 

 

Цикл  «Цветочная страна»

 

 

Месяц

Тема

Материал

Часы

Апрель

Вводное «Цветочная страна»

Слайд – фильм «Цветы в природе», готовые композиции

      1

Апрель

Букетная композиция «Улыбка»

Сухоцветы, колоски пшеницы, ветка дерева, яркие ленточки, ваза

      1

Апрель

Букетная композиция «Весеннее очарование»

Березовая веточка с распустившимися листочками, ваза, аксессуары для украшения

      1

Апрель

Букетная композиция «Ярче солнышко свети»

Цветы мать-и-мачехи, плошка с водой

      1

Май

Букетная композиция «Цыплята гуляют по траве»

Цветы одуванчиков, мох, тарелочка

      1

Май

Букетная композиция «Папа, мама, я – дружная семья»

Цветы нарциссов, ваза, зелень

      1

Май

Букетная композиция  «Весеннее небо»

 Цветы незабудок, зелень, ваза

      1

 

 

Итого:        33 часа.

 

 

Заключение:

  В процессе творческой деятельности, изменяется  сам человек, форма и способы его мышления, личностные качества. Поэтому важно научить ребенка ориентироваться в окружающем мире, найти себя и реализоваться в деятельности, способствующей его  творческому развитию, формированию гармонически развитой личности.  А формирование полноценной личности было и остается важной задачей дополнительного образования и предполагает гармоничное сочетание умственного, физического и духовного развития. В процессе работы обучающиеся знакомятся с правилами подбора цветовых сочетаний, фактурой и особенностями разнообразных природных материалов, учатся выполнять коллективные работы, поделки – сувениры.      

Большое внимание в процессе обучения уделяется экологическому воспитанию. Природные дары собираются вместе с детьми во время экскурсий и затем используются на занятиях. Обращается внимание на группы редких и охраняемых растений, ядовитых растений, изучаются правила сбора гербария для флористики. На экскурсиях большое внимание уделяется правилам поведения в природе. Акцент делается на то, что в природе на все красивое лучше любоваться, не уничтожая ничего, а затем своими руками постараться воссоздать то, что так поразило.                                       

 Занятия по данной программе приносят детям эстетическое удовлетворение, предоставляют возможности для творчества, повышают психическую активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт ребёнка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     М.А.Гусакова «Аппликация», Москва, «Просвещение», 1987 г.

2.     Э.К.Гульянц, И.Я.Базик  «Что можно сделать из природного материала», Москва «Просвещение», 1991 г.

3.     Т.Н.Проснякова «Уроки мастерства», Издательский Дом «Федоров», 2001 г.

4.     А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду», Ярославль,  Академия  развития, 2002 г.

5.     И.В.Новикова «Аппликация из природных материалов в детском саду» Ярославль Академия развития 2006 г.

6.     В.Н.Полунина, А.А.Капитунова «Гербарий. Составление композиций и орнамента», АСТ «Астрель», Москва, 2001 г.

7.     А.Л.Романовская, Е.М.Чезлов «Забавные поделки» Москва Минск, АСТ Харвест, 2006 г.

8.     М.И.Нагибина «Природные дары для поделок и игры» (популярное пособие для родителей и педагогов),Ярославль, Академия развития, 1997 г.

9.     Сборник «Чтобы ожили стены», Москва, «Молодая гвардия», 1987 г.

10.             Г.И.Перевертень «Самоделки из природных материалов», Москва, «Просвещение», 1986 г.

11.             Г.И.Перевертень «Сказка из листьев и лепестков»,АСТ Тверь, 2007 г.

12.           РэйГибсон, «Поделки», Москва, «РОСМЭН»,1997 г.

13.           Е.М.Ракитина, В.И.Михайленко «Цветущее чудо», Тула «Родничок, Москва АСТ «Астрель», 2006 г.

14.             Л.В.Бакланова «Поделки из природных материалов», Тула «Родничок, Москва АСТ «Астрель», 2008 г.

15.             Н.В.Дубровская «Поделки из природного материала», Москва АСТ «Астрель», «Сова» Санкт-Петербург, 2010 г.

16.             Е.В.Артамонова «Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек», Москва, «ЭКСМО-Прессс», 2000 г.

17.            Н.Ф.Тарловская, Л.А.Топоркова «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду», Москва,«Просвещение», «Владос», 1994 г.

18.             Сборник «В союзе с природой» (Эколого-природоведческие игры-занятия и развлечения с детьми), «Илекса» «Сервисшкола», Москва-Ставрополь, 1999 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_volshebnyy_sunduchok.doc384 КБ

Предварительный просмотр:

 

        Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Киселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида»

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ детский сад 46

_____________ Т.Н. Юферова

Приказ №_________ от ________

Программа дополнительного образования

по  художественно - ручному труду

«Волшебный сундучок»

для детей  4- 5  лет

Воспитатель:

Литвинова Елена Алексеевна

ПРИНЯТО

Протокол педагогического совета

№________ от ________________

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,

 фантазии, творчеству – это источник любви к Родине…

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся

образы, в которых воплощается Родина»

В.А.Сухомлинский.

Пояснительная записка

      Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка, она дает нам неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Ее разнообразие пробуждает у ребят любознательность, фантазию, творчество, побуждает их к деятельности. Играя, фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Только в детстве мусор, на который взрослые не обращают внимания, для детей имеет большое значение. Камушки превращаются в жучков, шишки в ежиков, листок в одеяльце для куколки, палочки, песок, куски глины в продукты для магазина, а в падающих, кружащих на ветру листьях дети видят летящих бабочек или плывущих рыбок. И задача педагога – закрепить этот интерес, ввести ребенка в мир природы, по мере сил облагораживая ее, учить умению восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном  значительное, в неказистом выразительное, беречь ее.

И в этом мне поможет продуктивная деятельность с использованием природного материала.

       Ведь работа над созданием игрушки не только очень увлекательна, но и еще оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Она требует наблюдательности, умение подмечать характерные черты животных и людей, видеть их образы, развивает воображение. Знакомство с материалами, из которых может быть сделана поделка, экспериментирование с ними обогащает знания ребенка об их свойствах, возможностях их применения. Изготовление поделок требует от малыша ловких действий. Если вначале любым неосторожным действием он мог испортить изделие, то впоследствии детская рука приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими и послушными.

      Ручной труд способствует развитию сенсоматорики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации, целенаправленности движений. Это очень актуально для нашего детского, так как одной из приоритетных задач его является воспитание детей с нарушением речи, а как известно, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

      Большое влияние художественный труд оказывает и на умственное развитие ребенка: стимулирует мышление, активизирует психические процессы способствующие усвоению новых знаний и умений, активизирует  речь. Создавая игрушки, дошкольник строит образ, не только опираясь на материал, но и на словесно зафиксированную характеристику. Процесс работы сопровождается рассуждениями, объяснениями. Малышу нравиться описывать внешность, характер, употребляя при этом образы сравнения, различные формы существительных и прилагательных. Развитие речи, ее интонационное оформление продолжается во время обыгрывания игрушек и инсценировок с ними.

       Труд по изготовлению поделок способствует воспитанию характера. Не так легко сделать игрушку, требуются значительные волевые усилия – выдержка, настойчивость, умение достигать определенного результата, планировать свою деятельность с учетом общей цели.

Коллективная работа формирует умение трудиться вместе, помогать друг другу, стремиться  преодолевать трудности, радуясь при этом совместным успехам, воспитывает дружеские взаимоотношения.

       Творчество детей в ходе изготовления игрушек, поделок, аппликаций, составления букетов – это целенаправленный труд, который не просто вооружает ребенка умениями и навыками, но и помогает ему осознать свою силу, силу творца, способность подчинить собственной воле материалы, дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами создателя, а не потребителя.

        Новизна и оригинальность  программы заключается в развитии у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий с помощью игровой мотивации, появление созидательного отношения к окружающему.

         Цель программы:

Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные природные материалы и техники.

Задачи программы:

Развивающие:

  • Развитие творческого воображения, образного мышления умения видеть необычное в обычных предметах.
  • Развитие художественно - творческиих способностей  детей.

Обучающие:

  • Обучение детей различным приемам конструирования и изготовление поделок из природного материала.
  • Изучение различных природных материалов и подручных средств.
  • Выработка умения планировать свою деятельность .

Воспитательные:

  • Воспитание трудолюбия, аккуратности, желания доводить начатое дело до конца.
  • Приобщение к коллективному творческому труду.

Необходимые условия реализации программы:

  • подобрать все необходимые материалы и инструменты.
  • систематизировать литературный материал (стихи, загадки).
  • подобрать пальчиковые игры и упражнения для подготовки руки к работе,   развития мелких мышц руки.
  • подобрать дидактические и подвижные игры, сюрпризы.

Основные принципы, заложенные в основу программы:

 1.   Принцип поэтапного «погружения» в программу.

 2.   Принцип динамичности. О простого задания – к сложному.

 3.  Принцип  выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка   при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.

Время действия  кружка  «Волшебный сундучок»  - 1  раз   в неделю.

Длительность   дополнительной образовательной  деятельности - 20 – 25 минут

Форма организации детей – групповая.

Формы работы с детьми.

       Занятие - путешествие предполагает познавательную деятельность детей,  направленную на поиск, обработку и освоение информации. Так, путешествуя, дети отправляются в волшебный мир природы, где дети знакомятся со сказочными странами, знакомятся с их обитателями - с фруктами, овощами, природным материалом и учится различным способам их соединения.   Для мотивации детей я использую «волшебный сундучок», каждый раз в котором появляются интересные предметы – шишки, желуди, грецкий орех, палочки и т.д..

       Посиделки - это такая форма деятельности, когда беседа игрового персонажа сочетаются с творческой продуктивной деятельностью детей. На посиделках применяется метод индивидуального  обучения и объяснительно-иллюстративный метод. По завершению работы оформляется выставка в групповой комнате, фойе.

      Занятие - экскурсия - это такая форма проведения занятия, которая предусмотрена музейной педагогикой (знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства).

      Метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос воспитателя помогает представить картину природы, определенный образ который потом дети воплотят в своих рисунках, поделках.

        Творческая мастерская - предполагает деятельность, направленную на совместную работу по изготовлению различных игрушек к праздникам.

Совместное творчество детей и родителей  способствует взаимному обучению и взаимопониманию детей и родителей.

        Презентация - представление детьми своих изделий взрослым и сверстникам. Дети могут высказывать свое мнение, давать оценку работам.

        Театрализация – использование детьми своих поделок в театрализованной деятельности в качестве персонажей.

Содержание  программы.

Содержание программы ориентировано на знакомство детей с особенностями, свойствами и возможностями природных материалов, с разными инструментами, а также с приемами их применения.

В числе материалов: бумага, картон, салфетки, пластилин, мох, семена, сухие листья, цветы, ягоды, овощи, фрукты, крупа, камни, ракушки, краски, кисти, фломастеры, клей, ножницы, карандаши, лак.

      Программа рассчитана на старший дошкольный возраст.  Предусмотрено проведение 1 занятия в неделю во вторую половину дня.

      Программа осуществляется в процессе основных тематических циклов, что  позволяет детям лучше усвоить ее:

   1. «Королевство спелых плодов» (игрушки из овощей и фруктов)

   2.«Страна Листопадия» (флористика - аппликации из засушенных растений)

   3.«Лесное царство» (конструирование из природного материала)

   4.«Цветочная страна» (составление цветочных композиций)

Каждый  цикл состоит из четырех частей:

 

   1.  «Я знакомлюсь и учусь»

  1.  «Я уже что – то умею»
  2.  «Сам придумай из…»
  3.  «Что умею я и мои друзья»

Остановимся на каждом из них более подробно.

Цикл «Королевство спелых плодов»

   Овощи и фрукты знакомы детям с раннего детства в качестве пищи, тем интереснее, что после некоторой обработки они превращаются в забавные игрушки, Поделки из овощей и фруктов имеют свои достоинства, они легко обновляются, так будущие персонажи всегда под рукой и каждый раз новые. Этот вид деятельности планирую на осень, когда материал у всех на виду, манит своими формами. Дети помогают  сначала словом, а потом и действием «расколдовать» зверей, спрятанных в овощах, пофантазировать с картофелем, увидеть в нем персонажи к знакомым сказкам. Некоторые вкусные предметы уже своим внешним обликом напоминают милых и забавных человечков и животных. Они бывают круглыми, овальными, приплюснутыми, с отростками похожими на нос, уши, руки. Если чего – то не хватает, дополняем палочками, пуговицами. Дополнительные детали изготавливаю из ткани или бумаги, наклеиваем мучным клейстером. Глазки, ушки делаю из пластилина и подготавливаю их таким образом, чтобы они легко прикреплялись или втыкались в овощи на заточенных спичках или зубочистках.

Немного детской фантазии и огурец «превращается» в крокодила, морковь становиться лисой, проросшая луковица – зайчиком, картофелина – медведем. Сначала наблюдая, а затем, делая свои первые игрушки с помощью или самостоятельно, дети делают множество открытий. Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества.

Цикл «Лесное царство»

   Природный материал сам подсказывает образ в целом, форму, конструкцию. В ветке дети видят зверька, в осеннем листочке рыбку, сами глядя на материал догадываются, что нужно добавить к шишке, чтобы получился колючий ежик или распустившая свои перья птица. Именно материал активизирует изобретательность детей, ориентирует их в решение образа, дает пищу для неожиданных ассоциаций. Результат – забавные персонажи, которые трудно смастерить из другого материала.

Попадая в «Лесное царство» дети ближе знакомятся с жителями этой страны – природным материалом. Изготовление поделок – это способ продлить жизнь каждому из них, и начинается он с усвоения детьми способа выполнения по образцу. Видя перед собой образец, дети проводят анализ игрушки, определяют способы соединения деталей. Работа по образцу воспитывает вкус ребенка, помогает совершенствовать трудовые навыки, формирует технические умения. Нацеливать ребенка на изготовление поделки мне помогают различные методы – наблюдение, беседа, использование загадок, чтение сказок, рассматривание репродукций картин известных художников. Выбрать материал – дидактические игры: «Похож – не похож», «Найди такое же», «Где детки с этой ветки?», «Кто прячется в шишке», «Угадай из чего сделано», «Что в мешочке?», «Найди, что подходит» и т.д.

Цикл «Страна Листопадия»

    Природа дает нам неповторимое разнообразие красок и совершенство растительных форм, и применение им находит флористика – аппликация из засушенных растений.

    Сбор материала производили с ранней весны до поздней осени, гуляя на прогулке: цветы и листья дикорастущих растений, веточки и колоски трав, семена ясеня, клена, осенние листья. При этом даю детям представление о природе, как о живом организме, что обращаться с ней нужно бережно, не ломать ветки деревьев, кустарников ради сбора листьев, ведь осенью листьями будет покрыта вся земля. Важно обратить внимание на красоту окружающей нас природы, на ее многообразие.

   В основном аппликации выполняются из целых форм растений – цветка, листка, веточки травы, но можно использовать и отдельные их части – лепестки цветов, вырезанные формы из растений или других природных материалов (кожура апельсина, косточки хурмы, семена подсолнечника). Прежде чем приступить к наклеиванию, все композиции выкладываются на столе, уточняется расположение элементов, после чего наклеиваются и перед нами появляется настоящее произведение детского творчества.

 Цикл «Цветочная страна»

   Особое место в формировании эстетического отношения к природе по праву принадлежит цветам. Обратить внимание на то, как прекрасны цветы, на удивительное сочетание и разнообразие цвета, оттенков поможет творческая деятельность по составлению букетов для украшения группы и детского сада.

   Аранжировка имеет свои законы. Изысканность сочетается с простотою и естественностью, где гармонично соединяются цветы, веточки, мох, травы. В работе с детьми используются те цветы, которые растут на участке. Весной первыми появляются нарциссы, незабудки, сирень, затем распускаются пионы, васильки, календула. Летом -  бархатцы, колокольчики, ближе к осени -  астры, хризантемы, георгины. Ранней весной, до появления первых цветов, составляя композиции широко использую природный материал -  сухоцветы, ковыль, камыш, ветки ели, сосны, можжевельника, веточки липы, дуба, березы.

   В оформлении букета большое значение имеет подбор соответствующих ваз. Я применяю керамические изделия, пластмассовые вазочки, плошки, тарелки, розетки, подносы, корзиночки разной формы и размера, так же использую разнообразные бутылки, которые расписываю маслеными красками заранее.

  При составлении программы «Волшебный сундучок» учитывались:

  • интересы детей и добровольность выбора ими кружка.
  • возрастные особенности детей.
  • выстраивание содержания занятий на игровой основе.
  • необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться свободная творческая личность.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Предполагаемый результат реализации программы:

В процессе реализации программы по окончании 1 года обучения дети должны:

  • знать разнообразный природный материал и уметь его применять для изготовления поделок;
  • иметь представление об элементах дизайна;
  • получить знания о природе, ее кладовых.
  • уметь работать со скульптурным пластилином,
  • соотносить в выполнении скульптуры животного или птицы размеры головы к размеру туловища,
  • подбирать правильно размеры и формы глаз и носа,
  • выполнять объёмные формы фигурок животных, рыб, птиц и др.,
  • научиться украшать свои изделия

У детей должно быть развито:

  • желание самостоятельно что–то создавать, творить
  • мелкая моторика рук

У детей должно быть воспитано:

  • трудолюбие,
  • аккуратность,
  • умение работать в коллективе, необходимое в трудовой деятельности.

Механизм оценки и критерия:

 Участие в выставках разного уровня:

– внутри учреждения, 
– в городе

– во всероссийских выставках.

.

Календарно-тематическое планирование

Цикл  «Королевство спелых плодов»

Месяц

Тема

Материал

Часы

Сентябрь

Приглашение к путешествию в волшебный мир природы

Карта сказочных стран, готовые поделки

    1

Сентябрь

Картофельные фантазии.

Фигурный картофель, пластилин, зубочистки

    1

Сентябрь

Персонажи к сказке «Курочка ряба»

 Картофель, редька, пластилин

    1

Сентябрь

Заколдованные звери

Картофель, огурец, морковь, лук, пластилин

    1

Октябрь

Персонажи к сказке «Доктор Айболит»

Картофель, морковь, белая редька, свекла

    1 

Октябрь

Персонажи к сказке «Пых»

Яблоко, лимон, киви

    1

Октябрь

Персонажи к сказке «Три поросенка»

3 лимона, груша

    1

Октябрь

Дед Мазай и бабка Матрена (коллективная)

Кабачок, тыква

    1

Цикл  «Страна Листопадия»

Месяц

Тема

Материал

Часы

Ноябрь

Вводное, знакомство со страной

Гербарий, семена клена, дуба,ясеня,березы

     1

Ноябрь

Аппликация «Репка»

Засушенные листья и растения, клей ПВА, цветной картон

     1

Ноябрь

Аппликация «Морковь»

Засушенные листья и растения, клей ПВА, цветной картон

     1

Ноябрь

Аппликация «Рыбка»

Засушенные листья и растения клей ПВА, цветной картон,

     1

Декабрь

Аппликация «Бабочка»

Засушенные листья и растения клей ПВА, цветной картон,

     1

Декабрь

Аппликация «Белочка»

Засушенные листья и растения клей ПВА, цветной картон,

     1

Декабрь

Аппликация «Грибок»

Засушенные листья и растения клей ПВА, цветной картон,

     1

Декабрь

Аппликация «Осенний лес» (коллективная)

Засушенные листья и растения клей ПВА, тонированный лист ватмана

     1

Цикл  «Лесное царство»

Месяц

Тема

Материал

Часы

Январь

Вводное. Знакомство с «Лесным царством»

Иллюстрации картин Шишкина «Лесные дали», Левитана «Березовая роща», разнообразный природный материал, готовые поделки

      1

Январь

Композиция «В зимнем лесу»

Веточки деревьев, шишки, мох,пластилин, вата

      1

Январь

Композиция «Семья ежиков на прогулке»

Сосновые шишки, хвоя, листочки, пластилин

      1

Февраль

Поделка «Черепаха»

Скорлупа грецкого ореха, пластилин

      1

Февраль

Поделка «Кораблик»

Скорлупа грецкого ореха, палочки, листочек, пластилин

      1

Февраль

Поделка «Вертолет»

Целый грецкий орех, палочки, семена клена, пластилин

      1

Март

Поделка «Сова»

Еловая шишка, семена клена, подсолнечника, пластилин,

      1

Март

Декоративная композиция «Цветы» (для мам)

Семена хурмы, арбузов, подсолнечника, пластилин

      1

Март

Поделка «Лебедь»

Сосновая шишка, желудь, пластилин

      1

Март

Коллективная работа «Встреча в лесу»

Шишки, палочки, семена, мох, пластилин,

      1

Цикл  «Цветочная страна»

Месяц

Тема

Материал

Часы

Апрель

Вводное «Цветочная страна»

Слайд – фильм «Цветы в природе», готовые композиции

      1

Апрель

Букетная композиция «Улыбка»

Сухоцветы, колоски пшеницы, ветка дерева, яркие ленточки, ваза

      1

Апрель

Букетная композиция «Весеннее очарование»

Березовая веточка с распустившимися листочками, ваза, аксессуары для украшения

      1

Апрель

Букетная композиция «Ярче солнышко свети»

Цветы мать-и-мачехи, плошка с водой

      1

Май

Букетная композиция «Цыплята гуляют по траве»

Цветы одуванчиков, мох, тарелочка

      1

Май

Букетная композиция «Папа, мама, я – дружная семья»

Цветы нарциссов, ваза, зелень

      1

Май

Букетная композиция  «Весеннее небо»

 Цветы незабудок, зелень, ваза

      1

Итого:         33 часа.

Заключение:

  В процессе творческой деятельности, изменяется  сам человек, форма и способы его мышления, личностные качества. Поэтому важно научить ребенка ориентироваться в окружающем мире, найти себя и реализоваться в деятельности, способствующей его  творческому развитию, формированию гармонически развитой личности.  А формирование полноценной личности было и остается важной задачей дополнительного образования и предполагает гармоничное сочетание умственного, физического и духовного развития. В процессе работы обучающиеся знакомятся с правилами подбора цветовых сочетаний, фактурой и особенностями разнообразных природных материалов, учатся выполнять коллективные работы, поделки – сувениры.      

Большое внимание в процессе обучения уделяется экологическому воспитанию. Природные дары собираются вместе с детьми во время экскурсий и затем используются на занятиях. Обращается внимание на группы редких и охраняемых растений, ядовитых растений, изучаются правила сбора гербария для флористики. На экскурсиях большое внимание уделяется правилам поведения в природе. Акцент делается на то, что в природе на все красивое лучше любоваться, не уничтожая ничего, а затем своими руками постараться воссоздать то, что так поразило.                                      

 Занятия по данной программе приносят детям эстетическое удовлетворение, предоставляют возможности для творчества, повышают психическую активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт ребёнка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества.

Список литературы

  1. М.А.Гусакова «Аппликация», Москва, «Просвещение», 1987 г.
  2. Э.К.Гульянц, И.Я.Базик  «Что можно сделать из природного материала», Москва «Просвещение», 1991 г.
  3. Т.Н.Проснякова «Уроки мастерства», Издательский Дом «Федоров», 2001 г.
  4. А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду», Ярославль,  Академия  развития, 2002 г.
  5. И.В.Новикова «Аппликация из природных материалов в детском саду» Ярославль Академия развития 2006 г.
  6. В.Н.Полунина, А.А.Капитунова «Гербарий. Составление композиций и орнамента», АСТ «Астрель», Москва, 2001 г.
  7. А.Л.Романовская, Е.М.Чезлов «Забавные поделки» Москва Минск, АСТ Харвест, 2006 г.
  8. М.И.Нагибина «Природные дары для поделок и игры» (популярное пособие для родителей и педагогов),Ярославль, Академия развития, 1997 г.
  9. Сборник «Чтобы ожили стены», Москва, «Молодая гвардия», 1987 г.
  10.   Г.И.Перевертень «Самоделки из природных материалов», Москва, «Просвещение», 1986 г.
  11.   Г.И.Перевертень «Сказка из листьев и лепестков»,АСТ Тверь, 2007 г.
  12. РэйГибсон, «Поделки», Москва, «РОСМЭН»,1997 г.
  13. Е.М.Ракитина, В.И.Михайленко «Цветущее чудо», Тула «Родничок, Москва АСТ «Астрель», 2006 г.
  14.   Л.В.Бакланова «Поделки из природных материалов», Тула «Родничок, Москва АСТ «Астрель», 2008 г.
  15.   Н.В.Дубровская «Поделки из природного материала», Москва АСТ «Астрель», «Сова» Санкт-Петербург, 2010 г.
  16.   Е.В.Артамонова «Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек», Москва, «ЭКСМО-Прессс», 2000 г.
  17.  Н.Ф.Тарловская, Л.А.Топоркова «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду», Москва,«Просвещение», «Владос», 1994 г.
  18.   Сборник «В союзе с природой» (Эколого-природоведческие игры-занятия и развлечения с детьми), «Илекса» «Сервисшкола», Москва-Ставрополь, 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительных занятий по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет) «Уроки иголочки»

Программа «Уроки иголочки» направлена на формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе обучения основам работы на швейной машинке, ознакомления с материалами и инструментами ...

Программа дополнительного образования "Уроки занимательного труда"

Необходимо привлекать детей к ручному труду как можно раньше. Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков....

Программа дополнительного образования по художественному труду «Умелые ручки»

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 3-4 года. Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся два раза в неделю.Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие ...

Рабочая программа по дополнительному образованию. Кружок ручного труда «Мастерилочка» (подготовительная группа)

Рабочая программа по дополнительному образованию. Кружок ручного труда «Мастерилочка» (подготовительная группа)...

Программа дополнительного образования по ручному труду "Умелые ручки"

Программа дополнительного образования по ручному труду "Умелые ручки",  для руководителя кружковой работы...

Рабочая программа дополнительного образования по ручному труду и развитию мелкой моторики «Умелые ручки» 2013-2016 г.г.

Рабочая программа дополнительного образования по ручному труду и развитию мелкой моторики «Умелые ручки»...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию читательской грамотности у детей 4-5лет «Книги-корабли мысли»

        Рабочая программа «Книги - корабли мысли» -  это система коллективных игр и занятий, способная увеличить эффективность основной  программы, раз...