Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность,фольклор и народное творчество (для детей 3-5лет). Составитель:Чиж Оксана Владимировна,воспитатель ГБДОУ 13 Санкт-Петербург Курортный район г. Сестрорецк. Разделы преподавания:театрализованная деятельность,фольклор и народное творчество.
Пояснительная записка.
Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию.Она включает в себя занятия театрализованной деятельностью, малыми формами фольклора и народным творчеством.Знакомство с театрализованными действиями включая элементы русского фольклора,народного творчества и приобщению к истокам русской народной культуры,изготовление атрибутов,поделок,а также организация проведения творческих мероприятий,а именно:участие театрализованных представлениях (спектаклях),календарных обрядовых праздниках (Рождество,Пасха,Масленица,Сороки и т.д.)
Программа одногодичного курса обучения и состоит из 2-х занятий в неделю по 25 - 30 минут для средней группы и 2-х занятий в неделю по 20-25 минут для младшей группы. Программа отражает содержательные компоненты обучения (здесь представлен основной изучаемый материал.)
Направленность программы:
Программа направленна на познание окружающей среды,способствует успеху развития творческих способностей детей. Это достигается путем освоения материала и ознакомления детей с русским народным бытом и традициями предков,современными традициями пришедшими к нам с прошлого,а также использование элементов фольклора в театрализованной деятельности (русские народные сказки,были и т.д.) А также во влечение детей и родителей к участию в мероприятиях,изготовлению атрибутов,костюмов и т.д.
Актуальность программы:
Понять проблемы окружающей среды во всей ее сложности,определить пути разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно.Для этого потребуется новый этап образования-знакомство с театрализацией и фольклором как видом творческой деятельности.Эта творческая деятельность носит познавательный характер и строится на познании ребенком культуры и актерской деятельности как части творческого общества.
Культурная деятельность и детское творчество является неотъемлемой частью познания и образования дошкольников.
В настоящее время ,когда развитие и прогресс компьютерных технологий вытесняет культурные ценности ,традиции опыт предков уходят в небытие ,даже нужно возобновлять забытое и вносить элементы событий прошлого русского народа в современный мир и прививать детям любовь и культуру родного народа и края.Также знакомить с новыми видами театра,ручного прикладного искусства,используя не традиционный материал,пытаться сохранить получаемые и полученные знания путем познания через игру,участие в календарно -тематических мероприятиях ,очень важно дать детям понятие о том ,что очень важно быть духовно развитыми и культурными гражданами своей страны ,уметь ценить свои корни русской культуры и традиции своего народа и уметь выражать свои эмоции ,быть раскрепощенными и творчески одаренными детьми.
Цель программы:
Формирование основ духовности личности на основе народной культуры.
Формирование творческих навыков через театрализованную деятельность,фольклор и народное творчество ,комплексный подход к организации мероприятий ,умело чередовать различные виды деятельности ,где ребенок ,имеет возможность проявить себя в любимой деятельности (игре,пении,драматизации,рисовании,лепке,творчестве и т.д.) Использовать индивидуальный подход к каждому ребенку,использовать фольклорные и театральные произведения других народов. Развитие сотрудничество детей и взрослых,участие в мероприятиях родителей ;организация выставок работ изо-деятельности и ручному труду ("Рукам работа-душе праздник","Творческая мастерская"),театрализованные постановки музыкальных сказок,использование русских костюмов ,атрибутов,что способствует пониманию детьми русского народного характера ,без него невозможно проникнуться чувством национального стиля ,войти в роль.
Задачи программы:
1)формировать стремление детей к познанию через обращение к народным истокам, декоративно-прикладному искусству ,фольклорному и театральному искусству русского народа.
2)формирование нравственно-патриотического воспитания.
3)прививать любовь к своей Родине ,традициям своего и других народов.
4)формировать мировоззрение ребенка ,знакомить с красотой и духовностью данного направления ,учить восхищаться своими успехами.
5)вовлекать в активную деятельность застенчивых детей ,давая самые ответственные роли и задания.
6)привлекать родителей к участию совместно с детьми в мероприятиях и изготовлению костюмов и атрибутов.
Отличительные особенности программы:
Программа строится на основе развития творческих способностей детей путем индивидуального подхода к каждому ребенку находя "изюминку" в каждом ,а также поэтапно формирование духовного и культурного обогащения творческих способностей детей.
Возраст детей:
Программа рассчитана на детей 4-го и 5-го года жизни при одногодичном цикле общения.
Сроки реализации:1 год.
Формы и режим занятий:
Программа годового курса составляется из расчета 2-х дней в неделю и 73 занятий на каждую возрастную группу.
В программе предлагаются следующие формы работы:
1)теоретическая часть (проводиться по единому перспективному плану на основе народного календаря и тематическим мероприятиям.)
2)создание детского театрально-фольклорного коллектива.
3)традиционное проведение народных праздников (Осенние посиделки, Веселая ярмарка,Рождественские колядки,Масленица,Пасха,Сороки и т.д.)
4)организация выставок работ по изо-деятельности и ручному труду.
5) украшение интерьера детского сада совместными работами (В мире сказок...,В гости к нам пришла Матрешка...,Рождественские сувениры,Пасхальные сувениры и т.д.)
6)выставки интересных предметов (Русские сувениры,Гжельские узоры,Деревянное зодчество,Россия-Родина моя,рукоделие,поделки из не традиционного материала (макароны,пордручные материалы,газеты,журналы и т.д.)
7) создание народного уголка" Красный угол избы","Комната сказок","уголок декоративно-прикладного и изо разительного искусства,музыкальных инструментов".
8)театрализованная постановка музыкальных сказок.
9)использование русских народных костюмов,атрибутов.
10)создание видеотеки,выпуск рекламной афиши и отчетной фото - газеты.
11)создание семейного клуба "Русская изба",привлекая к участию родителей и сотрудников детского сада.
Работа с педагогами:
Предусматривает беседы,консультации по развитию творческих способностей,проведение мастер - классов ,семинаров- практикумов,показ открытых занятий,праздников.
Работа с родителями:
Предполагает :индивидуальные беседы,рекомендации,папки-раскладушки,информационные стенды,показ открытых занятий,выставки детского творчества и анкетирование по вопросам данной деятельности.
Ожидаемый результаты:
Изучив данную программу ,дети значительно повысит свои духовно-культурные,творческие знания не опознанной культуры ,получение этнокультурного образования и в области народного творчества и театрализации:
- глубокое изучение народной культуры и народного быта творческой группы детей;
-проявление у детей познавательного интереса к культуре и истории русского народа;
-овладеют элементарными навыками их использования для реализации своих познавательных интересов и потребностей;
-желание активно участвовать в народных праздниках,развлечениях,импровизированных театрализованных действиях,спектаклях,играх,ярмарках,выставках народно-прикладного искусства;
-умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества;
-умение рассказывать русские народные сказки ,потешки,за клички и т.д;
-узнают героев русского народного фольклора ,произведений изобразительного искусства;
-имеют представление о русской национальной одежде и обуви;
-имеют представление о старинных предметах быта и их назначения;
-бережно относиться к предметам быта ,произведениям народного творчества;
-уметь исполнять песни,выполнять игровые,хороводные движения,элементы пляски;
-уметь выразительно декламировать;
-уметь играть на простейших музыкальных инструментах;
-рассказывать о народных праздниках и календарных приметах;
-знать основные праздники народного календаря;
-уметь развивать воображение,фантазию,умение находить свои оригинальные движения характера музыки ,умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям;
-заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью;
-уметь разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям используя выразительные средства (интонацию,мимику,жест);
-использовать в театральных играх образные игрушки самостоятельно изготовленные из разных материалов;
-знать некоторые виды театров (кукольный,драматический,музыкальный,детский театр,театр Петрушки,театр зверей и др);
-уметь выполнять некоторые приемы и манипуляции применяемые в знакомых видах театра :резиновый,пластмассовый,мягкой игрушке,(кукольный би- ба- бо),настольном,настольно-плоскостном,конусной игрушки,стендовой на фланелеграффе и магнитной доске.
П