Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) на тему

Бушуева Ольга Викторовна

Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе по программе Н.Е. Вераксы "От рождения до школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspekt_plan_po_razvitiyu_rechi_v_st_gr.odt33.04 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по  речевому развитию

в  старшей группе

№ п/п

месяц

                        Тема занятия

Программное содержание

1.

сентябрь

Мы – воспитанники старшей группы

 Развивать умение вести беседу; выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки.

2.

сентябрь

Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»

  Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» и присказкой «Начинаются наши сказки…»

3.

сентябрь

Пересказ сказки

 «Заяц – хвастун»

Помочь детям составить план пересказа сказки, учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.

4.

сентябрь

Звуковая культура речи: дифференциация звуков З - С

  Упражнять детей в отчетливом произнесении звуков З – С и их  дифференциации; познакомить со скороговоркой.

5.

сентябрь

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

 Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

 

6.

сентябрь

Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»

 Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень».

7.

сентябрь

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по картине.

 Совершенствовать умение детей составлять повествовательный рассказ по картине, придерживаясь плана.

8.

октябрь

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель»

 Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением перевертышем.

9.

октябрь

Учимся вежливости

 Активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.

10.

октябрь

Обучение рассказыванию

 Помочь детям составить план описание куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом.

11.

октябрь

Звуковая культура речи: дифференциация звуков С - Ц

 Закрепить правильное произношение звуков С–Ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками С и Ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в  произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой.

12.

октябрь

Рассматривание картины «Ежи»

 Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

13.

октябрь

Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

 Упражнять детей в подборе существительных  к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.

14.

октябрь

Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет»

  Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его.

15.

октябрь

Литературный калейдоскоп

  Выяснить у детей какие литературные произведения они помнят.

16.

ноябрь

Чтение стихотворений о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение».

 Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

17.

ноябрь

Рассказывание по картине

 Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы – матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ.

18.

ноябрь

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

 Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обр. А.Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

19.

ноябрь

Звуковая культура речи: работа со звуками  Ж -Ш

  Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками Ж и Ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки Ж – Ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками Ж -Ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

20.

ноябрь

Обучение рассказыванию

 Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в сокращении).

21.

ноябрь

Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»

  Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков».

22.

декабрь

Чтение стихотворений о зиме

  Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

23.

декабрь

Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе»

 Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»).

 

24.

декабрь

Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»

 Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела», учить пересказывать ее.

25.

декабрь

Звуковая культура речи: дифференциация звуков С - Ш

 Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков С – Ш, на определение позиции звука в слове.

26.

декабрь

Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»

 Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце».

27.

декабрь

Заучивание стихотворения С.  Маршака «Тает месяц молодой»

 Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».

28.

декабрь

Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…»

 Учить  логично и  содержательно строить высказывания. Развивать творческое воображение детей.  

29.

декабрь

Дидактические игры со словами

Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.

30.

декабрь

Беседа на тему: «Я мечтал…»

Дидактическая игра «Подбери рифму»

Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.

31.

январь

Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза»

Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.

32.

январь

Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

33.

январь

Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»

Познакомить детей с необычной  сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами.

34.

январь

Звуковая культура речи: дифференциация звуков З - Ж

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков З – Ж.

35.

январь

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении).

36.

январь

Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?»

Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова.

37.

февраль

Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка»

Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов – антонимов.

38.

февраль

Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (обр. М. Булатова).

39.

февраль

Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ч - Щ

Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звука.

40.

февраль

Пересказ сказки А.Н. Толстого «Ёж»

Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.

41.

февраль

Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки»

Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям.

42.

февраль

Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Продолжать учить детей рассказывать о картине (Зайцы), придерживаясь плана.

43.

март

Обучение рассказыванию «Мы для милой мамочки…»

Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи.

44.

март

Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А Барто «Перед сном»

Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому, указать на необходимость помощи мамам.

45.

март

Составление рассказа по картинкам «Купили щенка»

Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием.

46.

март

Рассказы на тему «Как мы поздравляем сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем»

Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать.

47.

март

Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов».  Дидактическая игра «Закончи предложение»

Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения.

48.

март

Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства».

Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика.

49.

март

Звуковая культура речи: дифференциация звуков

 Ц – Ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Учить детей дифференцировать звуки Ц – Ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба – бах».

50.

март

Чтение сказки «Сивка-бурка»

Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка».

51.

апрель

Звуковая культура речи: дифференциация звуков

Л - Р

 Упражнять детей в различении звуков Л – Р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

52.

апрель

Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово»

 Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.

53.

апрель

Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм»

 Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта.

54.

апрель

Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»

 Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В.Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»

55.

апрель

Пересказ загадочных историй (по Н. Сладкову)

Продолжать учить детей пересказывать.

56.

апрель

Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга»

Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга».

57.

апрель

Дидактические игры со словами.

Чтение небылиц

Активизировать словарь детей.

58.

апрель

Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик».

59.

май

Литературный калейдоскоп

 Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой.

60.

май

Обучение рассказыванию по картинкам

Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

61.

май

Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения

Уточнить что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.

62.

май

Лексические упражнения

Проверить, насколько богат словарный запас детей.

63.

май

Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол»

Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный сокол».

64.

май

Звуковая культура речи (проверка усвоенного материала)

Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их.

65.

май

Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни»

Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта.

66.

май

Веселые рассказы Н. Носова

Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова.

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область «Речевое развитие»/

 Старшая группа

№ п/п

Месяц

Тема недели

Тема НОД

Источник

1.

сентябрь

Детский сад. День знаний

Мы – воспитанники старшей группы

Страница 30

2.

сентябрь

Правила дорожного движения

Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»

Страница 32

3.

сентябрь

Правила дорожного движения

Пересказ сказки

 «Заяц – хвастун»

Страница 33

4.

сентябрь

Я в мире человек. Я вырасту здоровым

Звуковая культура речи: дифференциация звуков З - С

Страница 34

5.

сентябрь

Я в мире человек. Я вырасту здоровым

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Страница 35

6.

сентябрь

Я в мире человек. Я вырасту здоровым

Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»

Страница 37

7.

сентябрь

Я в мире человек. Я вырасту здоровым

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней

Страница 38

8.

октябрь

Золотая осень

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель»

Страница 40

9.

октябрь

Золотая осень

Учимся вежливости

Страница 41

10.

октябрь

Золотая осень

Обучение рассказыванию

Страница 43

11.

октябрь

Золотая осень

Звуковая культура речи: дифференциация звуков С - Ц

Страница 44

12.

октябрь

Транспорт

Рассматривание картины «Ежи»

Страница 46

13.

октябрь

Транспорт

Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

Страница 47

14.

октябрь

Детям  об огне и пожаре

Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет»

Страница 48

15.

октябрь

Детям  об огне и пожаре

Литературный калейдоскоп

Страница 49

16.

ноябрь

День народного единства. Моя страна. Мое село.

Чтение стихотворений о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение».

Страница 50

17.

ноябрь

День народного единства. Моя страна. Мое село.

Рассказывание по картине

Страница 51

18.

ноябрь

Знакомство с народной культурой и традициями

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Страница 52

19.

ноябрь

Знакомство с народной культурой и традициями

Звуковая культура речи: работа со звуками  Ж -Ш

Страница 53

20.

ноябрь

Знакомство с народной культурой и традициями

Обучение рассказыванию

Страница 55

21.

ноябрь

Знакомство с народной культурой и традициями

Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»

Страница 56

22.

декабрь

Предметный мир ребенка

Чтение стихотворений о зиме

Страница 60

23.

декабрь

Предметный мир ребенка

Дидактическое упражнение: «Хоккей», «Кафе»

Страница 61

24.

декабрь

Предметный мир ребенка

Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»

Страница 63

25.

декабрь

Предметный мир ребенка

Звуковая культура речи: дифференциация звуков С - Ш

Страница 64

26.

декабрь

Новогодняя карусель

Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»

Страница 66

27.

декабрь

Новогодняя карусель

Заучивание стихотворения С.  Маршака «Тает месяц молодой»

Страница 66

28.

декабрь

Новогодняя карусель

Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…»

Страница 68

29.

декабрь

Новогодняя карусель

Дидактические игры со словами

Страница 69

30.

декабрь

Новогодняя карусель

Беседа на тему: «Я мечтал…»

Дидактическая игра «Подбери рифму»

Страница 70

31.

январь

Зимушка-зима

Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза»

Страница 71

32.

январь

Зимушка-зима

Обучение рассказыванию по картине «Зимнее развлечения»

Страница 72

33.

январь

Зимушка-зима

Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»

Страница 74

34.

январь

Зимушка-зима

Звуковая культура речи: дифференциация звуков З -Ж

Страница 75

35.

январь

Профессии

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Страница 77

36.

январь

Профессии

Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?»

Страница 79

37.

январь

Наше любимое увлечение

Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка»

Страница 82

38.

январь

Наше любимое увлечение

Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Страница 83

39.

февраль

Наша Армия. День защитников Отечества

Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ч - Щ

Страница 83

40.

февраль

Наша Армия. День защитников Отечества

Пересказ сказки А.Н. Толстого «Ёж»

Страница 84

41.

февраль

Наша Армия. День защитников Отечества

Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки»

Страница 86

42

февраль

Наша Армия. День защитников Отечества

Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Страница 87

43.

март

Международный женский день

Обучение рассказыванию «Мы для милой мамочки…»

Страница 88

44.

март

Международный женский день

Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А Барто «Перед сном»

Страница 91

45.

март

Международный женский день

Составление рассказа по картинкам «Купили щенка»

Страница 92

46.

март

Международный женский день

Рассказы на тему «Как мы поздравляем сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем»

Страница 93

47.

март

Весняночка

Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение»

Страница 94

48.

март

Весняночка

Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»

Страница 95

49.

март

Весняночка

Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ц – Ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Страница 96

50.

март

Весняночка

Чтение сказки «Сивка-бурка»

Страница 97

51.

апрель

Планета Земля. Космос.

Звуковая культура речи: дифференциация звуков Л -Р

Страница 98

52.

апрель

Планета Земля. Космос.

Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово»

Страница 99

53.

апрель

Здоровье

Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм»

Страница 101

54.

апрель

Здоровье

Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»

Страница 102

55.

апрель

Ребенок и книги.

Пересказ загадочных историй (по Н. Сладкову)

Страница 103

56.

апрель

Ребенок и книги.

Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга»

Страница 104

57.

апрель

Никто не забыт, ничто не забыто.

Дидактические игры со словами.

Чтение небылиц

Страница 104

58.

аперель

Никто не забыт, ничто не забыто.

Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Страница 105

59.

май

Никто не забыт, ничто не забыто.

Литературный калейдоскоп

Страница 106

60.

май

Никто не забыт, ничто не забыто.

Обучение рассказыванию по картинкам

Страница 107

61.

май

Воспитываем добротой

Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения

Страница 107

62.

май

Воспитываем добротой

Лексические упражнения

Страница 108

63.

май

Лето.

Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол»

Страница 109

64.

май

Лето.

Звуковая культура речи (проверка усвоенного материала)

Страница 109

65.

май

Лето.

Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни»

Страница 110

66.

май

Лето.

Веселые рассказы Н. Носова

Страница 40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе

Перспективное планирование по развитию речи...

Перспективное планирование по развитию речи для старшей группы

Перспективное планирование на год по развитию речи для детей старшей группы....

Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе

Данная методическая разработка поможет воспитателю грамотно спланировать свои занятия по развитию речи  в ствршей группе детского сада....

перспективное планирование по развитию речи в старшей группе по лексическим темам

МЕСЯЦТЕМАЦЕЛЬСЕНТЯБРЬ«Здравствуй детский сад«Мы – воспитанники старшей группы» Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на з...

Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе

Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи....

Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе детского сада

Данная методическая разработка поможет воспитателю грамотно спланировать свои занятия по развитию речи  в старшей группе детского сада...