Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе детского сада
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему
Данная методическая разработка поможет воспитателю грамотно спланировать свои занятия по развитию речи в старшей группе детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область «речевое развитие»
СЕНТЯБРЬ
Тема недели | Содержание деятельности | Литература | |
1 | «Здравствуй, детский сад» (разные помещения) | «Давайте познакомимся!» Цель: дать представление о правилах речевого этикета во время знакомства, отрабатывать четкое произношение речевых формул этических выражений, учим детей отвечать на опросы воспитателя полным предложением | О.Н. Иванова, Г.Н. Короткова «Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду» стр.12 |
Чтение худ. Произ. «Доброе слово лечит, а худое калечит» Цель: формируем у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими; воспитывать умение исправлять свои ошибки прося прощение, развиваем диалогическую речь. | Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи» стр.11 | ||
2 | «Осень разноцветная» | «По следам осени» Цель: продолжать развивать связанную речь: умение составлять небольшие рассказы описательного характера, опираясь на рассказ, образец воспитателя и карточки с природными явлениями. Работать над формированием грамматического строя речи: учить подбирать слова-родственники (однокоренные), слова-друзья (синонимы), слова-недруги (антонимы) | О.Н. Иванова, Г.Н. Короткова «Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду» стр.18 |
3 | «Едет с поля урожай! (овощи-фрукты) | «Овощи» Цель: закрепить знания детей об овощах; закрепить умение составлять описательные рассказы, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительные с сущ-ными | Кузнецова Е.В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»» стр.10 |
«Фрукты» Цель: закрепить и уточнить знания детей о фруктах, закрепить умение составлять описательные рассказы, образовывать прилагательные от сущ-ных, уменьшительно-ласкательные формы сущ-ных, развивать словарь | Кузнецова Е.В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»» стр.16 | ||
4 | «Сибирь – край в котором я живу» Традиции и обычаи сибиряков (региональный компонент) | Пересказ произведения Л. Толстого «Лев и собачка» Цель: учить пересказывать текст, добиваться последовательности в изложении содержания, обогащать словарный запас определениями, глаголами, синонимами. | Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи» стр.49 |
ОКТЯБРЬ
Тема недели | Содержание деятельности | Литература | |
1 | «Дары леса» (грибы, лесные ягоды) | Пересказ худ. произ. Я. Тайца «По грибы» Цель: учим детей пересказывать текст самостоятельно, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям; закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные наименования, соотносить действие с его названием. | Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи» стр.18 |
Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» Цель: учим детей выразительно пересказывать текст, активизировать в речи глаголы, упражнять в образовании форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей. | Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в детском саду» стр.204 | ||
2 | «Осенняя одежда» ( Одежда, обувь, головные уборы ) | «Одежда» Цель: уточнить названия одежды; закрепить понятия : верхняя, демисезонная, зимняя, повседневная и т.д. уметь называть отдельные детали одежды, познакомить детей с названиями материалов | Кузнецова Е.В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»» стр.50 |
3 | «Деревенское подворье» (домашние животные и птицы осенью. Забота человека о них0 | «Братья наши меньшие (кто с нами живёт?)» Цель: уточнить с систематизировать знания детей: о названиях домашних животных и их детенышей, о их пользе, месте их содержания. Продолжаем учить детей отвечать на вопросы полно и односложно. Развиваем умение составлять рассказы описательного характера по наглядности | О.Н. Иванова, Г.Н. Короткова «Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду» стр.103 |
Рассказывание по картине «Кошка с котятами» Цель: учим детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине, придумывать концовку; учим подбирать точные слова для характеристики действий; уточняем и закрепляем правильное произношение звуков с и з, учим дифференцировать эти звуки на слух. | Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в детском саду» стр.197 | ||
4 | «Ребятам о зверятах» ( Дикие животные осенью. Животный мир севера ) | Составление описательного рассказа по картине «Ежи» Цель: учить детей составлять рассказ по картине, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей, поведения, чувств; закрепить образование существительных с суффиксами –онок, -ёнок. | Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи» стр.15 |
5 | «Осенины» (поздняя осень) | Чтение худ. произ. «У природы нет плохой погоды» (по произ. Трутневой, Плещеева) Цель: учить эмоционально воспринимать стихи понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух, развивать координацию движений с речью | Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи» стр.21 |
Составление рассказа по скороговорке Цель: формировать навыки связной речи; учить использовать в речи сложноподчиненные предложения. Называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу. | Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в детском саду» стр.202 |
НОЯБРЬ
Тема недели | Содержание деятельности | Литература | |
1 | «Веселый светофор» (транспорт дорожная безопасность. Профессии) | «Улицы города. Правила дорожного движения» Цель: закрепить и систематизировать имеющиеся у детей знания и представления об улицах города, дорожных знаках и правилах дорожного движения. Учить отвечать на вопросы полно, обстоятельно или кратко. Продолжаем учить детей сравнивать , делать общения, рассуждать, задавать вопросы. | О.Н. Иванова, Г.Н. Короткова «Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду» стр.116 |
2 | «Синичкины именины» Птицы(перелетные, мигрирующие осенью) | «Перелетные птицы» Цель: познакомить детей с перелетными птицами, уточнить понятие «перелетные», «водоплавающие». Образовывать сущ-ные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сложные прилагательные, приставные глаголы | Кузнецова Е.В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»» стр.25 |
Творческое рассказывание «Почемучки» Цель: учить детей составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами, соблюдать интонацион-ную выразительность | Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи» стр.28 | ||
3 | «Я и моя семья» (человек, семья) | «Семья» Цель: формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга. Развивать связанную речь детей: умение составлять небольшие рассказы последовательно, самостоятельно. Обогащать словарь детей. | О.Н. Иванова, Г.Н. Короткова «Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду» стр.39 |
4 | «Что такое хорошо, и что такое плохо» (Культура поведения и этикет) | «Как себя вести» Цель: закрепить представления детей о навыках речевого поведения в разнообразных ситуациях. Формировать умение давать оценку поступкам литературных героев, своим постпкам и поступкам своих товарищей. Побуждать стоить короткий рассказ, слушаь партнера, поддерживать диалог. | О.Н. Иванова, Г.Н. Короткова «Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду» стр.43 |
Чтение худ. произ. «Глупые ссорятся, а умные договариваются» (по произ. Михалкова, Благининой) Цель: продолжать учить эмоционально воспринимать стихотворение и понимать его идею и содержание воспитывать дружеские отношения м\у детьми | Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи» стр.32 |
ДЕКАБРЬ
Тема недели | Содержание деятельности | Литература | |
1 | «Начало зимы» (зима и зимующие птицы) | «Зима» Цель: обощить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксом, род. п. мн. ч., подбирать однокоренные слова, упражнять в составлении предложений, активизировать словарь по данной теме. | Кузнецова Е.В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»» стр.37 |
«Зимующие птицы» Цель: закрепить и уточнить названия зимующих птиц, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; развивать словарь. | Кузнецова Е.В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»» стр.40 | ||
2 | «Путешествуем по планете Земля» (Разнообразие растительного и животного мира) | «Животные жарких стран» Цель: уточнить названия животных жарких стран и их детенышей; внешние признаки, строение, характерные повадки; учить понимать и применять значение крылатых выражений, закрепить словарь по данной теме. | Кузнецова Е.В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»» стр.72 |
3 | «Дом, в котором я живу» (мебель, посуда, дом и его части ) | «Мебель» Цель: уточнить название мебели, ее составные части; уметь различать кухонную, столовую мебель, мебель для спальни; образовывать существительные род. п. , уменьшительно-ласкательную форму сущ-ных, прилагательные от сущ-ных; подбор слов- антонимов; согласовывать прилагательные с сущ-ными. | Кузнецова Е.В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»» стр.45 |
«Посуда» Цель: закрепить знания детьми сказки К. Чуковского «Федорино горе». Расширять знания детей о посуде и кухонной утвари. Упражнять в образовании однокоренных существительных, обозначающих предметы быта. | О.Н. Иванова, Г.Н. Короткова «Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду» стр.59 | ||
4 | «Новогодние чудеса» | Творческое рассказывание «Сочиняем сказку про Деда Мороза» Цель: активизация детского воображения, подготовка к литературно-словестному творчеству, использование различных синтаксических конструкций. Употребление согласованных существительных и глаголов | Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи» стр.39 |
ЯНВАРЬ
Тема недели | Содержание деятельности | Литература | |
1 | Новогодние каникулы | ||
2 | «Зимние забавы» (зимние игры, развлечения, спорт) | «Зимние забавы» Цель: продолжать развивать связанную речь: умение отбирать для рассказа самое существенное и интересное; последовательно и выразительно рассказывать. Упражнять в подборе слов-родственников, слов-синонимов. Обогатить словарь детей определениями, глаголами. | О.Н. Иванова, Г.Н. Короткова «Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду» стр.99 |
Рассказывание из личного опыта «Игры зимой» Цель: учить составлять связанный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы | Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в детском саду» стр.228 | ||
3 | «Иркутск – середина земли» (мой город, улица) | Чтение худ. произ. «Жадная душа – дез дна ушат» (по произ. Я. Акима, З. Александровой) Цель: учить чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, развивать диалогическую речь. Формировать способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях | Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи» стр.51 |
4 | «В мире полезных вещей» (инструменты, электроприборы, техника безопасности) | «Техника-наша помощница» Цель: закрепить представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту и окружающей жизни. Упражнять в образовании мн.ч. сущ-ных, глаголов. Активизировать употребление в речи детей сложных слов. Закрепить умение отгадывать и придумывать загадки. | В.Н. Макарова и др. «Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников» стр.36 |
Пересказ сказки «Петух и собака» Цель: учим пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц. | Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в детском саду» стр.232 |
ФЕВРАЛЬ
Тема недели | Содержание деятельности | Литература | |
1 | Экологический лабиринт (Комнатные растения. Огород на окне) | Рассказывание из личного опыта «Наш живой уголок» Цель: учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать отбирать для рассказа интересное содержание. Учить употреблению трудных форм род. п. мн.ч. существительных, воспитывать уение задавать друг другу вопросы . | Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в детском саду» стр.218 |
2 | «Чем пахнут ремесла» (профессии) | «Все работы хороши» Цель: закрепить знания детей о разнообразных профессиях, их названии и роде деятельности. Активировать словарь детей соответствующими словами. Учить отвечать полным предложением на поставленный вопрос. Воспитывать уважение к труду взрослых | О.Н. Иванова, Г.Н. Короткова «Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду» стр.67 |
«Все профессии хороши» Цель: развивать диалогическую речь детей, совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о профессиях. Учить образовывать названия профессий от действий. Обогащать словарный запас детей. | Т.И. Петрова. Е.Л. Сергеева «Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Старшая группа. Книга 2» стр.47 | ||
3 | «День защитника Отечества» (военный транспорт, военные профессии) | «День защитника Отечества» Цель: уточнить знания детей об армии, их представления о родах войск; воспитывать уважение к защитникам нашей Родины; составлять предложения с предлогами; закрепить словарь по данной теме | Кузнецова Е.В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»» стр.62 |
4 | «Как зима с весной встречались» (весенняя капель, масленица. народные игры) | «Ранняя весна» Цель: уточнить время года, названия весенних месяцев, характерные признаки ранней весны; закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные, составлять рассказ по картинно-графическому плану, развивать словарь по данной теме | Кузнецова Е.В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»» стр.76 |
Составление описательного рассказа «Зима» Цель: учим при описании событий указывать время действия, учим подбирать определения к заданным словам. Приучаем правильно пользоваться интонацией вопроса.
| Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в детском саду» стр.237 |
МАРТ
Тема недели | Содержание деятельности | Литература | |
1 | «Весенний перезвон! (весна, праздник мам) | «8 марта – женский день» Цель: учить составлять рассказы из личного опыта самостоятельно, последовательно, без пауз и повторов. Упражнять в образовании наречий из прилагательных. Воспитывать любовь и уважение к маме | О.Н. Иванова, Г.Н. Короткова «Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду» стр.134 |
2 | «Азбука здоровья» (человек и его организм) | «Правила гигиены» Цель: закрепить знания детей о туалетных принадлежностях, их назначении, частей тела. Обогащать словарь детей новыми словами. Учить подбирать прилагательные и глаголы к соответствующим сущ-ным, согласовывать сущ-ные с притяжательными местоимениями (мой, твой, наш) в роде и числе. | О.Н. Иванова, Г.Н. Короткова «Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду» стр.146 |
Пересказ произведения К. Ушинский «Лекарство» Цель: воспитывать чувство любви и привязанности к самому близкому человеку – маме, учить анализировать текст с помощью вопросов и ответов, закреплять умение последовательности в пересказе | Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи» стр.75 | ||
3 | «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» (продукты, витамины, моя безопасность) | «Если хочешь быть здоров» Цель: обобщить и систематизировать знания детей о культурно-гигиенических навыках, физическом развитии и правилах питания, их влиянии на здоровье человека. Развивать связанную речь: умение говорить последовательно, логично излагать свои мысли. Развивать память, опираясь на прошлый опыт. | О.Н. Иванова, Г.Н. Короткова «Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду» стр.74 |
4 | «Мир книги» (знакомство с творчеством детских писателей) | «Сочиняем стихи» Цель: развивать интерес к поэтическому литературному жанру. Упражняем в придумывании небольших стихов. Развиваем слуховое внимание. Обогащаем словарный запас соответствующей лексикой. | О.Н. Иванова, Г.Н. Короткова «Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду» стр.48 |
Творческое рассказывание . Веселые загадки. Цель: дать представление о жанровых особенностях загадок; учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм, составлять загадки самостоятельно | Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи» стр.84 |
АПРЕЛЬ
Тема недели | Содержание деятельности | Литература | |
1 | «Мир книги» (знакомство с творчеством детских писателей) региональный компонент |
| |
2 | «Ох, уж эта сказка!» (Русские народные и авторские) | «Что за прелесть эти сказки!» Цель: развивать у детей творческое мышление, мышление при составлении сказок по иллюстрациям, ситуациям. Учить связанно, последовательно излагать ход придуманной сказки, используя зачины, повторы и присказки русских народных сказок. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | О.Н. Иванова, Г.Н. Короткова «Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду» стр.184 |
Пересказ сказки «У страха глаза велики» Цель: учим понимать эмоционально-образное содержание произведения, содержание сказки; учим пересказывать сказку по частям самостоятельно, передавать интонацией характеры героев, свое отношение к персонажам | Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи» стр.101 | ||
2 | «Этот загадочный космос» (день космонавтики) | «Ракета летит к звездам» Цель: активизация словаря: глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства. Развитие навыков творческого рассказывания. Умения придерживаться избранной линии в творческом рассказывании. Учить детей четко и грамотно произносить слова. | О.Н. Иванова, Г.Н. Короткова «Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду» стр.166 |
3 | Животный мир морей и океанов | «Рыбы» Цель: развивать диалогическую речь детей, побуждать их к речевой фантазии. Учить придумывать диалоги на заданную тему, отвечать на вопросы точными ответами | Т.И. Петрова. Е.Л. Сергеева «Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Старшая группа. Книга 2» стр.29 |
«Рыбы» (продолжение) Цель: активизировать диалог. Развивать монологическую речь детей, продолжать учить составлять небольшие связанны рассказы на заданную тему | Т.И. Петрова. Е.Л. Сергеева «Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Старшая группа. Книга 2» стр.29 | ||
5 | «Земля- наш общий дом» (Весна, сад, парк, лес, луг) | «Весна» Цель вызвать эмоциональный отклик на весенние изменения в природе; обучить навыкам составления по картине описательного рассказа, обогащать словарный запас. активизировать в речи детей сравнения | Т.И. Петрова. Е.Л. Сергеева «Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Старшая группа. Книга 2» стр.74 |
МАЙ
Тема недели | Содержание деятельности | Литература | |
1 | «Ни что не забыто, ни кто не забыт» (День Победы) | Рассказ воспитателя о Дне Победы Цель: обогатить знания детей о великом и светлом празднике – Дне Победы, активизировать знания о Российской армии – защитнице страны. | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» стр.148 |
2 | «Скоро лето!» (цветы, насекомые, лето) | «Лето» Цель: обобщить и систематизировать занятия детей о лете, характерных признаках упражнять в подборе слов действий, признаков, составлять творческие рассказы | Кузнецова Е.В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»» стр.88-90 |
«Насекомые» Цель: познакомить детей понятием «насекомые»; уточнить названия, внешние признаки, их строение; упражняться составлении предложений с предлогами, развивать словарь по данной теме. | Кузнецова Е.В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»» стр.90 | ||
3 | «Вот и стали мы на год взрослей» (чему мы научились) | «О дружбе и друзьях» Цель: воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказать свою точку зрения. Четко отвечать на поставленные вопросы. Продолжать развивать диалогическую речь. Активизировать в речи детей глаголы и прилагательные. | Т.И. Петрова. Е.Л. Сергеева «Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Старшая группа. Книга 2» стр.65 |
4 | Безопасность летом | Пересказ худ. произ. Л. Толстого «Пожарные собаки» Цель: учить связанно и выразительно рассказывать текст без помощи вопросов воспитателя, учить подбирать определенные антонимы и синонимы, упражнять в составлении предложений-путаниц, развивать чувство ритма и рифмы. | Волочкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи» стр.30 |
«Для чего нужны дорожные знаки» Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках и их значении в жизни человека. Развивать логическое и ассоциативное мышление, память, речь. | Елжова Н.В. . «ПДД в детском саду» стр.42 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе
Перспективное планирование по развитию речи...
Перспективное планирование по развитию речи для старшей группы
Перспективное планирование на год по развитию речи для детей старшей группы....

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада
В планировании представлены темы занятий, программные задачи, формы ознакомления старших дошкольников с растительным миром...

Перспективное планирование работы с родителями в старшей группе детского сада .
Опыт работы по планированию воспитателя работы с родителями на текущий учебный год....
Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе
Данная методическая разработка поможет воспитателю грамотно спланировать свои занятия по развитию речи в ствршей группе детского сада....

перспективное планирование по развитию речи в старшей группе по лексическим темам
МЕСЯЦТЕМАЦЕЛЬСЕНТЯБРЬ«Здравствуй детский сад«Мы – воспитанники старшей группы» Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на з...

Планирование образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе детского сада на 2020-2021 учебный год
План образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе детского сада на 2020-2021 учебный год составлен по методическому пособию *В.В.Гербова. «Занятия по развитию речи в...