Овощи. Рассказывание по стихотворению Ю.Тувима
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
план-конспект занятия по образовательной области "Развитие речи" для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prokaeva_zv_ovoshchi.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Прокаева Зоя Васильевна, воспитатель
«План – конспект непосредственно образовательной деятельности
«Рассказывание на тему стихотворения Ю.Тувима «Овощи»»
по речевому развитию детей старшего возраста
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие».
Задачи:
1) развивать умение детей составлять короткий рассказ по стихотворению Ю. Тувима «Овощи» и описательный рассказ об овощах (о/о Речевое развитие);
2) добиваться развернутого ответа на поставленный вопрос, соблюдая структуру предложения (о/о Речевое развитие)
3) отрабатывать верное согласование прилагательных с существительными в роде;
(о/о Речевое развитие)
4)упражнять детей в образовании глаголов повелительного наклонения (свари, отвари, порежь, выжми, пожарь, запеки, покроши) (о/о Речевое развитие)
5) обогатить словарный запас детей словами противоположного значения (антонимами) (толстый –худой, большой – маленький, гладкий – шершавый, горький – сладкий);
(о/о Речевое развитие)
6) упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных, обозначающих овощи; (о/о Речевое развитие)
7) воспитывать интонационную выразительность речи (интонацию вопроса) сочитая с двигательной активностью; (о/о Социально-коммуникативное развитие)
8) Обогащать выразительность, эмоциональность речи детей посредством мимики и жестов; (о/о Речевое развитие)
9) Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о внешних и вкусовых качествах овощей, о способах употребления их в пищу (о/о Познавательное развитие)
10) познакомить детей со стихотворением Ю. Тувима«Овощи» (о/о Художественно- эстетическое развитие).
Методы и приемы:
- практические: дидактическая игра с правилами, игровая ситуация, игровые приемы, игровые упражнения;
- наглядные: показ, рассматривание, сюрпризный момент;
- словесные: вопросы, художественное слово, беседа, составление рассказа, повтор.
Материалы и оборудование: Фартук, корзинка, овощи: муляжи и картинки.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Игровые упражнения |
Игровая | Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические) |
Коммуникативная | Беседы, речевые ситуации, составление рассказов, словесные игры, вопросы |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Чтение |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Воспитатель надевает фартук, берет корзинку с овощами (муляжами) и читает отрывок из стихотворения Ю. Тувима «Овощи»: «Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу, Ох!» По мере перечисления овощей выкладываются овощи (муляжи) на стол. Задает вопросы: - о чем говорится в этом стихотворении? - что купила хозяйка на базаре? - как можно назвать одним словом картошку, капусты, морковку, горох, петрушку и свеклу – что это? (овощи) | Дети сидят на стульчиках в ряд, слушают стихотворение, отвечают на вопросы с места по вызову воспитателя. | Грамотно, развернуто отвечают на поставленные вопросы, соблюдая структуру предложения. |
2. | Игра «Волшебный мячик». Воспитатель стоит в центре круга, поочередно бросает мяч детям, внятно называет какой-либо перечисленный в стихотворении овощ с утвердительной интонацией. | Дети стоят по кругу, ловят мяч, возвращают его воспитателю и повторяют то же слово с вопросительной интонацией и выражением удивления на лице. По окончанию игры дети возвращаются на места. | Выразительно произносят слова с интонацией вопроса сочетая с двигательной активностью. |
3. | Беседа. - о каком овоще можно сказать: круглая, мясистый, водянистый, горький, сладкая, вытянутая (продолговатая), пупырчатый, красная. Предлагает сравнить: -кабачок толстый, а горох... худой; - тыква большая, а редиска … маленькая; - помидор гладкий, огурец … шершавый; - чеснок горький, свекла … сладкая. Задания детям: Попросить хозяйку: сварить свеклу - свари свёклу, - отварить морковь -пожарить картошку -выжать сок из томата -запечь в духовке баклажан -покрошить лук в салат -порезать овощи в щи | Отвечают с места поочередно. Отвечают с места по вызову воспитателя. Сначала отвечают мальчики (просят хозяйку), а девочки следят за правильностью выполнения задания. Затем меняются ролями (девочки произносят, мальчики следят) | Верно согласуют прилагательные с существительным в роде. Правильно называют слова – антонимы: толстый – худой большая – маленькая гладкий – шершавый горький - сладкий Грамматически верно образуют глаголы повелительного наклонения: свари, пожарь, выжми, запеки, покроши, порежь. |
4. | Игровое упражнение для развития речевых и мимических движений «Толстяки и худышки». Воспитатель предлагает детям определиться, кто будет овощем – толстяком (помидором, тыквой и т.д.), а кто овощем худышкой (луком, укропом и т.д.) и встать справа от него толстякам, а слева худышкам. Воспитатель говорит: - Встретились толстяки и худышки. -Удивились худышки: «Ах, какие вы толстые!» - Рассердились толстяки и толстушки: «Не такие уж мы и толстые!» - Еще больше удивились худышки: «О, да вы еще и сердитые!» - Еще больше рассердились толстяки и толстушки: «У-у-у! Мы действительно сердитые!». - Сморщили нос худышки: «Фу- фу! Не хотим с вами в одном огороде расти!». - Скривили губы толстяки и толстушки: «Пф! Ну и не надо!» | Дети определяют кем они будут (толстяком или худышкой, называют свой овощ и встают слева и справа от воспитателя в два ряда напротив друг друга. Толстяки надувают щеки, худышки втягивают щеки. Дети выполняют упражнение: Смотрят друг на друга. Поднимают брови и широко открывают глаза. Хмурят брови, морщат губы и смотрят сердито. Округляют губы, как при произнесении звука «О», поднимают брови. Вытягивают губы трубочкой, сводят брови. Морщат нос и произносят шёпотом «Фу». Возмущенно кривят уголки рта, произносят шёпотом «Пф». | Верно используют мимические движения удивления, гнева, призрения. |
5. | Игровая ситуация «Покупка овощей на базаре» Воспитатель выставляет на стенд картинки с изображением овощей и предлагает детям самим сделать покупку. Но для этого надо правильно рассказать о нем (описать, как и что из него можно приготовить. Сам овощ не называется. | Дети сидят на стульчиках в ряд, рассматривают картинки. По вызову воспитателя по одному выходят к стенду, рассказывают. Остальные дети отгадывают описанный овощ и называют его с места по вызову воспитателя. Вызванный ребенок откладывает картинку в сторону и возвращается на место. Описание следующего овоща дает тот, кто правильно отгадал предыдущий. | Строят предложения согласно правилам грамматики. |
6. | Д/и «Чего не стало?» | Отвечают с места по вызову воспитателя. | Правильно образуют существительные в родительном падеже множественного числа. |
7. | Повторное чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» с добавлением второй части. …… Накрытые крышкою, В душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушку и свеклу, Ох! И суп овощной оказался неплох!» Воспитатель задает вопросы: -суп из овощей – это какой суп? - отдел на базаре в котором вы покупали овощи – это какой отдел? - Каким одним словом можно заменить выражение «Кипели, кипели в крутом кипятке»? (варились) - как вы понимаете словосочетание «Крутой кипяток»! (горячая кипящая вода) | Дети отвечают с места хором. Дети отвечает с места по выбору воспитателя. | |
8. | Составление детьми коротких рассказов на тему стихотворения Ю Тувима «Овощи» | Выходят и рассказывают по желанию в порядке очереди. | Верно составляют короткий рассказ по стихотворению Ю. Тувима «Овощи» в соответствии с правилами построения текста. |
Итоговое мероприятие: (форма, название)Аппликация: «Овощи в вазе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность. Образовательная область. Художественная литература. Чтение детям стихотворения Ю.Тувима «Овощи»
Конспект разработан в соответствии с программой "Детский сад 2100"...
НОД "Заучивание наизусть стихотворения Ю. Тувима "Овощи"
Предложенная НОД способствует развитию умений художественно - речевой деятельности на основе литературных текстов, а именно выразительному чтению стихотворения наизусть....
Конспект занятия кружка "Читарики" на тему "Чтение и драматизация стихотворения Ю.Тувима "Овощи"
Программное содержание: познакомить детей произведением Ю. Тувима «Овощи», учить его драматизировать. Продолжать учить детей слушать произведение до конца, не перебивая воспитателя. Учить детей о...
"Овощи" по стихотворению Ю.Тувима
Занятие с использованием элементов экспериментирования...
План-конспект занятия по развитию речи по стихотворению Ю. Тувима (перевод С. Михалкова) «Овощи».
План-конспект занятия по развитию речи по стихотворению Ю. Тувима (перевод С. Михалкова) "Овощи". Средняя группа. Программные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные, речевые....
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Разучивание стихотворения Ю. Тувима «Овощи»»
....
Чтение детям стихотворения Ю. Тувима «Овощи».
Чтение детям стихотворения Ю. Тувима «Овощи»....