Овощи. Рассказывание по стихотворению Ю.Тувима
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

план-конспект занятия по образовательной области "Развитие речи"  для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prokaeva_zv_ovoshchi.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Прокаева Зоя Васильевна, воспитатель

 «План – конспект непосредственно образовательной деятельности

«Рассказывание на тему стихотворения Ю.Тувима «Овощи»»

по речевому развитию детей старшего возраста

                                             

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие».

Задачи:

1) развивать умение детей составлять короткий рассказ по стихотворению Ю. Тувима «Овощи» и описательный рассказ об овощах (о/о Речевое развитие);

2) добиваться развернутого ответа на поставленный вопрос, соблюдая структуру предложения (о/о Речевое развитие)

3) отрабатывать верное согласование прилагательных с существительными в роде;

(о/о Речевое развитие)

4)упражнять детей в образовании глаголов повелительного наклонения     (свари, отвари, порежь, выжми, пожарь, запеки, покроши)      (о/о Речевое развитие)

5) обогатить словарный запас детей словами противоположного значения (антонимами) (толстый –худой, большой – маленький, гладкий – шершавый, горький – сладкий);

(о/о Речевое развитие)

6) упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных, обозначающих овощи; (о/о Речевое развитие)

7) воспитывать интонационную выразительность речи (интонацию вопроса) сочитая с двигательной активностью; (о/о Социально-коммуникативное развитие)

8) Обогащать выразительность, эмоциональность речи детей посредством мимики и жестов; (о/о Речевое развитие)

9) Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о внешних и вкусовых качествах овощей, о способах употребления их в пищу (о/о Познавательное развитие)

10) познакомить детей со стихотворением Ю. Тувима«Овощи» (о/о Художественно- эстетическое развитие).        

Методы и приемы:

- практические: дидактическая игра с правилами, игровая ситуация, игровые приемы, игровые упражнения;

- наглядные: показ, рассматривание, сюрпризный момент;

- словесные: вопросы, художественное слово, беседа, составление рассказа, повтор.

Материалы и оборудование: Фартук, корзинка, овощи: муляжи и картинки.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Игровые упражнения

Игровая

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические)

Коммуникативная

Беседы, речевые ситуации, составление рассказов, словесные игры, вопросы

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

 Чтение

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Воспитатель надевает фартук, берет корзинку с овощами (муляжами) и читает отрывок из стихотворения Ю. Тувима «Овощи»:

«Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

   Капусту,

      Морковку,

          Горох,

Петрушку и свеклу,

                              Ох!»

По мере перечисления овощей выкладываются овощи (муляжи) на стол.

Задает вопросы:

- о чем говорится в этом стихотворении?

- что купила хозяйка на базаре?

- как можно назвать одним словом картошку, капусты, морковку, горох, петрушку и свеклу – что это?

                          (овощи)

Дети сидят на стульчиках в ряд, слушают стихотворение, отвечают на вопросы с места по вызову воспитателя.

Грамотно, развернуто отвечают на поставленные вопросы, соблюдая структуру предложения.

2.

Игра «Волшебный мячик».

Воспитатель стоит в центре круга, поочередно бросает мяч детям, внятно называет какой-либо перечисленный в стихотворении овощ с утвердительной интонацией.

Дети стоят по кругу, ловят мяч, возвращают его воспитателю и повторяют то же слово с вопросительной интонацией и выражением удивления на лице. По окончанию игры дети возвращаются на места.

Выразительно произносят слова с интонацией вопроса сочетая с двигательной активностью.

3.

Беседа.                                             - о каком овоще можно сказать: круглая, мясистый, водянистый, горький, сладкая, вытянутая (продолговатая), пупырчатый, красная.

Предлагает сравнить:                  -кабачок толстый, а горох... худой;                                     - тыква большая, а редиска … маленькая;                                             - помидор гладкий, огурец … шершавый;                                   - чеснок горький, свекла … сладкая.

Задания детям:               Попросить хозяйку: сварить свеклу                         - свари свёклу,                                      - отварить морковь                       -пожарить картошку                    -выжать сок из томата                -запечь в духовке баклажан                                      -покрошить лук в салат               -порезать овощи в щи                

Отвечают с места поочередно.

Отвечают с места по вызову воспитателя.

Сначала отвечают мальчики

 (просят хозяйку), а девочки следят за правильностью выполнения задания. Затем меняются ролями (девочки произносят, мальчики следят)

Верно согласуют прилагательные с существительным в роде.

Правильно называют слова – антонимы:

толстый – худой

большая – маленькая

гладкий – шершавый

горький - сладкий

Грамматически верно образуют глаголы повелительного наклонения:

свари,

пожарь,

выжми,

запеки,

покроши,

порежь.

4.

Игровое упражнение для развития речевых и мимических движений «Толстяки и худышки».

Воспитатель предлагает детям определиться, кто будет овощем – толстяком (помидором, тыквой и т.д.), а кто овощем худышкой (луком, укропом и т.д.) и встать справа от него толстякам, а слева худышкам.

Воспитатель говорит:

- Встретились толстяки и худышки.

-Удивились худышки: «Ах, какие вы толстые!»

- Рассердились толстяки и толстушки: «Не такие уж мы и толстые!»

- Еще больше удивились худышки: «О, да вы еще и сердитые!»

- Еще больше рассердились толстяки и толстушки: «У-у-у! Мы действительно сердитые!».

- Сморщили нос худышки: «Фу- фу! Не хотим с вами в одном огороде расти!».

- Скривили губы толстяки и толстушки: «Пф! Ну и не надо!»

Дети определяют кем они будут (толстяком или худышкой, называют свой овощ и встают слева и справа от воспитателя в два ряда напротив друг друга.

Толстяки надувают щеки, худышки втягивают щеки.

Дети выполняют упражнение:

Смотрят друг на друга.

Поднимают брови и широко открывают глаза.

Хмурят брови, морщат губы и смотрят сердито.

Округляют губы, как при произнесении звука «О», поднимают брови.

Вытягивают губы трубочкой, сводят брови.

Морщат нос и произносят шёпотом «Фу».

Возмущенно кривят уголки рта, произносят шёпотом «Пф».

Верно используют мимические движения удивления, гнева,

призрения.

5.

Игровая ситуация «Покупка овощей на базаре»

Воспитатель выставляет на стенд картинки с изображением овощей и предлагает детям самим сделать покупку. Но для этого надо правильно рассказать о нем (описать, как и что из него можно приготовить. Сам овощ не называется.

Дети сидят на стульчиках в ряд, рассматривают картинки. По вызову воспитателя по одному выходят к стенду, рассказывают. Остальные дети отгадывают описанный овощ и называют его с места по вызову воспитателя. Вызванный ребенок откладывает картинку в сторону и возвращается на место. Описание следующего овоща дает тот, кто правильно отгадал предыдущий.

Строят предложения согласно правилам грамматики.

6.

Д/и «Чего не стало?»

Отвечают с места по вызову воспитателя.

Правильно образуют существительные в родительном падеже множественного числа.

7.

Повторное чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» с добавлением второй части.

……

Накрытые крышкою,

   В душном горшке

Кипели, кипели в крутом

кипятке:

Картошка,

   Капуста,

       Морковка,

          Горох,

Петрушку и свеклу,

                              Ох!

И суп овощной оказался неплох!»

Воспитатель задает вопросы:

-суп из овощей – это какой суп?

- отдел на базаре в котором вы покупали овощи – это какой отдел?

- Каким одним словом можно заменить выражение «Кипели, кипели в крутом кипятке»? (варились)

- как вы понимаете словосочетание «Крутой кипяток»! (горячая кипящая вода)

Дети отвечают с места хором.

Дети отвечает с места по выбору воспитателя.

8.

Составление детьми коротких рассказов на тему стихотворения Ю Тувима «Овощи»

Выходят и рассказывают по желанию в порядке очереди.

Верно составляют короткий рассказ по стихотворению Ю. Тувима «Овощи» в соответствии с правилами построения текста.

Итоговое мероприятие: (форма, название)Аппликация: «Овощи в вазе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Заучивание наизусть стихотворения Ю. Тувима "Овощи"

Предложенная НОД способствует развитию умений художественно - речевой деятельности на основе литературных текстов, а именно выразительному чтению стихотворения наизусть....

Конспект занятия кружка "Читарики" на тему "Чтение и драматизация стихотворения Ю.Тувима "Овощи"

Программное содержание: познакомить детей произведением Ю. Тувима «Овощи», учить его драматизировать. Продолжать учить детей слушать произведение до конца, не перебивая воспитателя. Учить детей о...

"Овощи" по стихотворению Ю.Тувима

Занятие с использованием элементов экспериментирования...

План-конспект занятия по развитию речи по стихотворению Ю. Тувима (перевод С. Михалкова) «Овощи».

План-конспект занятия по развитию речи по стихотворению Ю. Тувима (перевод С. Михалкова) "Овощи". Средняя группа. Программные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные, речевые....

Чтение детям стихотворения Ю. Тувима «Овощи».

Чтение детям стихотворения Ю. Тувима «Овощи»....