- Комплекс игровых упражнений, направленных на профилактику зрительного утомления и нарушения зрения у детей дошкольного возраста
консультация

Подчасова Светлана Геннадьевна

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_igrovyh_uprazhneniy_dlya_sohraneniya_zreniya.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждения

детский сад №55 «Кузнечик»

г.о. Подольск

Комплекс игровых упражнений, направленных на профилактику  зрительного утомления и нарушения зрения у детей дошкольного возраста.

                                       

Воспитатель логопедической группы

                                                             Подчасова Светлана Геннадьевна

2018г.

Комплекс игровых упражнений, направленных на профилактику  зрительного утомления и нарушения зрения у детей дошкольного возраста.

п/п

Название упражнений

Основные цели

Место проведения

1

2

3

4

1

Зарядка для глаз:

«Понедельник»

«Вторник»

«Среда»

«»Четверг»

«Пятница»

«Суббота»

«Воскресение»

«Любопытная Варвара»

Укрепление глазодвигательных мышц.

Улудшение кровообращения глаз, формирования гигиены зрения.

Коррекция зрительной функции дошкольников.

Занятие

2

Соляризация

«Прогулка по лесу»

Укрепление глазной мышцы.

Закрепление зрительного внимания.

Формирования навыков гигиены.Коррекция зрительной функции.

Прогулка

3

Глазодвигательный тренинг:

«Кошка»
«Рукавичка»
«Найди картинку»

Использование плакатов – схем зрительнодвигательных траекторий (Методика В. Ф. Базарного

Укрепление глазодвигательных мышц.

Формирование навыков гигиены зрения дошкольников.

Коррекция зрительных функций

Зарядка после сна

4

Все виды игровых упражнений предложенных ранее

Для лучшего усвоения упражнения ребенком и его закрепления

Индивидуальная работа

Корригирующая гимнастика для глаз.

Всю неделю по порядку газки делают зарядку

В понедельник как проснутся.

Глазки солнцу улыбнутся.

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

(Посмотреть вверх, вниз,,голова остается неподвижной, упражнение снимает глазное напряжение)

Во вторник часики глаза

Отводят взгяд туда-сюда.

Ходят влево, ходят вправо.

Не устанут никогда

 (Посмотреть влево, вправо голова остается неподвижной, упражнение снимает глазное напряжение)

В среду в жмурки мы играем.

Плотно глазки закрываем.

Раз, два, три,четыри, пять!

Время глазки открывать.

Жмуримся и открываем –

Так игру мы продолжаем.

(Закрыть плотно глаза, досчитать до пяти и широко открыть

упражнение снимает глазное напряжение)

А в четверг мы смотрим вдаль.

На это времени не жаль

Что вблизи и что вдали-

Глазки рассмотреть должны

(Смотрят прямо перед собой, поставив палец на расстоянии 25-30см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него. упражнение укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию)

В пятницу мы не зевали.

Глаза по кругу побежали

Остановка! Им опять

В другую сторону бежать.

(Смотреть ввех, вправо, вниз, влево, вверх, и в обратном порядке, упражнение совершенствует сложные движения глаз.)

Хоть в субботу выходной.

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

(Посмотреть в верхний правый угол окна, затем в нижний левый,перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый; упражнения совершенствуют сложные движения глаз.)

В оскресенье будем спать.

А потом пойдем гулять,

Свежим воздухом дышать.

(закрыть глаза, массировать их круговыми движениями пальцев, верхнее веко от носа к наружному краю глаз; нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот; упражнение расслабляет мышцы и улудшает кровообращение.)

Без гимнастики друзья.

Нашим глазкам жить нельзя!

Глазодвигательные тренинги

Перемещать взгляд на предметы (игрушки, буквы, цифры), подвешенные в разных местах комнаты. Если рассматриваемый предмет, воспринимается не четко, то надо перевести взгляд на четко воспринимаемый предмет и снова вернуться к хуже видимому.

Если смотришь на предмет

И не видишь, есть он, нет

На него ты не гляди,

Глаза скорее отводи,

Легко и быстро поморгай,

Вправо – влево взгляд бросай,

Снова глянешь на предмет –

И рисунка четче нет!

Развитие и коррекция основных зрительных функций.

Методика У.Г.Бейтса.

В последнии годы в нашей стране приобретают популярность пальминг, соляризация и др. упражнения для тренироаки зрения, разработанные американским врачом У.Г. Бейтсом.

Пальминг

В его основе лежит рассабляющее воздействие на газа, темноты. Делается это так.Ребенок мягко смыкает веки обоих глаз и, не надавливая на глазные яблоки, прикрывает глаза ладонями, так чтобы в поле зрения каждого глаза была идеально черная поверхность. Длительность такого занятия – не менее 1-2минут. Сразу после выполнения данного задания отмечается ясность взора. а цвет рассматриваемых объектов кажутся идеальными – упражнение выполнено правильно. Частота занятия – не менее двух раз в день. Полезно заниматься пальмингом и перед сном.

Соляризация

Противоположноность пальмингу, она позволяет улучшить зрение путем воздействия на глаза солнечного света. Расположение ребенка должно быть таким, чтобы одна нога была в тени, а другая на освещенном солнцем участке. Затем предложить дошкольнику закрыть глаза и, сделав глубокий вдох, свободно, без напряжения поворачивать голову из стороны в сторону, но так, чтобы глаза. прикрытые веками, попеременно ритмично освещались солнечным светом. занятия проводят несколько секунд (до 1 минуты).

В ПРИЛОЖЕНИИ.

  1. Упражнение «Зажмурь глаза» - детям предлагают зажмурить глаза.Упражнение повторить 4-6 раз.
  2. Упражнение «Перышко» - дети поглаживают веки в течении 1 минуты кончиками пальцев.
  3. Упражнение «Круговые движения» -выполнять круговые движения глазами налево, вверх, направо, вниз, направо, вверх, нпалево, вниз.
  4. Упражнение «Следи взглядом»- ребенку предлагают вытянуть руку вперед, следить взглядом за кончиком пальца, медленно приближая его к носу.
  5. Упражнение «Посмотри вдаль» - ребенку предлагают найти самую длинную точку и задержать на ней взгляд в течении 1 минуты. Использовать на прогулке.
  6. Упражнение «Самолет»

Пролетает самолет

С ним собрался я в полет

Правое крыло отвел – поглядел

Левое крыло отвел – посмотрел

Я мотор завожу

И внимательно гляжу

Поднимаясь, ввысь лечу

Возвращаться не хочу

Смотреть на одну руку. которая качается, затем на другую

Смотрень на правую руку, отведенную в сторону

То же с левой рукой

Сжать кулаки и водить ими перед собой. Смотреть на кулак

Руки вверх и смотреть на них.

Медленно опускать руки, следить за ними глазами.

7.Упражнение «Любопытная Варвара»

Смотрит влево

Смотрит вправо

А потом опять вперед

Пусть Варвара отдохнет

А Варвара смотрит вверх

Выше всех, дальше всех

Возвращаетсся обратно

Расслабление приятно

Голова влево

Голова вправо

Прямо

Отдых, шея расслаблена

Наклоны головы назад

Голова прямо

Отдых

  1. Упражнение «Прогулка по зимнему лесу»

Пришли мы в зимний лес

Сколько разных в нем чудес

Справа березка в шубке стоит

Слева ель на нас глядит

Ходьба на месте

Развести руки

Правую руку – вправо смотреть на нее

Левую руку влево и смотреть на нее.

  1. Упражнение «Ах как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали

Глазки у ребят устали,

 Посмотрите все в окно

Ах, как солнце высоко.

Мы глаза сейчас закроем

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

Жмурься сильно, но держись

Поморгать глазами
Посмотреть влево – вправо

Посмотреть вверх

Закрыть глаза ладошками

Посмотреть по дуге вверх – вправои вверх- влево

Посмотреть вниз

Зажмурить глаза, открыть и поморгать

9. Упражнение «Бабочка»

Спал цветок

И вдург проснулся,

Больше спать не захотел,

Встрепенулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел

Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка наавливая на них по часавой стрелке

Поморгать глазами

Руки поднять вверх(вдох), посмотреть на руки

Руки согнуть в стороны (выдох)

Потрясти кистями, посмотреть впаво - влево

  1. .Упражнение «Руки за спину, головы назад»

Руки за спину, голову назад

Глазки пускай в потолок поглядят,

Головку опустим, на стол поглядим

И снова наверх – где там муха летит?

Глазами повертим, поищем ее

И снова рисуем. Немного еще

Закрыть глаза, расслабиться

Открыть глаза и посмотреть вверх

Смотрим вниз

Смотрим вверх

По сторонам

11.Упражнение «Видят глазки все вокруг»

Глазки видят все вокруг

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть все дано –

Где окно, а где кино.

Обведу

Правила необходимыедля нормального формирования зрения и его сохранения.

  1. Необходимо,рисовать, читать, мастерить в хорошо освещенном помещении.

При письме лампу надо ставить слева, чтобы тень от руки не закрывала, написанное.

  1. Нельзя рассматривать иллюстрации, читать в транспорте, лежа, располагать текст, ближе или дальше 30-35см. от глаз.
  2. рабочее место должно быть окрашено в спокойные (например, желто-зеленые тона). Это способствует понижению внутреглазного давления, обостряет зрение и повышение работоспособность.
  3. очень важно чаще бывать на свежем воздухе.
  4. Очень вредно смотреть на слишком яркий свет ; это приводит к гибели чувствительных клеток глаз и резкому ухудшению зрения.
  5. Надо оберегать глаза от ударов. Ушибы не только вызывают кровоизлияние, но и способствуют возникновению многих опасных заболеваний глаз, последствием чего может стать слепота.
  6. Из-за нехватки в пище витамина А ухудшается чувствительность глаза к свету и развивается «Куриная слепота» (человек плохо видит в сумерках.)

Игровые упражнения для снятия зрительного утомления

обучение проводится под девизом  «Ирая, лечимся!». в игровой форме осуществляется самомассаж, снятие физического, психического и зрительного напряжения,активизация глазодвигательных функций, формирование рациональных способов зрительного восприятия.

Световые ванны

На улице. закрыв глаза, встаньте лицом к солнцу. поворачивайте голову то в одну, то в другую сторону: «глазки солнцу покажу. «здравствуй!» - солнышку скажу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений о величине у детей дошкольного возраста

Комплекс игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста...

Консультация для родителей " Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста".

С помощью глаз человек воспринимает огромный  поток информации, тем самым познаёт мир. Благодаря глазам мы имеем возможность  видеть, читать и писать. Поэтому очень важно иметь хорошее...

«Подборка упражнений для глаз в целях профилактики и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста»

«Подборка упражнений для глаз в целях профилактики и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста»Гимнастика для глаз (зрительная гимнастика) является одним из наиболее досту...

Комплекс игровых упражнений, направленных на профилактику зрительного утомления и нарушения зрения у детей дошкольного возраста

Игровые упражнения для снятия зрительного утомленияКорригирующая гимнастика для глазГлазодвигательные тренингиПальмингСоляризация...

«Подборка упражнений для глаз в целях профилактики и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста»

Гимнастика для глаз (зрительная гимнастика) является одним из наиболее доступных видов деятельности. Она может быть использована в дошкольных учреждениях любой направленности.Доказано положительное вл...