КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «На полянке»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
лексико-грамматическое формирование средств языка и развития связной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp_nasekomye.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 71 комбинированного вида Приморского района г. Санкт Петербурга
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по формированию лексико-грамматических средств
языка и развитию связной речи
«На полянке»
подготовила
Зажимарова Л.А.
г . С-Петербург
2014 г.
Цель: расширить и обобщить представления детей по лексической теме «Насекомые и пауки».
Задачи:
Образовательные:
1.Активизировать и актуализировать словарь по теме «Насекомые и пауки».
2.Упражнять в употреблении категории родительного падежа.
3.Упражнять в образовании относительных прилагательных, прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом –еньк-.
4.Закрепить навык составления и распространения предложения введением в него однородных членов.
Коррекционно-развивающие:
1.Развивать речевое дыхание, силу голоса, темпоритмические способности, правильное звукопроизношение, координацию речи с движением, мелкую и общую моторику.
2. Развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие, память, мыслительные процессы.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
2.Формировать навыки самостоятельности, сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности.
Материалы: игрушка-пчела, набор насекомых на магнитах и паук, игровое поле «На полянке» (из пособия Нищевой Н.В., Играйка 2), пальчиковый бассейн с горохом или фасолью, предметные картинки: пчела, муха, гусеница, комар, бабочка, оса, жук, кузнечик, стрекоза, искусственный цветок, аудиозапись «Насекомые на лугу».
Предварительная работа:
Наблюдение за насекомыми и пауками во время прогулки, рассматривание иллюстраций, беседа об особенностях их внешнего вида и образе жизни. Разучивание логоритмического упражнения «Насекомые над лугом», подвижной игры «Стрекоза и кузнечики»», считалки «Сверчок».
Ход НОД .
I.Организационный момент.
Игра «Назови насекомое». Цель: активизироватьсловарь существительных по лексической теме.
- Сегодня мы с вами продолжим разговор о насекомых, вы за эту неделю многое узнали об их образе жизни, внешнем виде и сейчас повторите их названия.
- Встаньте на дорожку и подравняйте ножки.
Учитель-логопед просит детей выставить ладошки, проходит вдоль стоящих вряд детей, хлопая их по ладоням, пословно проговаривает фразу: «Мы знаем много названий разных насекомых». Затем возвращается к ребенку, стоящему первым, подставляет ему ладони для хлопка и просит его назвать какое-либо насекомое, подходит к каждому ребенку и выслушивает его.
После выполнения задания просит детей сесть за стол.
II. Основная часть.
1. Логопед загадывает детям загадку.
- Угадайте, кто сегодня прилетит к нам в гости:
Полосатая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. (Пчела)
Учитель-логопед просит детей объяснить, как они догадались, что это пчела и слушает их рассуждения.
Демонстрируется игрушка-пчела.
- Однажды в майский солнечный денёк вылетела наша пчёлка из улья в поисках волшебного цветка, про который все вокруг только и жужжали, что слаще и вкусней нектара на всём лугу не найдёшь.
-И мы с вами отправимся в путешествие с нашей гостьей.
Встаньте, пожалуйста, около стульчиков.
2. Речевое логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом».
Цель: формировать правильное звукопроизношение, развивать речевое дыхание,силу голоса, координацию речи с движением рук.
Фраза со звукоподражаниями произносится на выдохе с повышением голоса.
- Жу-жу-жу,- жужжит пчела: / Ритмично потирать ладонью о ладонь горизонтально./
- Я лечу издалека. / Скрестить ладони и махать ими как крылышками./
- Зу-зу-зу,- комар пищит / Ритмично «выбрасывать» указательные пальцы вперед./
- Уф-уф-уф,- как паровоз / Ритмично потирать ладонью о ладонь горизонтально./
Шмель пыхтит, пыльцу повез. / Ритмично притопывают ногами./
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу. / Ритмично потирать ладонью о ладонь горизонтально./
Я любого разбужу». / Ритмично хлопают в ладоши./
Дети садятся на места.
3. Упражнение «Поймай комарика». Цель: развивать темпоритмические способностидетей.
- Летела пчёлка мимо деревни и заглянула в окошко одного дома. А там вся семья пытается поймать одного маленького комарика.
Папа ловит так: // // (ритмичные хлопки в ладоши)
Дети повторяют вместе и индивидуально по просьбе логопеда.
Мама так: /// /// (удары кулачками).
Сын ловит так: / / / / (хлопки ладонями по коленям)
- Комар между тем летает по комнате и мешает детям уснуть, поёт свою песенку.
4.Упражнение «Песенка комара». Цель: развиватьправильное речевое дыхание.
-Встаньте прямо, сделайте полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнесите:
з-з-зз-зз-З-З-З-З-З-З
-Пришла бабушка, открыла окно, комар вылетел на улицу. Вдалеке была слышна его тихая песенка.
Встать прямо, сделать полный вдох, на выдохе громко, с понижением тона голоса, длительно произнести:
ЗЗЗЗЗЗЗЗзззззззззз
(дети повторяют упражнение индивидуально по просьбе логопеда).
5.Динамическая пауза - игра «Сверчок».
Цель: развиватькоординацию речи с движением, общую моторику.
- В доме жил старый сверчок и решила пчелка спросить у него дорогу к волшебному цветку.
Дети встают на ковер и на каждую строчку считалки четыре раза поднимаются на носки и опускаются на пятки.
Жил за печкою сверчок,
Каблучками чок да чок,
Но сломался каблучок,
И за печкою - молчок.
- Сверчок посоветовал пчелке лететь за комаром. Полетела наша пчелка за комаром и увидела на полянке много насекомых.
6. Игра с мячом «Похвали насекомое». Цель:учить словообразованию относительных прилагательных, активизировать словарь по теме.
Логопед приглашает детей подойти к столу, на котором стоит контейнер-бассейн с горохом. В пальчиковом бассейне спрятаны плоскостные изображения насекомых на магнитах. Логопед проносит контейнер перед детьми, они опускают руки в бассейн и берут по одной картинке.
- Кого вы нашли в бассейне? (Мы нашли насекомых).
-Рассмотрите внимательно насекомых и вспомните их названия. (Ответы детей).
Логопед предлагает детям поиграть в знакомую игру с мячом и просит «похвалить» насекомое, которое ребенок нашел в бассейне, назвать как можно больше слов-признаков. Учитель задает детям вопрос и бросает им поочередно мяч. Ребенок отвечают и бросают мяч обратно логопеду.
Например:
Логопед: «Жук какой?»
Ребенок: «Большой, рогатый, блестящий, черный, жужжащий, быстрый, добрый, усатый».
Аналогично отвечают остальные дети.
7. Игра «На полянке». Цель: учить составлять и распространять простое предложение введением в него однородных членов.
На магнитную доску помещается игровое поле «На полянке» (Н.Нищева).
- Дети, расскажите, где находятся насекомые.
Дети закрепляют изображения насекомых на игровом поле и составляют предложения.
Например:
- Огромный, рогатый, блестящий майский жук спрятался в чашечке колокольчика и выглядывает из неё.
- Большеглазая, длинная стрекоза сидит и качается на стебле голубого колокольчика.
- Яркая, разноцветная бабочка кружится над поляной с красивыми цветами.
- Зелёный, длинноногий кузнечик весело прыгает с травинки на травинку.
- Мохнатый, полосатый шмель спрятался под листком одуванчика в траве.
8.Физкультминутка
- Подлетела наша пчелка к стрекозе и кузнечику – поиграла с ними и они подсказали ей дорогу.
П/И « Стрекоза и кузнечики».
Цель: развивать координацию речи с движением
Вот какая стрекоза – очень круглые глаза.
/Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз./
Вертится как вертолет:
/Руки в стороны, движения вокруг своей оси,/
Вправо, влево, взад, вперёд,
/ Руки на пояс, наклоны по тексту./
Поднимайте плечики,
/ Энергичные движения плечами./
Прыгайте кузнечики!
/ Прыжки на месте./
Прыг- скок, прыг-скок
Сели, сели, посидели
/ Приседания./
Травушку покушали, тишину послушали.
/ Имитировать движения по тесту./
Выше, выше высоко,
/ Прыжки на месте./
Прыгай на носках легко!
9. Упражнение «Будь внимательным».Цель: развивать зрительное и слуховое внимание и память.
- Вернулась пчелка на поляну, а там…
Логопед читает рифмованный текст и выкладывает картинки в соответствии с его содержанием.
Насекомые сидят,
И на нас они глядят:
Пчела, муха, гусеница,
Комар, бабочка, оса.
Жук,кузнечик,стрекоза.
Дети вместе с логопедом проговаривают текст стихотворения.
Затем логопед закрывает картинки на доске.
- Вспомните и назовитенасекомых из стихотворения.
(Дети называют). Картинки открываются.
-Вдруг появился паук - все насекомые испугались. Надо насекомым скорее прятаться по домам.
10.Упражнение «Кого не стало?» Цель: употребление категории родительного падежа существительных.
Дети переворачивают поочередно картинки и проговаривают:
- Не стало пчелы…(мухи, комара, гусеницы, бабочки, осы, жука, кузнечика, стрекозы)
11. Игра «Паук и смелый комар» Цель: развивать мелкую моторику и формировать правильное звукопроизношение.
Логопед просит детей «превратить» свои ладошки в смелых комариков (сжать руку в кулак, выставив только указательный палец-хоботок), грозно зазвенеть: «ЗЗЗЗ» и прогнать паука. Затем показывают, как убегал паук (широко развести и поставить на стол все пять пальцев - это лапки паука). Мелкими шажками «идти» пальцами по столу, одновременно произнося «ссс»- так паук паутину за собой тянет.
12.Упражнение «Позови ласково».Цель: учит словообразованию прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом –еньк-.
- Прогнали паука, теперь можно ласково, чтобы они не боялись, позвать насекомых:
-Беленькая бабочка - выходи.
- Серенький комарик – выходи.
(Бабочка желтенькая; муравей черненький…; кузнечик зелёненький…; оса полосатенькая и т.д; )
- Обрадовались насекомые вышли из своих укрытий на полянку - запели, зажужжали
(Слушают аудиозапись).
- Подружилась наша пчелка с насекомыми, которые летали на полянке и они показали ей волшебный цветок.
(Выставляется цветок).
- Набрала пчёлка целое ведерко ароматного, сладкого нектара и поспешила домой.
III. Итог занятия.
- Дети, вы молодцы, помогли пчелке и справились со всеми заданиями. Какие задания вам понравились на занятии? Что узнали нового?(Дети называют игры и упражнения, которые им понравились на занятии.Вспоминают о том, что узнали новые слова, научились их образовывать).
Логопед предлагает детям вечером рассказать родителям и воспитателям о том, какие приключения произошли с пчелкой сегодня на занятии.
Список использованной литературы
1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.- М.: «Мозаика-Синтез», 2006.
3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «На полянке»
лексико-грамматическое формирование средств языка и развитие связной речи...
Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет
В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи представлено 33 лексических темы, разработанные для детей ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детей с общим недоразвитием речи по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи "В гости к зайчику пойдем - урожай ему принесем!"
Цель НОД: формировать лексико-грамматический строй речи, связность высказывания у детей. Дети в играх и упражнениях закрепляют знания об овощах....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»
Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно - ласк...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»
Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...
Перспективный план работы по формированию лексико– грамматических категорий, обучению грамоте и развитию связной речи в логопедической группе №8 (2019-2020 уч.год )
Перспективный план работы по формированию лексико– грамматических категорий, обучениюграмоте и развитию связной речи в логопедической группе №8(2019-2020 уч.год )...