Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель: познакомить детей с перелетными птицами.
Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами, сложные прилагательные, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; учить составлять сюжетный рассказ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_perelyotnye_ptitsy.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Тема: «Перелетные птицы»
Цель: познакомить детей с перелетными птицами.
Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами, сложные прилагательные, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; учить составлять сюжетный рассказ.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением птиц, нарисованное полотно с прорезями, картинно-графический план по теме «Птицы»; раздаточный материал — карточки с изображением птиц.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Какое сейчас время года? (Осень.) Назовите осенние месяцы, признаки осени.
- Куда улетают осенью птицы (В теплые края.) Почему?
- Как называются эти птицы? (Перелетные.) Почему они так называются? Назовите перелетных птиц.
- Назовите перелетных, водоплавающих. Почему они называются водоплавающие»? Что есть у птиц? (Туловище, голова, шея, крылья, перья, грудка, лапы, хвост, клюв.)
- Чем покрыто тело птиц? (Перьями, пухом.)
- Для чего нужны перья? (Чтобы птицы не мерзли и не поранили тело.)
II. Основная часть.
- Рассказ логопеда
Логопед по очереди выставляет картинки с изображением перелетных птиц, обговаривая каждую из птиц по следующему плану
- Как называется птица?
- Какая птица по размеру?
- Какие перья?
- Какой хвост идолов?
—Чем питается?
ЛАСТОЧКА — по величине меньше воробья, окраска перьев темная, грудка белая, крылья широкие. Хвост раздвоенный. У ласточки слабый клюв, широкий рот. Голос негромкий. Большую часть времени ласточка проводит в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых.
СКВОРЕЦ — голова, шея, крылья, хвост черные с фиолетовым отливом. Клюв у скворца мощный. На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми
ГРАЧ — птица крупных размеров, с большими сильными ногами и несколько изогнутым книзу клювом. Черное оперенье. Питается животной и растительной пищей. Истребляет вредных насекомых.
ЧИЖ — одна из маленьких перелетных птиц. У чижа зеленовато-желтое оперенье. На голове черная шапочка. Хвост и клюв короткие. Питается семенами березы и ольхи и различными насекомыми.
АИСТ — одна из крупных перелетных птиц. Перья белого цвет, та. Крылья с черными полосками. Клюв — длинный, острый, крепкий. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост короткий. Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей.
ЛЕБЕДЬ — гордая, грациозная, красивая птица средних размеров. Лебедь может быть черного и белого цвета. У лебедя длинная изогнутая шея. Клюв плоский и сильный. На красных лапа перепонки. Живет лебедь на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками.
- Физкультминутка
Птички прыгают, летают. Дети прыгают,
Крошки птички собирают. «клюют»,
Перышки почистили, изображают,
Клювики почистили.
Птички летают, поют, машут руками,
Зернышки клюют. наклоняются.
3. Игра «Сосчитай»
- Дети, к вам прилетели перелетные птицы (картинки лежат 1 столах), сосчитайте, сколько их? (Два чижа, пять ласточек и т.д.)
4. Игра «Кто где живет» (по картинке)
Выставляется картинка, логопед предлагает детям посмотреть на картинку, а затем расположить птиц по словесной инструкции на ей (на болото, за куст, в скворечник, около воды, под деревом и т.д.).
Во время выполнения этого задания логопед отрабатывает с детьми образование сложных прилагательных (короткохвостая утка, остроклювый грач, краснолапый гусь, длиннолапая цапля, чернокрылый ворон, тонкошеий аист и т.д.).
5. Составление предложений
Логопед предлагает детям составить предложения по картинке, Используя следующие слова: слетела, подлетела, улетела, влетела, залетела, облетела и т.д.
6. Составление рассказа по плану
III. Заключительная часть.
Назовите перелётных птиц. Почему их называют перелётными? Что нового вы узнали на занятии?
Материал для закрепления:
I Уточнить названия перелетных птиц (грач, скворец, утка, лебедь, гусь, журавль, аист, цапля, чиж, соловей, зарянка, горихвостка).
Знать строение птиц, внешние признаки.
Закрепить понятия «перелетные», «водоплавающие».
Составить рассказ о птице.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Например: грач — грачи — грачей и т.д.
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Например: чиж — чижик и т.д.
3. Образование сложных прилагательных.
Например: короткий хвост — короткохвостая утка;
острый клюв — ... ,
черное крыло — ..., .
красные лапы — ...,
тонкие лапы — ... ,
Длинные лапы — ... и т.д.
4. Образование приставочных глаголов.
Например: Птичка с веточки (что сделала?) слетела.
Птичка к дереву (что сделала?) подлетела.
Птичка с ветки на ветку (что сделала?) перелетела. И т.д.
Приставочные глаголы: прилетела, улетела, влетела, залетела, вылетела, облетела и т.д.
- Согласование числительных с существительными.
- Дидактическая игра «Сосчитай».
- Подбор слов-антонимов.
Например; короткий хвост — длинный хвост,
длинные лапы — ... ,
тонкая шея — ... ,
черное крыло — ... ,
острый клюв — и т.д.
7. Правильное употребление предлогов:.в, на, с, из, под, из-под, за, над.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»
Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"
Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"...
Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы с нарушениями речи ....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Мой город - Саранск"
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: " Мой город - Саранск"...
Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Предлог «НА».
Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленност...
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе комбинированной направленности
Активизировать речевую деятельность детей через развивающие игры, развивать фонематический слух, память, внимание, мимику, артикуляционную и общую моторику.Развивать движения во взаимодействии друг с ...