Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Меморская Надежда Львовна

Образовательные задачи:

Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицировать. Закрепить сезонные понятия: зимняя, осенняя - весенняя (демисезонная), летняя, мужская, женская, детская. Закрепить названия частей одежды (воротник, манжеты, рукава, подол, карманы, пуговицы, застежка, пояс и др.)

Коррекционные задачи:

1.     Активизировать словарь детей по теме «Одежда».

2.     Согласование прилагательных с существительными.

3.     Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4.     Развитие внимания, памяти, мышления, моторики.

5.     Закрепить образование относительных прилагательных. (хлопок – хлопковый, драп – драповый и др.)

6.     Закрепить правильное употребление существительных в роде, падеже, единственном числе.

7.     Согласование глаголов с существительными.

8.     Работа над предложением. Составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам.

9.     Согласование числительных с существительными.

10.                       Развитие связной речи. Составление описательного рассказа (По картинно-графическому плану).

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания. Воспитывать аккуратное отношение к одежде. Формировать чувство отзывчивости, желание прийти на помощь в нужный момент.

Предшествующая работа:

·        Беседы по сюжетным картинкам «Ателье», «Портниха»

·        Выполнение артикуляционных упражнений под считалку.

·        Работа над антонимами.

·        Конструирование одежды.

·        Выполнение динамической паузы «Портной»

Ресурсы:

1.     Костюм Пеппи

2.     Чемодан

3.     Лупа

4.     Медали

5.     Образцы тканей

6.     ДВД – плеер с записью артикуляционных упражнений

7.     Куклы (мальчик и девочка),

8.     шкаф игрушечный,

9.     игрушечная одежда,

10.                       предметные картинки с изображением предметов одежды,

11.                       сюжетные картинки,

12.                       картинно-графический план,

13.                       счетный материал,

14.                       Дидактическая игра «Подбери заплатку», «Наоборот»

15.                       Картинки для фокуса    

ЛИТЕРАТУРА:

* Куликовская Т.А., Артикуляционная гимнастика в считалках. – М.: «Гном и Д», 2008 – 64 с.

* Лапп Е.А.Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты. – М.:ТЦ Сфера, 2006. – 256 с. 

* Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи. М .: Мозаика-Синтез, 2004. – 96 с.

* Алябьева Е.А., Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.     

* Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.

* Морозова И.А., Пушкарева М.А., Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 176 с.

* Лапковская В.П., Володькова Н.П., Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5-7 лет с ОНР. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 56 с.

Приемы:

- Привлечение родителя воспитанника

- Игровая мотивация «Скоро в школу», «Поможем Пеппи», «Реклама  рубашки»;

- речь с движениями «Изобрази портного»

- использование элементов кинезиологии;                                 

 

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Оргмомент.

Взрослый предлагает детям познакомиться с одной очень интересной девочкой Пеппи и послушать историю.

-Жила-была девочка. Ее звали Пеппи. Она носила длинные, полосатые чулки, поэтому ее и прозвали – Пеппи-длинный чулок. Каждый день она придумыва­ла для себя разные игры.  Сегодня Пеппи проснулась и по­думала: - Кого первым увижу, с тем и буду дружить.

Пеппи:

-Привет, ребята! Меня зовут Пеппи – длиииииный чулок. Вы хотите подружиться со мной? Я веселая и очень люблю играть.

Взрослый:

-Дорогая Пеппи, мы тоже любим шутки и веселье, но нам скоро идти в школу. Мы с ребятами должны многое узнать.

Пеппи:

- Я тоже хочу в школу, хочу многое знать.

Взрослый:

-Тогда оставайся с нами.

Пеппи:

-Хорошо, я согласна.

1. БЕСЕДА

Взрослый:

-Ребята, посмотрите на картинки. Давайте их назовем. (Называют картинки)

БЕСЕДА по вопросам:

- Почему назвали одежду одеждой? (От слова ОДЕВАТЬСЯ)

-Для чего она нужна?

-Кто шьет одежду? Где?

-Из чего?

-Где хранят одежду?

(Ответы детей)

2.Работа над обобщающими понятиями

Пеппи:

-Ой, какие ребята умные, а я тоже кое-что умею. (Фокус от Пеппи с предметами одежды на разных фонах)

ФОКУС: Пеппи беспорядочно раскладывает на столе 12 карточек. На карточках с белым, синим и зеленым фоном изображены 3 рубашки, 3 платья, 3 свитера, 3 футболки. Дети четко называют каждую картинку: футболка, платье, рубашка, рубашка и т.д. Затем Пеппи небрежно собирает карточки в стопку, делая вид, что складывает их без всякой последовательности. Это, разумеется, не соответствует действительности. Она собирает изображениями вниз: сначала три рубашки на картинках с белым, затем синим и с зеленым фоном и аналогично в той же последовательности остальные картинки. Затем Пеппи раскладывает перевернутые картинки рисунками вниз карточки по одной на три стопки, повторяя вместе с детьми волшебное заклинание:

-Покус-мокус! Посмотрите фокус!

Когда каждая стопочка карточек раскрывается, дети с удивлением обнаруживают: в стопке слева все предметы одежды на белом фоне, справа – на синем, посередине – на зеленом. Теперь собирать карточки следует по 4, т.е. накладывать одну стопочку на другую. Пеппи вместе с детьми повторяют волшебное заклинание и раскладывает карточки на четыре стопки. Раскрывая их, дети удивляются: в стопке слева – все рубашки, справа – свитера и т.д.

Взрослый:

-Пеппи, ты молодец! Здорово фокусы показываешь, а ребята знают, какую одежду можно носить летом, зимой, весной, осенью. (Дети называют предметы одежды)

Закрепление обобщающих понятий: зимняя, летняя, демисезонная, женская, мужская, детская.

3. Д/И «Назови ткань»

Пеппи:

-Молодцы, как много предметов одежды вы знаете. А у меня есть любимая игра: я люблю собирать разные штучки (Открывает чемодан, достает пакет) Я собирала разные кусочки ткани, чтобы сшить своим куклам наряды на Новый год. Но я не знаю,  как они называются.

Взрослый:

-Мы с ребятами тебе расскажем. Игра с тканями:

Ситец – ситцевая ткань, шерсть - …, кожа - …, драп - …, вельвет - …, джинс - … и др.

4.Д/И «Назови маленький»

Пепи:

-У меня есть волшебное стеклышко. Я предлагаю детям игру-рассматривание под уменьшительным стеклом. (с картинками)

платье – платьице,

блузка – блузочка,

кофта – кофточка,

брюки – брючки и т.д.

5. Игра-считалка (артикуляционная гимнастика) с помощью ДВД – проигрывателя. Дети смотрят на экран и воспроизводят движения.

Пеппи: А давайте с язычками поиграем.

РАЗ – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем.

ДВА – подуем в дудочки, губки, словно трубочки.

ТРИ – на губки посмотри, улыбаемся на «три».

На ЧЕТЫРЕ – ротик шире. Барабаним на «четыре».

ПЯТЬ – откроем рот опять. Нужно губку облизать.

ШЕСТЬ – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы.

СЕМЬ – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь.

ВОСЕМЬ – к нам приходит осень. Вырос гриб на счете «восемь»

ДЕВЯТЬ – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.

ДЕСЯТЬ – можно поболтать, поболтать и не устать.

6. ИГРА на фонематическое восприятие

Ман-ман-ман – на рубашке есть карман

Ник-ник-ник – и еще есть воротник,

Иц-иц-иц – много ярких пуговиц,

Жет-жет-жет – мы погладили манжет,

Ол-ол-ол – вот и клетчатый подол,

Ва-ва-ва – это мои рукава.

7.Д/И «Скажи наоборот»

Взрослый:

Пеппи такая выдумщица!

Пеппи:

-Да, а еще я люблю игру, где все нужно говорить наоборот. Вот послушайте: Одежда бывает сухая, а наоборот - мокрая.

Широкий – узкий, тонкий – толстый,  чистый – грязный,  глаженый – мятый,

сухой – мокрый и т.д. Глаголы: завязать – развязать, застегнуть – расстегнуть, одеть – снять и т.д.

8. Практическое задание на развитие зрительного внимания, логики, мелкой моторики пальцев рук «Найди заплатку»

Пеппи:

-Я обожаю заплатки. А вы знаете, что это такое? Если брюки в коленках прохудились,  то появляются дырочки. Эти дырочки закрывают маленьким кусочком ткани и пришивают – это и есть заплатка. О, сколько здесь дырочек, давайте найдем нужную заплатку.

(Выполнение детьми задания)

-Молодцы, ну все в меня! Умеете подбирать заплатки.

Взрослый:

-Ребята, давайте посмотрим, чему же научилась Пеппи. Подойдите сюда (Подводит детей к игрушечному домику кукол)

9. Р/И «Закончи предложение»

Взрослый:

-Пеппи, ответь: Это драповое пальто, а в шкафу висят пять ……?

Пеппи:

-Пять драповых пальтов. (Дети исправляют) Пять драповых пальто.

(Аналогично продолжают игру дети)

-Это желтая рубашка, а в шкафу лежат пять желтых рубашек.

-Это нарядное платье, а в шкафу лежат пять нарядных платьев.

-Это кожаный плащ, а в шкафу висят пять кожаных плащей.

Это шерстяные носки, а в шкафу лежат пять пар шерстяных носков.

10.Динамическая пауза с элементами кинезиологии

Пеппи:

-Мы с друзьями любим всех изображать. Давайте, изобразим портного.

(Дети выполняют движения в соответствие с текстом)

Вот портной наш шить устал,

Из-за стола он быстро встал,

Расправил плечи, потянулся,

Потом он низенько нагнулся.

Затем на цыпочки поднялся,

Поприседал, потом размялся.

К работе можно приступать,

Теперь нам долго не устать.

11. «Придумай рекламу для одежды»  Пеппи:

-Мой друг, старый портной, недавно сшил рубашку, но не может продать ее, ведь никто не знает, какая она замечательная. Давайте придумаем рекламу.

Составление описательного рассказа по плану.

- Что это?

- Это одежда, обувь  или головной убор?

- Из каких частей состоит?

- Из какого материала сделана?

- В какое время года носят?

- Кто надевает?

(Дети получают конверты с картинками плана описательного рассказа. Каждый ребенок составляет предложение в соответствии со своей картинкой)

Взрослый:

-Пусть теперь Артем прорекламирует рубашку с начала до конца.(Затем двое-трое детей пересказывают текст полностью)

Пеппи:

- Спасибо вам, ребята, за вашу рекламу. Я надеюсь, что рубашку купят.

12. Итог занятия. (Звонок из чемодана)

Пеппи: Мне пора, у меня срочное дело. Спасибо, я узнала много интересного вместе с вами. А вы хорошо готовитесь к школе. Я хочу всем подарить медали за хорошую учебу. До свидания!

Взрослый: До свидания, Пеппи, приходи к нам еще! И вы ребята, молодцы, показали хорошие знания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет

В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи  представлено 33 лексических темы, разработанные для детей ...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"

Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"...

Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы  с нарушениями речи ....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Мой город - Саранск"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: " Мой город - Саранск"...

Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Профессии"

Конспект занятия  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи  в старшей группе детей с ОНР по теме: "Профессии"...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель»....