Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детей с общим недоразвитием речи по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи "В гости к зайчику пойдем - урожай ему принесем!"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Галинская Вера Андреевна

Цель НОД: формировать лексико-грамматический строй речи, связность высказывания у детей. Дети в играх и упражнениях закрепляют знания об овощах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod.doc380.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 37

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН

  Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детей с общим недоразвитием речи

по формированию лексико-грамматических средств языка

и развитию связной речи

Тема: В гости к зайчику пойдем  – урожай ему принесем!

Галинская Вера Андреевна

учитель-логопед

МБДОУ ЦРР – детский сад № 37

Поселок Ахтырский

2014 г.

Цель: формировать лексико-грамматический строй речи, связность высказывания.

Задачи: 1. Образовательные: закрепить представления об овощах, о сборе урожая, активизировать словарь:
   — существительные:
овощи,; помидор, огурец, лук, морковь, капуста, свекла, картофель, баклажан, перец, тыква, репка; огород, грядка;
   
— прилагательные: спелый, сочный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, круглый, продолговатый, овальный;
   
— глаголы: вскопать, рыхлить, поливать, зреть, собирать, убирать, заготавливать.                                                                                                           Развивать словообразовательную функцию речи на основе упражнения детей в использовании существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Упражнять в образовании и согласовании прилагательных с существительными. Продолжать учить отвечать на вопросы полными  предложениями.                                                                                                             2. Коррекционные: развивать логическое мышление. Развивать координацию речи и движения, мелкую моторику.
3. Воспитательные: воспитывать умение слушать педагога, не выкрикивать, не мешать товарищам отвечать. Формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии.

Оборудование:

1. корзина с овощами;                                                                                

2. шапочки овощей: капуста, морковь, огурец, помидор, лук, картошка;                            

3. панно «Зайкин огород», картонные морковки, капусты и свекла;                    

4. маленькие корзиночки с раздаточным материалом: 10 морковок, 10 репок;

Предварительная работа: обогащение и активизация словаря по теме «Огород. Сад», экскурсия на огород,  рассматривание овощей, дидактические игры и упражнения по теме. Разучивание упражнения  «На огороде», пальчиковой гимнастики «Варим суп», массажа для спины «Дождик».

Игровая мотивация: поможем серенькому зайчику посадить овощи на огороде.

Содержание  НОД:

1. Организационный момент. Логопед читает потешку про зайчика:                                                                                                                       Зайчишка – трусишка                                                                                                                    В огород забежал,                                                                                                                               Морковку нашел, сидит грызет.                                                                                                        Иди прочь –                                                                                                            

Хозяин идет.                                                                                                                                   - Посмотрите, дети, у зайчика на огороде нет ни одного овоща и ему грустно. Он прискакал с корзинкой для овощей, но собирать нечего. Где же ему взять овощи? (ответы детей). Я предлагаю посадить для зайчика овощи, а для этого вам надо потрудиться.                                                                                          

2. Основная часть.

Дети выбирают себе по желанию шапочку любого овоща и выполняют  упражнение « На огороде»

Приходите в огород                  дети маршируют

Посмотреть, как все растет,

Как играют в прятки                 руки на поясе, присесть, ладонями закрывая лицо,  

Огурцы на грядке.                     встать, руки на поясе

Как подсолнухи в картошке    руки опущены, поднимают руки через стороны вверх и встают на носки

Тянут к солнышку ладошки.          возвращаются в исходное положение

Как от утренней росы                руки на поясе, наклоняют корпус вправо и влево

У бобов блестят усы.

Как краснеют у забора               руки на поясе, поворачивают корпус вправо

Великаны-помидоры.                и   влево

Все растет, все цветет,             руки на поясе, наклоняют корпус вперед, разводя  руки в стороны и возвращаются

Никому не тесно.                      в исходное положение

Приходите в огород –              прыгают на двух ногах с

Очень интересно.                     хлопками над головой.

Дети садятся на стульчики.

Логопед: Я вам  загадаю загадки, про кого будет загадка, тот поднимется с места.                                                                                                                              

 – Есть загадка для ребят:                                                                                                                   Про меня так говорят, что                                                                                              

Я старый дед,                                                                                                                             Что в сто шуб одет,                                                                                                        

  Что все плачут от меня,                                                                                                  

Что сердитый очень я (лук).                                                                                                              – Сто одежек –                                                                                                                                                И все без застежек:                                                                                                      

Как надела сто рубах, -                                                                                              Захрустела на зубах (капуста).                                                                                                              - И зелен и густ                                                                                                                  

На грядке вырос куст.                                                                                                           Накопай немножко                                                                                                                Под кустом…(картошка)                                                                                                                 - Красная девица сидит в темнице,                                                                                                         А коса – на улице (морковь).                                                                                                       – Я важный и сочный                                                                                                    

У меня красные щечки (помидор).                                                                                    

 – Без окон, без дверей,                                                                                                         Полна горница людей (огурец).                                                                                        

 Активизация глагольного словаря.  Логопед ставит перед детьми корзину с овощами и спрашивает: «Чтобы вырастить овощи, что нужно для этого сделать?»

Ответы детей: вскопать огород, сделать лунки, грядки, посадить рассаду, посеять семена,  поливать огород, рыхлить, окучивать, убирать сорняки, удобрять.                                                                                                              

Активизация прилагательных упражнение «Опиши овощ». Дети по очереди достают овощи из корзины  и рассказывают о них.  За ответы получают «капусту» и «садят» ее зайчику на огород.  

Ответы детей: Это помидор. Он красный, круглый, упругий, гладкий.

Это картошка. Она продолговатая, коричневая, твердая. И т.д.                                                                      

Логопед: Чтобы овощи поспели нужен дождь и мы знаем как поиграть с дождиком!

Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше       Дети встают друг за другом «паровозиком»   и похлопывают ладонями по спинкам друг друга

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше          постукивают пальчиками.

Бом! Бом! Бом!

- Дома, дома посидите,                 поколачивают кулачками.

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите,                     растирают ребрами ладоней.

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте                 кладут ладони на плечи и большими пальцами    растирают плечи круговыми движениями.                                                                                                                          

Бом! Бом! Бом!

А уйду – тогда гуляйте…             поглаживают ладонями.

Бом! Бом! Бом!

Логопед: Давайте проявим друг к другу внимание и ласку и назовем овощи ласковыми словами.

Дидактическая игра «Назови ласково» 

Дети встают в круг и передают по кругу морковь, называя своего соседа ласково.                                                                

Ответы детей: лучок, капустка, морковочка, огурчик, помидорчик, картошечка.                                                                                                        

Логопед: А теперь я буду описывать любой овощ, а вы внимательно слушайте и отвечайте.

Дидактическая игра «Угадай по описанию»:                                                                                - она круглая с хвостиком, твердая, хрустящая, желтая, растет в земле;                  

 - этот овощ продолговатый, упругий, фиолетового цвета;                                                

- она круглая зеленая, хрустящая из неё можно приготовить салат, сварить борщ;                                                                                                                                  - продолговатая, сладкая, твердая, ее любят коза и заяц;                                                

- ее всегда кладут в супы, борщи, она круглая, сверху коричневая, а внутри белая;                                                                                                                                                    - он бывает зеленым и красным и желтым, бывает сладким и горьким, растет на кустике.                                                                                                                  

За правильные ответы дети получают по «морковке» и «садят» их на зайкином огороде.                                                                                                                                                                                                      

Логопед: Люди выращивают овощи, чтобы их кушать, а что можно из них приготовить?

Упражнение «Что можно приготовить из овощей?» 

Ответы детей: овощной суп, овощной салат, овощное рагу, картофельное пюре, сок томатный, сок морковный, соленья …                           

 Логопед: Давайте сварим из овощей суп.

Пальчиковая игра «Варим суп».

 Эй, ребята! Эге-гей!                 Дети хлопают в ладоши

Чистим овощи для щей.

Режем мы капусту -                  Поочередно поднимают и

Будет супчик вкусный.             Опускают ладони («рубят»).

Чистим мы картошку,              Поглаживают пальцами правой    

Чистим очень ловко,                  руки тыльную сторону левой   ладони.

Мы натрем морковку,                  Кулаками «трут морковь».

Красную головку.

А потом, а потом                    Стучат по левой ладони ребром правой.

Мы покрошим помидор,               

И головку лучка,

И зубок чесночка.

Мы посолим супчик.                  Правой руки («солят»).

Попробуй, голубчик!                 Протягивают обе ладони вперед.

Игра на развитие мелкой моторики, быстроты движений «Соберем овощи» логопед делит детей поровну, одна команда собирает морковки, а другая репки. Обе команды получают по «свёкле». Дети закрепляют их на панно.                                                                                                                                                                                                                                            3. Заключительная часть:

Логопед: Вы потрудились и  помогли серенькому зайчику посадить овощи. Посмотрите, каким красивым стал огород! На ней теперь растут капуста, морковь и даже свёкла! Зайчик вам очень благодарен и передал для вас угощение.

Панно «Зайкин огород»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в образовательной области "Коммуникация" на тему "Широкая масленица".

В конспекте представлены педагогическая технология - мнемотехника, а также нетрадиционная методика валяния мокрой шерсти....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "Происшествие в Простоквашино".

Конспект разрабатывался в рамках участия в конкурсе творческих проектов  "Зеленый огонек" (по правилам дорожного движения)  среди педагогов ДОУ....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "Происшествие в Простоквашино".

Конспект разрабатывался в рамках участия в конкурсе творческих проектов  "Зеленый огонек" (по правилам дорожного движения)  среди педагогов ДОУ....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе детей «Три медведя » (посуда).

Направление: познавательно-речевоеОбразовательная область: «познание» развитие речи.Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «социализ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе детей дошкольного возраста «Закаляться – это здорово!»

Программное содержание:  -  развивать  связную  речь,  обобщать  словарный  запас  детей  словами,обозначающими виды и способы закаливания;- познакомить де...