Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему
В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи представлено 33 лексических темы, разработанные для детей 5-6 лет. Подобран словарь существительных, прилагательных, глаголов, наречий, предлоги и приставки, отрабатываемые в рамках изучаемой темы, указаны отрабатываемые грамматические категории и задания для развития связной речи, а так же психические процессы, которые развиваются при работе над каждой лексической темой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan.docx | 75.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование образовательной деятельности
по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи
в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет.
Тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Психические процессы |
Игрушки | Словарь: Предметный: мяч, совок, формочки, кукла, ведерко, кубики, неваляшка, львенок, паровоз, матрешки, конструктор, робот, погремушки, солдатики, юла. Признаков: резиновый, деревянный, пластмассовый, железный, стеклянный, бумажный, плюшевый, меховой, большой, маленький, круглый, прыгучий, зелёный, полосатый. Действий: играть, разбрасывать, собирать, строить, делить, веселиться, радоваться, шалить, кричать, смеяться; брось, забрось, перебрось, подбрось, выбрось, сбрось. Наречий: бережно, нежно, аккуратно, ласково, красиво, интересно, дружно. Грамматический строй речи:
Приставки: по -, пере-, на-, по-, вы-. Предлоги: над, под, в, на. | 1. Составление простых предложений с опорой на вопросы. 2.Составление простых предложений по демонстрации действий. 3.Составление рассказа-описания с опорой на вопросы и на картину. 4.Составление рассказа − описания самостоятельно. | 1.Развитие зрительного и слухового внимания. 2.Развитие памяти, логического мышления. 3.Формирование общей моторики. |
Помещения детского сада | Словарь: Предметный: детский сад, группа, спальня, раздевалка, туалет, кухня, коридор, медицинская комната, логопедический кабинет, кабинет заведующего, музыкальный зал, прачечная. Признаков: игрушечный, детский, яркий, веселый, теплый, маленький, уютный, умный, ласковый, чистый, светлый, длинный. Действий: вырезать, клеить,, читать, играть, танцевать, петь, рисовать, здороваться, прощаться, спать, гулять, смеяться, разговаривать, плакать, кричать, есть; сыпать, насыпать, высыпать, ссыпать, всыпать, пересыпать, посыпать. Наречий: бережно, аккуратно, красиво, дружно. Грамматический строй речи:
Приставки: по-, на-, за-, в-, с-, вы-, пере-. Предлоги: на, с, в. | 1. Составление простых предложений по демонстрации действий. 2.Составление простых предложений с опорой на вопросы. 3.Составление рассказа-повествования с опорой на картинку и на вопросы. 4.Составление рассказа-повествования самостоятельно. | 1.Развитие слухового и зрительного внимания, памяти. 2.Формирование общей моторики. |
Осень | Словарь: Предметный: листопад, дождь, время года, осень, ливень, морось, погода, урожай, ветер, листва, заморозок, туман, зонт, птица, холод, сентябрь, октябрь, ноябрь, трава, туча, слякоть, насекомые. Признаков: осенний, затяжной, пасмурный, дождливый, спелый, опавший, цветной (цвета), поздний, ранний, золотая, мелкий, редкий, косой, холодный, теплый, длинный, короткий, мокрый, ветреный, сухой, хмурый. Действий: капать, лить, моросить, светить, убирать, шуршать, падать, дуть, улетать, желтеть, краснеть, увядать, наступать, созревать, сажать. Наречий: дождливо, холодно, ветрено, хмуро, пасмурно, сыро, мокро, солнечно, ясно, тепло, туманно, зябко, сумрачно. Грамматический строй речи:
Приставки: по-, на-, вы-, пере-, у-, в- , за-, с-. Предлоги: на, над, в, под. | 1.Составление простых предложений из данного набора слов. 2.Составление рассказов об осени по картинно-графическому плану. 3.Заучение стихотворения о перелетных птицах. | 1.Развитие логического мышления, памяти. 2.Развитие общей и мелкой моторики. |
Овощи | Словарь: Предметный: морковь, свекла, лук, капуста, картофель, тыква, кабачок, баклажан, репа, чеснок, горох, фасоль, огурец, помидор, петрушка, укроп, огород, урожай, овощи, редис, перец, грядка, витамины. Признаков: круглый, овальный, продолговатый, (цвета овощей), картофельный, морковный, кабачковый, большой, маленький, мягкий, твердый, длинный, короткий, крупный, мелкий, горький, сладкий, обильный, щедрый, богатый, ароматный, сочный. Действий: собирать, мыть, чистить, резать, готовить, жарить, варить, консервировать, хранить, солить, закатать, растить, сажать, зреть, висеть, цвести. Наречий: быстро, тяжело, трудно, радостно, весело, чисто. Грамматический строй речи:
Приставки: по-, на-, вы-, у-, пере-, с-, за-. Предлоги: на, над, в, под. | 1.Составление простых предложений с однородными членами с опорой на вопросы, по картине. 2.Составление рассказа-описания по следам демонстрации действий, по данному плану. 3. Беседа по картине в вопросно-ответной форме. | 1.Развитие зрительного и слухового внимания. 2. Развитие памяти, логического мышления. 3.Формирование общей моторики |
Фрукты | Словарь: Предметный: абрикос, ананас, апельсин, банан, виноград, вишня, гранат, груша, киви, лимон, мандарин, персик, слива, яблоко, фрукты, компот, варенье, мармелад, сок, пирог, пюре, джем, повидло, десерт, витамины. Признаков: круглый, овальный, продолговатый, (цвета фруктов), яблочный, грушевый, апельсиновый, сливовый, банановый, лимонный, мандариновый, большой, маленький, мягкий, твердый, длинный, короткий, крупный, мелкий, горький, сладкий, кислый, ароматный, вкусный, полезный, сочный, спелый. Действий: выращивать, собирать, мыть, резать, варить, зреть, цвести, висеть, сажать, растить. Наречий: вкусно, кисло, сладко, много, бережно. Грамматический строй речи:
Приставки: по-, на-, вы-, у-, пере-, с-, за-. Предлоги: на, над, в, под. | 1.Составление простых предложений с однородными членами с опорой на вопросы, по картине. 2.Составление рассказа-описания по данному плану. 3. Беседа по картине в вопросно-ответной форме. | 1.Развитие зрительного и слухового внимания. 2. Развитие памяти, логического мышления. 3.Формирование общей моторики |
Одежда | Словарь: Предметный: платье, кофта, брюки, свитер, джинсы, юбка, жакет, футболка, комбинезон, куртка, пальто, шуба, колготки, носки, варежки, перчатки, сарафан, шорты, жилет, пижама, халат, майка, рубашка, рукав, воротник, манжета, карман, пуговица, молния, подол, оборка, капюшон, пояс, ремень, выкройка, ткань, шерсть, ситец, трикотаж, байка, мех, вельвет, шелк, сатин. Признаков: летняя, зимняя, демисезонная, верхняя, детская, взрослая, мужская, женская, шерстяная, хлопковая, ситцевая, джинсовая, драповая, меховая, бархатная, замшевая, шелковая, нарядная, повседневная, чистая, грязная, мятая. Действий: надевать, снимать, покупать, продавать, завязать, развязать, застегнуть, расстегнуть, гладить, мять, повесить, снять, одеться, раздеться, беречь, ухаживать, чистить, стирать, шить, кроить, застегивать, штопать. Наречий: бережно, чисто, грязно, аккуратно. Грамматический строй речи:
Приставки: по-, на-, вы-, под-, за-, при-, рас-. Предлоги: на, над, в,под. | 1.Составление простых предложений с однородными членами с опорой на вопросы. 2.Составление рассказа-описания по данному плану с опорой на картину. 3. Овладение диалогом. Самостоятельная постановка вопроса. | 1.Развитие зрительного и слухового внимания. 2. Развитие памяти, логического мышления. 3.Формирование общей моторики |
Обувь | Словарь: Предметный: туфли, босоножки, сандалии, шлепанцы, кроссовки, кеды, сапоги, ботинки, тапки, чешки, валенки, подошва, каблук, носок, язычок, стелька, пряжка, шнурок, кожа, замша, резина, войлок, мех. Признаков: спортивная, летняя, свободная, взрослая, детская, демисезонная, домашняя, уличная, тяжелый, легкий, длинный, короткий, широкий, узкий, большой, маленький, чистый, грязный, свободный. Действий: шить, выкраивать, примерять, выбирать, стирать, зашнуровывать, мыть, обувать, снимать, покупать, продавать, завязывать, развязывать, застегнуть, расстегнуть, ухаживать. Наречий: Бережно, чисто, грязно, аккуратно, удобно. Грамматический строй речи: 1) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 2) Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже. 3) Согласование существительных с местоимениями в роде, числе и падеже. 4)Образование относительных прилагательных. 5) Подбор слов-антонимов. 6) Образование существительных И.п. мн.ч., Р.п. мн.ч. 7)Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. 8) Согласование существительных с прилагательными. 9)Образование притяжательных прилагательных. 10) Образование существительных П.п. мн.ч., Т.п. мн.ч. Приставки: по-, на-, вы-, за-, при-. Предлоги: из, в. | 1. Овладение диалогом, использование вопросно-ответной формы речи. 2.Составление простых предложений. 3.Составление рассказа-описания по данному плану. 4.Составление рассказа-сравнения о двух предметах. 5. Беседа по картине в вопросно-ответной форме. | 1.Развитие логического мышления. 2.Развитие зрительного и слухового внимания, памяти. 3.Формирование мелкой моторики. |
Посуда | Словарь: Предметный: чайник, стакан, чашка, блюдце, чайная ложка, чайник для заварки, сахарница, кружка, кастрюля, половник, тарелка глубокая, тарелка мелкая, ложка столовая, супница, сковорода, вилки, нож, донышко, крышка, ручка, носик, стенка, кухня, плита. Признаков: кухонная, чайная, столовая, чугунная, фарфоровая, деревянная, железная, стеклянная, пластмассовая, глиняная, алюминиевая, большой, маленький, длинный, короткий, крупный, мелкий, высокий, низкий, узкий, широкий, мелкий, глубокий, острый, тупой. Действий: мыть, чистить, покупать, продавать, наливать, ставить, лить, пить, варить, жарить, готовить, полоскать, вытирать, сушить, есть. Наречий: чисто, аккуратно, бережно, красиво. Грамматический строй речи: 1) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 2) Образование относительных прилагательных. 3) Образование притяжательных прилагательных. 4) Согласование существительных с местоимениями в роде, числе и падеже. 5) Образование существительных И.п. мн.ч., Р.п. мн.ч. 6) Образование новых слов с помощью суффиксов и окончаний. 7)Подбор слов-антонимов. 8) Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. 9)Согласование существительных с притяжательными местоимениями. 10) Образование существительных Т.п. мн.ч. Приставки: по-, на-, вы-, пере-. Предлоги: из, в, с. | 1.Составление простых распространенных предложений с однородными членами. 2.Составление рассказа-описания по картине, по данному плану. 3.Обучение пересказу с опорой на вопросы. 4. Беседа по картине. | 1.Развитие логического мышления. 2.Развитие памяти, логического мышления. 3.Развитие пространственной ориентации. |
Продукты питания | Словарь: Предметный: булка, овсяные хлопья, гречневая крупа, кефир, колбаса, консервы, лимонад, масло сливочное, мед, молоко, мороженое, мясо, масло подсолнечное, пирог, рыба, сало, творог, сыр твердый, сок, соль, сметана, пирожное, торт, сахар, конфеты, шоколад, пшеница, яйца, рожь, овес, кукуруза, завтрак, обед, полдник, ужин., пища, повар. Признаков: молочные, мясные, рыбные, овощные, фруктовые, хлебобулочные, куриные, сахарные, творожные, свежий, ароматный, душистый, холодный, твердый, мягкий, черствый, горький, сладкий, горячий, вкусный, питательный, аппетитный. Действий: резать, чистить, тереть, кипятить, печь, взбивать, жарить, пить, есть, варить, готовить, взвешивать, наливать, кормить, накрывать (на стол), завтракать, обедать, ужинать. Наречий: вкусно, сладко, кисло, горячо, полезно, аккуратно, вежливо. Грамматический строй речи:
Приставки: по-, на-, вы-, в-. Предлоги: на, в, над, под. | 1.Составление простых распространенных предложений с однородными членами. 2.Составление рассказа-описания по впечатлениям. 3.Составление рассказа-описания по данному плану. 4.Обучение пересказу с опорой на вопросы. | 1.Развитие слухового внимания и памяти. 2.Развитие логического мышления. |
Профессии | Словарь: Предметный: учитель, строитель, воспитатель, водитель, грузчик, продавец, повар, уборщица, танцовщица, певица, летчик, тракторист, врач, почтальон, пожарный, милиционер, художник, писатель, кузнец, сапожник, парикмахер, пастух, садовник, актер, шахтер, дворник, ветеринар, хлебороб, рыболов, лесоруб, пчеловод, трубочист, садовод, сталевар. Признаков: храбрый, смелый, добрый, умный, внимательный, осторожный, сильный, могучий, умелый, ловкий, старательный, талантливый, красивый, изящный, веселый, вежливый, аккуратный, строгий. Действий: учить, сроить, воспитывать, водить, грузить, продавать, готовить, убирать, танцевать, петь, летать, пахать, лечить, охранять, тушить, рисовать, писать, стричь, пасти, сажать, играть, подметать, ловить. Наречий: строго, ласково, нежно, трудно, легко, больно, весело, аккуратно, старательно, красиво, внимательно. Грамматический строй речи:
Приставки: по-, на-, вы-, за-. Предлоги: на, в. | 1. Составление простых распространенных предложений с однородными членами. 2. Составление рассказа-описания по данному плану. | 1.Развитие логического мышления. 2.Развитие общей мелкой моторики. |
Семья | Словарь: Предметный: мама, папа, отец, мать, бабушка, дедушка, брат, сестра, семья, родители, родственники, дом, гости, праздник. Признаков: дружная, крепкая, трудолюбивая, здоровая, большая, заботливая, добрая, ласковая, нежная, воспитанная, маленькая, смелая, младшая, старшая. Действий: есть, пить, шить, готовить, играть, пилить, вязать, строгать, жить, любить, помогать. Наречий: дружно, весело, радостно, красиво, крепко,уверенно. Грамматический строй речи:
Приставки: по-, на-, вы-, за-, с-, в. Предлоги: на, в, с, под, из-за. | 1.Составление простых распространенных предложений с однородными членами. 2.Работа с деформированными предложениями. 3.Составление предложений с предлогом с. 4.Составление предложений со значением противопоставления. 5.Составление рассказа по плану. | 1.Развитие зрительного и слухового внимания. 2. Развитие памяти, логического мышления. 3.Формирование общей и мелкой моторики. |
Перелетные птицы | Словарь: Предметный: грач, скворец, кукушка, аист, чиж, стриж, дрозд, ласточка, утка, гусь, туловище, голова, шея, крыло, перья, грудь, лапы, хвост, клюв, пух, хохолок, оперенье, стая, клин, трель (соловья), гнездо Признаков: быстрый, красивый, маленький, шустрый, хороший, короткохвостый, длиннолапый, тонкошеий, чернокрылый, остроклювый, краснолапый, перелетный, яркий, певчий, дружный, пернатый, водоплавающий, голосистый, шумный, выносливый, полезный Действий: странствует, чирикает, щебечет, вьет, высиживает, откладывает (яйца), кормит, отдыхает, уничтожает (насекомых), летает, клюет, прыгает, машет, кричит, спит, поет, тащит, хлопочет, взойдет, зайдет. Наречий: быстро, ровно, холодно, медленно, голодно. Грамматический строй речи:
Приставки: у-, при-, за-, вы-, пере-, с-, в-. Предлоги: над, под, в, из. | 1.Составление рассказа по данному стихотворению с опорой на вопросы. 2.Работа с деформированными предложениями. 3. Составление простых распространенных предложений с однородными членами. 4.Обучение пересказу с опорой на вопросы. 5.Составление рассказа-описания по данному плану. | 1.Развитие зрительного и слухового внимания. 2. Развитие памяти, логического мышления. 3.Формирование общей и мелкой моторики. |
Части тела | Словарь: Предметный: туловище, шея, грудь, живот, спина, голова, лицо, волосы, уши, затылок, лоб, глаза, ресницы, брови, подбородок, веки, рот, зубы, язык, губы, рука, плечо, подмышки, кисть, пальцы, кулак, локоть, ладонь, ногти, нога, бедро, колено, ступня, подошва, пятка, щиколотка. Признаков: большой, маленький, высокий, низкий, широкий, длинный, короткий, частый, редкий, новый, старый, гладкий, шершавый, сытый, голодный, широкий, узкий, здоровый, больной, длинноволосый, коротковолосый, голубоглазый, большеротый, чернобровый, кареглазый, курносый. Действий: говорить, молчать, видеть, смотреть, дышать, нюхать, слушать, говорить, ходить, бегать, прыгать, кусать, жевать, бросать, делать, моргать, хмурить, топать, расчесывать. Наречий: вперед, назад, осторожно, сильно, лево, право, весело, грустно. Грамматический строй речи:
Приставки: Предлоги: над, под, в, из, на, с. | 1.Составление простых распространенных предложений с однородными членами. 2.Составление и употребление в речи сложных предложений с предлогом для. 3.Составление рассказа по данному плану. 4.Составление рассказа-описания по данному плану. | 1.Развитие зрительного и слухового внимания. 2. Развитие памяти, логического мышления. 3.Формирование общей и мелкой моторики. |
Зима | Словарь: Предметный: декабрь, январь, февраль, снеговик, мороз, холод, гололед, лед, метель, вьюга, пурга, иней, наст, хруст, снежинка, снег, сосулька, снежок, снегурочка, снеговик, снегирь. Признаков: холодный, ранний, поздний, снежный, злой, суровый, морозный, теплый, ветреный, белый, рассыпчатый, мягкий, твердый, ясный, пасмурный, ледяной, глубокий, рыхлый, студеный. Действий: ударили, хрустит, бушует, висят, замерзли, скрипит, метут, идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, вьется, порхает, завывает. Наречий: морозно, холодно, вьюжно, весело, ветрено. Грамматический строй речи:
Приставки: Предлоги: над, под, в, из, на, с. | 1.Составление простых распространенных предложений с однородными членами. 2. Составление предложений со значением противопоставления. 3.Составление предложений с данным словом. 4. Усвоение образования наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. 5.Пересказ текста с опорой на вопросы. 6. Работа с деформированными предложениями. 7.Составление рассказа о зиме по картинно-графическому плану и по вопросам. | 1.Развитие памяти, логического мышления. 2. Развитие общей и мелкой моторики. |
Новый год | Словарь: Предметный: шар, елка, снегурочка, Дед Мороз, игрушка, бусы, звезда, колокол, снежинка, заяц, белка, медведь, Баба Яга, петрушка, скоморох, матрешка, клоун, бусинка, гирлянда, мишура, гном, хоровод, праздник, утренник, сюрприз, выступление, игра, песня, пляска, загадка, подарок, Признаков: рыжая, нарядная, красивая, белый, веселый, пушистый, холодная, добрая, внимательная, стеклянный, бумажный, ватный, пластмассовый, железный, бархатный, шерстяной, стройный, пахучий, душистый, колючий. Действий: наряжать, украшать, праздновать, веселиться, танцевать, петь, праздновать, рассказывать, играть, кружиться, радоваться, смеяться, шутить, шуметь, хвалиться, развесить, встречать, переливаться, сиять. Наречий: радостно, весело, забавно, красиво, высоко, низко. Грамматический строй речи:
Приставки: раз-, у-, с-, под-, до-. Предлоги: : над, под, в, из, на, с. | 1. Составление предложений с данным словом. 2. Составление простых распространенных предложений с однородными членами. 3. Построение сложных предложений с союзами «чтобы», «потому что». 4.Пересказ текста с опорой на вопросы. 5.Составление рассказа по впечатлениям с опорой на вопросы. | 1.Развитие памяти, логического мышления. 2. Развитие общей и мелкой моторики. |
Зимние забавы | Словарь: Предметный: санки, коньки, снежинки, снеговик, клюшка, шайба, валенки, перчатка, ком, крепость, сосулька, лыжи, хоккеист, фигурист, сугроб. Признаков: быстрые, легкие, скользкие, блестящие, красивые, новые, холодные, круглые, твердые, ледяной, пушистый, железный, пластиковый, морозный, снежный, быстрый, румяный, веселый, шустрый. Действий: гулять, кататься, играть, веселиться, смеяться, лепить, строить, мчаться, прокладывать, съезжать, падать. Наречий: радостно, весело, холодно, жарко. Грамматический строй речи:
Приставки: про-, с-, раз-, до-, у-, под-. Предлоги: над, под, в, из, на, с, к. | 1. Составление простых распространенных предложений с однородными членами. 2. Составление предложений с данным словом. 3. Составление конструктивно доступных сложных предложений 4. Пересказ текста с опорой на вопросы. 5.Составление рассказа по впечатлениям с опорой на вопросы. | 1.Развитие слухового внимания. 2. Развитие логического мышления. |
Одежда, обувь (сезонные) | Словарь: Предметный: платье, кофта, брюки, свитер джинсы, юбка, жакет, футболка, комбинезон, куртка, пальто, шуба, колготки, носки, варежки, перчатки, сарафан, шорты, жилет, пижама, халат, майка, рубашка, рукав, воротник, манжета, карман, пуговица, молния, подол, оборка, капюшон, пояс, ремень, туфли, босоножки, сандалии, шлепанцы, кроссовки, кеды, сапоги, ботинки, тапки, чешки, валенки, подошва, каблук, носок, язычок, стелька, пряжка, шнурок. Признаков: зимняя, летняя, демисезонная, нарядная, повседневная, взрослая, детская, длинный, короткий, мятый, глаженный, шерстяной, хлопковый, ситцевый, джинсовый, драповый, меховой, бархатный, замшевый, шелковый, кожаный, верхняя (одежда). Действий: стирать, гладить, чистить, штопать, шить, мыть, ухаживать, кроить, сушить, мять. Наречий: чисто, грязно, аккуратно, бережно. Грамматический строй речи:
Приставки: на-, вы-, под-, за-, при-. Предлоги: над, под, в, из, на, с, к. | 1. Составление простых распространенных предложений с однородными членами. 2.Беседа по прочитанному стихотворению. 3.Составление рассказа-сравнения. 4.Составление короткого рассказа описания с опорой на собственный опыт. | 1.Развитие слухового внимания. 2.Развитие мышления (сравнение, дифференциация, классификация). |
Домашние животные | Словарь: Предметный: кошка, собака, корова, свинья, баран, овца, лошадь, коза, кролик, конь, бык, крольчиха, кот, пес, ягненок, козел, козленок, теленок, жеребенок, крольчонок, котенок, щенок, поросенок, овес, трава, мясо, сено, молоко, рыба, морковь, капуста, рога, копыта, хвост, грива, вымя, усы, коровник, конюшня, сарай, хлев, свинарник, конура. Признаков: гнедой, белогривый, рыжий, пятнистый, добрый, ласковый, злой, сердитый, острый, тупой, жесткий, мягкий, толстый, тонкий, высокий, низкий, сильный, длиннохвостый, остророгий, длинногривый, мягкошерстный, игривый. Глагольный: мяукать, лаять, мычать, ржать, хрюкать, блеять, жить, скакать, приносить (пользу), жевать. Наречий: верхом, трудно, сытно, тепло Грамматический строй речи:
Приставки: на-, вы-, под-, за-, при-. Предлоги: над, под, в, из, на, с, к. | 1. Составление простых распространенных предложений с однородными членами. 2.Составлние предложений из данного набора слов, согласование слов в предложениях. 3.Составление простых предложений с данным словом. 4.Составление рассказа-описания с опорой на вопросы. | 1. Развитие логического мышления. 2. Развитие слухового внимания. |
Дикие животные | Словарь: Предметный: белка, заяц, волк, лиса, медведь, олень, еж, зайчиха, волчица, лис, медведица, ежиха, олениха, бельчонок, зайчонок, волчонок, лисенок, медвежонок, олененок, ежонок, мёд, ягоды, орехи, грибы, морковь, капуста, трава, лапы, кости, хвост, туловище, голова, морда, усы, пасть, клыки, зубы, глаза, уши, дупло, берлога, нора, логово. Признаков: хитрая, рыжая, быстрая, ловкая, косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый, быстрый, трусливый, серый, пушистый, шустрый, смелый, медленный, умный, глупый. Действий: спать, засыпать, собирать, охотиться, сидеть, гнаться, ловить, рычать, реветь, рыскать, петлять, прятаться, грызть, выть. Наречий: холодно, голодно, быстро. Грамматический строй речи:
Приставки: на-, вы-, пере-, под-. Предлоги: над, под, в, из, с, у. | 1. Составление простых распространенных предложений с однородными членами. 2. Составление простых предложений с данным словом. 3. Составление предложений из данного набора слов, согласование слов в предложения. 4. Составление конструктивно доступных сложных предложений. 5.Составление рассказа-описания с опорой на вопросы и на картину. 6. Пересказ. | 1. Развитие логического мышления. 2. Развитие слухового внимания. |
Домашние и дикие животные | Словарь: Предметный: закрепление предметного словаря лексических тем: «Домашние животные», «Дикие животные». Признаков: закрепление словаря признаков лексических тем: «Домашние животные», «Дикие животные». Действий: закрепление словаря действий лексических тем: «Домашние животные», «Дикие животные». Наречий: закрепление словаря наречий лексических тем: «Домашние животные», «Дикие животные». Грамматический строй речи:
Приставки: на-, вы-, под-, за-, при-. Предлоги: над, под, в, из, с, у, на, к. | 1. Составление простых распространенных предложений с однородными членами. 2. Составление простых предложений с данным словом. 3. Составление предложений из данного набора слов, согласование слов в предложении. 4.Составление рассказа-сравнения с опорой на картинки и на вопросы. 5. Составление рассказа-описания с опорой на вопросы. | 1. Развитие логического мышления. 2.Развитие слухового внимания. 3.Развитие мышления (сравнение, дифференциация, классификация). |
Зимующие птицы | Словарь: Предметный: синица, снегирь, клёст, воробей, ворона, сова, филин, дятел, сорока, голубь, кормушка, туловище, голова, шея, крылья, перья, лапы, хвост, грудь, клюв, когти, гнездо, птенцы, зерно, крошка, семечки, сало. Признаков: маленький, яркий, веселый, умный, ленивый, грустный, малоподвижный, важный, драчливый, удалой, боевой, шустрый, красногрудый, белобокий, тонколапый, ширококрылый, остроклювый, длиннохвостый, чернокрылый, храбрый, трусливый, сытый, голодный, острый, тупой, тонкий, толстый, длинный, короткий, зимующий. Действий: зимовать, ухать, чирикать, ворковать, каркать, стрекотать, летать, клевать, охотиться, спать, строить, носить, замерзать, голодать, кормить, заботиться. Наречий: жалко, жалостно, бережно, заботливо, голодно, холодно. Грамматический строй речи:
Приставки: на-, вы-, под-, за-, при-, у-. Предлоги: над, под, в, из, с, к. | 1. Составление простых предложений с данным словом. 2. Составление предложений из данного набора слов, согласование слов в предложения. 3. Составление конструктивно доступных сложных предложений. 4. Составление предложений с предложными конструкциями по демонстрации действий. 5.Переказ текста с опорой на картинки и на вопросы. 6. Составление рассказ-описания с опорой на вопросы. | 1. Развитие логического мышления. 2. Развитие слухового внимания. |
Продукты питания | Словарь: Предметный: булка, овсяные хлопья, гречневая крупа, кефир, колбаса, консервы, лимонад, масло сливочное, мед, молоко, мороженое, мясо, масло подсолнечное, пирог, рыба, сало, творог, сыр твердый, сок, соль, сметана, пирожное, торт, сахар, конфеты, шоколад, пшеница, яйца, рожь, овес, кукуруза, завтрак, обед, полдник, ужин. Признаков: молочные, мясные, рыбные, овощные, фруктовые, хлебобулочные, куриные, сахарные, творожные, свежий, ароматный, душистый, холодный, твердый, мягкий, питательный, черствый, горький, сладкий, горячий, витаминный. Действий: резать, чистить, тереть, кипятить, печь, взбивать, жарить, пить, есть, варить, готовить. Наречий: вкусно, полезно, нужно, бережно. Грамматический строй речи:
Приставки: на-, вы-, под-, с-, пере-, у-, за-. Предлоги: на, под, в, из, из-под, с, к, у. | 1. Составление простых предложений с данным словом. 2. Составление предложений из данного набора слов, согласование слов в предложения. 3. Составление конструктивно доступных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. 4.Переказ текста с опорой на картинки и на вопросы. | 1. Развитие логического мышления. 2. Развитие слухового внимания. |
8-е Марта | Словарь: Предметный: мама, бабушка, тетя, девочка, праздник, цветок, подарок, букет, песня, хоровод, платок, день, торт, стихотворение, подарок, цветы, платье, бант, наряд. Признаков: добрая, красивая, терпеливая, нарядная, скромная, веселая, ласковая, умная, нежная, внимательная, заботливая, трудолюбивая, милая, любимая, сильный, слабый, красивый, страшный, молодой, старый, добрый, злой, умный, глупый, грустный, весенний. Действий: смеяться, плакать, поздравлять, дарить, радоваться, отмечать, праздновать, веселиться, петь, танцевать, играть, готовить, помогать. Наречий: весело, красиво, радостно, уютно, шумно, громко, празднично. Грамматический строй речи:
Приставки: по-, у-, с-, вы-, за-. Предлоги: над, под, в, из. | 1. Составление простых распространенных предложений с однородными членами. 2. Составление предложений из данного набора слов, согласование слов в предложениях. 3. Составление конструктивно доступных сложных предложений. 4.Работа с метафорами. 5.Составление рассказа - повествования с опорой на вопросы. 6.Работа над стихотворением. | 1. Развитие логического мышления. 2. Развитие слухового внимания. |
Весна | Словарь: Предметный: весна, март, апрель, май, почки, капель, проталины, день, ручьи, трава, птицы, ветки, спячка, линька, жаворонок, лужа, дерево, цветок., подснежник, приметы. Признаков: ранняя, поздняя, дружная, красивая, долгожданная, сухая, солнечная, шумная, веселая, звонкая, цветущая, холодная, теплая, высокое, яркое, чистое, голубое, звонкий, светлый, прохладный. Действий: пригревает, тает, бегут, увеличивается, появляется, пробивается, набухает, прилетает, просыпается, цветет, журчит, линяет. Наречий: весело, радостно, быстро, тепло, звонко, жарче. Грамматический строй речи:
Приставки: при-, вы-, на-, рас-. Предлоги: на, под, в, из. | 1. Составление простых распространенных предложений с однородными членами. 2.Употребление сложных предложений с союзом потому что. 3.Составление простых распространенных предложений на данную тему. 4. Составление предложений из данного набора слов, согласование слов в предложениях. 5.Переска текста с опорой на вопросы. 6.Составление рассказа о весне по картинно-графическому плану. | 1. Развитие логического мышления. 2.Установление причинно-следственных связей. |
Домашние птицы | Словарь: Предметный: курица, петух, цыпленок, селезень, утка, утята, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшонок, голубь, голубка, голубенок, голова, клюв, хвост, крылья, туловище, глаза, лапы, оперения, пух, шпоры. Признаков: пестрый, суетливый, шустрый, красивый, неугомонный, важный, надутый, ленивый, длиннохвостый, пестрокрылый, краснолапый, ширококлювый, пышнохвостый, острошпорый, широколапый. Действий: вылупляться, нестись, высиживать, искать, кудахтать, квохтать, кукарекать, крякать, гоготать. Наречий: важно, красиво, громко. Грамматический строй речи:
Приставки: при-, вы-, на-, у-, в-, за-. Предлоги: на, под, в, из, из-под, с, к, у. | 1. Составление простых предложений с данным словом. 2. Составление предложений из данного набора слов, согласование слов в предложениях. 3. Составление сложных предложений. 4.Переказ текста с опорой на картинки и на вопросы. 5. Составление рассказа-описания с опорой на вопросы. | 1. Развитие логического мышления. 2.Установление причинно-следственных связей. |
Лес | Словарь: Предметный: береза, дуб, осина, рябина, тополь, ива, клен, сосна, ель, каштан, дерево, ствол, кора, ветки, листья, крона, корни, лес, парк, сад, почка. Признаков: лиственный, хвойный, кленовый, еловый, тополиный, сосновый, рябиновый, березовый, дубовый, каштановый, большой, могучий, мощный, красивый, тонкий, прямой, ровный, стройный, белый, зеленый, колючий, мохнатый, пышный. Действий: растет, питает, очищает (воздух), опадает, цветет, плодоносит, колышется, гнется, набухает, распускается, цветет, порхает. Наречий: высоко, низко, крепко, красиво. Грамматический строй речи:
Приставки: при-, вы-, на-, у-, в-, за-. Предлоги: на, под, в, из, из-под, с, к, у. | 1. Составление простых распространенных предложений с однородными членами. 2.Составлние предложений из данного набора слов, согласование слов в предложениях. 3.Составление простых предложений с данным словом. 4. Составление сложных предложений. 5.Составление рассказ-описания с опорой на вопросы и на картинки. 6.Пересказ текста с опорой на вопросы. | 1.Развитие зрительного и слухового внимания. 2. Развитие памяти, логического мышления. 3.Развитие общей и мелкой моторики. |
Весна | Словарь: Предметный: весна, март, апрель, май, почки, капель, проталины, день, ручьи, трава, птицы, ветки, спячка, линька, жаворонок, лужа, дерево, цветок, подснежник, туча, облако, утро, вечер, ночь, воздух. Признаков: ранняя, поздняя, дружная, красивая, долгожданная, сухая, солнечная, шумная, веселая, звонкая, цветущая, холодная, теплая, высокое, яркое, чистое, голубое, звонкий, светлый, прохладный. Действий: пригревает, тают, бегут, увеличивается, появляется, пробивается, набухает, лопается, прилетает, просыпается, цветет, журчит, капает. Наречий: светло, ярко, высоко, тепло, безоблачно, радостно, красиво. Грамматический строй речи:
Приставки: при-, вы-, на-, рас-, под-, за-, в-. Предлоги: на, под, в, из, за, над. | 1. Составление простых распространенных предложений с однородными членами. 2.Составлние предложений из данного набора слов, согласование слов в предложениях. 3. Составление сложноподчиненных предложений с придаточными причины. 4.Составление рассказа с опорой на собственный опыт. 5.Составление рассказа с опорой на сюжетные картинки. 6.Пересказ текста с опорой на вопросы. | 1. Развитие логического мышления. 2.Установление причинно-следственных связей. |
Мебель | Словарь: Предметный: шкаф, комод, гардероб, табурет, кресло, диван, полка, гарнитур, кровать, стул, стол, сервант, тумбочка, буфет, мебель, дерево, пластмасса, металл, стекло, спинка, сиденье, ножки, крышка, дверка, ящик, ручка, матрац, подлокотник. Признаков: деревянный, удобный, красивый, уютный, мягкий, большой, высокий, пластиковый, красивый, кухонный, спальный, гостиный, стеклянный, пластмассовый, металлический, кожаный, велюровый, старая, современная, взрослая, детская, жесткий грязный, чистый, низкий, широкий, узкий, тонкий, толстый. Действий: отдыхать, сидеть, лежать, вешать, хранить, покупать, собирать, устанавливать, спать, выпиливать. Наречий: удобно, чисто, аккуратно, бережно, уютно. Грамматический строй речи:
Приставки: пере-, раз-, за-, на-, вы-. Предлоги: на, под, в, к, за, от, с. | 1. Самостоятельное составление простых предложений с данным словом. 2. Составление предложений из данного набора слов, согласование слов в предложениях. 3. Отработка словосочетаний с предлогами к, от, с в соответствующих падежах. 4. Составление простых предложений с предложно-падежными конструкциями. 5. Составление предложений с противительным союзом «а». 6. Составление сложных предложений. 7.Переказ текста с опорой на картинки и на вопросы. | 1. Развитие памяти, логического мышления. 2.Развитие общей и мелкой моторики. |
Транспорт | Словарь: Предметный: самолет, вертолет, мотоцикл, теплоход, катер, поезд метро, поезд, самосвал, подъемный кран, автовышка, скорая помощь, пожарная машина, полиция, рефрижератор, грузовик, молоковоз, хлебовоз, бетономешалка, троллейбус, автобус, трамвай, такси, маршрутка, трактор, экскаватор, комбайн, руль, кабина, кузов, салон, колеса, дуги, стекло, дверь, фары, рельсы. Признаков: быстрый, полный, мчащийся, красивый, спортивный, большой, скоростной, уютный, удобный, пассажирский, грузовой, легковой, водный, воздушный, наземный, подземный, просторный, резиновый, железный, пластмассовый, кожаный, деревянный, брезентовый, железный, стеклянный. Действий: ехать, лететь, мчаться, садиться, остановиться, возить, плыть, заводить, переходить. Наречий: быстро, медленно, осторожно, внимательно, вежливо. Грамматический строй речи:
Приставки: вы-, об-, под-, по-, от-, пере-, в-, у-, за-. Предлоги: на, к, под, в, с, за, от. | 1. Составление простых распространенных предложений с однородными членами. 2. Составление сложных предложений с дополнительными придаточными (желательность или нежелательность действия (союз «чтобы»)). 3. Составление рассказа-сравнения с опорой а картинки и на вопросы. 4. Составление рассказа-описания с опорой на картинки и на вопросы. 5. Самостоятельное составление простых распространенных и сложных предложений на данную тему. 6. Пересказ. | 1. Развитие логического мышления. 2. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти. |
Профессии | Словарь: Предметный: учитель, строитель, воспитатель, водитель, грузчик, продавец, повар, уборщица, танцовщица, певица, летчик, тракторист, врач, почтальон, пожарный, милиционер, художник, писатель, кузнец, сапожник, парикмахер, пастух, садовник, актер, шахтер, дворник, ветеринар, лесоруб. Признаков: храбрый, смелый, заботливый, добрый, умный, внимательный, осторожный, сильный, могучий, умелый, ловкий, старательный, талантливый, красивый, изящный, веселый, знающий Действий: учит, сроит, воспитывает, водит, грузит, продает, готовит, убирает, танцует, поет, летает, пашет, лечит, охранят, тушит, рисует, пишет, стрижет, пасет, сажает, грает, подметает, ловит. Наречий: строго, ласково, трудно, легко, аккуратно, больно, старательно. Грамматический строй речи:
Приставки: в-, пере-, за-, от-, вы-, у-, под-. Предлоги: на, к, под, в, с, за, от. | 1.Составление простых распространенных и сложных предложений на данную тему. 2. Составление простых распространенных предложений с однородными членами. 3. Составление предложений из данного набора слов, согласование слов в предложениях. 4.Составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что. 5.Составление рассказа на данную тему с опорой на вопросы, придумывание собственных вариантов начала (конца) рассказа. 6. Заучивание стихотворения. | 1.Развитие общей и мелкой моторики. 2. Развитие логического мышления. |
Сад-огород | Словарь: Предметный: сад, огород, грядка, дерево, куст, морковь, свекла, лук, капуста, картофель, тыква, кабачок, баклажан, репа, чеснок, грох, фасоль, огурец, помидор, петрушка, укроп, редис, перец, урожай, абрикос, ананас, апельсин, банан, гранат, груша, киви, лимон, мандарин, персик, слива, яблоко, овощи, фрукты, суп, пюре, сок, котлеты, салат, пирог, компот, джем, чай, лопата, тяпка, грабли. Признаков: круглый, овальный, продолговатый, (цвета овощей и фруктов), большой, спелый, сочный, крупный, мелкий, вкусный, сладкий, кислый, ароматный, плодовый, ягодный, фруктовый, овощной. Действий: собирать, сажать, поливать, ухаживать, мыть, чистить, резать, готовить, жарить, варить, консервировать, зреть, висеть, цвести. Наречий: заботливо, полезно, красиво, старательно. Грамматический строй речи:
Приставки: на-, пере-, за-, вы-, по-. Предлоги: над, к, под, в, с, за, от. | 1. Составление простых распространенных предложений с однородными членами. 2. Составление простых распространенных и сложных предложений на данную тему. 3. Составление простых распространенных предложений из данного набора слов, согласование слов в предложениях. 4. Составление рассказа-сравнения с опорой на вопросы и на картинки. 5. Составление рассказа-описания с опорой на картинки и на вопросы. 6. Пересказ. | 1. Развитие логического мышления. 2. Развитие мыслительных операций. |
Животные жарких стран | Словарь: Предметный: слон, жираф, зебра, кенгуру, гиена, лев, антилопа, крокодил, носорог, бегемот, верблюд, обезьяна, черепаха, хвост, голова, грива, горб, «сумка» (у кенгуру), трава, корни, листья, плоды. Признаков: хищные, травоядные, ловкие хвостатые, большие, толстокожие, сильные, гривастые, пугливые, быстрые, полосатые, пятнистые, длинношеие, выносливые, двугорбые, огромные, сильные, длинногривые, толстоногие, длиннохвостые, храбрые, смелые, могучие, статные, неповоротливые. Действий: питается, плывет, жует, охотиться, идет, ест, бежит, купается, щиплет, ждет, трубит, воет, рычит, линяет. Наречий: жарко, холодно, быстро, ловко. Грамматический строй речи:
Приставки: пере-, по-, за-, вы-, под-. Предлоги: над, к, под, в, с, из, от, пере. | 1. Составление простых распространенных предложений на данную тему. 2. Составление простых распространенных предложений из данного набора слов, согласование слов в предложениях. 3. Составление простых распространенных предложений с однородными членами. 4. Составление сложных предложений знакомых конструкций. 5. Составление рассказа-описания с опорой на картинки и на вопросы. 6. Пересказ. | 1. Развитие слухового внимания и памяти. 2.Развитие логического мышления. |
Лето | Словарь: Предметный: лето, июнь, июль, август, тепло, жарко, солнечно, велосипед, футболка, шорты, юбки, радуга, гроза, стрекоза, бабочка, кузнечик, муравей, комар, муха, гусеница, ягода, насекомые, малина, ежевика, черника, брусника, калина, земляника, колокольчик, ромашка, пион, георгин, гладиолус, лилия, анютины глазки, флоксы, ливень, гроза. Признаков: жаркий, теплый, знойный, холодный, дождливый, сырой, замечательный, солнечный, урожайный, чудесный, долгожданный, ароматный, яркий, трудолюбивый, пахучий, безоблачный. Действий: загорать, купаться, бегать, кататься, играть, цвести, зеленеть, лить, кусать, собирать, созревать, радоваться. Наречий: светло, ярко, высоко, тепло, безоблачно, радостно. Грамматический строй речи:
Приставки: пере-, на-, за-, вы-, под-. Предлоги: на, со, к, под, в, с, из, от, над. | 1. Составление простых распространенных предложений на данную тему. 2. Составление простых распространенных предложений из данного набора слов, согласование слов в предложениях. 3. Составление простых распространенных предложений с однородными членами. 4. Пересказ текста с опорой на вопросы. 5. Составление рассказа о лете по картинно-графическому плану и по вопросам. | 1. Развитие памяти, логического мышления. 2. Формирование общей и мелкой моторики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в рамках дня открытых дверей с детьми старшей возрастной группы: «Говорушкины угощения»
Логопедическая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в рамках дня открытых дверей с детьми старшей возрастной группы: «Говорушкины у...
Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей с ОНР в старшей группе на тему "Семья"
Для детей первого года обучения в группе ОНР. Материал будет полезен логопедам, воспитателям логопедических групп....
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕН
Одним из условий успешной коррекционной работы является эффективное планирование. Данное планирование разработано для фронтальной и подгрупповой работы с детьми с ОНР с опорой на лексическую тем...
Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме: «Осень»
Данное занятие направлено на закрепление представления детей с ОНР об основных приметах осени, развитие словообразовательной функции речи, слухового внимания и мышления....
Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Домашние животные» (старшая группа компенсирующей направленности)
Закрепление и систематизация представлений детей о домашних животных через использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда (игр-презентаций, имидж-терапии, мнемотаблиц, игры с прищепк...
Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Предлог «НА».
Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленност...
Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Зимующие птицы. Дикие животные зимой» (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Материалы данного занятия способствуют расширению и активизации словаря и познавательных представлений детей по теме «Дикие животные зимой». Совершенствуют связною речь....