«Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников на основе организации единого образовательного пространства».
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профилактика речевых нарушений в ДОУ | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников на основе организации единого образовательного пространства»
В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования.
Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, коррекционно-образовательных решении.
Принимая во внимание постоянный рост количества детей, имеющих нарушения речи, позволяет нам поставить вопросы профилактики возникновения речевых нарушений в ряд наиболее значимых и приоритетных.
Младший дошкольный возраст — период интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка.
Поэтому важно вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.
Очевидна значимость ранней профилактической и пропедевтической работы с детьми. Исправить речевые недостатки в старшем возрасте значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
Однако существует ряд сложностей, препятствующих возможности получения ранней логопедической помощи:
- современные коррекционные программы ориентированы, прежде всего, на работу с детьми с 5 – 6 лет
- коррекционная работа направлена на исправление уже имеющегося речевого нарушения, а не на их предупреждение.
Исходя из вышеизложенного, была определена система работы, цель которой - создание эффективного комплексного взаимодействия воспитателей, специалистов ДОУ и родителей, направленного на профилактику речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
Задачами данной системы являются:
- создать модель коррекционно-развивающей деятельности воспитателей, специалистов ДОУ и родителей
- разработать формы их взаимодействия в условиях дошкольной образовательной среды. Организовать работу клуба «Школа логопеда».
- Подобрать дидактические и методические материалы с учётом возрастных особенностей детей.
Работа по профилактике речевых нарушений ведётся с детьми от 2 до 4 лет в условиях комбинированного детского сада без проведения специальных занятий. Так процесс проходит с минимальными затратами времени, что ведёт к оптимизации образовательной деятельности и не перегружает его. К тому же, помощь оказывается комплексно и единовременно большому количеству детей.
После проведения экспресс-обследования речевого развития детей, с воспитателями и специалистами намечается план профилактических мероприятий, подбираются дидактические и методические материалы для «логопедических пятиминуток».
Логопедическая пятиминутка – комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на профилактику речевых нарушений дошкольников.
Логоминутки составлены в соответствии с возрастными особенностями детей.
Для детей 2-3 лет в логопедические пятиминутки включались упражнения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, упражнения на развитие слухового внимания и развития фразовой речи, а для детей 3-4 лет они дополнялись упражнениями на развитие мимики и лексико-грамматического строя.
«Логопедические пятиминутки» составляются на неделю согласно тематическому планированию в ДОУ. К каждой лексической теме подобран речевой материал, определены коррекционные цели и приемы их реализации.
Так же в детском саду организован клуб «Школа логопеда», где ведётся работа с педагогами и родителями.
Для педагогов и родителей проводятся консультации, семинары и мастер-классы (например, как использовать персонажей, как проводить артикуляционную, пальчиковую гимнастику, в какие игры и как играть).
Для специалистов и воспитателей
Специалисты включают в свои занятия «логопедические пятиминутки» согласно календарному плану, составленному совместно с логопедом.
Музыкальный руководитель включает в свои занятия логоритмические упражнения.
Педагог психолог психогимнастику, образные перевоплощения, пластические этюды.
Инструктор по физической культуре использует игры на координацию речи с движением.
Воспитатели проводят логопедические пятиминутки ежедневно.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики проводятся ежедневно, а в понедельник и вторник дети разучивают новые упражнения.
В среду проводят упражнения на развитие дыхания, в четверг на развитие слухового внимания и в пятницу на формирование лексико-грамматического строя речи.
Проводить такие пятиминутки помогает придуманная мной семья Мукиных.
Это папа – бык зовут Му-Му. Он у нас приходит разучивание новых упражнений артикуляционной гимнастики и на развитие общей и мелкой моторики.
Это мама – корова зовут Мо-Мо. Она приносит нам различные игры и упражнения на развитие слухового внимания, лексико-грамматического строя речи.
Это сынок – телёнок зовут Ми-Ми. Он очень хочет красиво и громко мычать, а для этого ему надо научиться правильно дышать, поэтому он учиться с ребятками. А узнаем мы это потому как телёнок Ми-Ми надувает воздушный шарик.
Понедельник
- работа по развитию артикуляционного аппарата
Вторник
- работа над общей и мелкой моторикой
Например на развитие мелкой моторики: упражнение «Ягодки» - где используются гелиевые шарики среди них бусинки ягодки их нужно собрать, эти шарики нравятся детям они очень скользкие и поэтому достать бусинку не так легко и к тому же гелевые шарики приятные на ощупь. Упражнение «Пчёлка» - она машет крыльями, где на ниточках висит нектар его нужно успеть поймать пальчиками.
Среда
- развитие правильного речевого дыхания. Упражнение «Волшебный «Чупа-чупс»», внутрь можно положить например в один лимон в другой лук.
Четверг
- развитие слухового внимания. На слайде представлено одно из пособии, на подставочку подвешиваются различные предметы, колокольчики, погремушки, нужно узнать по звучанию например какой колокольчик прозвенел.
Задание обязательно проводится по принципу от простого к сложному.
Пятница - развитие лексико-грамматического строя речи.
Пособие « звучащая кнопочка» на развитие слухового внимания и лексико-грамматического строя речи. Нажимая на кнопку звучит звук движущегося транспорта или трактора, или поезда, или самолёта, или машины, или гудок парохода. Потом например нужно узнать чей это звук, найти ему место, сказать что это всё транспорт и т.д.
Так же для родителей и воспитателей сделаны папки-передвижки в которых содержится интересный материал для развития речи.
Так своевременно проводимая в ДОУ работа по профилактике речевых нарушений, тесное сотрудничество в условиях коррекционного воздействия на речь детей с использованием логопедических пятиминуток, поможет предупредить речевые нарушения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение проблемного педагогического совета «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства»
Цель– определение инновационных ресурсов организации образовательного пространства ДОУ с использованием метода проектов. Форма: организационно-деятельностная игра. Метод:"мозговой штурм".Установочное ...
Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства»
Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства» Цель: Создание...
План по самообразованию на 2014-2015 учебный год. Тема: «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства».
В статье представлен план по самообразованию на 2014 -2015 учебный год. Тема " Метод проектов ка форма организации единого образовательного пространства. Старшая группа....
Открытый просмотр к педагогическому совету «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства» Конспект совместной деятельности в режимные моменты взрослого с детьми старшего дошкольного возраста
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних ...
«Приобщению дошкольников к книге через организацию единого образовательного пространства «ДОУ – библиотека – семья»
Организация единого образовательного пространства «ДОУ – библиотека – семья»...
Проект «Книжкин дом» Приобщение старших дошкольников к чтению книг через организацию единого образовательного пространства: ДОУ – библиотека – семья.
Формирование устойчивого интереса к чтению художественной литературы....
Проблема организации единого образовательного пространства с родитеями воспитанников
Данный материал был представлен в рамках круглого стола "Современное дошкольное образование: актуальные вопросы установления партнерства с родителями в свете ФГОС ДО" в МАДОУ №9 "Светля...