Проект «Книжкин дом» Приобщение старших дошкольников к чтению книг через организацию единого образовательного пространства: ДОУ – библиотека – семья.
проект (подготовительная группа)

Галуцких Татьяна Ивановна

Формирование устойчивого интереса к чтению художественной литературы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

        

Рассмотрена                                                                                      Утверждена:

на заседании                                                                     приказом заведующего

педагогического совета МАДОУ                  ____________Шарафуллина Н.В.

«Детский сад №8»                                                   МАДОУ «Детский сад № 8»

протокол № 1 от 04.09.2017г.                                              № 6§1 от 24.09.2017г.

Проект

«Книжкин дом»

Приобщение старших дошкольников к чтению книг через организацию единого образовательного пространства: ДОУ – библиотека – семья.

                                                      г. Корсаков

2017 г.

Актуальность:

     В настоящее время книга в семье как воспитательное и образовательное воздействие на ребенка отошла на второй план. Многие родители, шагая в ногу со временем, окружающей нас действительностью, предполагают, что их дети хорошо развиваются у телевизора, компьютера. Но заменить живое общение между взрослым и ребенком посредством чтения книг не может ни один технический прогресс. Ведь процесс чтения способствует духовному обогащению взрослых и детей, становлению взаимопонимания, близости, доверительности, без которых немыслимо воспитание детей.

     Программа воспитания в детском саду ставит задачу воспитывать у детей дошкольного возраста способность воспринимать содержание литературных произведений.

     При организации чтения в группе возникла проблема выбора литературы: кроме сказок дети не проявляли интереса к книгам других жанров, не всем было интересно чтение.

     Учитывая вышеизложенное, мы решили разработать цикл занятий по знакомству детей с другими видами литературного жанра   и их особенностями. Научить пользоваться энциклопедиями, использовать полученную из литературы информацию в специально организованной самостоятельной художественно-эстетической деятельности (рисование, лепка, аппликация). Привлечь родителей к совместной деятельности.   Для этого был разработан проект «Книжкин дом» и было решено создать мини-музей книги в группе. 

Типология проекта. Групповой, интегративный, долгосрочный (учебный год), информационно-творческий.

Руководитель: зам.зав. по ВМР МАДОУ «Детский сад № 8»

Участники проекта: дети - подготовительная группа – 6-7 лет, родители воспитанников, воспитатели и специалисты.

Автор: творческая группа МАДОУ «Детский сад №8» в составе зам.зав. по ВМР Грязных Г.Б., инструктора по физической культуре Сторчак О.В., муз. Руководителя Пак Сун Хи, педагога доп. обр. Фоменко И.А. , воспитателя Галуцких Т.И.

Цель: формирование устойчивого интереса к чтению художественной литературы.

Задачи:

  • Формировать у детей элементарные представления о музее, его функциях.
  • Познакомить детей с историей возникновения книги.
  • Воспитывать интерес к книге через знакомство с многообразием жанров и видов книг.
  • Обучать способам практического применения знаний, полученных при чтении литературы, в разных видах деятельности (музыкальной, изобразительной, игровой  и т.д.).
  • Развивать воображение и умение слушать длинные произведения.
  • Воспитывать бережное отношение к книгам.
  • Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Прогнозируемый результат:

-Расширение знаний детей об истории возникновения книги.

-Активное участие в проекте «Книжкин дом»: сбор информации, различных книг вместе с родителями, выполнение творческих заданий, участие в праздниках и т.д.

- Расширение знаний о  музеях, различных жанрах книг.

- Обучение  способам практического применения знаний, полученных при чтении литературы, в разных видах деятельности (музыкальной, изобразительной, игровой, театрализованной и т.д.).

-Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса.

- Расширение связи ДОУ с социумом.

-Оформление мини- музея книги в группе.    

Этапы проекта:

1этап –  выбор темы.

Модель трёх вопросов по планированию проекта.

Что мы знаем

Что мы хотим узнать

Как мы узнаем

 -  книг очень много, они разные;

- есть сказки, стихи, рассказы;

- есть детские писатели.

- как появилась книга;

- как раньше люди передавали информацию;

- какие книги читали наши мамы и бабушки;

- для чего нужны книги.

-спросим родителей;

- спросим воспитателя;

- посмотрим в интернете;

 - сходим в библиотеку.

2 этап – реализация проекта. Анализ проблемы. Определение источников информации для решения данной проблемы. Оценка результатов.  

Тематический план работы проекта «Книжкин дом».

Тема.

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

1

«Такие разные книги»

 Беседа. Ознакомление  детей с разнообразием способов оформления книг: книжки-малышки, книги-гиганты, книжки-игрушки и т.д.  

Подбор книг.

Активное слушание.

Рассматривание книг.

Помощь в подборе книг.

2

«Что такое музей?»

Беседа. Выявление  представления о музее, его назначении. Ознакомление  детей с разнообразием музеев, с правилами поведения в музее.

Показ презентации о различных музеях.

Активное слушание.

3

Экскурсия в  краеведческий музей города.

Посещение экспозиций «ВОВ», «Изба».

Подготовка экскурсии.

 Посещение музея. Активное слушание.

Участие в подготовке экскурсии.

 4

«Путешествие в прошлое книги»

ООД. Познакомить детей с историей возникновения книги, со средствами, используемыми для письма в древности: береста, глиняные дощечки, папирус и т.д.

Показ презентации,

оформление альбома «История возникновения книги».

Исследовательская деятельность (письмо по глине, воску, бересте).

Рассматривание альбома «История возникновения книги».

Поиск информации вместе с детьми.

 5

 «История возникновения бумаги»

ООД. Дать элементарные представления о бумаге, истории ее появления и изготовления.

Показ презентации «История возникновения бумаги».

Активное слушание.

 6

Мини-музей.

Оформление мини-музея «Книжкин дом».

(Книги разных годов выпуска; деление по жанрам: сказки, рассказы, стихи; раздел «хочу всё знать»: журналы, энциклопедии и т.п.)

Родительское собрание «Наш проект «Книжкин дом».

Погружение в проблему, привлечение родителей к проекту.

Пополнение мини-музея книгами.

Погружение в проблему.

Пополнение мини-музея книгами.

7

Библиотека.

Экскурсия в детскую библиотеку

Познакомить детей с назначением детской библиотеки, правилами поведения при посещении библиотеки.

Налаживание контакта с администрацией   для постоянного посещения библиотеки (1раз в неделю).

Участие. Активное слушание. Посещение библиотеки один раз в неделю.

Посещение библиотеки вместе с ребёнком по желанию.

8

  «Может сказка, может быль…»

ООД.  

Ознакомление  детей с жанрами литературы: сказка, рассказ, стихи, басни, быль и т.д. дать элементарные представления об особенностях каждого жанра.

Подбор литературы, загадок, пословиц.

Активное слушание.

9

Ознакомление с писателями.

Выставка книг и портрета того автора, с чьими произведениями знакомятся дети.

(К.Чуковский, А.Толстой, В. Бианки, Р.Киплинг, Г.Х.Андерсен, А.С. Пушкин, Н.Носов, сказки народов мира)

Подготовка портрета и выставки книг.

Участие в выставке книг.

Помощь в подготовки выставок.

10

Чтение.

«Большая книга». Чтение сказки А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».

В.Бианки: «Синичкин календарь, «Кто чем поёт?»,

Р.Киплинг: «Кошка, гулявшая сама по себе», «Слонёнок»…

Г.Х.Андерсен: «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Новое платье короля.

А.С. Пушкин: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке».

К.И.Чуковский «Бибигон».

Н.Носов «Фантазёры», «Живая шляпа», «Приключение Незнайки и его друзей».

Чтение.

Активное слушание.

11

Творчество детей.

Коллективная лепка по произведению А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».

 Коллективная лепка по произведению Г.Х.Андерсена «Русалочка».

Коллективная аппликация «Тридцать три богатыря» по произведению А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Свободное рисование дома и в группе.

Подготовка материала,

создание творческой атмосферы.

Активное участие.

Совместное творчество дома.

12

«В мире сказок»

Литературная викторина. Закрепление знаний детей о русских народных сказках и сказках других народов.

Выставка книг «Сказки народов мира».

Активное участие.

Участие в оформлении выставки, чтение с детьми сказок дома.

13

 «Умные книги»

Дать представление об энциклопедии как источнике информации. Учить пользоваться научной литературой.

Подбор литературы, справочников и т.п.

Участие в подборе книг.

14

Проектная деятельность «Любимая книжка любимого писателя»

Выступление  детей и родителей со своим проектом «Моя любимая книга».

Консультирование родителей по подготовке проекта.

Активное участие в подготовке и выступлении с проектом.

Самостоятельная подготовка маленького проекта «Моя любимая книга» совместно с детьми.

Участие  в выступлении

15

Литературная викторина «Моя любимая книга».

Закреплять знания детей о литературных произведениях, их особенностях. Развивать умение работать в команде.

Подготовка викторины, материала к заданиям.

Активное участие.

Помощь в подготовке поощрительных призов.

16

Конкурс на лучший рисунок к произведению

Учить использовать полученные знания в специально организованной самостоятельной изодеятельности детей.

 Беседа с родителями по организации совместного творческого процесса дома.

Активное участие.

Организация совместного творческого процесса дома.

17

Участие в районном конкурсе детских проектов.

Участие Бояровой Риты с проектом по исследовательской деятельности «Откуда книга пришла».

Теоретическая подготовка проекта.

Практическая подготовка.

Помощь в подготовки практической части проекта.

18

Международный день детской книги.

Экскурсия по мини-музею «Книжкин дом».

Проведение экскурсии по мини-музею «Книжкин дом» детьми подготовительной группы для детей старшей группы, родителей.

Подготовка текста экскурсии.

Заучивание текста экскурсии. Выступление в роли экскурсовода.

 Участие в экскурсии в роли посетителей музея.

3 этап – презентация  проекта «Мини- музей «Книжкин дом»».

4 этап - рефлексия. (Коллективный анализ и оценка результатов)

               Что нового узнали?

Литература:

1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

2.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу “Управление ДОУ” Сфера.2010 г.

3.Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.

4.Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением” №4                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...

«Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников на основе организации единого образовательного пространства».

Младший дошкольный возраст — период интенсивного развития всех психических функций.Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития реб...

Открытый просмотр к педагогическому совету «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства» Конспект совместной деятельности в режимные моменты взрослого с детьми старшего дошкольного возраста

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних ...

ПРОЕКТ «СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

  Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «...

Педагогический проект «Создание условий для познавательно- исследовательской деятельности дошкольников через организацию единого экологического пространства ДОУ»

В работе отражена концепция деятельности, направленной на создание  комплекса условий для познавательного развития детей дошкольного возраста через организацию единого эколого-развивающего простр...

«Приобщению дошкольников к книге через организацию единого образовательного пространства «ДОУ – библиотека – семья»

Организация единого образовательного пространства  «ДОУ – библиотека – семья»...

Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья.

Приобщение дошкольников к  духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья обусловлена непрерывным процессом нравственного разв...