Проект «Книжкин дом» Приобщение старших дошкольников к чтению книг через организацию единого образовательного пространства: ДОУ – библиотека – семья.
проект (подготовительная группа)
Формирование устойчивого интереса к чтению художественной литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
Рассмотрена Утверждена:
на заседании приказом заведующего
педагогического совета МАДОУ ____________Шарафуллина Н.В.
«Детский сад №8» МАДОУ «Детский сад № 8»
протокол № 1 от 04.09.2017г. № 6§1 от 24.09.2017г.
Проект
«Книжкин дом»
Приобщение старших дошкольников к чтению книг через организацию единого образовательного пространства: ДОУ – библиотека – семья.
г. Корсаков
2017 г.
Актуальность:
В настоящее время книга в семье как воспитательное и образовательное воздействие на ребенка отошла на второй план. Многие родители, шагая в ногу со временем, окружающей нас действительностью, предполагают, что их дети хорошо развиваются у телевизора, компьютера. Но заменить живое общение между взрослым и ребенком посредством чтения книг не может ни один технический прогресс. Ведь процесс чтения способствует духовному обогащению взрослых и детей, становлению взаимопонимания, близости, доверительности, без которых немыслимо воспитание детей.
Программа воспитания в детском саду ставит задачу воспитывать у детей дошкольного возраста способность воспринимать содержание литературных произведений.
При организации чтения в группе возникла проблема выбора литературы: кроме сказок дети не проявляли интереса к книгам других жанров, не всем было интересно чтение.
Учитывая вышеизложенное, мы решили разработать цикл занятий по знакомству детей с другими видами литературного жанра и их особенностями. Научить пользоваться энциклопедиями, использовать полученную из литературы информацию в специально организованной самостоятельной художественно-эстетической деятельности (рисование, лепка, аппликация). Привлечь родителей к совместной деятельности. Для этого был разработан проект «Книжкин дом» и было решено создать мини-музей книги в группе.
Типология проекта. Групповой, интегративный, долгосрочный (учебный год), информационно-творческий.
Руководитель: зам.зав. по ВМР МАДОУ «Детский сад № 8»
Участники проекта: дети - подготовительная группа – 6-7 лет, родители воспитанников, воспитатели и специалисты.
Автор: творческая группа МАДОУ «Детский сад №8» в составе зам.зав. по ВМР Грязных Г.Б., инструктора по физической культуре Сторчак О.В., муз. Руководителя Пак Сун Хи, педагога доп. обр. Фоменко И.А. , воспитателя Галуцких Т.И.
Цель: формирование устойчивого интереса к чтению художественной литературы.
Задачи:
- Формировать у детей элементарные представления о музее, его функциях.
- Познакомить детей с историей возникновения книги.
- Воспитывать интерес к книге через знакомство с многообразием жанров и видов книг.
- Обучать способам практического применения знаний, полученных при чтении литературы, в разных видах деятельности (музыкальной, изобразительной, игровой и т.д.).
- Развивать воображение и умение слушать длинные произведения.
- Воспитывать бережное отношение к книгам.
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Прогнозируемый результат:
-Расширение знаний детей об истории возникновения книги.
-Активное участие в проекте «Книжкин дом»: сбор информации, различных книг вместе с родителями, выполнение творческих заданий, участие в праздниках и т.д.
- Расширение знаний о музеях, различных жанрах книг.
- Обучение способам практического применения знаний, полученных при чтении литературы, в разных видах деятельности (музыкальной, изобразительной, игровой, театрализованной и т.д.).
-Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса.
- Расширение связи ДОУ с социумом.
-Оформление мини- музея книги в группе.
Этапы проекта:
1этап – выбор темы.
Модель трёх вопросов по планированию проекта.
Что мы знаем | Что мы хотим узнать | Как мы узнаем |
- книг очень много, они разные; - есть сказки, стихи, рассказы; - есть детские писатели. | - как появилась книга; - как раньше люди передавали информацию; - какие книги читали наши мамы и бабушки; - для чего нужны книги. | -спросим родителей; - спросим воспитателя; - посмотрим в интернете; - сходим в библиотеку. |
2 этап – реализация проекта. Анализ проблемы. Определение источников информации для решения данной проблемы. Оценка результатов.
Тематический план работы проекта «Книжкин дом».
№ | Тема. | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
1 | «Такие разные книги» | Беседа. Ознакомление детей с разнообразием способов оформления книг: книжки-малышки, книги-гиганты, книжки-игрушки и т.д. | Подбор книг. | Активное слушание. Рассматривание книг. | Помощь в подборе книг. |
2 | «Что такое музей?» | Беседа. Выявление представления о музее, его назначении. Ознакомление детей с разнообразием музеев, с правилами поведения в музее. | Показ презентации о различных музеях. | Активное слушание. | |
3 | Экскурсия в краеведческий музей города. | Посещение экспозиций «ВОВ», «Изба». | Подготовка экскурсии. | Посещение музея. Активное слушание. | Участие в подготовке экскурсии. |
4 | «Путешествие в прошлое книги» | ООД. Познакомить детей с историей возникновения книги, со средствами, используемыми для письма в древности: береста, глиняные дощечки, папирус и т.д. | Показ презентации, оформление альбома «История возникновения книги». | Исследовательская деятельность (письмо по глине, воску, бересте). Рассматривание альбома «История возникновения книги». | Поиск информации вместе с детьми. |
5 | «История возникновения бумаги» | ООД. Дать элементарные представления о бумаге, истории ее появления и изготовления. | Показ презентации «История возникновения бумаги». | Активное слушание. | |
6 | Мини-музей. | Оформление мини-музея «Книжкин дом». (Книги разных годов выпуска; деление по жанрам: сказки, рассказы, стихи; раздел «хочу всё знать»: журналы, энциклопедии и т.п.) | Родительское собрание «Наш проект «Книжкин дом». | Погружение в проблему, привлечение родителей к проекту. Пополнение мини-музея книгами. | Погружение в проблему. Пополнение мини-музея книгами. |
7 | Библиотека. | Экскурсия в детскую библиотеку Познакомить детей с назначением детской библиотеки, правилами поведения при посещении библиотеки. | Налаживание контакта с администрацией для постоянного посещения библиотеки (1раз в неделю). | Участие. Активное слушание. Посещение библиотеки один раз в неделю. | Посещение библиотеки вместе с ребёнком по желанию. |
8 | «Может сказка, может быль…» | ООД. Ознакомление детей с жанрами литературы: сказка, рассказ, стихи, басни, быль и т.д. дать элементарные представления об особенностях каждого жанра. | Подбор литературы, загадок, пословиц. | Активное слушание. | |
9 | Ознакомление с писателями. | Выставка книг и портрета того автора, с чьими произведениями знакомятся дети. (К.Чуковский, А.Толстой, В. Бианки, Р.Киплинг, Г.Х.Андерсен, А.С. Пушкин, Н.Носов, сказки народов мира) | Подготовка портрета и выставки книг. | Участие в выставке книг. | Помощь в подготовки выставок. |
10 | Чтение. | «Большая книга». Чтение сказки А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». В.Бианки: «Синичкин календарь, «Кто чем поёт?», Р.Киплинг: «Кошка, гулявшая сама по себе», «Слонёнок»… Г.Х.Андерсен: «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Новое платье короля. А.С. Пушкин: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке». К.И.Чуковский «Бибигон». Н.Носов «Фантазёры», «Живая шляпа», «Приключение Незнайки и его друзей». | Чтение. | Активное слушание. | |
11 | Творчество детей. | Коллективная лепка по произведению А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Коллективная лепка по произведению Г.Х.Андерсена «Русалочка». Коллективная аппликация «Тридцать три богатыря» по произведению А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Свободное рисование дома и в группе. | Подготовка материала, создание творческой атмосферы. | Активное участие. | Совместное творчество дома. |
12 | «В мире сказок» | Литературная викторина. Закрепление знаний детей о русских народных сказках и сказках других народов. | Выставка книг «Сказки народов мира». | Активное участие. | Участие в оформлении выставки, чтение с детьми сказок дома. |
13 | «Умные книги» | Дать представление об энциклопедии как источнике информации. Учить пользоваться научной литературой. | Подбор литературы, справочников и т.п. | Участие в подборе книг. | |
14 | Проектная деятельность «Любимая книжка любимого писателя» | Выступление детей и родителей со своим проектом «Моя любимая книга». | Консультирование родителей по подготовке проекта. | Активное участие в подготовке и выступлении с проектом. | Самостоятельная подготовка маленького проекта «Моя любимая книга» совместно с детьми. Участие в выступлении |
15 | Литературная викторина «Моя любимая книга». | Закреплять знания детей о литературных произведениях, их особенностях. Развивать умение работать в команде. | Подготовка викторины, материала к заданиям. | Активное участие. | Помощь в подготовке поощрительных призов. |
16 | Конкурс на лучший рисунок к произведению | Учить использовать полученные знания в специально организованной самостоятельной изодеятельности детей. | Беседа с родителями по организации совместного творческого процесса дома. | Активное участие. | Организация совместного творческого процесса дома. |
17 | Участие в районном конкурсе детских проектов. | Участие Бояровой Риты с проектом по исследовательской деятельности «Откуда книга пришла». | Теоретическая подготовка проекта. | Практическая подготовка. | Помощь в подготовки практической части проекта. |
18 | Международный день детской книги. Экскурсия по мини-музею «Книжкин дом». | Проведение экскурсии по мини-музею «Книжкин дом» детьми подготовительной группы для детей старшей группы, родителей. | Подготовка текста экскурсии. | Заучивание текста экскурсии. Выступление в роли экскурсовода. | Участие в экскурсии в роли посетителей музея. |
3 этап – презентация проекта «Мини- музей «Книжкин дом»».
4 этап - рефлексия. (Коллективный анализ и оценка результатов)
Что нового узнали?
Литература:
1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
2.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу “Управление ДОУ” Сфера.2010 г.
3.Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.
4.Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением” №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...
«Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников на основе организации единого образовательного пространства».
Младший дошкольный возраст — период интенсивного развития всех психических функций.Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития реб...
Открытый просмотр к педагогическому совету «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства» Конспект совместной деятельности в режимные моменты взрослого с детьми старшего дошкольного возраста
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних ...
ПРОЕКТ «СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «...
Педагогический проект «Создание условий для познавательно- исследовательской деятельности дошкольников через организацию единого экологического пространства ДОУ»
В работе отражена концепция деятельности, направленной на создание комплекса условий для познавательного развития детей дошкольного возраста через организацию единого эколого-развивающего простр...
«Приобщению дошкольников к книге через организацию единого образовательного пространства «ДОУ – библиотека – семья»
Организация единого образовательного пространства «ДОУ – библиотека – семья»...
Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья.
Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья обусловлена непрерывным процессом нравственного разв...