Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности на тему: "Мир вокруг нас" старший дошкольный возраст
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа) по теме

Николаева Марина Леонидовна

Учебно-методическое пособие предназначено для воспитателей детских садов. В программе предлагается широкий спектр форм организации детской деятельности, что позволяет выбрать приемлемые методы при проведении кружковых занятий. Идея программы и пути её осуществления направлены на то, чтобы помочь понять, как можно комплексно проконтролировать представления, знания и умения детей, без чего невозможно оценить результат воспитательно-образовательной деятельности спроектировать дальнейшую работу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksno-tematicheskoe_planirovanie.docx68.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26

Колпинского района Санкт-Петербурга 

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

по теме:

«Мир вокруг нас»

подготовила

 воспитатель высшей категории
Николаева Марина Леонидовна

Пояснительная записка

Программа представлена в форме интегрированных занятий по разным видам деятельности детей. Предложенный материал можно варьировать в постановке целей и содержании в зависимости от уровня развитии детей, глубины освоении темы.

В программе предлагается широкий спектр форм организации детской деятельности, что позволяет выбрать приемлемые методы при проведении кружковых занятий. Идея программы и пути её осуществления направлены на то, чтобы помочь понять, как можно комплексно проконтролировать представления, знания и умения детей, без чего невозможно оценить результат воспитательно-образовательной деятельности спроектировать дальнейшую работу.

Цель:

Данная программа позволяет сделать жизнь ребенка интересной, творческой, разнообразной, даёт ему возможность погрузиться в тему, лучше понять ее.

Основные задачи:

  1. Выявить объём представлений, знаний, умений и навыков детей по данной лексической теме.
  2. Активизировать словарь по теме:

названия;

признаки;    

действия.

  1. Оценить умение детей использовать полученные знания в разных вилах деятельности.
  2. Определить вопросы, требующие уточнения, закрепления.

Планирование лексических тем

  • Октябрь

«Овощи и фрукты»

 

  • Ноябрь

«Деревья и кустарники»

  • Декабрь 

«Птицы»

  • Январь

«Домашние животные»

 

  • Февраль

«Продукты питания»

  • Март 

«Человек»

  • Апрель 

«Дом, квартира, мебель»

  • Май

«Цветы»

Мониторинг детей старшей группы по теме: 

«Мир вокруг нас»

I. Тема: «Овощи, фрукты»

  1. Какие овощи растут на земле? В земле? На кустах?
  2. Что можно приготовить из овощей?
  3. Почему овощи надо есть каждый день?
  4. Назовите части фруктов.
  5. Почему фрукты полезны для здоровья?

II. Тема: «Деревья и кустарники»

  1. Какие деревья и кустарники вы знаете?
  2. Чем дерево отличается от кустарника?
  3. Какие части можно выделить у всех деревьев?
  4. Почему лес надо охранять?
  5. Как можно узнать, сколько лет дереву?

III.  Тема: «Птицы»

  1. Чем птицы отличаются от других животных?
  2. Каких перелетных и зимующих птиц вы знаете?
  3. Для чего птицам нужны гнезда?
  4. Каких домашних птиц вы знаете?
  5. Какие птицы первыми прилетают к нам?

IV.   Тема: «Домашние животные»

  1. Каких животных называют домашними?
  2. Назовите части тела домашнего животного.
  3. Как человек заботится о домашних животных?
  4. Назовите детёнышей домашних животных.
  5. Что будет, если домашних животных поместить в дикие условия?

V. Тема: «Продукты мигания»

  1. Что такое продукты?
  2. Для чего нужны продукты питания?
  3. Где продаются продукты?
  4. Почему нельзя есть много сладостей?
  5. Как можно узнать, что продукт свежий'?

VI. Тема: «Человек»

  1. Какие части человеческого тела вы знаете?
  2. Назовите парные органы.
  3. Чем старый человек отличается от молодого?
  4. Почему нужно соблюдать правила личной гигиены?
  5. Как уберечь себя от болезней?

VII. Тема: «Дом, квартира, мебель»

  1. Какие бывают дома?
  2. Какие части есть у дома? Для чего они нужны?
  3. Чем отличаются дом и квартира?
  4. Какие помещения есть в квартире? Каково их назначение?
  5. Какую мебель вы знаете? Для чего она нужна?

VIII.   Тема: «Цветы»

  1. Какие цветы вы знаете?
  2. Как человек ухаживает за садовыми цветами?
  3. Почему некоторые цветы занесены в Красную книгу?
  4. Какие комнатные цветы вы знаете?
  5. Почему люди так любят цветы?

ОКТЯБРЬ

«Овощи, фрукты»

I   ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Закрепить название овощей и фруктов, их частей.
  2. Развивать планирующую функцию речи путём совместного планирования      со взрослыми и детьми.
  3. Уметь выделять в загадке главные признаки и сопоставлять их с загадкой.
  4. Выполнять упражнения в соответствии с зарифмованным текстом.
  5. Развить творчество, воображение.

Ход:

  • Вводная беседа, рассматривание иллюстраций.
  • Отгадывание загадок (стр. 31 -35).
  • Ритмическая гимнастика «Собираем урожай на даче» (стр.35).
  • Дидактическое упражнение «Будь внимателен» (стр.37).
  • Пальчиковая гимнастика «Капуста» (стр.37).
  • Дидактическое упражнение «Узнай овощи и фрукты по вкусу, запаху и на ощупь».

Творческое задание: «Натюрморт из овощей и фруктов»

  • умение готовить цветовой фон, сочетая цвета и формы;
  • использовать все пространство листа.

II ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Развить игровой диалог, умение объединять несколько игр, воспитывать социальную активность.
  2. Развить быстроту реакции на вопрос.
  3. Воспитывать выдержку, терпеливость.
  4. Умение выразительно передавать образ.
  5. Формировать творческое начало личности ребенка.

Ход:

  • Дидактическая игра «Вершки - корешки» (стр.41).
  • Хоровая игра «Кабачок» (стр. 39).
  • Подвижная  игра «Баба  сеяла горох» (стр .40).
  • Сюжетно-ролевая игра «Фруктовое кафе» (стр.40).

Творческое задание: «Натюрморт из овощей и фруктов, развить умение рассказывать о своем натюрморте:

  • развивать чувство композиции, формы, пространства;
  • воспитывать эстетический вкус.

III ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Расширить знание детей о заготовках из овощей и фруктов на зиму.
  2. Уметь выразительно передавать образ.
  3. Уметь считать до 10, правильно сочетая существительное с числительным.
  4. Развить фразовую речь, произвольное внимание.
  5. Воспитать терпимость к ошибкам сверстников, желание им помочь.

Ход:

  • Дидактическая игра «Осенняя ярмарка» (стр.41).
  • Дидактическое упражнение «Кто больше назовёт блюд?» (стр. 42).
  • Театрализованная игра «Огород» (стр. 42 - 42).
  • Дидактическая игра «Мы считаем» (стр. 44).
  • Дидактическая игра «Что растет в саду, огороде?» (стр. 45).
  • Чтение стихов об овощах и фруктах (стр. 50 - 51).

Творческое задание: «Заготовки на зиму»

  • вырезание различных форм из бумаги, сложенной вдвое;
  • умение красиво выкладывать, подбирая по цвету.

IV ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Уметь находить овощи и фрукты по перечисленным признакам, описывать их, выделяя характерные признаки.
  2. Уметь сравнивать и группировать фрукты по цвету, называя их.
  3. Развивать операции мышления (обобщения, сравнения).
  4. Уметь составлять образ волшебного дерева в воображении (с помощью  

   пантомимики).  

  1. Воспитать удовлетворение от проявлений творческой индивидуальности.

Ход:

  • Дидактическая игра «Найти по описанию» (стр.45).
  • Дидактическое упражнение «Угадай-ка » (стр.47).
  • Этюд на развитие воображения «Чудо - дерево» (стр. 48 - 50).
  • Контрольные вопросы и задания (стр. 55).

Творческое задание: «Фруктовая или овощная рожица»

  • развитие воображения, творчества, фантазии;
  • умение создать лицо человека, используя овощи и фрукты.

НОЯБРЬ

«Деревья и кустарники»

I  ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Расширить знания детей об особенностях внешнего вида и строения  

   деревьев.

  1. Учить, ритмично иллюстрировать стихи движениями, соотносить строение дерева со строением тела человека.
  2. Формировать интерес к мерам, в которых можно проверить собственные

   знания

  1. Развить эмпатию (сочувствие, сострадание).
  2. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Ход:

  • Вводная беседа, собрать внимание.
  • Упражнения, выполняемые в образе (стр. 102 - 103).
  • Упражнения по методике «Расскажи стихи руками» (стр. 103 - 104).
  • Дидактическая игра «Отгадай и покажи» (стр. 104 - 106).
  • Упражнение на воображение «Если бы я был деревом» (стр.107).
  • Игра на регуляцию мышечного тонуса «Дерево» (стр.114).
  • Подвижная игра «Где растет дерево?» (стр. 116).

Творческое задание: «Чудо - дерево»

  • закрепить навыки обрывной аппликации;
  • развивать фантазию.

II ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Знать изменения, происходящие с деревьями и кустарниками в разное

   время года.

  1. Уметь определять принадлежность плодов, листьев, семян.
  2. Уметь устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Строить придаточные предложения.
  4. Создать положительно эмоциональное настроение у детей в совместной  

   деятельности.

Ход:

  • Дидактическая игра «Найди дерево по времени года» (стр. 117).
  • Дидактическая игра «На чём что растёт?» (стр. 117 - 118).
  • Игровое задание «Что здесь лишнее?» (стр. 119).
  • Упражнения на регуляцию мышечного тонуса «Дерево» (стр. 114).
  • Пение песен об осени (стр. 113).

Творческое задание: «Чудо – дерево»

  • развитие фантазии, творчества, инициативы:
  • умение создавать «чудо»;

  III ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Понимать, что растения живые, они вырастают из семени, растут, питаются, цветут, приносят плоды, умирают.
  2. Развивать логическое мышление, воспитывать уважение к народной

   мудрости.

  1. Развивать воображение, выразительность речи и пантомимики.
  2. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со

   сверстниками.

  1. Развивать чувство темпа и ритма.

Ход:

  • Имитационная игра «Путешествие в лес» (стр. 120).
  • Мини - этюд «Берёзка» (стр. 125).
  • Логоритмические упражнения «Тополиные пушинки».
  • Дидактическая игра «Найди дерево по временам года» (стр. 117).
  • Дидактическая игра «Посади лес» (стр. 118).

Творческое задание: «Волшебный лес»

  • нарисовать необыкновенные деревья, кустарники;
  • дать задание на дом с родителями
  • поселить в волшебный лес героев разных сказок.

  IV ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Знать основные особенности внешнего вида, строения деревьев и

   кустарников.

  1. Формировать интерес к загадкам (отгадывание и составление).
  2. Использовать в игровой и бытовой деятельности считалки, скороговорки,

   чистоговорки,

  1. Развить лингвистические компоненты речи.
  2. Развить наглядно - образное мышление.

Ход:

  • Инсценировка стихотворения «Летающие семена» (стр. 127).
  • Чтение стихов о деревьях и кустарниках (стр. 127 - 135).
  • Отгадывание загадок о деревьях и кустарниках (стр. 136 - 138).
  • Разучивание считалок, скороговорок, чистоговорок (стр. 138-140).
  • Чтение рассказа «История одной яблоньки» Г.Ушинского (стр. 140).
  • Контрольные вопросы и задания (стр. 146).

Творческое задание: «Угадай, какое дерево?»

  • силуэтное выкладывание контуров деревьев из пластилина на пластике;
  • уметь определять принадлежность плодов и семян.

ДЕКАБРЬ

«Птицы»

I ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Расширить круг знаний детей домашних птицах.
  2. Показывать птиц через пантомимику и звукоподражание.
  3. Различать, группировать, отгадывать по названным признакам диких, домашних, перелётных, зимующих птиц.
  4. Развивать ориентировку, ловкость, умение четко выполнять правила игры.

Ход:

  • Дидактическое упражнение «Птичий двор» (стр.149).
  • Игровое задание «Поможем птицам разобраться» (стр. 149).
  • Конкурс «Отбери диких и домашних птиц»,
  • «Запомни и назови пары птиц» (стр. 150).
  • Подвижные игры «Совушка», «Скворечники» (стр. 151).
  • Дидактическое упражнение «Птички и камешки» (стр. 152).

Творческое задание: «Птичий двор»

  • изготовление курочек и петушков методом оригами;
  • развивать умение достигать поставленной цели.

II  ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Умение рассказать о птице, изображенной на рисунке.
  2. Знать и называть части тела птицы, особенности внешнего вида.
  3. Развивать аналитико-синтетическую деятельность, зрительное восприятие, образное мышление.
  4. Формировать сдержанность, удовлетворение от решённой задачи.
  5. Развивать монологическую речь, образность.

Ход:

  • Устроить выставку детских работ «Птицы - наши друзья» с привлечением родителей.
  • Дидактическое упражнение «Сложи птицу из частей» (стр.153).
  • Физминутка (см. стр.154 - 155).
  • Отгадывание загадок о птицах (стр. 156   162).
  • Дидактическая игра: «Четвертый лишний» (стр.163).

Творческое задание: «Покормим зимующих птиц» развить фантазию, творческую индивидуальность; воспитывать интерес к лепке.

III ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Уметь группировать птиц по месту обитания, участие человека в их жизни.
  2. Развить память, внимание, операцию обобщения.
  3. Формировать интерес к играм природоведческого содержания.
  4. Развивать аналитическую деятельность, воспитывать интеллектуальные  

   чувства.

  1. Уметь находить причинно - следственные связи в природе.

Ход:

  • Дидактическая игра «Найдите и покормите зимующих птиц» (стр. 163).
  • Упражнение «Каждую птицу на своё место» (стр.164).
  • Игра «Птицы, звери, насекомые, рыбы» (стр. 164 - 165).
  • Дидактическое упражнение «Летает, не летает» (стр. 165).
  • Дидактическое упражнение «Продолжи предложение, найти причину» (стр. 166).

Творческое задание: «Волшебная птица»

  • формировать интерес к необычным, сказочным явлениям;
  • развивать воображение, фантазию.

IV ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Познакомить детей с разными голосами, издаваемыми птицами (диск):
  2. Закрепить знание названий деятельности птиц.
  3. Познакомить детей с особенностями жизни птиц средней полосы в разное

   время года.

  1. Формировать активный интерес к жизни птиц.
  2. Развивать речевую и познавательную активность.

Ход:

  • Дидактическое упражнение «Кто как кричит». «Найди маме птенца» (стр. 167).
  • Игра «В какое время года это бывает?» (стр. 168 - 170).
  • Логические задачи «Кто обедал в птичьей столовой?», «Зимующие птицы» (стр.172).
  • Игра - перевоплощение «Все когда - то мечтают стать птицей»

(стр. 172).

  • Игра - путешествие «Вместе с птицами» (стр. 173, 174).
  • Чтение стихов о птицах (стр. 195 -201).
  • Контрольные вопросы и задания.

Творческое задание: «Птицы спешат на помощь к Деду Морозу»

  • воспитывать желание выполнить работу аккуратно;
  • развитие фантазии, творчества.

ЯНВАРЬ

«Домашние животные»

I   ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Расширить круг знаний детей о домашних животных: человек ухаживает за ними: кормит, поит, лечит, строит им жилище, моет, охраняет, пасет.
  2. Упражнять в умение называть взрослых животных и детёнышей разного пола.
  3. Познакомить с разными видами кормов.
  4. Уточнить разные способы передвижения.
  5. Дать знание о том, какую пользу они приносят людям.

Ход:

  • Театрализованная игра «Путешествие в деревню» (стр.9).
  • Логическая игра «Зачем и почему?» (стр.11).
  • Дидактическая игра «Что будет, если ...» (стр.12).
  • Речевая игра «Лесенка» (стр.13).
  • Дидактическое упражнение «Назови причину» (стр. 12).

Творческое задание: Маска: «Моё животное»

  • развивать произвольное внимание;
  • формировать усидчивость.

II ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Упражнять в названии отличительных признаков диких и домашних животных.
  2. Развивать произвольное внимание, формировать чувство юмора.
  3. Познакомить с домашними животными, проживающими на севере и юге России.
  4. Упражнять в умение подражать голосами животных.
  5. Формировать творческое начало в личности ребёнка.

Ход:

  • Дидактическая игра «Найти ошибку» (стр.14).
  • Дидактическая игра «Кто, где живёт и чем питается?» (стр.15).
  • Сочинение сказки «На скотном дворе» (стр. 17).
  • Логическое задание «Семья животных» (стр.16).
  • Речевая игра «Найди свою маму» (стр. 16).

Творческое задание: «Волшебный кусок глины»

  • уметь лепить разных животных, изменяя какую-то часть куска глины;
  • закрепить умение пользоваться стекой.

III ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Упражнять в умение группировать домашних и диких животных, правильно используя обобщающие слова.
  2. Познакомить с особенностями труда животноводов.
  3. Использовать в речи глаголы, обозначающие трудовые действия.
  4. Познакомить детей с понятием «Скотный двор».
  5. Формировать уважение к труду сельских жителей.

Ход:

  • Сюжетно - ролевая игра «На животноводческой ферме» (стр.19).
  • Дидактическая игра «Домашние животные» (стр. 19).
  • Логические задания «Кто как кричит?», «Кто, чем питается?» (стр. 18).
  • Чтение стихов о домашних животных (стр. 20 - 28).
  • Отгадывание загадок о домашних животных (стр. 33 - 38).

Творческое задание: «В чём ошибся художник?»

  • уметь дорисовывать недостающие части животного;
  • составлять целое из частей (с использованием трафарета);
  • формировать интерес к изодеятельности.

IV ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Расширить представление детей о том, как мамы выкармливают своих детенышей.
  2. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
  3. Познакомить с сезонными приметами, связанными с домашними животными.
  4. Развивать умение сочинять свой ответ, формировать творческую индивидуальность.
  5. Развивать двигательную способность, моторику разных частей тела.

Ход:

  • Чтение сказки «Кто виноват?» (стр.39 - 42).
  • Разучивание потешек,  скороговорок, считалок (стр. 42 - 50).
  • Дидактическая игра «В какое время года это бывает?» (стр. 51).
  • Игра - диалог (стр. 52 - 53).
  • Театрализованные игры па развитие пластики (стр. 53 - 55).

Творческое задание: Рисование по сказке «Кто виноват?»

  • развивать произвольное внимание, память;
  • воспитывать интерес к сказкам о домашних животных.

ФЕВРАЛЬ

«Продукты питания»

I ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Расширить представление детей об использовании разных продуктов в приготовление еды.
  2. Познакомить детей с тем, какие блюда можно приготовить из мяса, рыбы, молока, картофеля.
  3. Рассказывать о простых способах приготовления.
  4. Формировать интерес к приготовлению блюд.
  5. Воспитывать уважение к профессии продавца.

Ход:

  • Двигательная игра «Мы ребята  поварята» (стр. 90 - 92).
  • Дидактическая игра «Поварята» (стр.92).
  • Сюжетно - ролевая игра «В продуктовом магазине» (стр. 92   93).
  • Дидактическая игра «Что получается из продуктов?» (стр.93).
  • Чтение стихов (стр. 107 - 108).

Творческое задание: «Нарисуй, как приготовить салат»

  • формировать интерес к приготовлению пищи;
  • развивать творчество, инициативу.

II ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Закрепить название продуктов и способы их хранения.
  2. Рассказать детям, из каких продуктов получается разные виды растительного масла.
  3. Уметь находить родственные слова в стихотворном тексте, запомнить их и назвать.
  4. Дать представление об основах культуры еды.
  5. Развивать логическое мышление, фразовую речь.

Ход:

  • Дидактическая игра «Мы всё умеем» (стр.97).
  • Дидактическое упражнение «Покупаем масло» (стр.97).
  • Речевое упражнение «Отыщи и запомни слова» (стр.95).
  • Дидактическая игра «Продолжи предложение» (стр. 96).
  • Дидактическая игра «Что, где хранится?» (стр.94).

Творческое задание: «Наши помощники на кухне»

  • развивать фантазию, внимание;
  • формировать интерес к приготовлению пищи.

III ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Познакомить детей, из каких продуктов можно сделать винегрет, салат.
  2. Различать продукты, которые нуждаются и не нуждаются в приготовлении.
  3. Обучать умению быстро находить соответствующее понятие.
  4. Развивать умение находить и называть грамматические ошибки в  

   предложении.

  1. Познакомить детей с признаками, присущими только хлебу и чем он отличается от других продуктов питания.

Ход:

  • Приготовление винегрета или салата (стр.97).
  • Малоподвижная игра «Хлопай-топай » (стр.98).
  • Дидактическое упражнение «Отгадай и назови» (стр.98).
  • Дидактическое упражнение «Исправь ошибки Незнайки» (стр.99).
  • Дидактическая игра «Кто больше назовёт? » (стр. 99).

Творческое задание: «Испечем торт» (тестопластика)  

  • развивать  воображение, творчество;
  • формировать внимательное отношение к разным видам изодеятельности.

IV ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Научить детей выстраивать технологическую цепочку производства хлеба.
  2. Закрепить знание детей о значимости хлеба в жизни хлеба.
  3. Расширить знания детей о полезных для людей продуктах.
  4. Уточнить отличительные признаки продуктов питания.
  5. Познакомить детей с техникой  приготовления блинов.

Ход:

  • Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел?» (стр. 99 - 100).
  • Дидактическая игра «Кто растит хлеб для всех людей?» (стр.100).
  • Игра - тренинг «Поварята» (стр. 100).
  • Отгадывание загадок (стр. 102 106).
  • Пальчиковая игра  «На блины» (стр. 115).

Творческое задание: «Хлебобулочные изделия » (тестопластика)

  • развивать мелкую моторику, умение лепить;
  • создавать красивые поделки.

МАРТ

«Человек»

I  ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Закрепить с детьми знание частей своего тела.
  2. Умение по действию определить  часть тела.
  3. Объяснить, что тембр голоса у всех разный, уметь по голосу узнавать, кто

   говорит.

  1. Дать детям знание о том, что люди отличаются ростом, цветом и формой

   глаз.

  1. Беседа «Почему мы двигаемся?»

Ход:

  • «Веселая зарядка» (стр. 167 — 170).
  • Дидактическое упражнение «Доскажи словечко» (стр.170).
  • Дидактическая игра «Узнай по голосу» (стр. 171).
  • Дидактическая игра «Чем люди отличаются друг от друга» (стр. 171).
  • Беседа «Почему мы двигаемся?».

Творческое задание: «Портрет моей мамы»

  • постараться отразить индивидуальные особенности лица мамы, окрашенные разными эмоциями;
  • развивать внимание.

II ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Уметь находить сходства и различия среди сверстников своей группы.
  2. Закрепить возрастные периоды жизни человека.
  3. Научить детей понимать гомологичность органов людей и животных.
  4. Научить видеть параллели в развитии человека и животных.
  5.  Развить наблюдательность, память, речь, умение сравнивать, обобщать.

Ход:

  • Дидактическая игра. «Найти сходство» (стр. 172).
  • Дидактическая игра «От младенца до старика» (стр. 172 — 173).
  • Дидактическая игра «Человек и животное» (стр. 173).
  • Отгадывание загадок (стр. 182 - 183).
  • Игра «Приключение в королевстве микробов».

Творческое задание: «Мы любим спорт»

  • отразить в лепке двигательные навыки человека:
  • постараться соблюдать пропорции тела.

III ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Объяснить детям, что люди отличаются друг от друга по полу, уметь находить в них сходства и различия.
  2. Закрепить знание личной гигиены и сохранение здоровья.
  3. Научить находить причину события, связанного с соблюдением  личной  

   гигиены.

  1. Развивать умение мимикой изображать разные эмоциональные состояния.
  2. Формировать интерес к театрализованным играм.

Ход:

  • Дидактическая игра «Мальчики и девочки » (стр. 174).
  • Дидактическое упражнение «Найти следствие» (стр. 174 - 175).
  • Упражнение в стихах «Найти причину и следствие» (стр. 177 - 178).
  • Театрализованная игра «Облака» (стр. 179).
  • Разучивание поговорок, потешек (стр. 184 - 186).

Творческое .задание: «Оденем мальчика и девочку»

  • уметь вырезать детали одежды соразмерно трафарету, добиваясь

      выразительности образа.

IV ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Познакомить детей с действиями, которые можно  совершить с помощью

    рук.

  1. Уметь замечать отличительные особенности мимических реакций, окрашенных разыми эмоциями.
  2. Учить детей выразительно рассказывать стихи, драматизировать отрывки

    из них.

  1. Развивать двигательные способности, моторику разных частей тела.
  2. Закрепить  правила личной  гигиены, поминать их значимость.

Ход:

  • Чтение стихов с драматизацией отрывков (стр. 187 - 194).
  • Ритмическая гимнастика (стр. 19 5).
  • Игpa - драматизация по сказке К. Чуковского « Мойдодыр».
  • Театрализованная игра - путешествие «Организм человека» (стр. 196).

Творческое задание: «Малыши-крепыши» по сказке К.Чуковского «Мойдодыр»

  • умение отражать в рисунке знание правил личной гигиены.

АПРЕЛЬ

«Дом, квартира, мебель»

I ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Познакомить детей с технологией изготовления мебели.
  2. Упражнять в умение классифицировать бытовые приборы и мебель,

    объяснить их назначение.

  1. Уточнить, какие помещения в квартире для чего предназначены.
  2. Научить группировать предметы мебели по гарнитурам.
  3. Развивать осязание, пространственную ориентировку.

Ход:

  • Дидактическое упражнение «Бытовые приборы и мебель» (стр.120).
  • Дидактическая игра «Въезжаем в квартиру» (стр.120).
  • Сюжетно - ролевая игра «Мебельный магазин?» (стр. 120).
  • Дидактическое упражнение «Сравни мебель» (стр. 121).
  • Дидактическая игра «Путешествие по комнате» (стр.122).

Творческое задание: изготовление мебели.

  • развивать конструктивные навыки,
  • умение понимать чертежи,
  • доводить начатое до конца.

II ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Закрепить с детьми, из каких частей состоит мебель, уметь собирать целое из частей.
  2. Уточнить назначение разных предметов мебели.
  3. Уметь группировать предметы мебели по назначению.
  4. Познакомить с функциональным назначением мебели.
  5. Развивать умение высказывать суждение, формировать интерес к миру вещей.

Ход:

  • Дидактическая игра «На мебельной фабрике» (стр.124).
  • Дидактическое задание «Наведем порядок в доме» (стр.125).
  • Дидактическая игра «Посидеть, полежать» (стр.125).
  • Дидактическое упражнение «Зачем и почему?» (стр. 126).
  • Отгадывание загадок (стр. 133 - 135).

Творческое задание: конкурс юных художников; «Кто лучше украсит  

детскую мебель»

-   уметь использовать изобразительные навыки в выполнении творческого задания.

III ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Дать детям представлении об особенностях стилей (старинный, современный) материалов, из которых изготавливается мебель.
  2. Уточнить назначение ковров в интерьере квартиры, из чего они изготавливаются и каким способом.
  3. Познакомить с отличительными особенностями: деревянных, кирпичных и панельных домов.
  4. Уметь отвечать на вопросы по содержанию стихотворения.
  5. Развивать чувство пространства и цвета, воображение.

Ход:

  • Просмотр  журналов « Интерьер », « Наш дом», « Усадьба» (стр. 126).
  • Дидактическое упражнение «Укрась комнату ковром» (стр. 127).
  • Развивающая игра «Русская изба» (стр. 127).
  • Чтение стихов (стр. 128 - 132).
  • Отгадывание загадок по теме (стр. 133- 138).

Творческое задание: «Укрась комнату ковром»

  • развивать чувство пространства и цвета;
  • формировать желание создать красивую вещь.

IV ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Развивать чувство ритма, и темпа, моторику.
  2. Закрепить основные части дома, их назначение.
  3. Познакомить детей с особенностями строительства домов на юге, севере и центральной части России.
  4. Рассказать детям сказки, в которых описывается обустройство разных

   домов.

  1. Развивать внимание, воображение, речь.

Ход:

  • Логоритмическое стихотворение, упражнения (стр. 139 - 140). Дидактическая игра «Найти свой дом» (стр. 140).
  • Дидактическая игра «Дома разных народностей» (стр. 141).
  • Путешествие по сказкам (стр. 141 — 142).
  • Игра - развлечение «Не скажу, а покажу» (стр. 143).

Творческое задание: «Дома на нашей улице»

  • формировать творческие способности;  
  • умение достигать сходства, отмечая отличительные особенности.  

МАЙ

«Цветы»

I  ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Закрепить название цветов и использовать их в общении.
  2. Помочь детям представлять в воображении цветок, в который они хотели бы превратиться и изобразить его пантомимикой.
  3. Формировать умение выполнять упражнения ритмично.
  4. Расширить круг знаний детей о цветах наиболее распространенных в нашей местности.

Ход:

  • Этюд «Цветок» (стр.58).
  • Логоритмические упражнения «Волшебные цветы» (стр. 58 -54).
  • Дидактическая игра «Назови цветок» (стр.57).
  • Речевая игра «Где растёт?» (стр.60).
  • Речевая игра «Кто больше назовёт» (стр.61).

Творческое задание: «Букет цветов»

  • развивать цветовое восприятие, чувство вкуса;
  • умение составлять букет, подбирая цветы по размеру и назначению.

II ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Познакомить детей с правилами составления букета.
  2. Дать представление о влиянии сезонных изменений на жизнь и развитие  

    растений.

  1. Закрепить знание названий и особенностей цветов, растущих па участке

    ДОУ.

  1. Помочь в организации сюжетно-ролевой игры «Цветочный магазин».
  2. Закрепить умение исполнять роль продавца, вести диалог.

Ход:

  • Дидактическая игра. «Букет цветов» (cтp.61).
  • Развивающая игра «Цветы и времена года» (стр.61).
  • Дидактическая игра «Садовник» (стр.62).
  • Игра с мячом «Я знаю пять цветов» (стр.62).

Творческое задание: Изготовление атрибутов для игры «Цветочный магазин»

  • развивать образное мышление;
  • воспитывать эстетический вкус;
  • формировать чувство прекрасного.

III ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Познакомить детей с тем, как выращивают разные цветы в зависимости от сроков цветения.
  2. Учить детей разгадыванию и составлению простейших кроссвордов.
  3. Развивать умение составлять подробный описательный рассказ о выбранном цветке.
  4. Дать знания об отличительных особенностях внешнего вида и времени цветения лесных цветов.
  5. Развивать словарь прилагаемых при составлении описательных рассказов о

   цветке.

Ход:

  • Дидактическая игра «Труд в цветнике» (стр.63).
  • Разгадывание и составление простейших кроссвордов (стр.64).
  • Дидактическая игра «Расскажи о себе» (стр.64).
  • Ролевая игра «Садовник» (стр.65).
  • Развивающая игра «Лесные цветы» (стр.65).
  • Дидактическое упражнение «Кто больше соберет слов для цветка» (стр.66.).

Творческое задание: «Садовые цветы» лепка на пластилине.

  • формировать интерес к использованию знаний о цветах;
  • развивать воображение.

IV ЗАНЯТИЕ:

Задачи:

  1. Классифицировать цветы по мету произрастания.
  2. Устанавливать причинно-следственные связи в природе.
  3. Познакомить с названием имён людей, которые произошли от названия цветов (Роза, Лилия, Нарцисс. Василёк и т.д.).
  4. Расширить представления с флоре и фауне луга.
  5. Закрепить основные части цветка.

Ход:

  • Дидактическое упражнение «Четвертый лишний» (стр.66).
  • Речевое задание «Найти причину» (стр.66).
  • Игры с мячом «Неточные названия» (стр.67).
  • Творческая игра «Путешествие на луг» (стр.68-69).
  • Пальчиковые игры (стр.73-74).
  • Хоровая игра «Мы на луг ходили» (стр.74).

Творческое задание: «Цветник» (коллективная)

  • развивать воображение, творчество, фантазию;
  • испытывать удовольствие от совместно выполненной работы.

В разработке планирования использован материал пособия: «Итоговые дни по лексическим темам» Е.А. Алябьева (книги 1-3), М. ТЦ Сфера, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по теме «Осень» для старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей: «Познание». «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».Цель: продолжать формирование представления детей об осенних изменениях в природе.Задачи:Об...

Конспект образовательной деятельности по теме: «Математический магазин» (старший дошкольный возраст) в соответствии с ФГОС

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: "Математический магазин" для детей старшего дошкольного возраста....

Планирование образовательной деятельности по теме "Мир вокруг нас" в подготовительной к школе группе.

Планирование образовательной деятельности по теме "Мир вокруг нас" в подготовительной к школе группе....

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности по теме: «Космос вокруг нас»

Формирование у дошкольников первоначальных представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, о космонавтах и их качествах. Реализация в старшей группе компенсирующей напр...

Планирование образовательной деятельности по теме "Мир вокруг нас" в старшей группе

Планирование образовательной деятельности по теме "Мир вокруг нас" в старшей группе...

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности по теме «Космос вокруг нас» для детей с ЗПР подготовительная группа

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности по теме «Космос вокруг нас»...

Планирование образовательной деятельности по литературному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Приобщение к искусству, формирование у детей способности эстетически воспринимать и понимать ценности культуры. Поэтому необходимо воздействие произведений художественной литературы и фольклора....


 

Комментарии

Протасевич Ольга Николаевна

Спасибо Вам! Очень полезная информация! Молодец!