Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности по теме: «Космос вокруг нас»
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая группа)

Музулькова Ирина Викторовна

Формирование у дошкольников первоначальных представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, о космонавтах и их качествах. Реализация в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 21 имени  Героя Советского Союза Е.А. Никонова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Терем-теремок» 446204, Россия, Самарская область,  г.Новокуйбышевск, ул. Дзержинского, дом 43 «г»         тел/факс 8 (84635)  2-40-35 e-mail: doo_sch21_terem_nkb@samara.edu.ru

\

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности по теме:

 «Космос вокруг нас»

(старшая группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР)

Дердиященко Елена Игоревна, учитель-логопед ГБОУ ООШ №21 СП «Детский сад «Терем-теремок»

Музулькова Ирина Викторовна, учитель-дефектолог ГБОУ ООШ №21 СП «Детский сад «Терем-теремок»

2023


Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности по теме: «Космос вокруг нас» (старшая группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР)

Цель: Формирование у дошкольников первоначальных представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, о космонавтах и их качествах.

Задачи: Коррекционно-образовательные:расширять представления детей о многообразии космоса, об интересных фактах и событиях связанных с космосом;  обогащать знания детей о первых космонавтах, необходимых личностных качествах для профессии;способствовать ознакомлению детей с историей освоения космоса, дать представления о роли человека в изучении космического пространства.

Коррекционно-развивающие: обогатить и активизировать словарный запас по теме «Космос»;развивать умения получать новую информацию об объектах в процессе их исследования;развивать детскую инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности.

Коррекционно – воспитательные:воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса; воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за достижения страны в области освоении космоса, чувство патриотизма.

Совместная деятельность взрослых и детей

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями детей

Понедельник

Познавательно-исследовательская деятельность.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. «Полет в космос»(просмотр фильма о космосе, мини – викторина).

Задачи: обобщить имеющиеся представления детей о космосе, формировать умение презентовать свои знания, обогащать представления детей о планетах во Вселенной.

Изобразительная деятельность

«Загадочный мир космоса».

 Задачи: освоить новый способ рисования в нетрадиционной технике «Граттаж» (цветные восковые мелки+ черная гуашь)

Музыкальная деятельность

«Мы жители планеты Земля». Задачи: актуализировать знания о космосе; создать условия для отработки навыков в разучивании песни; формировать любовь и уважение к планете, на которой мы живём. Разучивание песни Ю.Чичкова «Наш весёлый экипаж», танец «Кружится планета».

Утро:

1. Совместное рассматривание карты

звездного неба, космических ракет.

2. Утренняя гимнастика

 «Зарядка для

космонавтов»

4. «Утренний круг»:

 «Что такое космос?». Совместное

планирование проживания темы.

5. Прогулка:

1)Наблюдение за небом, солнцем.

2) Подвижная игра «Солнце и планеты».

6.Чтение:

«Незнайка на Луне» Н.Носов

Прослушивание муз.композиций

«Лунная соната» Л. Бетховен

Вечер:

1. Оздоровительная гимнастика «Ракета» последневного сна.

2. Прослушивание песен о космосе:

«Наш звездолет» (О. Емельянова).

3. Дидактическая игра «Переполох» (части суток)

4.Составление рассказа по серии

сюжетных картинок «Полёт космонавтав космос».

5. «Вечерний круг» - сбор информации«Чем занимались сегодня, что узнали за день, что будем делать завтра?»

6. Прогулка 2.

1) Наблюдение за солнцем в вечернеевремя.

2) Подвижная игра «Кто быстрее соберет все звездочки».

Рассматривание иллюстраций и прочтение книг.

Е.П.Левитан «Твоя Вселенная».

Е.П.Левитан «Звёздные сказки».

Л.Талимонова «Сказки о созвездиях».

Разукрашивание

 «Космического

аппарата», «Планет» и т.п.

Проигрывание дидактической игры

«Живое–неживое вКосмосе».

Посещение художественной галереи «Виктория».

Мастер-класс в технике «эбру» - «Звездный мир».г.Новокуйбышевск

Чтение родителей с детьми произведений (на выбор)

Уэллса Гордона «Звездочет и обезьянка Микки».

Е.П.Левитан «Малышам о звездах и планетах».

Родителям вместе с детьми найти новую поговорку, стихотворение, загадку и разучить.

Вторник

Познавательно-исследовательская и коммуникативная деятельность  

«Приключения Незнайки

на Луне»

Задачи: формировать навыкиориентировки по заданному маршруту; развивать интерес к исследованию в процессе измерения объёма предметов различными способами; совершенствовать умение сравнивать предметы по различным признакам.

Изобразительная деятельность

 «На космодроме Байконур» (лепка и художественный труд) Задачи: формировать умение составлять коллективную композицию из вылепленных фигурок ракет; развивать фантазию и воображение в процессе создания «ракеты» из бросового материала (пластиковые бутылочки).

Двигательная деятельность (Подвижные игры)

«Быстрыми и ловкими

стать хотим и в космос

полетим» (на улице)

Задачи: совершенствовать

навыки бега «змейкой»,

челночного бега, бега с

преодолением препятствий.

Утро:

1. Загадки о космосе.

2. Пальчиковая гимнастика «Ракета»

3. Утренняя гимнастика.

4. «Утренний круг» - совместное

планирование деятельности на день.

5. Беседа-портрет «Знакомьтесь,

они были в космосе».Коротко познакомить ребят сфактами биографии Ю.А. Гагарина, В.В.Терешковой, собаками- космонавтами – Белкой и Стрелкой.

6.Прогулка:

1) Опыты с ветром.

2) Подвижная игра «Перепрыгни астероид».

3)  Подвижная игра «Кто больше соберет спутников»

Вечер:

1. Сюжетно-ролевая игра  “Космонавты”.

“Проведение испытаний”-формировать

умения творчески развивать сюжет игры

2. Игровое упражнение «Завтрак космонавта» - придумать

для обычных блюд космическое

название.

3. Прогулка 2.

1) «Уличный оркестр» из подручного и выносного

материала; проиграть «Песенка

инопланетян».

2) Игры-соревнования «Подготовка к космическому путешествию».

Рассматривание альбомов«Космос», «Звёзды и планеты».

Проигрование дидактической игры «Собери картинку»

(на космическую

тематику)

Рассматривание карты звездного неба, глобуса – макета Земли, модели солнечной системы.

Посещение музея«Самара космическая». Экспозиция «Самара космическая».  г. Самара

Заучивание стихотворения "Юрий Гагарин"

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

(Автор:В. Степанов)

Среда

Коммуникативная деятельность.

Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу.

Задачи: совершенствовать грамматический строй речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже); активизировать речь детей посредством составления предложений, рассказов по мнемотаблице.

Восприятие художественной

литературы и фольклора

Албанская народная сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили».

Задачи: совершенствовать умение внимательно слушать текст, отвечать на вопросы по тексту.

Конструктивная  деятельность

Творческое

конструирование «Ракета»

Задачи: совершенствовать

навыки сооружения построек

по схемам из разнообразных

по форме и величине деталей;

формировать интерес к

созданию коллективной

постройке, объединённой

общим замыслом.

Двигательная деятельность

«Полетели к звездам».Задачи: развивать

умение ходить и бегать врассыпную, не

наталкиваясь друг на друга; учитьдействовать по сигналу.

Утро:

1. Обсуждение «Особенности приема

пищи в космическом полете», «Как

избежать травмы» (предупреждение

травматизма в состоянии невесомости)

2. Утренняя гимнастика

3. «Утренний круг» - совместное

планирование деятельности на день.

4. Д/и «Как устроен дом космонавтов» –

развитие активности и инициативности

детей.

5. «Блуждание» по карте звездного неба.

6. Прогулка.

1) Наблюдение за птицами.

2)  Исследовательская деятельность на тему «Какие предметы

быстрее нагреваются на Солнце: темные

или светлые?» (Дотрагиваясь до

металлических предметов, определить,

где солнце греет сильнее.)

3). Игра «Ракета» - умение слышать

музыку и выполнять движения в

соответствии с текстом.

Вечер:

1.Оздоровительная гимнастика после

дневного сна.

2. Музыкальная игра «Шумовой

оркестр» (аккомпанируем знакомым

мелодиям «Наш весѐлый экипаж»,

«Разукрасим все планеты»,

«Невесомость»)

3. «Вечерний круг» - сбор информации

«Чем занимались сегодня, что узнали за

день, что будем делать завтра?»

4. Прогулка 2.

1) Подвижная игра «Космическая фигура замри».

2)Подвижная игра «Летающие тарелки»

Прослушивание космической музыки.

Музыкальные произведения группы Зодиак.

Советские песни «Мы в космос улетаем на работу», «Я-Земля!», «Знаете, каким он парнем был!», "На пыльных тропинках далёких планет...", "Мы в космос улетаем на работу...".

Конструирование «Космический корабль», Космическая станция».

Экспериментирование в домашних условиях

«Месяц в домашних условиях», «Как образуются метеоритные кратеры», «Созвездие из светящихся пластмассовых звездочек», «Солнца и земли (тыква и горошина).

Совместное прослушивание

Саундтреки

Тайм-ат - Этот большой мир (ремейк песни из фильма "Отроки во Вселенной"). Александр Зацепин «Тайна третьей планеты». Ксения Ларионова «Ключ на старт».

Четверг

Познавательно-исследовательская деятельность

«Почему всё

падает на Землю?»

Задачи: подвести детей к

пониманию, что Земля

обладает силой притяжения,которая зависит от веса и

площади предмета.

Изобразительная деятельность

«К далёким планетам» (смешанная  техника рисования (по трафарету, «набрызги» и т.д.)  

Задачи: развивать фантазию, учить подбирать цветовую гамму, создавать образ космического пространства.

Музыкальная деятельность

«На планете Земля

весело живётся и об этом у

нас в песенке поётся!»

Задачи: закреплять умение

петь выразительно, а так же

передавать в движении

музыкально-игровые образы.

Утро:

1. Дидактическая игра  «Загадки о Космосе»

2. Утренняя гимнастика.

3. «Утренний круг» - совместное

планирование деятельности на день.

4. Дидактическая игра  «Космическая станция» - передача слова другим детям (прохлопатьколичество слогов в ладоши).

5.Прогулка.

1) Наблюдение за ветром

2) Дидактическая игра «Отгадай планету по описанию»

3). Подвижная игра «Кто быстрее?».

Вечер

1.Оздоровительная гимнастика после

дневного сна.

2. Творческая мастерская. Создание

ракеты для игры «Космическое

путешествие»

3. Дидактическая игра «Скажи наоборот» - умение выделять в языке слова с

противоположным смыслом.

4. «Вечерний круг» - сбор информации

«Чем занимались сегодня, что узнали за

день, что будем делать завтра?»

5. Сюжетно-ролевая игра - инсценировка “Путешествие на чужую планету”

6. Прогулка 2

1) Подвижная игра «Вокруг света».

2) Дидактическая игра «Доскажи космическое словечко»

Предложить на выбор

игры-задания:«Обведи

по точкам», «Дорисуй»,

«Лабиринты» на

космическую тематику.
Создания

«космических

музыкальных

инструментов».

Предложить детям

неоформленный

материал: пластиковые

бутылки, втулки,

коробочки для создания

«космических

музыкальных

инструментов».

Заучивание считалочки"Командир…"

 Раз, два, три, четыре, пять —

Будем в космос мы играть.

Много есть у нас ракет —

Командира только нет.

Изготовить поделку вместе с ребенком.

 «Этот удивительный космос».

Рассказывание мифов о происхождении Земли.

Пятница

Коммуникативная деятельность

«Космонавты». Задачи:продолжить обучать звуковому анализу слов, закреплять умение делить слова на части (слоги), упражнять в придумывании предложений с заданным словом и составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов.

Изобразительная деятельность  

«Путешествие к звездам»

Задачи: развивать навыки

симметричного вырезывания

из листа бумаги, сложенного

пополам.

Двигательная деятельность

Эстафета «Мы готовимся к полету»

Задачи: развивать интерес к спортивным играм-соревнованиям; развивать ловкость, меткость, быстроту.

Утро:

1. Обсуждение «Звезды и созвездия» -

какая самая яркая звезда?

2.Утренняя гимнастика

3. «Утренний круг» - совместное

планирование деятельности на день.

4. Ситуация общения «Какими

представляли Землю и небеса люди в

древности»

5. Прогулка.

1) Наблюдение за небом

2)Дидактическая игра  «Обувь космонавта» - развитие словарного запаса.

3)Дидактическая игра «Найди свою планету» - развитие внимания и ориентировки в пространстве

Вечер:

1. Выучить с детьми считалку

«Светит Солнце, а вокруг….»

Рассматривание  иллюстраций и прочтение книг.

П.Клушанцева «О чем рассказал телескоп».

И.Холи «Я тоже к звездам полечу».

Г.Юрлин «Что внутри?»

Рассматривание иллюстраций с космонавтами, космическими кораблями, космической станцией; фото из космоса.

Подобрать фотографию к  выставке  «Хочу всё знать о космосе».

Придумать рассказ«Мое космическое путешествие», нарисовать к рассказу рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности на тему: "Мир вокруг нас" старший дошкольный возраст

Учебно-методическое пособие предназначено для воспитателей детских садов. В программе предлагается широкий спектр форм организации детской деятельности, что позволяет выбрать приемлемые методы при про...

“Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности на неделю в соответствии с ФГТ” для подготовительной группы Тема: “Космос”

“Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности на неделю в соответствии с ФГТ”для  подготовительной группыТема: “Космос”на всю неделю.... так же есть приложение и презен...

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...

О комплексно-тематическом планировании образовательной деятельности с дошкольниками – как одном из необходимых условий реализации ФГОС. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ НА 2016-2017 г

ФГОС о комплексно- тематическом планировании. Особенности  тематического планирования  в логопедической группе. Распределение работы учителя-логопеда и воспитателей по видам деятельности. Ка...

Комплексное тематическое планирование образовательной деятельности в образовательной области «Познание» «Формирование мышления»

Комплексное тематическое планирование образовательной деятельности в образовательной области «Познание» «Формирование мышления» в разновозрастной группе № 2...

Комплексное тематическое планирование образовательной деятельности в образовательной области «Познание» «Формирование элементарных количественных представлений и сенсорное воспитание»

Комплексное тематическое планирование образовательной деятельности в образовательной области «Познание» «Формирование элементарных количественных представлений и сенсорное воспитание...

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности по теме «Космос вокруг нас» для детей с ЗПР подготовительная группа

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности по теме «Космос вокруг нас»...