Непосредственная образовательная деятельность по теме «Осень» для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Патрикеева Ирина Николаевна

Интеграция образовательных областей: «Познание». «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

Цель: продолжать формирование представления детей об осенних изменениях в природе.

Задачи:

Образовательные: закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени.

Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность.

Речевые: развивать диалогическую, связную речь, закрепить словарь детей: вереница, моросящие, сварливые, спячка.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, коллективизм, уважение к товарищам по команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe_po_teme.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по теме «Осень» в подготовительной группе

Интеграция образовательных областей: «Познание». «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

Цель: продолжать формирование представления детей об осенних изменениях в природе.

Задачи:

Образовательные: закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени.

Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность.

Речевые: развивать диалогическую, связную речь, закрепить словарь детей: вереница, моросящие, сварливые, спячка.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, коллективизм, уважение к товарищам по команде.

Демонстрационный материал: иллюстрации осеннего пейзажа, уборки хлеба, перелетных и зимующих птиц, кружочки зеленые и красные по 10 штук.

Раздаточный материал: эмблемы для команд, сладкие призы.

Методические приёмы: игровая ситуация, соревнование, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, анализ, подведение итогов, награждение.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, отгадывание загадок, разгадывание ребусов, экскурсия, беседа о птицах, наблюдение через иллюстративный материал за работой колхозников.

Ход НОД:

Воспитатель. Осень прекрасное время года. Многие поэты, композиторы, художники посвящают ей свои произведения. Вот как поэтесса И. Михайлова рассказывает в своём произведении про разноцветные осенние листья.

Ребенок читает стихотворение И. Михайловой «Как обидно».

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золото,

Как хорош ты, лист цветной!

А ветер щеки толстые надул, надул, надул

И на деревья мокрые

Подул, подул, подул!

Красный, желтый, золотой,

Облетел весь лист цветной.

Как обидно, как обидно:

Листьев нет - лишь ветки видно.

Воспитатель. Сегодня мы с вами проведём КВН, посвященный времени года - осень. У нас две команды, которые называются «Рябинки» и «Осенние листочки». Поприветствуем друг друга.

Капитан команды «Рябинка».

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

Мы, рябинки, осень празднуем,

Бусы красные надев.

Капитан команды «Осенние листочки».

Листья мы зеленые,

С липы мы и с клена мы,

Мы на веточках сидели,

А потом мы пожелтели.

Воспитатель. Чтобы оценить результаты конкурсов, нам необходимо выбрать жюри, которое будет оценивать команды.

Зеленые кружки будет получать команда «Осенние листочки», а красные кружки команда «Рябинки».

(Заходит Леший)

Буратино. Здравствуйте, дети. Как у вас красиво, прямо как в осеннем лесу, в котором я нашёл вот эти волшебные листья. На них написаны загадки, а читать я не умею, помогите, пожалуйста, разгадать их.

Воспитатель. Да, Леший, плохо, когда не умеешь читать. Давай, для разминки отгадаем твои загадки.

(Загадки читаются по очереди, сначала команде «Рябинки», потом команде «Осенние листочки»)

 1. Утром мы во двор идем,

 Листья сыплются дождем,

 Под ногами шелестят

 И летят, летят, летят. (Осень)

 2. Под сосною у дорожки,

 Кто стоит среди травы,

 Ножка есть, но нет сапожка,

 Шляпка есть - нет головы? (Гриб)

 3. Вот кто-то важный

 На белой ножке.

 Он с красной шляпкой,

 На шляпке горошки. (Мухомор)

 4. Само с кулачок,

 Красный бочок,

 Потрогаешь гладко,

 Откусишь – сладко. (Яблоко)

 5. Летом вырастают,

 А осенью опадают (Листья)

 6. Несу я урожаи,

 Поля вновь засеваю,

 Птиц к югу отправляю,

 Деревья раздеваю. (Осень)

 7. И зелен, и густ,

 На грядке вырос куст,

 Покапай немножко,

 Под кустом… (картошка)

 8. Кто осенью холодной,

 Ходит хмурый и голодный? (Волк)

 (оценивается конкурс)

 Леший: Спасибо, вам, дети. Вы очень умные на свете. Я тоже хочу так отгадывать загадки.

 Воспитатель. Буратино, оставайся у нас мы тебя многому научим.

 Леший. Я согласен, буду учиться вместе с вами.

 Воспитатель. Дети, а теперь давайте расскажем Буратино по каким признакам можно определить время года осень.

 Команды по очереди называют признаки осени:

 солнце светит, но все меньше греет; дни становятся короче, а ночи длиннее; небо все чаще закрывают низкие тяжелые тучи; льют нудные моросящие, сварливые дожди; ветер становится резким и холодным; птицы улетают в теплые края; звери готовят запасы, впадают в спячку; люди убирают урожай, шьют тёплую одежду. (оценка конкурса)

 Воспитатель: Сейчас будут соревноваться капитаны команд. Им надо из имеющихся иллюстраций птиц, выбрать: капитану команды «Рябинки» - перелетных птиц, а капитану команды «Осенние листочки» - зимующих птиц. (капитаны располагают картинки на доске)

 Леший. Дети, пока капитаны команд соревнуются, я предлагаю вам поиграть в игру «Перелёт птиц».

 Воспитатель. Давайте проверим, как справились с заданием наши капитаны. (оценка конкурса)

 Воспитатель. Следующий конкурс «Разгадай ребус».

 (команды поочерёдно разгадывают ребусы)

 Воспитатель. Конкурс эрудитов «Умники и умницы».

 Вопросы для команды «Осенние листочки»

 1. Какими словами можно сказать ласково о лесе? (лесок, лесочек)

 2. Кто разносит семена растений? (люди, птицы, животные, насекомые)

 3. Какие звери линяют в осенний период? (белки, зайцы, лисы)

 4. Как называются грибы, растущие на пнях? (опята)

 5. Какие птицы летят вереницей? (утки, гуси, лебеди)

 6. Как готовятся звери к зиме? (строят норы, делают запасы, впадают в спячку)

 Вопросы для команды «Рябинки»

 1. Как называется человек, который охраняет лес, ухаживает за ним? (лесник, лесничий)

 2. Какие осенние месяца вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

 3. Какие звери впадают в спячку? (медведи, ежи, барсуки)

 4. Какой гриб носит имя дикого животного? (лисичка)

 5. Какие птицы улетают стаей (ласточки, стрижи, грачи, скворцы)

 6. Как называется дуб, который не сбрасывает листья на зиму? (зимний)

 (оценка конкурса)

 Леший. Дети, посмотрите какие у меня замечательные картинки. На одной нарисован лес, на другой – хлеб. Давайте придумаем для них красивые слова. Команда «Осенние листочки» придумывает к слову «ЛЕС». Команда «Рябинки» к слову «ХЛЕБ».

 (ЛЕС – большой, зеленый, красивый, родной, богатый, молодой, живой, сосновый, дубовый, светлый, осенний, дремучий, хвойный, смешанный).

 (ХЛЕБ – пшеничный, ржаной, свежий, вкусный, хрустящий, ароматный, аппетитный, поджаристый, румяный, белый, пышный, душистый).

 (оценка конкурса)

 Леший. Дети, какие вы молодцы. Много всего знаете и умеете. Я тоже буду читать, заниматься и стану таким же умным, как и вы.

 Воспитатель: Леший, пока жюри оценивает конкурсы, дети назовут приметы и пословицы об осени.

 1. В сентябре одна ягода и то - горькая рябина.

 2. Быстрый дружный листопад - на суровую зиму.

 3. Холодный сентябрь да сыт.

 4. Теплый октябрь предсказывает морозную зиму.

 5. Осенью паутина - на ясную погоду.

 6. Облака идут низко - скоро похолодает.

 7. Первый прочный снег выпадает ночью.

 8. От осени к лету повороту нету.

 9. Весной дождь растит, а осенью гноит.

 10. Лето со снопами, а осень с пирогами.

 11. Упал с дерева осенний лист - жди осени.

 Жюри подводит итоги конкурсов, выявляет победителей. Леший раздает детям подарки, прощается и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация непосредственно-образовательной деятельности "Художественное творчество" с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: "Необитаемая планета"

Организация непосредственно-образовательной деятельности "Художественное творчество", лепка.  Деятельность с ребятами подготовительной группы посвящена знакомству с необитаемой планетой. Ставится...

Организация непосредственно-образовательной деятельности "Художественное творчество" с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: "Кошачья планета"

Организация непосредственно-образовательной деятельности "Художественное творчество", рисование. Деятельность с детьми подготовительной группы направлена на создание образа кота, кошки или котёнка, ко...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в группе старшего дошкольного возраста (с 5 – 6 лет) Образовательная область «Познание» Тема: «В гости к елочке»

КонспектНепосредственно  образовательной  деятельностипо ФЭМП в группе  старшего  дошкольного  возраста(с  5 – 6 лет)Образовательная  область  «Познание»Т...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) Тема: «Путешествие в осенний лес»

Конспект непосредственно - образовательной деятельностипо музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет). Тема: "Путешествие в осенний лес". В структуре конспекта выдержаны все ...

Непосредственная образовательная деятельность по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с юкагирской песней».

Способствовать развитию детей познавательного интереса к окружающему миру, формировать представление о многонациональном составе нашей республики....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ИЗО для детей старшего дошкольного возраста «Деревья в осеннем наряде»

Данный материал позволяет формировать навык создания коллективных композиций с использованием нетрадиционной техники изобразительной деятельности (рисование ватными палочками);  расширя...